Повествование о возрождении религии в Нортгемптоне в 1740-1742 гг., изложенное в письме к служителю из Бостона
Нортгемптон, 12 декабря 1743 г.
Преподобный и достопочтенный сэр!
С тех самых пор, как около девяти лет назад здесь начало происходить великое действие Божье, в этом городе происходили великие и пребывающие перемены во многих отношениях. В городе наблюдался весьма большой подъем религии среди всех родов людей, как в религиозных упражнениях, так и в обыкновенных беседах. Произошли значительные перемены среди молодежи этого города — в отношении кутежей, увеселений, грубых и непристойных разговоров и похабных песен; также имели место значительные перемены как среди взрослых, так и среди молодежи, в отношении посещений таверн. Я полагаю, что город не был настолько свободным от порока на протяжении любых шестидесяти лет, как за последние девять лет. Также имела место очевидная перемена в отношении к духу благотворительности бедным; хотя относительно этого я думаю, что и нам в этом городе, и во всей окрестности в целом, еще весьма далеко до правил Евангелия. И хотя после того великого действия девять лет назад имел место печальный упадок религиозных чувств и увлеченности духа людей религией, однако многие группы, собиравшиеся для молитвы и совместного поклонения, продолжали существовать все это время, и было несколько случаев пробуждения и глубокой озабоченности о вещах иного мира-даже в самое мертвое время.
В 1740 году, весной, перед тем как г-н Уайтфилд приехал в этот город, имела место видимая перемена; было больше серьезности и религиозных бесед, особенно среди молодых людей; те вещи, к которым среди них были плохие склонности, оставлялись; и весьма часто люди обращались к своему служителю за советом в отношении спасения своих душ; а в некоторых людях появлялся большой интерес к этому времени. Так продолжалось до тех пор, пока в город не приехал г-н Уайтфилд, что произошло примерно в середине октября; он прочитал здесь четыре проповеди в зале для собраний (помимо частной лекции у меня дома): одну в пятницу, одну в субботу и две в воскресенье. Каждая проповедь необычайно растрогала прихожан; почти все собрание пребывало в слезах большую часть проповедей. Проповеди г-на Уайтфилда подходили для обстоятельств города; они содержали в себе справедливое порицание нашего отступничества, он также самым трогательным и влиятельным способом использовал аргументы, призывающие нас вернуться к Богу, от Которого мы отошли. Сразу же после этого умы людей показались более увлеченными религией, демонстрируя большую устремленность к тому, чтобы услышать проповедуемое слово. Возрождение сперва проявилось главным образом среди называющих себя христианами и тех, кто питал надежду, что они пребывают в состоянии спасения, к которым главным образом и обращался г-н Уайтфилд; но спустя весьма короткое время проявилось пробуждение и глубокая озабоченность среди некоторых молодых людей, которые считали себя пребывающими без Христа; и там было несколько вероятных случаев обращения в веру, а некоторые из называющих себя верующими весьма возродились. Примерно через месяц или полтора весь город обратил большое внимание на возрождение тех, кто называл себя верующими, и на пробуждение других. К середине декабря значительное действие Божье проявилось среди тех, кто был весьма молод; и возрождение религии продолжало возрастать, так что весной увлеченность религиозными вещами стала весьма распространенной среди молодых людей и детей, а религиозные вопросы почти полностью занимали все их разговоры, когда они собирались вместе.
В мае 1741 года в частном доме группе людей была прочитана проповедь. Под конец выступления один или два человека, называвшие себя верующими, были настолько сильно поражены чувством величия и славы божественных вещей и безграничной важностью вечных вещей, что не могли скрывать этого — потрясение их умов превозмогало их силы и весьма заметно проявилось в их телах. Когда эти проявления закончились, молодые люди, которые присутствовали там, удалились в другую комнату для религиозной беседы; в частности о том, могли ли они иметь возможность осведомиться у тех, кто подвергся такому действию, какие переживания они имели и что произвело такое глубокое впечатление на их умы; и вскоре проявилось весьма великое следствие их беседы; это чувство быстро распространилось по всей комнате; многие молодые люди и дети, которые были верующими, казалось, были переполнены чувством величия и славы божественных вещей, а также восхищением, любовью, радостью, хвалой и состраданием к тем, кто видел себя в таком состоянии; многие другие в то же время были охвачены переживаниями о своем греховном и жалком состоянии, так что вся комната наполнилась воплями, обмороками и тому подобным. Об этом вскоре услышали другие люди из разных частей города и пришли к ним; то, что они увидели и услышали там, весьма повлияло на них, так что многие из них подверглись подобному действию, и это продолжалось несколько часов; это время проходило в молитве, пении, советах и беседах. Было очевидным доброе последствие этого собрания для нескольких человек, а также для состояния религии в городе в целом. После этого время от времени проходили и другие собрания, сопровождавшиеся подобными явлениями. Но вскоре после этого, в заключение публичных действий в воскресенье, я велел детям до семнадцати лет отправиться из дома для собраний в соседний дом, чтобы там я мог закрепить то, что они слышали публично, и дать несколько советов, соответствующих их возрасту. Дети в целом были весьма впечатлены теми предупреждениями и советами, которые были им даны, и многие крайне потрясены ими; комната была полна возгласов; а когда их распустили, почти все они отправились домой и громко плакали, идя по улицам во все части города. Подобные проявления сопровождали несколько таких собраний детей, которые были назначены. Но их чувства вслед за этим имели весьма иную природу; у многих это была просто детская впечатлительность, и через день-другой они снова были такими, как раньше; другие же были глубоко затронуты; они были охвачены обличением, которое пребывало в них; были и такие, которые от одного собрания к другому казались чрезвычайно впечатленными какое-то время, но без какой-то цели, и их чувства вскоре исчезали; но затем их охватывало обличение, и их чувства становились постоянными.
Примерно в середине лета я собрал у себя дома молодых людей, которые были допущены к причастию, в возрасте от шестнадцати до двадцати шести лет, и это было весьма счастливое собрание. Многие оказались весьма сильно подверженными этим взглядам, которые возбуждали смирение, самоосуждение, недовольство собой, любовь и радость; многие лишались чувств под этим влиянием. Тем летом у нас было несколько собраний с молодыми людьми, которые сопровождались подобными явлениями. Примерно в то время впервые начались возгласы в доме для собраний; это несколько раз побуждало прихожан оставаться в доме после окончания публичного служения, чтобы пообщаться с теми, кто был охвачен религиозными обличениями и чувствами, что, как оказалось, весьма способствовало распространению их впечатлений и оказывало долговременный эффект на многих. В то время беседы обычно сопровождались молитвой и пением. Летом и осенью дети в различных частях города проводили религиозные собрания сами, для молитвы, иногда сопровождая их постом; на многих из них это производило весьма сильное влияние, и я надеюсь, что некоторые из них подверглись спасительному действию.
Август и сентябрь были наиболее замечательными месяцами этого года в отношении явлений обличения и обращения грешников в веру, а также великого возрождения, оживления и утешения верующих, и чрезвычайных видимых следствий этих вещей. Очень часто можно было увидеть дом, полный возгласов, обмороков, конвульсий и подобных вещей, сопровождавшихся как страданиями, так и восхищением и радостью. Здесь не было привычки проводить собрания всю ночь, как в некоторых местах, и не было принято проводить их до поздней ночи; но довольно часто бывало так, что несколько человек, которые подверглись такому влиянию, были настолько обессилены, что не могли пойти домой, но были вынуждены оставаться на всю ночь там, где были. Насколько мне известно, не было никакого отличия в отношении этих чрезвычайных последствий между ночными и дневными собраниями; собрания, на которых такие последствия проявлялись вечером, обычно, как и чрезвычайные следствия, начинались днем и продолжались до вечера; а некоторые собрания были весьма примечательными своими чрезвычайными следствиями, которые начинались и заканчивались днем. Этим летом и осенью имело место явление славного прогресса действия Божьего в сердцах грешников, в обличении и обращении в веру, и я полагаю, мы можем надеяться, что великое множество людей обрели спасение во Христе. Но вот что было замечательно: действие Божье в Его влияниях этой природы, казалось, почти полностью происходило среди нового поколения — тех, кто еще не достиг возраста рассудительности в то чудное время, девять лет назад, среди детей или тех, кто тогда был детьми; другие, кто наслаждался этой славной возможностью, но не проявил никакого признака спасительной пользы, теперь, казалось, были почти полностью брошены и оставлены в покое. Но теперь мы имели самое чудное действие среди детей, какое только было в Нортгемптоне. Предыдущее излияние Духа было впечатляющим в своем влиянии на умы детей, превосходя все бывшее когда-либо раньше; но это намного превзошло его. В самом деле, что касается влияния на умы верующих, то это действие никоим образом не было ограничено новым поколением. Многие люди всех возрастов принимали участие в нем, но в этом отношении оно было более общим для тех, кто был помоложе. Многие, кто ранее подвергался этому влиянию, а во время упадка оставил Бога и устремился вслед за миром, теперь подверглись весьма примечательному новому действию Духа Божьего, словно стали объектами второго обращения в веру. Они сначала были проведены по пустыне и пережили действие обличения, имея намного большие обличения в грехах, чем когда-либо раньше. Находясь под этими обличениями, они были побуждены стремиться к спасению, и Царство Небесное было взято силой некоторых из них намного более заметным образом, чем раньше; а после больших переживаний обличения и смирения перед Богом Христос открылся им заново, как все достаточный Спаситель, в славе Его благодати, и намного более ясно, чем раньше; и с большим смирением, самоопустошенностью и сокрушенностью сердца, и с более чистой, высшей радостью, и большим стремлением к святости жизни; но и с большей неуверенностью в собственных возможностях и недоверием к своим предательским сердцам. Одно обстоятельство, в котором это действие отличалось от того, что происходило в этих городах пять или шесть лет назад, заключалось в том, что обращения в веру часто происходили более ощутимо и видимо; впечатления были сильнее и более явными в своих внешних последствиях; прогресс Духа Божьего в обличении шаг за шагом был более очевидным; а переход от одного состояния к другому более ощутимым и простым; так что во многих случаях это было таким, каким это видели посторонние. Предыдущая пора была весьма знаменательной в этом отношении, больше чем все, что было раньше; но это более знаменательно, чем то. И в это время эти явные, видимые обращения в веру (если я могу так их называть) чаще происходили в присутствии других, на религиозных собраниях, где проявления того, что происходило с сердцем, подвергались публичному обозрению.
После сентября 1741 года, казалось, произошло некоторое уменьшение этих чрезвычайных явлений, однако они не исчезли полностью, но в некоторой мере продолжали происходить время от времени всю зиму. Где-то в начале февраля 1742 года в этот город приехал г-н Буэлл. Тогда меня не было дома, и я приехал только через две недели. Г-н Буэлл проповедовал почти каждый день, в доме для собраний; я доверил ему свободно пользоваться моей кафедрой, услышав о его намеченном визите еще до того, как уехал из дому. Он провел почти все время в религиозных упражнениях с людьми, и в публичном, и в частном порядке, и люди постоянно собирались вокруг него. С ним приехало несколько ревностных людей из Саффилда, которые пробыли здесь некоторое время. Труды г-на Буэлла имели весьма необычайный эффект: люди были весьма тронуты, во множестве взывая в доме для собраний; большая часть прихожан обычно оставалась в доме Божьем еще на несколько часов после публичного служения. Многие также были тронуты в частных собраниях, где бывал г-н Буэлл: весь город, казалось, пребывал в великом и постоянном возбуждении день и ночь, и здесь в самом деле происходило весьма великое возрождение религии. Но это было главным образом среди верующих; проявления действий обращения в веру были далеко не такими великими, какими они были прошлым летом. Г-н Буэлл служил здесь еще две или три недели после того, как я вернулся, и его труды все так же сопровождались великими проявлениями; многие люди в своих религиозных чувствах поднимались намного больше, чем когда-либо раньше, и были случаи, когда люди лежали в некоторого рода исступлении, оставаясь без движения, пожалуй, целые двадцать четыре часа. Их чувства словно были отключены, но в то же время они пребывали под сильным впечатлением, словно они отправились на небеса и имели там видение славных и чудных вещей. Но когда люди были подняты на эту высоту, сатана воспользовался преимуществом, и его вмешательство во многих случаях вскоре стало весьма очевидным; и оказалось, что требуется большая осторожность в том, чтобы хранить многих людей от буйства.
В марте я повел людей в торжественном публичном возобновлении их завета с Богом. Для этого, подготовив черновик завета, я сначала предложил его некоторым из ключевых людей в церкви; затем людям в нескольких религиозных ассоциациях в различных частях города; затем публично всем прихожанам; а затем я дал копию каждому из четырех дьяконов, чтобы все желающие могли обращаться к ним, чтобы иметь возможность рассмотреть и обдумать его. Затем люди старше четырнадцати лет собственноручно подписали этот завет, а затем, в день поста и молитвы, все вместе предстали перед Господом в Его доме и стоя торжественно заявили о своем согласии с ним как с обетом Богу. Этот завет был следующим:
КОПИЯ ЗАВЕТА,
в который вступают и под которым подписываются люди Божьи в Нортгемптоне, и который они признают перед Богом в Его доме как свой обет Господу, в ходе торжественного акта публичного поклонения всеми прихожанами старше четырнадцати лет, в день поста и молитвы для продолжения и возрастания благодатного присутствия Бога на этом месте.
16 марта 1742 года. Признавая великую Божью благость к нам, грешным и никчемным людям, в благословенных проявлениях и плодах Его благодатного присутствия в этом городе как ранее, так и в последнее время, и особенно в самом последнем духовном возрождении; и почитая славное величие, силу и благодать Божью, явленную в нынешнем чудесном излиянии Его Духа во многих частях этой окрестности и в этом месте; и сокрушаясь о наших прошлых отступничествах и неблагодарных отступлениях от Бога, и смиренно умоляя Бога о том, чтобы Он не отмечал наши беззакония, но ради Христа переступил через горы наших грехов и посетил нас Своим спасением, и продолжал одаривать нас знаками Своего присутствия с нами, и еще более славно изливал Свой благословенный Дух на нас, и сделал нас всех причастниками божественных благословений, которые Он в этот день изливает здесь и во многих частях этой окрестности; мы в этот день предстаем перед Господом, чтобы отречься от наших злых путей, мы откладываем наши мерзости от Божьего взгляда, и единодушно обновляем наше стремление искать Бога и служить Ему, в частности, мы сейчас торжественно обещаем и даем обет Господу в следующем:
Во всех наших беседах, заботах и делах с нашими ближними мы будем строго придерживаться правил честности, справедливости и правоты, чтобы мы не злоупотребляли нашему ближнему ни в чем, и ни произвольно, ни по неосторожности, не вредили ему ни в каких его честных владениях или правах, и чтобы во всех наших беседах мы проявляли кроткое уважение не только к своим собственным интересам, но и к интересам нашего ближнего; и будем тщательно стремиться к тому, чтобы во всем поступать с другими так, как мы должны ожидать или считать разумным, чтобы они поступали с нами, если бы мы находились на их месте, а они на нашем.
В частности, мы будем стремиться отдавать должное каждому и прислушиваться к себе, чтобы мы не навредили своему ближнему и не дали ему справедливого повода для обиды, произвольно или по неосторожности не отдав свой честный долг.
В том случае, когда кто-то из нас, после тщательного исследования своего прошлого поведения, осознает, что мы каким- либо образом навредили нашим ближним в их внешних владениях, то мы не успокоимся до тех пор, пока не возместим ущерб в той мере, в которой этого требуют правила моральной справедливости; или если мы после пристального и беспристрастного исследования осознаем, что мы каким-либо иным образом нанесли значительный ущерб нашему ближнему, мы истинно постараемся сделать то, что, согласно нашей совести, требуется христианскими правилами, для того чтобы возместить ущерб и устранить нанесенную обиду.
Также мы обещаем, что не будем позволять себе злословить; и мы весьма прислушаемся к себе в том, чтобы избежать всех нарушений этих христианских правил: «Никого не злословить...» (Тит. 3:2), «Не злословьте друг друга, братия...» (Иак. 4:11), «...Чтобы не найти у вас... ссор, клевет, ябед...» (2 Кор. 12:20); и что мы не только не будем злословить нашего ближнего, но и не будем питать духа озлобленности, враждебности или тайных обид на нашего ближнего, не будем без нужды подчеркивать его реальные недостатки, а также, не будучи призванными к этому, не будем говорить о его неудачах и пороках с насмешкой или с презрительным отношением или с подобным сему духом.
Мы также обещаем, что будем весьма внимательными к тому, чтобы избегать делать что-либо нашему ближнему из духа мести. Мы также будем внимательно следить за тем, чтобы из частного интереса или для нашей личной чести, или чтобы поддержать себя против противной стороны, или чтобы добиться своего, или чтобы способствовать какому-либо замыслу в противность другим, не делать таких вещей, которые мы после самого беспристрастного рассмотрения, на какое мы способны, в своей совести сочтем склонными вредить религии и интересам Царства Христа.
В частности, если кто-либо из нас по божественному провидению будет иметь какое-либо особенное влияние на других, чтобы вести их в управлении публичными делами, мы не будем искать своей мирской корысти или чести или интереса в чувствах других, и не будем превосходить противные стороны, которые в каком-либо отношении являются нашими конкурентами, и не будем постоянно их унижать, движимые руководящей целью привести их к предвзятому мнению интереса религии и чести Христа.
Что касается управления любым публичным делом, будь то различия во мнениях относительно каких-либо видимых владений, привилегий, прав или собственности, мы не будем намеренно нарушать справедливость ради частного интереса; и с величайшей строгостью и вниманием будем избегать всякой нехристианской ожесточенности, ярости и горячности духа, даже если мы считаем себя обиженными противной стороной; и во время решения таких вопросов мы будем особенно следить за собой, за нашим духом и за нашим языком, чтобы избегать всех нехристианских нападок, порицаний, злобного неприятия, осуждения и насмешек над другими, как в публичных собраниях, так и в частных беседах, как в лицо людям, так и за их спинами; но будем весьма стремиться к тому, чтобы во всем, что касается нас, все делалось с христианским смирением, кротостью, спокойствием и любовью.
Также мы обещаем, что не будем терпеть никакого проявления вражды и недоброжелательности или мести в наших сердцах против кого-либо из наших ближних; и мы часто будем тщательно исследовать и проверять свои сердца в этом отношении.
А если кто-то из нас обнаружит, что мы имеем старую тайную обиду против кого-то из наших ближних, мы не будем удовлетворять ее, но противостанем ей и приложим все усилия к тому, чтобы искоренить ее, взывая к Богу о Его помощи; и мы сделаем это нашим истинным и верным стремлением на нашем месте, чтобы среди нас не было духа разделений, но чтобы он совершенно исчез; и чтобы в будущем все мы были едины, объединенные незыблемым миром и неподдельной любовью.
Те из нас, кто молод, обещают никогда не позволять себе проводить время в таких развлечениях или занятиях, или в компаниях молодых людей, которые мы в своей совести по трезвом рассуждении считаем не стоящими того, чтобы с ними сообщаться, или которые склонны греховно препятствовать самому посвященному и увлеченному духу религии, или отвращать разум от преданного и полезного внимания к обязанностям тайной комнаты, что весьма согласуется с Божьей волей, или что мы по своему самому беспристрастному рассуждению можем считать склонным лишать Бога той чести, которую Он ожидает от нашего благопристойного, серьезного участия в семейном поклонении.
Мы также обещаем, что будем строго избегать всех вольностей и фамильярностей в компании, которые склонны либо возбуждать, либо удовлетворять распущенность, которая, по рассуждению нашей совести, не может быть одобрена безгранично чистым и святым оком Божиим, или того, что мы после серьезного и беспристрастного рассмотрения сочтем страшным для исполнения, если мы ожидаем, что через короткое время явимся перед святым Богом, чтобы дать отчет о себе Ему, боясь, что будем осуждены Им как беззаконные и нечистые.
Мы также обещаем с великой бдительностью исполнять родственные обязанности, предписанные христианскими заповедями, в семьях, к которым мы принадлежим, в соответствии с нашим положением, по отношению к родителям и детям, мужьям и женам, братьям и сестрам, господам, госпожам и слугам.
Мы сейчас предстаем перед Богом, полагаясь на божественную благодать и помощь, и торжественно посвящаем всю нашу жизнь тому, чтобы старательно потратить ее на дело религии; делая это всегда нашим самым важным делом, не отступая от такого образа жизни, не прислушиваясь к призывам нашей лености и прочим развращенным склонностям или к искушениям мира, которые склонны отвлекать нас от этого; в частности, мы не будем злоупотреблять надеждой или мнением, которые может иметь кто-либо из нас относительно Христа, и погружаться в леность, или легко поддаваться любым греховным склонностям; но будем с усердием проходить предстоящее нам поприще и совершать наше спасение со страхом и трепетом.
Поскольку мы осознаем, что исполнение этих торжественных обещаний может в дальнейшем во многих случаях быть весьма противным нашим развращенным склонностям и плотским интересам, мы сейчас предстаем перед Богом, чтобы все отдать Ему и принести в жертву всякую плотскую наклонность и интерес ради великого дела религии и интереса наших душ.
Осознавая нашу слабость и обманчивость наших сердец и нашу предрасположенность к тому, чтобы забывать даже самые торжественные обеты и терять свою решительность, мы обещаем часто тщательно исследовать себя этими обещаниями, особенно перед таинством вечери Господней, и умолять Бога, чтобы Он ради Христа сохранил нас от нечестивого неисполнения этих торжественных обетов; и чтобы испытующий сердца наши и видящий путь наших ног время от времени помогал нам проверять себя этим заветом и помогал нам хранить этот завет с Ним, и не оставлял нас нашим глупым, нечестивым и предательским сердцам.
В начале лета 1742 года, казалось, произошло уменьшение живости увлечения людей религией; но все же многие часто пребывали на большой высоте чувств. А осенью и последующей зимой временами были чрезвычайные явления. Но в целом увлеченность людей религией и живость их чувств пришли в упадок; и некоторые из молодых людей в особенности постыдно потеряли свою живость и бодрость в религии, и в большой мере потеряли серьезность и торжественность в своем духе. Но есть многие, кто ходит, как прилично святым; и до сего дня в городе есть значительное число людей, которые кажутся находящимися близко к Богу и в большой мере поддерживают жизнь религии, и наслаждаются многими ощутимыми проявлениями и плодами Его благодатного присутствия.
В отношении последнего времени возрождения религии среди нас на протяжении трех или четырех последних лет также замечалось, что в первой части этого, в 1740 и 1741 годах действие казалось намного чище и имело меньше грязных примесей, чем в прежних великих излияниях Духа в 1735 и 1736 годах. Люди, похоже, помнили о своих прежних заблуждениях и больше познавали свои сердца, и опыт больше научил их тенденциям и следствиям вещей. Теперь они были более настороже, и их чувства стали не только сильнее, но и сопровождались большей торжественностью и большим смирением и недоверием к себе, и было меньше заблуждений в поведении. Но позже, в 1742 году, было наоборот: действие продолжалось более чисто, пока мы не были заражены извне; наши люди услышали и некоторые увидели действие в других местах, где было большее видимое возбуждение, чем здесь, и внешние проявления были более чрезвычайными; и люди были готовы думать, что действие в тех местах намного превышало то, что происходило среди нас, и их глаза были ослеплены сильными свидетельствами тех, кто приходил из других мест.
Наши люди были готовы думать, что раз те люди намного превосходили их в восхищении и эмоциях, и проявлениях чувств, и в горячей ревности, и в том, что они называют смелостью ради Христа, то это результат намного больших достижений в благодати и близости с небесами; они казались маленькими в своих глазах в сравнении с ними, и были готовы подчинить себя им, принимая как само собой разумеющееся и правильное то, что те говорили и делали. Это оказало странное влияние на людей и оставило у многих из них глубокий горький след, избавить их от которого оказалось весьма сложным и долгим трудом, и от которого некоторые из них не избавились полностью и по сей день.
Эффекты и последствия происходивших среди нас вещей ясно указывают на следующее, а именно: на то, что о степени благодати никоим образом не следует судить по степени радости или по степени рвения; и что, в самом деле, мы совершенно не можем определить по этим признакам, кто имеет благодать, а кто не имеет; и что главным образом следует смотреть не на степень религиозных переживаний, а на их суть. Некоторые люди, переживавшие весьма великие приступы радости и бывшие чрезвычайно наполненными, чьи тела лишались сил, часто демонстрировали намного меньше характера христиан в своем поведении, чем некоторые другие, которые были спокойны и не демонстрировали никаких великих внешних проявлений. Но опять же, были и многие другие, которые имели чрезвычайные радости и эмоции в своем разуме, сопровождавшиеся частыми сильными эффектами в их телах, и эти люди вели себя твердо, как смиренные, доброжелательные и выдающиеся христиане.
Очевидно, что люди могут переживать великие религиозные чувства, которые могут в своих проявлениях напоминать благодатные чувства и оказывать такое же влияние на тело, но быть весьма далекими от того, чтобы оказывать такое же влияние на состояние их умов и направление их жизни. Точно так же нет ничего более ясного в том, что являлось среди нас, чем то, что о добром состоянии отдельных людей не следует судить главным образом по каким-либо конкретным проявлениям или переживаниям, что считается первым обращением в веру; но мы должны судить по духу, который дышит, по действию, произведенному на характер души во время этого действия и впоследствии. Среди верующих, среди нас, было очень мало случаев того, что обычно известно как позорные грехи, о чем известно мне; но характер и поведение некоторых из них в совокупности с некоторыми вещами в природе и обстоятельствах их переживаний намного сильнее пугают меня, чтобы не оказалось так, что значительное количество людей впали в заблуждение. Хотя с другой стороны, есть много людей, чей характер и поведение так же справедливо подтверждают благосклонность других к ним; и немало таких, чье настроение и хождение являют собой доброжелательность выдающейся благодати. Наряду со всеми грязными примесями, которые имели место в последнем действии здесь, было не только много благословенных плодов этого, которые до сих пор пребывают в людях, но и немало добрых последствий этого для города в целом. Дух разделений гораздо уменьшился. Я полагаю, что за последние три или четыре года было намного меньше проявлений разделения этого города на два лагеря, которое долгое время было нашим бичом, чем в любое время за последние тридцать лет; и люди стали более осторожными и стали больше следить за своим духом и своим языком, чтобы избегать споров и нехристианских сердец на городских собраниях и в других случаях. Также следует весьма радоваться тому, что в последнее время люди пришли к согласию и окончательному решению этого великого противоречия, касающегося их общих земель, которое было превыше всего остального источником взаимной предвзятости, ревности и прений на протяжении пятнадцати или шестнадцати последних лет. Люди также кажутся намного более внимательными к опасности почивать на былых переживаниях или на том, что они пережили свое предположительное первое обращение в веру; они более убеждены в необходимости забывать заднее и простираться вперед, искренне трудиться и сохранять бдительность и молиться до конца своих дней.
Остаюсь, преподобный сэр, Ваш друг и брат
ДЖОНАТАН ЭДВАРДС