В церкви никогда не были так высоки ставки и так велика апатия, как сегодня
На ранних стадиях этого этапа лидер продолжает поддерживать эпизодические контакты с последователями, давая им необходимые советы. С другой стороны, сами лидеры, возможно, будут обращаться за советом к своим бывшим последователям. Такие лидеры получат самое глубокое удовлетворение от сознания, что воспроизвели себя в своих последователях именно как лидеры, исполнив тем самым подлинную миссию лидерства.
Качества лидера измеряются не тем, что может делать он, а тем, что могут делать его бывшие последователи. Иисус Христос был великим лидером не потому, что Он творил чудеса и за Ним желали следовать массы людей. Он был великим лидером потому, что Его последователи сумели совершить великие дела для Бога. Успех лидера всегда измеряется уровнем достижений его последователей. Если вы хотите стать хорошим лидером, работайте над тем, чтобы помочь вашим последователям полностью раскрыть своей потенциал.
Резюме главы
Если мы хотим исполнить поручение — донести Евангелие до падшего и страдающего мира, то это значит, что церковь отчаянно нуждается в большом числе преданных Богу лидеров. Лидеры нового типа не только должны помогать людям возрастать в своей жизни с Иисусом Христом, но они должны также уметь превращать своих последователей в подобных себе лидеров.
Поскольку я пишу заключительный раздел книги, я задаю себе вопрос, что останется в сознании тех, кто дочитал до этого места. Иногда я допускал очень сильные утверждения о неэффективности нашей церкви и больше всего критиковал традиционный подход к лидерству. Справедлива ли эта критика, судить вам. Я подхожу к теме лидерства в христианстве с точки зрения консультанта по менеджменту, которому посчастливилось быть христианином. Вы должны подходить к оценке книги с вашей точки зрения.
Возможно, некоторые мои утверждения звучат панически. Но это потому, что как специалист в области организационной динамики я крайне обеспокоен происходящим (и тем, что не происходит) в церкви. Здесь никогда не были так высоки ставки и так велика апатия, как сегодня. Если церковь хочет быть позитивной силой, если она хочет предложить человечеству решения проблем и лекарство от болезней двадцатого века, она должна пробудиться от дремоты и начать готовить армию христианских лидеров, преданных принципам и практике лидерства, которым учил и которые применял Иисус Христос.
Сатана намеревается разрушить способность церкви освещать путь к Богу среди нашего темного и заблудшего мира. Он сознает, что должен сделать ее лидеров неэффективными и беспомощными, потому что организация сильна своими лидерами.
Христианство на перепутье
Сегодня наши лидеры на перепутье. Они должны выбрать: следовать ли путем прошлого, сохраняя приверженность к традиционному подходу к лидерству, при котором они будут страдать от перегрузок, а их последователи останутся безучастными зрителями происходящего; или выбрать принципы лидерства, завещанные нам Иисусом Христом, которые сделают из их последователей эффективных лидеров.
Следовать традиционному подходу — значит снижать эффективность церкви в проповеди Евангелия миру. Избрать новозаветный подход, значит пережить кризис разрыва с очень длительной традицией, но при этом создать эффективную, деятельную армию христианских лидеров, которые будут служить страждущему миру» вселяя в него надежду на пороге двадцать первого века.
Каждый христианин должен выбрать свой путь. Какой выберете вы? Мир ждет от нас ответа.
Индивидуальное применение знаний
1. Изучите пять этапов вовлечения последователей в работу, и составьте свой собственный план действий по превращению последователей в лидеров.
2. Просмотрите эту книгу вместе с вашими последователями и предложите им выполнить разделы «Индивидуальное применение знаний» в качестве начала работы по пятиэтапному плану становления лидера.
Приложение
Было бы бессмысленно подчеркивать необходимость воспитания лидеров из последователей и не предложить некоторые средства для этого. В течение нескольких последних лет я разрабатывал и вел программы по подготовке менеджеров и лидеров во многих христианских группах и организациях. Нижеследующие упражнения оказались полезными для развития в людях лидерских способностей.
Каждое упражнение может быть модифицировано в зависимости от специфических условий и потребностей вашей группы, так что вы можете свободно экспериментировать с ними. Поскольку человек учится быть лидером через действие, большинство упражнений нацелены на максимальную вовлеченность членов группы*.
*В целях обучения вы можете копировать любую часть этого раздела. Однако это не допускается в целях продажи.—Прим. автора.
Я был бы рад получить сообщения о результатах применения этих упражнений, а также любые замечания и предложения по их улучшению.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ
В ЛИДЕРСТВЕ
ВКЛАД ЧЛЕНОВ ГРУППЫ
В ПОСТАНОВКУ ЕЕ ЦЕЛЕЙ
Цели:
· побудить членов группы участвовать в процессе постановки целей для команды или группы;
· предоставить возможность членам группы взаимодействовать в ходе этого процесса;
· развить дух единения вокруг поставленных целей.
Численность группы:
Не ограничена. В случае большой группы разделите ее на маленькие по 5-6 человек.
Продолжительность:
Приблизительно 1 час, в зависимости от размеров группы.
Материалы:
Большие листы бумаги, маркировочный карандаш для каждой малой группы, бумажные карточки, карандаши, лента для коррекции ошибок.
Место проведения:
Помещение или пространство, достаточное для общего собрания группы и помещения (пространства) для малых групп. В большом помещении стулья рекомендуется расставить по кругу. Следует предусмотреть столы для совещаний малых групп.
Процедура:
1. Кратко (в течение 5 минут) объясните большой группе важность этапа постановки целей и вклада каждого в этот процесс. Поясните, что в предложениях относительно целей должно быть указано, что следует осуществить, сколько следует сделать и когда работа должна быть закончена. Затем разделите большую группу.
2. В каждой малой группе выберите человека, который будет записывать предложения ее членов. Предоставьте 5-10 минут на обсуждение целей вашей группы или организации. Затем пусть каждый напишет, что должны включить эти цели, а потом изложит свои идеи устно. (Выделенный человек зафиксирует их на большом листе бумаги.)
3. Соберите вместе исходную (большую) группу и обсудите вместе записанные на листах предложения каждой малой группы. Поблагодарите группу за ее ценный вклад и скажите, что предложения будут использованы при определении цели группы (организации).
4. Используя идеи членов группы, сформулируйте — при участии каждого из них — цели вашей организации или группы. Изложите их на бумаге и раздайте копии каждому члену.
Варианты:
Материалы, полученные в ходе данного упражнения, могут быть использованы многократно. Применяйте эту процедуру и ее варианты всякий раз, когда вы нуждаетесь в помощи группы для постановки целей.
ПОСТАНОВКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ Цели:
· привлечь каждого последователя к постановке своих индивидуальных целей;
· определить, что должен делать лидер, чтобы помочь каждому последователю продвигаться к своей цели;
· создать атмосферу открытого и доверительного общения между лидером и последователем.
Численность группы:
Один человек (во время данного конкретного занятия).
Продолжительность:
Приблизительно 1 час для первого (общего) собрания членов группы, а в случае необходимости — дополнительные собрания.
Материалы:
Бумажные карточки, карандаши или ручки, две брошюровочные машинки.
Процедура:
1. Откройте дискуссию о личных целях, постарайтесь убедить последователя, что вы верите в его (ее) способности. Сделайте обзор целей вашей команды и подчеркните, что эти цели не могут быть достигнуты, пока каждый участник команды не поставит своих личных целей, которые бы отражали определенный аспект общей цели. Обсудите роль последователя в ее достижении. Попросите последователя рассказать о его предполагаемом личном вкладе в общую цель, точно указав что последователь собирается делать, сколько он предполагает сделать и когда он закончит свою работу. Когда вы придете к согласию относительно целей, запишите их на карточке сами и предложите сделать то же самое последователю.
2. Обсудите с последователем, как вы можете помочь ему в работе для достижения личной цели. Запишите ваши обязанности в связи с этим и пусть то же самое сделает последователь. Эти обязанности тоже должны быть сформулированы в терминах что, сколько и когда.
3. Сброшюруйте карточки и проставьте на каждой подборке имя члена группы. Периодически просматривайте их вместе с последователем, чтобы отметить прогресс в достижении целей.
Варианты:
Лидер может использовать результаты этого упражнения при постановке целей малой группы или команды в процессе работы над определенным проектом.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ Цели:
· оценить прогресс последователя в достижении
· личных целей;
· оценить качество помощи, оказываемой лидером в достижении последователем его целей;
· развить и поддержать атмосферу открытого и доверительного общения между последователем и лидером;
· помочь лидеру и последователю оценить прогресс последователя в приобретении качеств лидера.
Численность группы:
Один человек (во время данного конкретного занятия).
Продолжительность:
От 30 минут до 1 часа или более в случае необходимости.
Материалы:
Бумажные карточки, ручки или карандаши, подборки карточек с записью личных целей последователя и лидера.
Процедура:
1. Разверните обсуждение и дайте оценку того, насколько вы способствовали достижению последователем его (ее) личных целей, которые вы вместе сформулировали. Убедите последователя быть полностью открытым и честным. Отметьте каждую неудовлетворенную потребность на обеих подборках карточек (своей и последователя) . Вместе обсудите, как их удовлетворить.
2. Оцените прогресс последователя и отметьте все необходимые корректирующие действия на карточках лидера и последователя.
3. Оцените достижения последователя в овладении лидерскими качествами. Вместе с последователем определите, какие действия необходимо предпринять для того, чтобы последователь начал продвигаться по пяти этапам формирования лидера, описанным в главе одиннадцатой. Запишите эти действия и решения на обеих карточках.
4. Назначьте время следующей встречи с последователем для дальнейшего обсуждения его (ее) работы. Повторяйте эту процедуру во время будущих встреч.
Варианты:
Используйте это упражнение для оценки качества работы малой группы над определенным заданием.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДЕЛОВ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ Цели:
· определить пределы полномочий лидера и последователя в процессе принятия решений, меняющиеся по мере продвижения последователя в работе над конкретным проектом, темой, заданием;
· помочь последователю и лидеру лучше осознать границы ответственности последователя за выполняемое группой задание.
Численность группы:
Один человек (во время данного конкретного занятия).
Продолжительность:
Приблизительно 15-20 минут для каждой задачи.
Материалы:
Бумажные карточки, карандаши или ручки, подборки карточек с оценками целей и достижений (см. выше).
Процедура:
1. Всякий раз, когда возникает такая потребность, обсуждайте с последователем объем полномочий, который он должен получить для выполнения тех или иных работ. Обсудите характер участия каждого из вас в процессе принятия решений и определите, каким образом и когда проявится это участие.
2. Запишите ваши решения на карточках лидера и последователя. Они будут служить ориентирами в дальнейших оценках.
Варианты:
Эта процедура может применяться при определении полномочий при принятии решений в малых группах, работающих над определенным проектом или заданием.