У каждого христианина есть две альтернативы: обмануть себя, будучи непослушным Слову Божьему, или повиноваться Слову и получить благословение.
Нет сомнений, что уже в первой Церкви времен Нового Завета была проблема самообмана, выражающегося в различных формах:
а) Верующий обманывает самого себя, если говорит, что он безгрешен:
"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас" (1 Ин. 1:8).
б) Верующий обманывает себя, если начинает превозноситься:
"Ибо, кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя" (Гал. 6:3).
в) Он обманывает себя, если думает, что может обмануть Бога:
"Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7).
Он может сеять, чтобы удовлетворять свою плоть, и это будет для него духовной смертью, или может сеять, чтобы удовлетворить Духа, и это есть вечная жизнь. Когда христиане недоумевают, почему у них возникают такие ужасные проблемы, им нужно призадуматься над тем, что они сеяли. Тот, кто критикует, пожнет критику. Кто судит, сам будет судим. Иисус ясно сказал нам, что каждый будет судим таким судом, каким он судит других людей.
С другой стороны, если человек дарим другим любовь, то он любовь и пожнет. Если он щедр, то щедро и пожнет, и не будет ни в чем нуждаться.
г) Христианин обманывается, если он ставит свой разум и свое понимание выше откровения Слова Божьего:
"Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" (1 Кор. 3:18).
Все эти примеры самообольщения характеризуются тем, что христианин превозносит свою душу, или свою душевную жизнь, выше духа. Это всегда приводит к проблемам.
д) Человек также обманывает самого себя, если считает себя духовным, но говорит непотребные вещи, критикует и судит других:
"Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие" (Иак. 1:26).
Кажется, что это слишком уж суровая оценка. Но Иисус сказал: "От избытка сердца говорят уста" (Матф. 12:34). Он прекрасно осознавал, что несдержанность языка свидетельствует о неверном состоянии сердца.
е) Это самообман - думать, что формальная религия может спасти людей.
Самым неприятным в самообмане является то, что виновный человек обычно не видит собственного греха. Такова природа самообмана, что человек остается духовно слеп. Попробуйте сказать критику, что он критикан, и вы увидите, какая последует реакция!
Фарисеи были воплощением самообмана: внешне выполняли свои религиозные обряды, и в то же время отбросили все наиболее важное в законе. Они обманывались, воображая, что словами своими могут угодить Богу, в то время как сердца их были далеки от Него. Они выглядели праведными, но внутри были глубоко порочны.
Иисус предупреждал, чтобы мы не становились законниками, формально религиозными людьми. Апостол Павел предупреждал нас, что неправедные не наследуют Царства Божьего:
"Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6:9 - 10).
Нет никакого универсального спасения! Нет повода говорить, что "все равно все спасутся, как бы там ни было".
ж) Представлять себе, что все попадут на небеса - это также один из видов самообмана.
"Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Ин. 14:6).
з) Христианин обманывает сам себя, если думает, что на него не повлияют другие, или что он может заигрывать с грехом или искушением.
Павел предупреждает верующих, чтобы они смотрели, с кем водятся:
"Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33).
Христианин несет ответственность за то, чтобы идти в мир и свидетельствовать всем, кому только можно, но это вовсе не означает, что ему позволительно идти на компромисс с миром, жить по мирским стандартам, угождать своей плоти и прерывать свои взаимоотношения с Богом.
Обман
Сатана ищет, как обмануть верующих. Я перечислю здесь некоторые его методы, о которых предупреждает нас Библия:
а) Лжехристы. Павел говорит:
"Ибо, если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому" (2 Кор. 11:4).
Сегодня проповедуют так много "других Иисусов", и это происходит даже в церквах. Некоторые проповедуют Иисуса, который не властен вмешиваться в обстоятельства или сверхъестественным образом ответить на молитву. Другие проповедуют Иисуса, который сегодня уже не такой как вчера. Они заявляют, что Он уже не исцеляет сегодня и не являет чудес и знамений, которые были во времена первоапостольской церкви. Они проповедуют однобокое Евангелие, однобокий крест и даже однобокого Иисуса!
Мы должны верить в такого Иисуса, о котором говорит нам Писание, который "вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8).
б) Лжепророки. Иисус предупреждает верующих:
"Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Матф. 24:24).
Все пророчества нужно проверять, кто бы ни пророчествовал и какие бы он ни являл чудеса.
в) Лжеучители. Враг пытается обмануть верующих через тех учителей, которые искажают истину.
"И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою" (Деян. 20:30).
г) Ложные заявления. Иисус предупреждает:
"…Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят" (Матф. 24:4 - 5).
д) Лжеучения. Появятся не только лжеучители, враг будет также приходить к христианам и нападать на них лично. Павел говорит Тимофею:
"Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским…" (1 Тим. 4:1)
То, чему они учат, может казаться вполне разумным и очень даже духовным, но на самом деле это дьявольский обман: такие, к примеру, учения, как нью-эйдж, спиритизм и оккультизм. Святой Дух дает нам различение, что от Бога, а что не от Него. И если даже избранные могут быть обмануты, то, очевидно, далеко не все христиане готовы прислушиваться к внутреннему свидетельству Духа Божьего.
Мы должны верить всему, что говорит Бог, а не выбирать, что нам нравится, а что нет. Даже малейшее неподчинение авторитету Божьего Слова открывает дверь дьявольскому обману.
Если вы не верите тому, что говорит Господь, значит, вместо этого вы верите чему-то иному. Вы чем-то подменили Истину!
Насколько же важно не уступать врагу и пяди своей территории, не давать ни малейшего основания для обвинений, обмана или осуждения. Насколько важно ходить в Духе, в Истине, и проверять каждого духа, чтобы увидеть от Бога ли он (1 Ин. 4:12).
Многие, наверняка, не делают этого. Поразительно, как много пророчеств в церквах принимаются на веру, без всякой проверки, не испытав их, как учит об этом Писание.