Б. Вам всегда нужно направлять людей.
1. Помогите им сконцентрироваться, увидеть что-то важное
- или в новой перспективе;
- и напомните им то, что они уже знают.
2. У людей, слушающих проповедь, должно происходить обновление ума (Рим.12:1, 2.).
Изменение мышления, уподобление Христу в поведении и мыслях.
Определенная выбранная цель для слушателей. Вы концентрируете их внимание.
В. Пять видов внутренней мотивации проповедника или внутренней цели.
Для того, чтобы проповеднику остаться в рамках выбранной темы и цели, необходимо обратить внимание на личную мотивацию. Проповедь может сильно измениться в своей стилистике, интонации и даже сути вслед за изменением мотивации проповедника.
1. Утешать и ободрять тех, кто исполнен боли.
2. Укреплять и назидать людей.
3. Увещевать и бросать вызов, дать направление и надежду, чтобы идти вперед.
4. Обличать и приводить к покаянию:
а) покажите им, что они неправы в своем поступке;
б) призовите их к изменениям.
5. Ободрять к физическому действию
Например: приносить десятину, служить другим, молиться с верой и так далее.
Обратим внимание на изменение проповеди и её стиля, при изменении одной только мотивации проповедника.
Так при избранной теме: «Молитва приносит изменения» и при цели: «Чтобы люди были постоянны в молитве, пока не увидят изменения» внутренняя мотивация будет: «Утешать и ободрять тех, кто исполнен боли».Тогда проповедь будет направляющей к утешению в молитве.
Если внутренняя мотивация будет: «Укреплять и назидать людей».То проповедь будет снаряжающей верующих.
Если внутренняя мотивация будет: «Увещевать и бросать вызов, дать направление и надежду, чтобы идти вперед».То проповедь будет побуждать людей к молитвенным подвигам.
Если внутренняя мотивация будет: «Обличать и приводить к покаянию». То послание направлено на исправление Церкви в недостаточности молитв.
Г. Большинство хороших проповедей имеет одну цель.
1. Если у вас нет четкой цели в уме, то проповедь, скорее всего, мало что даст.
2. Пример: Блудный сын (Лук. 15:11-32)
а) Если бы давать учение по этой притче, то можно
организовать его вокруг трех основных персонажей – отец,
младший сын и старший сын.
б) Но если вы проповедуете, то должны избрать один персонаж. В эмоциональном плане люди могут соотнести себя с одним главным персонажем.
Если это – евангелизация, то лучше младший сын.
Скажите неверующим: ты, как младший сын, который все потерял и хочет вернуться домой.
Опять же, если это евангелизация: можно говорить как бы с отцовской перспективы (точки зрения): «Каждый вечер отец стоял у окна, ожидая возвращения сына, и когда увидел его, то побежал навстречу ему, желая заключить его в свои объятия». Скажите неверующим, что Отец ждет их!
Если проповедь обращена к верующим, то лучше избрать старшего сына. «Все вы, как хороший сын, который сидел дома, хороший, порядочный. Но, хорошие ли у вас взаимоотношения с Отцом? Не судите ли вы других?
Раскрывающая проповедь имеет один текст одну тему и одну цель.
Главные пункты раскрывающей проповеди.
На этой стадии подготовки проповеди необходимо упорядочить проповедь.
У хорошего послания есть своя структура, которая максимально упрощает как процесс восприятия проповеди, так и процесс подготовки.
Нет никакой необходимости обходить законы логики и тем более игнорировать прописные истины.
Непонятная истина – не вмещается!
И еще можно добавить, что откровение не приходит на пустое место. Человек способен воспринимать новое только на основании уже понятого.
Связать имеющиеся парадигмы с новыми знаниями - вот цель, ради которой мы выстраиваем послание в стройную структуру.
Заметим, что наличие структуры не только позволяет более эффективно воспринимать проповедь, но и дает определенную свободу проповеднику быть эмоциональным и вдохновленным Духом. При этом не потерять связь с текстом, темой и целью проповеди.
Главные пункты можно сравнить с шагами, которые приближают нас к познанию истины. Все начинается издалека или снизу, и шаг за шагом приближает нас к цели.
Для проповедника – это главные точки опоры, на которых базируется его послание, а для слушающих в свою очередь – это увлекательное путешествие по «достопримечательностям».