Верующий, у которого серьезные трудности
Первый — это верующий, у которого серьезные трудности. Такие обстоятельства не являются чем-то необычным для наследника славы. Христианину редко удается долгое время пожить спокойно. Верующий в Иисуса Христа наследует Царство через многие скорби. В третьей главе книги Плач Иеремии вы найдете список того, что память представила разуму Иеремии, и что принесло ему утешение. Во-первых, это тот факт, что каким бы глубоким не было наше нынешнее страдание, по Божьей милости мы не исчезли (ст. 22). Несомненно, это смиренное начало. Это не слишком большое утешение, но когда очень слабый человек стоит у подножия пирамиды и собирается взобраться на нее, не нужно делать первую ступеньку очень высокой. Дайте ему для первого шага всего лишь маленький камень, а когда у него будет больше сил, он сможет продвигаться более широкими шагами.
Итак, задумайтесь над тем, где бы вы могли быть сегодня. Посмотрите вниз сквозь мрачный вход в гробницу в царство тьмы, которое подобно долине смертной тени, полной смятения, где нет никакого порядка. Можете ли вы уловить звук множества бегущих в разные стороны виновных и испытывающих мучения духов? Слышите ли вы их горестный плач и устрашающий скрежет зубов? Могут ли ваши уши выдержать звяканье их цепей? Могут ли ваши глаза выдержать вид ярости пламени? Они навеки, навеки, навеки отлучены от присутствия Бога и закрыты вместе с бесами и отчаянием! Они объяты пламенем бедствия столь ужасного, что даже безнадежному сумасшедшему и во сне не приснятся их терзания. Бог изгнал их вон и наложил на них Свое проклятие, навеки отправив их во мрак тьмы. Такой могла быть ваша судьба. Сравните ваше нынешнее положение с их положением, и у вас появится повод петь, а не плакать. Зачем живому человеку сетовать (Плач Иеремии 3:39)?
Вы когда-нибудь видели эти омерзительные подземелья в Венеции, находящиеся ниже уровня воды в канале? Пройдя извилистыми узкими, темными и душными коридорами, вы сможете попасть в маленькие кельи, где человек едва ли сможет встать во весь рост. Туда не проникал ни один луч света с того момента, когда были заложен фундамент здания. Они холодные, грязные, черные от сырости и плесени — рассадник лихорадки, место смерти. Однако эти места были бы роскошным жильем по сравнению с вечным огнем ада. Для погибших духов было бы необычайной роскошью лежать там, в одиночестве и страдании, пусть даже бы их веки покрылись мхом — только бы на мгновение убежать от нечистой совести и Божьего гнева. Друг, вы не в подземелье и не в аду; поэтому наберитесь мужества и скажите, как сказал Иеремия в третьей главе книги Плач Иеремии: "По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось" (стих 22).
Возможно, это окажется для вас слабым утешением. Но даже если этот маленький огонек производит совсем немного тепла, это может привести к чему-то лучшему. Когда вы разжигаете огонь в камине, надеясь посидеть перед ним в тепле и уюте, вы не стараетесь сразу же разжечь поленья. Вы используете лучины для растопки, и вскоре пламя охватывает и большие поленья. Точно так же эта мысль, которая может показаться такой маленькой, может стать искоркой небесного огня, несущего утешение тем, кто сейчас дрожит в печали.
Нас ожидает нечто лучшее, ибо Иеремия напоминает нам, что есть милости, которые в любом случае будут продолжаться. "Ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!" (Плач Иеремии 3:22-23). Возможно, вы лишились своего богатства и оказались в нищете. Это довольно трудная ситуация, однако будьте благодарными Богу за то, что вы продолжаете пребывать в добром здравии. Просто зайдите в больницу и посмотрите, что там делается. Присядьте рядом с каким-нибудь пациентом, послушайте его рассказ о боли и немощи, и вы наверняка уйдете из больницы, думая: "Я благодарю Бога за то, что, несмотря на всю нищету, я не могу пожаловаться на болезни, и поэтому я буду петь о тех милостях, которыми действительно наслаждаюсь".
Вы больны и отягощены своим уставшим телом? Тогда я приглашаю вас отправиться вместе со мной в мрачные и убогие гетто наших городов, где люди влачат жалкое существование в нищете, в жалкой неизвестности, и никто не сочувствует им. Если вы обратите внимание на их заработанное тяжким трудом пропитание, которого слишком мало, чтобы насытиться, и на их жалкие жилища — их единственное пристанище, вы убежите из этой зловонной ямы грязной нищеты и скажете: "Я буду терпеть свою болезнь, ибо даже она лучше, чем грязь, голод и нагота". Ваша ситуация может быть печальной, но есть люди, находящиеся в еще худших условиях. Если вы откроете глаза и захотите понять, тег всегда сможете увидеть причину быть благодарным хотя бы в том, что вы еще не погрузились в самую глубокую пучину бедствий.
Есть одна весьма трогательная история о бедной женщине с двумя детьми, которым было не на чем спать и практически нечего надеть. Среди зимы они едва не замерзли, и мать сняла с петель дверь погреба и поставила ее в том углу, где они, съежившись, спали, чтобы хоть как-то защитить их от сквозняков и холода. Когда она пожаловалась на их бедственное положение, один из детей прошептал ей: "Мама, а что делают те дети, у которых нет двери от погреба, чтобы загородить их от холодного ветра?" Видите, даже здесь это маленькое сердце нашло повод для благодарения. В какой бы трудной ситуации вы ни оказались, никогда не забывайте почитать Бога, поблагодарив Его за то, что Его милости не прекращаются, но обновляются каждое утро. Да, конечно же, это не очень большая ступенька, но все же она выше, и самый слабый человек сможет легко забраться на нее.
Третья глава книги Плач Иеремии предлагает нам третий источник утешения. "Господь — часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него" (стих 24). Вы потеряли многое, но не лишились своей части. Ваш Бог — все для вас; поэтому даже если вы потеряли все, кроме Бога, вы все равно обладаете всем, что у вас было, потому что Бог — все для вас. В тексте не сказано, что Бог является всего лишь частью нашего удела, но что Он — полная часть для нашего духа. Все богатства нашего сердца сосредоточены в Нем. Как мы можем быть печальными, если наш Отец жив? Как мы можем быть ограбленными, если наше сокровище на небесах? Представьте, что на улице день, ярко светит солнце, а я держу зажженную свечу. Вдруг кто-то ее задувает. Сяду ли я и начну плакать, потому что мою свечу затушили? Нет, пока светит солнце, не стану. Бог — моя часть, и если я потеряю немного земного уюта, я не стану жаловаться, потому что остается небесный уют.
Один из английских королей, будучи надменным и гордым, поссорился с гражданами Лондона. Ему захотелось встревожить смелых граждан города ужасной угрозой, чтобы запугать их. Он сказал, что если они не будут особо учтивыми, он переведет свой двор из лондонского района Вестминстер. В ответ на это храбрый лорд-мэр спросил, не собирается ли Его Величество забрать и Темзу, ибо если река останется на месте, Его Величество может переезжать куда ему будет угодно.
Точно так же мир предупреждает нас: "Вы не можете доверять. Вы не можете радоваться. Придут проблемы и неприятности". Мы же отвечаем: "Если вы не отнимете у нас нашего Господа, мы не станем жаловаться". Мудрец сказал: "Философы могут танцевать без музыки". Истинные верующие в Бога могут радоваться, не испытывая внешнего комфорта. Человек, пьющий из бутылки, подобно Измаилу, сыну рабыни, может пожаловаться на жажду (см. Бытие 21:9-15). Тот же, кто пьет из колодца, подобно Исааку, сыну обетования, никогда не будет терпеть нужду. Итак, да дарует нам Бог благодать радоваться даже в самых сильных бедствиях, потому что Господь — наш верный удел, наше вечное наследие радости. Мы уже поднялись до определенного уровня надежды, но нам предстоит одолеть еще другие ступеньки.
Затем пророк напоминает нам о другом канале утешения — о том, что Бог всегда благ к ищущим Его. "Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его"
(Плач Иеремии 3:25). Он может поразить нас сильнее, чем раньше, но если мы сможем оставаться в небесном состоянии молитвы, мы можем оставаться уверенными в том, что Он от ударов обратится к поцелуям. Когда нуждающийся нищий увидит другого нищего у дверей какого-нибудь важного человека, он станет наблюдать за тем, как тот нищий стучит, и если дверь откроется и того человека радушно примут и помогут ему, тогда и он сам смело постучит в эту дверь.
Вы весьма опечалены и подавлены? Господь благ к тем, кто ищет Его. Из Его дверей вышли тысячи людей, но ни у одного из них не было причин жаловаться на холодный прием, потому что в каждом случае Он насытил алчущих благами. Поэтому смело идите и стучите, ибо он дает щедро и не ищет недостатков.
Молитва — это источник, доступный во всех проблемах и трудностях. В "Путешествии пилигрима", когда город Человеческой Души был осажден, это произошло среди зимы, и дороги были весьма плохи, но даже тогда молитва могла передвигаться по ним. Я осмелюсь утверждать, что даже если бы все земные дороги были настолько плохи, что по ним невозможно было бы ездить, и если бы город Человеческой Души был настолько плотно окружен, что не осталось бы ни одной лазейки, через которую мы смогли бы вырваться к царю, дорога вверх всегда оставалась бы открытой. Ее никто не сможет перегородить, никакие заграждающие корабли не смогут стать на пути нашей души в гавань престола милости. Корабль молитвы может пройти через все искушения, сомнения и страхи прямиком к Божьему престолу, и хотя, возможно, он покинул порт с одними печалями, стонами и вздохами, он вернется нагруженным множеством благословений. Итак, вы имеете надежду, потому что всегда можете молиться.
Престол милости еще открыт,
Да укроются там наши души.
Мы входим в более глубокие воды радости, поэтому давайте сделаем еще один шаг, и на этот раз мы обретем еще большее утешение от того факта, что быть страждущим хорошо. В третьей главе книги Плач Иеремии говорится: "Благо человеку, когда он несет иго в юности своей" (стих 27). Маленького ребенка необходимо уговаривать принимать лекарство. Он может быть весьма болен, и мать может уверять его, что лекарство излечит его, однако ребенок говорит: "Нет, оно слишком горькое. Я не могу его проглотить". Взрослых не нужно убеждать таким образом. Горечь лекарства не значит для них ничего. Они думают о том здоровье, которое оно принесет, и поэтому выпивают его, даже не поморщившись. Итак, если мы маленькие дети, которые не вспомнили о тех плодах, которые приносит страдание, мы можем плакать и роптать. Но если мы взрослые во Христе Иисусе и познали, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Римлянам 8:28), мы примем эту чашу с готовностью, радостью, и благословим Бога за нее.
Почему я должен бояться спускаться в шахту страданий, если она приведет меня к золотой жиле духовного опыта? Почему я должен плакать, когда заходит солнце моего преуспевания, если во тьме моих бедствий я смогу лучше сосчитать звездные обетования, которыми моему верному Богу было угодно украсить небо? Уходи прочь, солнце, ибо в твое отсутствие мы увидим десять тысяч солнц, и когда пропадет твой ослепительный свет, мы увидим во тьме миры, которые твой свет скрывал от нас. Многие обетования написаны невидимыми чернилами, и вы не сможете их прочесть до тех пор, пока огонь неприятностей не проявит эти буквы. "Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим" (Псалом 118:71). Возлюбленные, Израиль пришел в Египет бедным, а вышел оттуда с драгоценностями, серебром и золотом. Израильтяне действительно работали у кирпичных печей и страдали от жестокого рабства, но это улучшило их. Они вышли, обогащенные всеми своими скорбями.
У одной девочки был маленький садик, где она сажала много цветов, но они никак не вырастали. Она сажала их нежно и аккуратно, но они не выживали. Она сеяла семена. Они прорастали, но вскоре засыхали. Тогда она побежала и позвала садовника своего отца. Когда он пришел и посмотрел на все это, он сказал: "Я сделаю для тебя хороший садик, так что ты сможешь выращивать там все, что захочешь". Он принес кирку, и когда девочка увидела страшную кирку, она испугалась за свой маленький садик. Садовник вогнал инструмент в землю, и земля начала двигаться и дрожать, потому что своей киркой он подцепил край огромного камня, занимавшего почти весь этот маленький участок земли. Все маленькие цветы оказались выкопанными, и на какое-то время садик был разорен, отчего маленькая девочка много проплакала. Садовник сказал ей, что сделает для нее прекрасный садик, что и сделал. Убрав камень, который не давал растениям пускать корни, он вскоре засеял землю цветами, которые прижились и расцвели. Точно так же Господь пришел и перепахал всю землю вашего нынешнего уютного положения, чтобы избавиться от большого камня, лежавшего на дне всего вашего духовного преуспевания и не дававшего вашей душе расцвести. Не плачьте, как та девочка, но утешайтесь благословенными результатами и благодарите нежную руку вашего Отца.
Еще один шаг, и тогда мы точно будем иметь хорошее основание для радости. Третья глава книги Плач Иеремии напоминает нам о том, что эти неприятности не будут продолжаться вечно. Когда они произведут должный результат, они будут удалены, "ибо не навек оставляет Господь" (стих 31).
Кто вам сказал, что после ночи никогда не наступит день? Кто вам сказал, что море будет отступать до тех пор, пока не останется лишь широкая пустыня из земли и песка? Кто вам сказал, что зима будет переходить от мороза к морозу, от снега, льда и града к еще более глубокому снегу и более сильным бурям? Кто вам такое сказал? Разве вы не знаете, что за ночью следует день, что после того, как спадает вода, идут дожди, что за зимой следуют весна и лето?
Итак, надейтесь! Всегда храните надежду, ибо Бог не подводит вас. Разве вы не знаете, что ваш Бог любит вас посреди всего этого?
Когда горы скрыты во тьме ночи, они остаются такими же реальными, как и при свете дня, и Божья любовь к вам остается сейчас такой же, какой она была в самые яркие мгновения вашей жизни. Ни один отец не наказывает постоянно. Бог ненавидит розгу так же, как и вы. Он хочет использовать ее только по той причине, которая должна убедить вас принять ее, дабы это принесло вам непреходящее благо. Вы еще подниметесь по лестнице Иакова вместе с ангелами и увидите Того, кто восседает на ее вершине — вашего Бога завета. Вам еще предстоит посреди великолепия вечности забыть о временных испытаниях или вспоминать о них только для того, чтобы благословлять Бога, который провел вас через них и посредством их принес вам непреходящее благо. Придите и пойте в ночи (Иов 35:10). Возрадуйтесь посреди пламени. Пусть пустыня расцветет, как нарцисс (Исаия 35:1). Пусть пустыня огласится вашей бьющей через край радостью, ибо эти незначительные страдания скоро прекратятся, и тогда ваше блаженство вместе с Господом никогда не иссякнет!
Итак, дорогой друг, память может быть "источником и лоном радости", как назвал ее английский поэт Колридж, и когда Святой Дух использует ее для Своего служения, она может быть главной среди земных утешителей.