Второстепенные силы побуждающих мотивов
Давид знал, что такое святость. Он писал: «Сохрани душу мою, ибо я благоговею пред Тобою; спаси, Боже мой, раба Твоего, уповающего на Тебя» (Пс. 85:2). Во всем Теле Христовом и на всем протяжении христианской истории мы обнаруживаем разные методы, которые использовались для того, чтобы побудить человеческое сердце обратиться к Господу. Проповедники и евангелисты из различных фракций и течений прикасались к разным струнам человеческой души, чтобы выполнить эту миссию. Некоторые делали упор на страхе наказания и взывали: «Вернитесь! Ибо если вы не сделаете этого, вы навлечете на себя вечное осуждение». Поймите меня правильно, все это верные библейские мотивы, действительно побуждающие человека к покаянию. Люди воистину отправятся в ад, если не покаются и не примут Иисуса Господом своей жизни. Желание избежать вечного осуждения — один из самых сильных стимулов, данных Богом для того, чтобы человек бежал из тьмы в свет. Библия называет людей, которые отвечают на этот призыв, «исторгнутыми из огня» (см. Иуд. 23). В наши дни кто-то шутит, говоря, что такие люди получают страховку только от пожара, однако эта страховка действительно работает. Ужасы преисподней пробуждают их сердца, и эти люди возвращаются к Господу. Но страх перед геенной огненной нельзя назвать основным мотивом, который побуждает людские сердца обратиться к Богу.
Другой распространенной методикой проповеди святости является акцент на страхе упустить свой шанс в пробуждении. Возможно, вы слышали, как проповедники говорят примерно следующее: «Если вы не обратитесь к Господу, вы никогда не сможете действовать в большом помазании. Сделайте усилие и заплатите цену, чтобы стать участником пробуждения». Такие проповедники призывают людей последовать за Богом для того, чтобы Господь мог использовать их в полную силу. По сути, они выставляют Бога в качестве средства для достижения цели: если мы обратимся к Богу, мы получим за это награду — пробуждение. Пробуждение хорошо и необходимо, но не оно должно служить главным стимулом. Призыв стать частью того, что делает Бог, как правило, остается вдохновением лишь на короткое время, но потом он теряет свою привлекательность и силу. Обычно такой призыв приводит к уверенным заявлениям, символическим действиям, грандиозным решениям и обильным слезам. Но когда человек снова в бессилии падает или надламывается, или же у него проходит первый восторг, этот стимул, как правило, угасает.
Может, вы видели подобные проявления в своей церкви. Человек искренне хочет сделать для Бога как можно больше, и, услышав в проповеди призыв напрячь силы и не упустить пробуждение, он кается в каких-то грехах, которые допустил в своей жизни. Возможно, он начинает ходить в библейскую школу или на все молитвенные собрания в церкви. Но через какое-то время в его жизни что-то происходит. Он допускает какую-то ошибку, падает, впадает в грех или совершает какую-нибудь глупость. Из пепла его поражения вырастают сомнения и берут верх над его прежней решимостью. Его победный настрой тает и превращается в депрессивное отчаяние. Пробуждение кажется далеким и нереальным, и у него больше не остается стимула к борьбе за осуществление своих решений, поэтому он снова становится прежним вариантом верующего. И хотя такая форма побуждения к святости тоже библейского происхождения, ее нельзя назвать основным, самым эффективным методом, приготовленным Богом для Его народа.
Другие люди в истории христианства зажигали людей, используя страх позора. Они говорили: «Обратитесь от своих путей, иначе ваши грехи обнаружатся и вам будет стыдно. Если вы согрешаете, ваш грех станет явным для всех и вы будете унижены перед всеми». Когда вы слышите такой призыв, у вас по спине начинают бегать мурашки. О, боль стыда и позора! Тем не менее первоначальный ужас рассеивается уже после того, как мурашки перестают бегать у вас по спине. Вы переступаете через эти мысли, предполагая, что сумеете скрыть все свои делишки и вас не поймают на месте преступления. Заручившись ложным чувством уверенности, вам удается убедить себя в том, что вас никогда не будут судить. Однако все это неправда, потому что суд обязательно будет, и разоблачение грехов всегда вызывает чувство стыда. Просто идея стыда, хоть и библейская, ограничивает нашу способность жить истинно святой жизнью.