Есть ли у Бога еще один шанс для нас?

Ещё один шанс

Виталий Архипов

Оглавление

От автора

Глава 1. Есть ли у Бога еще один шанс для нас?

Глава 2. "Твой карающий меч - не закон, а Твоя благодать"

Глава 3. Иов и его "утешители"

Глава 4. Как не попасть в плен разочарования

Глава 5. Легко сказать, но как простить?

Глава 6. Обрати свой минус в плюс

Глава 7. Наилучшее время найти себя

Заключение

От автора

Верю, что книга "Еще один шанс" очень своевре­менна и крайне необходима многим. Думаю, что она озвучит то, что накопилось в сердцах людей и с чем многие сражаются внутри себя.

Книга обращена к нескольким категориям людей. Во-первых, к тем, кто опустил руки, разуверился в том, что есть еще один шанс начать все сначала. Во-вторых, к тем, кто не понимает или сознательно не хочет пони­мать, что Бог принимает и ждет всех нас независимо от количества и тяжести наших грехов, предоставляя нам возможность состояться.

В-третьих, она адресована тем, чье мнение, поведе­ние и слова влияют на отношение христиан к другим людям.

Как и многим другим, мне самому пришлось стол­кнуться с трудностями и испытаниями в своей христи­анской жизни. Преодолев их, я просто не мог не напи­сать книгу в помощь другим. Я решил поделиться своими мыслями, пониманием Бога и дать некоторые ключи к решению возникающих проблем.

Надеюсь, что книга "Еще один шанс" разбудит здра­вый смысл в тех, кто, несмотря на то, что имеет власть, силу и позицию, остается сторонником примитивного представления и понимания об управлении в Царстве Божьем. Возможно, эта книга сможет остановить на­тиск и разрушение судеб и жизней людей. А пострадав­шие, униженные, искалеченные и разбитые смогут вос­становиться, утвердиться и укорениться в Нем, в своем призвании, смогут расцвести и принести великие плоды.

Она поможет вам простить, избавиться от разочаро­ваний и болезненных переживаний, обновить первую любовь, приобрести житейскую мудрость. Вы обретете силу, свежесть и вдохновение для жизни, взаимоотно­шений в семье и вашем служении.

Если вам кажется, что выхода нет, вы оказались одни и практически уже разочаровались во всем, понимаете, что нуждаетесь в помощи, то пусть эта книга станет от­ветом для вас. Постарайтесь отнестись к чтению, как к исцеляющему процессу, во время которого Бог сверхъ­естественно будет утешать вас, восстанавливать, зале­чивать душевные раны и обновлять. Взгляните на свою жизнь. Постарайтесь увидеть новые горизонты и воз­можности. Наш Бог всегда оставляет для нас еще один шанс!

Божьих благословений!

Глава 1

Есть ли у Бога еще один шанс для нас?

Несомненно, что худо быть полным недостатков;

но еще хуже быть полным их и не желать сознавать в себе, потому что это значит прибавлять к ним еще недостаток самообмана.

Б. Паскаль

Однажды во время проповеди я услышал, как один проповедник воскликнул: "Если вы отойдете от Бога, то обратно можете не возвращаться! На ва­ше место придут десять других верующих. Мы не нуж­даемся в предателях и отступниках!" Эти фразы пора­зили меня. Я открыл Библию и стал читать пятнадцатую главу Евангелия от Луки. Как тогда, так и сейчас есть разные взгляды на то, как нужно обращаться с грешни­ками. Но если грешников из мира мы уже научились принимать, то со "своими по вере" отношения часто накаляются до предела.

Мы любим грешников из мира. Причем нет разницы в тяжести их грехов. Мы искренно убеждаем их в том, что Бог умер за все грехи и хочет простить и убийц, и воров, и наркоманов. Мы говорим: "Бог любит вас! Ва­ше прошлое не имеет значения. Вы будете спасены, только веруйте! У вас есть чудесное будущее".

Но стоит согрешить или даже просто не согласиться с нашим мнением какому-то брату, и тут же в его адрес летит бесконечное множество обвинений, осуждений и негативных высказываний. "У тебя больше нет шанса служить в нашей церкви! И даже не думай, что ты смо­жешь состояться где-то еще. Мы сделаем все, чтобы твой авторитет был разрушен. Твой золотой век навсегда закончился, и ты еще пожалеешь, что не послу­шался нас!" - восклицают рассер­женные христиане. Они уверены, что для таких людей нет уже ни Божьей любви, ни милости, ни прощения. По их мне­нию, если человек пришел в церковь, он должен быть идеальным и не имеет права на ошибку.

Но если бы Бог так же относился к людям, то не было бы, наверное, ни одного героя Библии. У всех из них была, по таким меркам, "подмоченная репутация". Бывший убийца - Моисей - вывел народ из Египта. Бывший прелюбодей - Давид - собрал все необходи­мое для строительства храма, а его сын, большой лю­битель женщин, построил долгожданный храм Господу. Бывший предатель - Петр - стал величайшим апосто­лом. Для всех них решающим словом стало "бывший". Они покаялись и, вопреки мнению окружающих, доби­лись огромных результатов в своей жизни.

Каждый из нас может ошибиться, но так важно знать, что у нас есть шанс все исправить. Человек, совершив­ший грех или потерявший служение, уже наказывается последствием греха и неправильного выбора.

Встречая людей, которые когда-то служили, я посто­янно говорю им: "У Бога есть шанс для вас! Начните все сначала!" Кто-то из них отмахивается, кто-то относится к этим словам настороженно, а у кого-то на глазах по­являются слезы. У Бога есть шанс для всех, кто искренно хочет все изменить в своей жизни. Это правда.

Причины охлаждения

Человек может уйти из церкви или со служения по разным причинам:

- не мог найти общий язык со своим служителем

- попал в "долину плача" и не смог из нее выбраться

- решил попытать счастья в мире

- разочаровался в служении

- попал в грех

- жил двойной жизнью

- заболел и отошел от служения

- не смог пережить разделения в церкви

- поверил сплетням о церкви.

Этот список можно было продолжать, но, думаю, вы сами знаете свою причину охлаждения в вере.

Все это ложится тяжким бременем на сердце. Оказы­ваясь в такой ситуации, человек думает: "Я подвел Бога. Теперь Он мне не доверит служение. Лучше мне боль­ше не приближаться к Нему. Я - неудачник и позор для церкви. Наверно, мне не нужно было стремиться к че­му-то большему. Все было зря". Но поймите, годы, ко­торые вы провели в служении, в церкви, - это суще­ственная часть вашей жизни; вы не можете их просто выбросить. Поэтому не нужно стараться забыть, пере­черкнуть, считать, что потратили время зря. Нет! При­мите этот трудный период, который вы проходите, как время подготовки, становления, как репетицию перед чем-то великим.

Давайте все-таки откроем пятнадцатую главу Еванге­лия от Луки.

Приближались к Нему все мытари и греш­ники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Луки 15:1,2

Обратите внимание на то, что Иисус и фарисеи име­ли абсолютно противоположные взгляды на отношения с грешниками. Иисус давал им шанс побыть рядом с Собой, сделать правильный выбор.

Фарисеи же были возмущены таким поведением Иисуса. Они считали, что присутствие рядом с ними грешников оскверняет их и унижает их авторитет в глазах окружающих людей. Их логика была такой: "Если мы будем общаться с подобными людьми, то это будет означать, что мы закрываем глаза на их грех или на их нечестную работу. Все остальные могут подумать, что мы поощряем такое ненрав­ственное поведение, и начнут грешить. Что мы тогда будем делать? Поэтому лучше показать свое презрение к грешникам так, чтобы все остальные знали нашу по­зицию и игнорировали их как прокаженных". С позиции Ветхого завета, может быть, они были правы. Но для того и пришел Иисус, чтобы принести новое пони­мание любви. Свое поведение Он объяснял окружаю­щим притчами, то есть иносказательными историями со смыслом, которые становились понятными всем в процессе рассказа.

Девяносто девять плюс одна

Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пой­дет за пропавшею, пока не найдет ее? А най­дя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и ска­жет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном греш­нике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

Луки 15:3-7

Иисус говорил: "Представьте себе, что у вас есть биз­нес ~ вы пасете сто овец. И вдруг замечаете, что одна из них исчезла. Что вы сделаете? Конечно же, пойдете ее искать и вернете".

А в представлении фарисеев это должно было вы­глядеть, наверное, так: сначала пастух должен был выяснить, из-за чего овца ушла.

Может быть, она была больна или недовольна чем-то, а может, ее украл волк. Затем пастух должен был прочитать нравоучительную нотацию на тему "Позор гадкой овце" или "Смерть предателям". После этого он должен был взять все стадо и пойти туда, где, предположительно, находилась овца. Но не для того, чтобы помочь, а чтобы показать осталь­ным, "что бывает с тем, кто отбивается от стада". Все овцы должны были наблюдать за тем, как умирает их бывший собрат, и наполняться страхом к пастуху. Более того, если овца не умрет из-за приключившихся с ней бед, то собратья должны были ей помочь это сделать. Шансов на возвращение в стадо у такой овцы, по представлению фарисеев, больше не было.

Иисус же говорит, что, на Его взгляд, пастух ничего не будет выяснять, а просто возьмет ее на свои плечи с радостью. Даже больше: он созовет своих друзей и устроит праздник из-за того, что вернулась его овца.

Но разве он эту овцу любил больше, чем девяносто девять оставшихся? Может быть, она была его любими­цей? Думаю, что нет. Дело в том, что любовь ко всем трудно доказать сразу. Но через отношение к одному видно, как человек относится ко всем остальным. Девя­носто девять не должны были завидовать или планиро­вать бегство, а должны были понять, что пастух их любит и в трудной ситуации будет рядом с ними так же, как с этой горе-овцой. Главное для него, чтобы овца нашлась.

Женщина и потерянная монета

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и со­седок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном греш­нике кающемся.

Луки 15:8-10

Если предыдущая притча была понятна бизнесме­нам, то эта история из жизни домохозяек. Представьте, если женщина потеряет одну монету из десяти. Вряд ли она скажет: "Одной больше - одной меньше". Скорее всего, обнаружив пропажу, она расстроится и со всем присущим женщинам рвением начнет ее искать. Она расскажет о своей беде соседкам и подружкам, а те в свою очередь расскажут свои истории о том, как искали что-то и нашли. Кто-то из них вызовется на помощь. Вся комната будет исследована и перерыта. Женщины умеют искать "тщательно" и, пока не найдут, не оста­навливаются. И вот чудо - монета нашлась! Радости нет предела. Это хорошая возможность встретиться с подружками, еще раз рассказать всю историю и пора­доваться счастливому концу.

Монету не оставили где-то пылиться, но приложили все усилия и нашли.

Отец и сын

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующуюмнечасть имения. Иотецраз­делил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в даль­нюю сторону и там расточил имение свое, жи­вя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуж­даться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не да­вал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хле­бом, а я умираю от голода; встану, пойду к от­цу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называть­ся сыном твоим; прими меня в число наемни­ков твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и це­ловал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и на­шелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда при­близился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это та­кое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания тво­его, но ты никогда не дал мне и козленка, что­бы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Луки 15:11-32

Этот пример должен был объяснить даже самым не­понимающим, почему Иисус общается с грешниками. Блудный сын промотал свое наследство. Опозорил сво­его отца, семью. Отчаялся, разочаровался в себе, в лю­дях, которые, на первых порах, пока у него были день­ги, окружали его. Он опустился на самое дно. Чтобы выжить, ему пришлось бороться за право кормить свиней и есть вместе с ними, что для иудеев было край­не унизительно.

Отец верил, что здравый смысл победит в сыне. Он не поставил на нем крест. Не вычеркнул его из своей жизни. Не навесил на него ярлык вечного неудачника. Он не сказал: "В семье не без урода". Он до боли в гла­зах всматривался в горизонт и дождался возвращения сына.

Отец не сидел, как большой босс, в своем кабинете, дожидаясь, когда провинившегося блудного сына при­ведут к нему. Нет, едва увидев сына на горизонте, он устремился к нему навстречу и обнял. Отец не набро­сился на него с обвинениями и даже не шептал недовольства себе поднос. Он вел себя иначе. Пусть репу­тация семьи уже испорчена, пусть люди говорят что угодно, но для него было главным, что сын нашелся, и он знал, что все восстановится. Самое главное, что "се, был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

Что мешало сыну раньше вернуться домой, к отцу? Собственное решение. Множество оправданий, стра­хов, опасений, переживаний.

Наш Отец Небесный не создает перед нами никаких препятствий для возвращения. Он сделал все. Отдал Своего Сына, чтобы каждый приходящий имел жизнь. Наше собственное решение либо сближает нас, либо отдаляет от Господа.

Если спросить: что помогло этому сыну вернуться до­мой? Есть один ответ: любовь отца. А любовь - это маг­нетизм, это сила притяжения. В нас заложено посто­янное притяжение к Богу. Что бы не заполняло нашу жизнь, когда мы остаемся наедине с собой, то чувству­ем тягу к Нему. Даже когда их разделяли тысячи кило­метров, сын чувствовал, что его тянет домой. Потому что дома был тот, кто любил его. Когда блудный сын по­каялся, он не остался сидеть, сокрушаясь о своих гре­хах, в обществе свиней. Он встал и направил стопы свои в обратную сторону, домой.

И я приглашаю всех, кто потерял свое царство, ра­дость и покой, вернуться обратно. Ваше место за отцов­ским столом никто не занял. Отец верит в ваше возвра­щение и ждет вас!

История с блудницей

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поста­вив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта жен­щина взята в прелюбодеянии; а Моисей в за­коне заповедал нам побивать таких камнями:

Иоанна 8:3-11

Когда эту женщину привели и обвиняли в грехе, Иисус молчал. Он рисовал что-то на песке. Ему не были интересны их обвинения, а также прошлое этой жен­щины. Все эти подробности не были важны. Фарисеи искушали Иисуса поступить так же, как они бы это сде­лали сами. Но у Иисуса было совсем другое мышление. Он поднял голову и сказал: "Кто из вас без греха, пер­вый брось на нее камень". Постепенно, начиная от старших до младших, фарисеи ушли. О чем это гово­рит? Люди более духовные, более опытные понимают, что человек зависит от Бога, и если захотеть, то в каж­дом можно найти какой то грех.

В результате, они были осуждаемы совестью. Даже не Бог их обличал, а собственная совесть.

Иисус сказал женщине: "Видишь, нет никого, кто бы осуждал тебя. Иди и впредь не греши". Он не говорил ей, что она должна покаяться пред обществом, должна столько-то мучиться за это, рассказывать всем, какой была. Он даровал ей свободу. Когда она увидела Божью любовь и принятие, шанс измениться и стать другой, она не могла не откликнуться на это.

До сих пор существуют служители, которые, в подоб­ных ситуациях, начинают вспоминать Ветхий завет, а не Новый. Они говорят: "Вот там был один грешник, и из-за него Бог не благословил весь народ, наказал их. Его надо было найти и истребить. Давайте поступим так же". Они не понимают, что если бы Ветхий Завет был совершенным, то не стоило бы ничего менять, не нужно было бы приходить Иисусу.

Бог дал нам Новый завет. Даже если в церкви есть человек с тайным грехом, Бог не собирается наказывать всех без разбору за это. Мы живем в другое время. Если же церкви движутся по Ветхому завету, у них начинает­ся "охота на ведьм". Начинается облава. И, конечно, если люди ищут, то обязательно найдут крайнего. Но сколько не вы­гоняй людей из церкви, не очищай - все равно ничего не улучшится. Ни­чего не изменится. Ведь проблема. Не трудно догадаться, что видели фарисеи и закон­ники в женщине, взятой в прелюбодеянии. Они видели только факт греха, ее неблагоприятные обстоятельства, только ее прошлое. Иисус же по-другому смотрел на эту женщину. Он видел в ней человека, свободного от рабства греха. Фарисеи были не способны разглядеть или даже подумать о ее счастливом, благополучном буду­щем. И только Иисус мог дать ей новую надежду, воз­можность. Еще один шанс.

Да, у человека проблема. Ну и что теперь с ним сде­лать? Это не Ветхий завет. Вы не можете человека убить за проступок. Он не привязан к церкви никакими договорами. Он здесь по доброй воле. И по этой воле он делает выбор, где он будет и кому будет служить. Манипуляции - это абсолютно лишнее. Не стоит устраивать судилища для того, чтобы другим не повад­но было. Человек просто уйдет из церкви и все.

Поступайте как Иисус. Дайте возможность человеку измениться и начать жить сначала. Дайте ему возмож­ность жить новой жизнью и исполнить свое предназначение.

Как Бог смотрит на нас?

Итак, мы рассмотрели две истории, об овце и драх­ме, где очень образно показана Божья любовь. В следу­ющих двух историях - о блудном сыне и грешнице - передана милость Отца и принятие Иисуса.

Если мы будем ожидать, что своими силами сможем стать достойными, чтобы войти в присутствие Божье, то никогда этого не дождемся. Бог понимал это, потому и послал Иисуса на грешную землю.

Ибо не знавшего греха Он сделал для насжертвою загрех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

Е Коринфянам 5:21

Праведность - состояние полной приемлемости для Бога. Это дар, который невозможно заработать. И он принадлежит нам с тех пор, как мы получили его. Мы праведники не потому, что что-то делаем, а потому, что находимся в Иисусе Христе.

Неудачи - это норма, естественная часть нашей жиз­ни. Не все наши попытки успешны, не все действия правильны и безукоризненны. Успешные люди - это не те, у кого не было падений и неудач. Все мы знаем, что не ошибается тот, кто ничего не делает. Но где-то глубоко внутри нас есть иллюзия о том, что кто-то не испытывает трудностей, что у кого- то нет таких проблем и неудач. Нам жалко себя из-за того, что нам до­сталась такая судьба, с препятствия­ми и преградами. Нам кажется, что кроме таких как мы, есть еще две категории людей: те, кому постоянно везет и на чью долю не выпадает таких серьезных испытаний и трудностей, как нам, и те, которые такие совершенные, правильные и святые, что все искушения и преграды - пустяки для них. Однако никто не может избежать сложных обстоя­тельств и всем одинаково трудно. Нужно уметь или, по крайней мере, учиться справляться с ошибками, паде­ниями и неудачами.

Праведник - это не тот, кто никогда не падает, а тот, кто научился справляться с собой, с обстоятельствами, с общественным мнением. Тот, кто умеет подниматься, не застревает в своих обидах, не разочаровывается в себе, в людях, в жизни. Праведник - это не тот, кто ни­когда не проигрывает, а тот, кто, проиграв, снова выхо­дит навстречу трудностям и преодолевает их. Можно проиграть одно сражение, но выиграть всю битву.

Можно упасть и навсегда остаться лежать, а можно встать и попробовать все сначала.

Атаки, конечно, не посланы Богом, но Он использует эти трудности и позволяет им придти, чтобы сделать вас сильнее. Чтобы вы научились доверять Ему всегда и во всем. Проблемы либо сломают вас, либо сделают очень сильным.

Притчи 24:10

Бог преднамеренно допускает все, что с нами проис­ходит, чтобы мы обнаружили сокрытое сокровище.

Возможно, вам кажется, что ваш возможно, вам кажется, что ваш сосуд не только треснул, но разле­телся на мелкие кусочки. Вашу жизнь даже трудно назвать сосудом. Сей­час это груда осколков. Но Бог все соберет, потому что Он любит вас. Вы думаете, что жизнь закончена. Но это только начало. Вы стоите лишь в самом начале огромных возможностей. И ваш золо­той век еще не закончен!

В Царстве Божьем побеждает тот, кто продолжает идти до конца. "Претерпевший же до конца спасется".

Не может быть человека, насквозь испорченного. Это значило бы, что творение Божье не удалось. Есть люди, которые просто упорствуют в своем грехе или не­правильном поступке. Им нужно покаяние.

Искреннее раскаяние - это, прежде всего, переоцен­ка событий и намерений, осознание своего греха, же­лание с ним справиться. Понимание бессилия справить­ся с искушением, грехом самостоятельно побуждает нас просить о помощи Бога, и Он дает нам силы и спо­собность противостать греху. Печаль приводит к покаянию.

Удивительно, но реальные возможности подняться есть у всех.

Матфея 5:45

Каждый может состояться. Запомните, пока вы живете - у вас есть шанс!

Бог всегда ждет нас!

Многим людям пришлось вырасти в семьях, где их принимали только тогда, когда они были идеальными, хорошо себя вели и делали то, что им говорили. Им приходилось зарабатывать любовь и принятие родите­лей. Эту модель взаимоотношений и понимание отцов­ства люди приносят и в отношения с Богом. Они испытывают постоянную неуверенность, чувство вины и отверженности. Совершая очередную ошибку, они чув­ствуют себя подавленными, разрушенными и разбиты­ми. Воспринимают любую ошибку как конец света. Как будто после нее жизнь заканчивается. Из-за этого они вообще боятся что-либо делать.

Сначала мы должны понять любовь Бога к нам, а потом научимся любить Его сами. Мы не можем любить других больше, чем то, в какой степени представляем себе, что Бог любит нас. Если мы считаем, что Бог любит нас только тогда, когда мы хорошо себя ведем, то, когда совершаем ошибки, нам кажется, что Он гоняется за нам с большущей дубиной. И если мы в таком со­стоянии, то как мы будем относиться к другим людям? Так же.

Чем больше мы понимаем Божью любовь, тем боль­ше начинаем любить Его и людей, которые вокруг нас. Мы не являемся сами источником, но мы можем ото­бражать ту любовь, которую принимаем от Бога. Толь­ко понимание Божьей милости дает нам силы миловать других. Тем же утешением, каким нас утешает Бог, мы способны утешать других.

Конечно, Бог ненавидит грех, но любит человека и хочет ему помочь. Неужели вы думаете, что нормаль­ный родитель из-за какой-то провинности может убить своего ребенка? Даже если этот ребенок пришел с ног до головы в грязи? Я думаю, что нет. Как бы ненавидели родители грязь, они видят под ней своего любимого ребенка. Все, что им нужно, - это отмыть его.

Глава 2

“Твой карающий меч - не закон, а Твоя благодать”

Люди самые приятные - это праведники, которые считают себя грешниками. А самые неприятные - это грешники, которые считают себя праведниками.

Паскаль

Несколько лет назад на христианском концерте я услышал песню, где была такая строка: "Твой ка­рающий меч - не закон, а Твоя благодать". Эти слова заставили меня задуматься. В чем же разница между законом и благодатью? И почему, когда мы ждем наказания от Бога, Он протягивает нам руку и дает шанс? Почему от осознания Божьей любви людям хочется пла­кать больше, чем от наказания? Как мы должны жить - по закону или благодати? И что из них больше? Почему столько путаницы между этими понятиями?

В этой главе я хочу уделить внимание библейскому основанию этих понятий. Чтобы ничье мнение, пусть даже самого авторитетного человека, не перевесило мнение Бога и Библии. Пусть ваша вера в Божье про­щение и безусловное принятие никогда не поколеблет­ся. Укоренитесь в Нем и Его слове о вас!

Наша праведность не от нас. Наша праведность - это запачканные одежды, а праведность, которая дана нам от Бога, - это одежды святости.

Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти греш­ников, из которых я первый.

Е Тимофею 1:15

Спасение целиком основывается на благодати Божьей. Апостол Павел пишет, что больше других осо­знает присутствие проблемы греха в своей жизни. Он понимал, что его нынешнее положение - не его заслуга, а подарок от Бога, незаслуженная благодать.

Благодать - это не лицензия на грех. Благодать - это сила над грехом. Именно когда человек осознает и пе­реживает благодать, у него возникает непреодолимое желание побеждать грех, свою плоть и разрушать зло в своей жизни. Мы понимаем, что недостойны, но имен­но благодать придает нам силы становиться лучше.

Безусловное принятие

Слово "кризис", написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает "опасность", другой - "благоприят­ная возможность". С одной стороны, кризисная ситуация представляет собой опасность для нас, а с другой - является благоприятной возможностью еще раз по­нять, насколько огромна Божья любовь и милость к нам, возможностью стать сильнее, преодолев все ис­пытания и трудности. Именно через такие моменты мы можем "уразуметь превосходящую разумение любовь Христову". Что-то происходит в нас не только на уровне ума, а глубоко в сердце. Оно плавится. Мы перестаем надеяться на себя и, понимая Его безусловную любовь, отдаемся Его воле.

Бог призвал нас к движению вперед. Он знает, что мы несовершенны, но хочет, чтобы мы действовали, а зна­чит, понимает, что мы будем ошибаться. Если человек никуда не движется, а стоит на месте, то его невозмож­но направлять, исправлять, менять курс. Именно в дви­жении Бог корректирует и изменяет нас.

Притчи 24:16

Бога не удивишь падениями. Его слово нас успокаи­вает: "Ничего, что ты снова упал, у тебя есть еще один шанс подняться". "О, это происходило уже семь раз! У меня уже больше нет сил и веры в себя!" - в отчаянии говорим мы. А Бог снова отвечает: "Не беспокойся. До­статочно тебе благодати Моей, чтобы ты поднялся и в этот раз!"

Когда мы падаем и даже в эти тяжелые времена по­нимаем, что Бог нас любит, то становимся более уве­ренными в себе, приобретаем силу не грешить и споты­каемся все реже и реже. Бог снова и снова доказывает Свою любовь к нам, когда мы, опять совершив ряд ошибок, приходим к Нему, а Он поднимает нас, про­должает любить. Это доверие и служит лучшим моти­вом еще большей любви к Господу.

Римлянам 2:4

Но мы ни в коем случае не должны пренебрегать Бо­жьей добротой. Божья благость - это не вседозволен­ность, но помощь, когда мы попадаем в ловушку греха.

Цель Бога больше, чем просто предотвращение каких-то поступков. Он хочет, чтобы мы узнали истину, полюбили Его и именно из-за этой любви не хотели бы грешить и огорчать Его. Для Бога важны не правила, а взаимоотношения. И там, где мы ошибаемся, Он под­сказывает нам выход. Именно богатство Его любви, доброты приводит нас к истинному покаянию. Он по­беждает нас и покупает нас не Своим законом, а благо­датью. Это Его оружие, Его карающий меч.

К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом кугождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Галатам 5:13,14

Если мы не поймем и не научимся жить по благода­ти, то просто отгородимся от мира и станем недоступ­ными и надменными. Мы будем фанатиками, которые судят всех и гордо превозносятся над другими, считают себя праведниками. В своих глазах мы станем велики­ми людьми, но, в действительности, будем очень легки на весах Божьих. Л. Н. Толстой сказал: "Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь".

Ошибочно считать, что без Бога мы можем быть пра­ведными. Каждый день нам жизненно необходимы Его прощение и благодать.

Скрижали сердца

От сложнейших правил и запретов в Ветхом завете Бог переводит нас к другому способу существования - жизни в соответствии со своими внутренними принци­пами. У каждого из нас индивидуальная внутренняя духовная ответственность. Мы можем действовать по личному усмотрению в соответствии со своей совестью, голосом Божьим внутри нас. Бог всегда хочет, чтобы мы поступали не по внешним правилам и запретам, но по тому, что написано на скрижалях нашего сердца.

Недавно я услышал результаты одного любопытного исследования. Психологи изучали вопрос о том, что ру­ководит людьми. Они взяли большое число респонден­тов и создали условия, чтобы те думали, что за ними никто не наблю­дает. К примеру, студентам "случай­но" оставили правильные ответы теста на столе преподавателя, когда тот вышел. Или около рабочих оставили стройматериалы, которые якобы забыли перево­зящие их курьеры. И вот какой был результат. Если лю­ди были уверены, что никто не узнает об их лукавстве или воровстве, то они с удовольствием брали то, что им не принадлежало. Более семидесяти процентов, будучи уверенными, что им ничего за это не будет, пошли на нечестный шаг. И только тридцать процентов руковод­ствовались внутренними принципами. Им было все равно, что их никто за этот поступок не будет ругать, что они могут избежать ответственности. Они не могли пойти против своей внутренней позиции. Даже когда их никто не видел, они вели себя так, словно вокруг них находится много свидетелей. Именно об этих людях можно сказать, что их жизнь управляема изнутри, а не снаружи.

Во втором Послании Коринфянам 3:3 Павел радуется за своих последователей, что они своим служением по­казывают, что законы Божьи в их жизни записаны "не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца".

Религия говорит, что в точности нужно делать и что нельзя, таким образом, принося скованность и зажатость. Мы перестаем быть творческими, потому что это возможно только в любви. Мы отучаемся думать и при­нимать собственные решения. Нами начинают управ­лять правила, уставы и замечания. Мы действуем не по любви, а по принуждению.

Закон не может, да и никогда не предназначался для того, чтобы принести свободу. Истина делает нас сво­бодными. А чтобы познать истину, нужно иметь право выбора.

Римлянам 6:15

Если мы не под законом, это не значит, что у нас нет никаких стандартов. У нас еще большие стандарты - закон Христов. Каждый человек напрямую связан со своим Создателем и имеет свободу выбора. Мы сами выбираем совершать или не совершать зло.

Галатам 5:1,4

А здесь Павел резко заявляет, что кто пытается быть праведником через соблюдение закона, тот не имеет ничего общего со Христом, для него нет милости. Если человек пытается оправдаться своим поведением, то ему не нужен Христос. Он отпадает от благодати, ему не принадлежит безусловное принятие, он не может ощу­тить истинную свободу, ведь он подвергает себя раб­ству, ставит себя в зависимость от закона.

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится уме­реть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, бу­дучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы прими­рились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Римлянам 5:6-10

Мы примирились, спаслись, были оправданы и ис­куплены, получили освобождение благодатью, но те­перь почему-то решаем, что ее недостаточно для повсе­дневной жизни. Мы пытаемся жить и угождать Ему своими делами и поступками. Живем в страхе перед Богом. Получается, что нас привлекли ко Христу благодатью, а после дали список требований, которым мы должны соответствовать, и правил, которые мы долж­ны соблюдать. Но здесь говорится, что если мы раньше могли на что-то рассчитывать, то "тем более ныне" нам принадлежит Его прощение, благодать и принятие.

О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине,вас,у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос,как быу вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчи­ваете плотью?

Галатам 3:1-3

Павел возмущается тем, как можно извратить Божье послание. Он так долго преподавал истинное учение о прощении и жизни во Христе. Но что стало с Галатами? Они стали жить не по вере, а по делам. Кто, если не Па­вел, знал, что нет удачного соединения закона и благо­дати. Как можно совместить то и другое? Вряд ли чья-то попытка станет успешной. Или благодать не будет бла­годатью, или дело не будет делом.

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вы­текает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.

Матфея 9:17

Или благодать, или дела. Закон - это сфера само­стоятельных усилий. Благодать - предоставление Иисусу права жить в нас. Иисус прощает наши грехи, но это не полная истина, не вся. Также Он хочет жить в нас, и мы нуждаемся в жизни Христа в нас.

Римлянам 11:6

Ни до того, как мы стали христианами, ни после этого мы не способны исполнить закон. Есть те, кто все свои силы прилагает, чтобы соответствовать всем условиям. Но после многочисленных попыток они понимают, что не могут быть такими, и разочаровываются. А кто боль­ше всего говорит о правилах и законах, тот чаще всего сам их и нарушает.

Есть приспособленцы, которые привыкли маскиро­ваться, делать все в Пол силы, как получится. Они не приучены ответственно относиться ко всему. И многие смотрят на них думают: "У них же получается быть со­вершенными. Это я какой-то плохой. Неудачник". На са­мом же деле, то, что они перед собой видят, - искусно замаскированный фасад. Люди научились хорошо вы­глядеть перед другими. Иисус называл их "лицемерами".

А искренние люди стараются изо всех сил, чтобы по­ходить на них, но ничего не выходит. Им кажется, что те - люд<

Наши рекомендации