Алалия — системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования.
При алалии наблюдаются выраженные затруднения в усвоении родного языка начиная с раннего возраста. Большинство детей с алалией лишь при специальном обучении овладевают речью, достигая при этом невысокого лингвистического уровня. Традиционно алалия разграничивается на две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную.
При экспрессивной алалии в основе недоразвития речи лежит нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной алалии грубо нарушено распознавание лингвистических единиц, в связи с чем затруднено понимание речи и ее развитие в целом.
Алалию вызывают органические поражения центральной нервной системы в пренатальном и катальном периоде развития ребенка. По мнению В. А. Ковшикова (1985), синдром алалии обусловлен поражением ряда корковых отделов головного мозга, что затрудняет образование в нем межсистемных связей, необходимых для формирования языковых способностей.
На протяжении первых десятилетий XX века в логопедии преобладало мнение, что дети с алалией либо вообще не имеют экспрессивной речи до пятилетнего возраста, либо имеют крайне ограниченный словарный запас, не отягощенный грамматикой. Вместе с тем считалось, что при специальном обучении такие дети не просто начинают говорить, но даже способны к быстрому овладению речью. В связи с этим появились выражения «выход из алалии» и даже «бурный выход из алалии, сопровождающийся заиканием».
В 60-х годах в работах В. К. Орфинской, Р. Е. Левиной проводится мысль о том, что, когда ребенок с алалией начинает говорить, он все равно остается «ребенком с алалией». Развитие его лингвистической системы носит специфический характер, и это отражается не столько в количестве, сколько в качестве речи.
С современных позиций попытка соотнести развитие отдельных лингвистических компонентов с недоразвитием локальных участков мозга представляется недостаточно корректной, так как грамматические структуры значительно больше ассоциированы с мышлением, нежели с работой анализаторов, но для середины XX века такой подход был перспективным. Сама идея дифференцированного анализа речи детей с алалией и образец такого анализа были крайне важны, тем более что в этом образце были показаны взаимосвязи между отдельными лингвистическими компонентами и проведены разграничения между функциями фонематической системы.
Р.Е.Левина предложила иной подход к анализу устной речи детей с алалией. Подчеркивая системный характер недоразвития речипри этом расстройстве, она писала, что при алалии ребенок последовательно проходит 3 уровня: уровень отсутствия речи, или однословной речи, уровень фразовой речи и уровень связной речи. Наиболее позитивным было то, что Р. Е.Левина выдвинула идею о необходимости перехода от изучения алалии к изучению ребенка с алалией. Впервые в отечественной логопедии были продемонстрированы основы анализа структуры психического развития ребенка с патологией речи.
В дальнейшем анализ структуры психического развития детей с патологией речи привел к образованию понятия «общее недоразвитие речи» как состояния недоразвития всех лингвистических компонентов любой этиологии с любыми патогенетическими механизмами. Такой симптомологический подход существенно упростил организацию логопедической помощи детям, но не способствовал изучению алалии. Более того, в современной логопедической практике распространено противопоставление алалии и общего недоразвития речи, но это лежит уже за пределами классического наследия.
Несмотря на то что начало лингвистического изучения алалии было положено в трудах В. К. Орфинской и Р. Е.Левиной, их взгляды на механизмы речевой патологии лежали в русле психофизиологической концепции. В соответствии с данной концепцией, каждый симптом речевой недостаточности так или иначе должен быть связан с неполноценностью функции тех или иных участков головного мозга^ в основном анализаторов.
В. А. Ковшиков был первым в нашей стране, кто последовательно применил психолингвистический подход к изучению моторной алалии. Отказавшись полностью от идеи поиска механизмов алалии на сенсомоторном уровне порождения речевого высказывания, он предложил заменить термин «моторная алалия» термином «экспрессивная алалия».
По мнению В. А. Ковшикова, экспрессивная алалия характеризуется двумя основными признаками — отставанием в сроках усвоения языка и патологическим его усвоением. Проанализировав структуру языкового развития детей с экспрессивной алалией, он отметил, что при алалии дети лучше актуализируют слова-денотаторы (знаменательные части речи) и хуже — слова-форматоры (служебные слова). Среди слов-денотаторов лучше актуализируются слова с предметными значениями, хуже — со значениями действий, состояний, процессов, качеств, признаков. Особенно трудны слова, выражающие обобщающие и абстрактные понятия. Среди слов-форматоров дети с алалией, как правило, употребляют только самые простые предлоги, союзы, частицы и пр. Традиционно это объясняется отсутствием у слов-форматоров лексических значений.
В то же время В. А. Ковшиков отмечал, что большинство лексических нарушений связано не с понятиями, стоящими за словом, а с процессом поиска слова. Нарушения актуализации слов проявляются в их пропусках, заменах и образовании аномальных слов, т.е. слов, абсолютно не похожих на реальные. Синтаксис речи детей с алалией мало развит. В основном они используют простые повествовательные и побудительные предложения, чаще нераспространенные. Необходимые члены предложения нередко пропускаются, особенно предлоги, союзы, глаголы.
Морфологические нарушения проявляются в неправильном употреблении приставок и суффиксов, неверных согласований в роде и числе. Значительно нарушена парадигма склонения и спряжения. Способности словообразования ограничены, при попытках словообразования наблюдаются ошибки.
В качестве специфических ошибок, характерных для детей с алалией, В. А. Ковшиков отметил замены падежных окончаний существительных окончаниями других падежей; окончаниями, относящимися к разным падежам; окончаниями, не существующими в парадигме склонения. Чаще ошибки возникают в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей. При заменах на окончание другого падежа чаще выбирается именительный падеж, но родительный падеж чаще заменяется дательным.
Замены окончаний существительных отличаются непостоянством. При наличии полной парадигмы окончаний ребенок часто не может сделать правильный выбор.
Фонематическая система у некоторых детей развита рудиментарно и включает, помимо гласных, лишь губные и простые переднеязычные согласные. У детей с более полным запасом фонем эта система разлажена. Наблюдаются нестабильные пропуски и перестановки звуков, разнотипные нарушения звукопроизношения. При этом доминируют замены звуков, что демонстрирует проблему выбора лингвистических единиц.
В. А. Ковшиков подчеркивал, что при алалии прежде всего страдает способность оперирования лингвистическими единицами, т. е. специфическая языковая функция, функция самой лингвистической системы.
Проблема алалии занимала также и других отечественных ученых. Работы В.К.Воробьевой, Б. М. Гриншпуна, Л.Р.Давидович, С. Н. Шаховской и др. последовательно дополняли и расширяли представления об одном из наиболее сложных речевых нарушений.
При сенсорной алалиипервично нарушается импрессивная речь, что приводит к существенным затруднениям в усвоении экспрессивной речи. Обычно понимание речи детьми с сенсорной алалией до специального обучения отсутствует. При специальном обучении ребенок начинает понимать ситуативную речь, активно используя неречевой контекст -— ситуацию, жесты, мимику.
В процессе развития речи наблюдаются специфические симптомы. В специальной литературе описан симптом «отчуждения смысла слова», при котором возможна временная утрата понимания даже хорошо усвоенных слов. Отмечена инертность в речевом восприятии, персеверация ранее услышанного, наличие эхолалий в экспрессивной речи. Все специалисты, имевшие дело с сенсорной алалией, пишут, что наиболее слабым звеном при этой патологии является развитие фонематической системы.
Усвоение экспрессивной речи при алалии существенно зависит от имитационных способностей. Н.Н.Трауготт писала о том, что речь лучше формируется у тех детей, которые демонстрируют способности к повторению языкового материала за окружающими.
Сенсорная алалия изучалась значительно меньше, чем моторная. Сам факт существования сенсорной алалии до сих пор ставится под сомнение: авторы пишут, что данное явление укладывается в рамки нейросенсорной тугоухости, выраженной умственной отсталости или аутизма.
Первоначально считалось, что дети с сенсорной алалией не способны понимать речь при сохранном слухе, однако в дальнейшем в работах Н. Н.Трауготт было доказано, что при сенсорной алалии всегда наблюдается снижение слуха центрального характера, имеющее сходство с нейросенсорной тугоухостью. Н.Н.Трауготт писала, что механизмом сенсорной алалии является замыкательная акупатия, т. е. проблемы в образовании условных связей на звуковые раздражители. Она же отмечала, что при выраженных расстройствах слуха акупатия наступает вторично, так как звуковые раздражители не достигают анализатора, и условные связи также не образуются. Таким образом, разграничение сенсорной алалии и недоразвития речи на почве снижения слуха является проблематичным. Н.Н.Трауготт отмечала, что для постановки диагноза «сенсорная алалия» необходимо, чтобы ребенок воспринимал шепотную речь хотя бы на расстоянии одного метра, но дело в том, что, пока ребенок не понимает речь, трудно определить его способность к восприятию речи. В связи с этим Н. Н.Трауготт говорила, что на уточнение диагноза «сенсорная алалия» требуются годы.
Трудности возникают и при дифференциальной диагностике сенсорной алалии и выраженной умственной отсталости. Ребенок, не понимающий речь, безусловно отстает в психическом развитии. Картина проясняется лишь тогда, когда ребенок начинает демонстрировать свои способности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Разграничить сенсорную алалию и детский аутизм тоже непросто. В симптоматике сенсорной алалии в качестве специфических речевых симптомов отмечаются эхолалий, симптомы «отчуждения смысла слова», парафазии. Аналогичные симптомы описаны и в клинике аутизма. Кроме того, ребенок с аутизмом плохо вступает в контакт с окружающими, и вследствие этого его импрессивная речь может носить специфический характер.
Задержка развития речихарактеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз.
В связи с тем что это отставание затрагивает лингвистику речи, В. А. Ковшиков употреблял название «задержка языкового развития». Е. Ф. Соботович использовала термин «параалалия». (Расхождения в терминологии обычно показывают, что проблема находится в ранней стадии изучения.)
На наш взгляд, задержка развития речи —- понятие больше психологическое, нежели логопедическое, так как именно в психологической науке разрабатываются вопросы задержки развития психических функций. Для логопедии более характерно изучение патологического развития речи. Однако в последние годы наблюдается тенденция к существенному расширению категории лиц, нуждающихся в логопедической помощи, и дети с задержкой речевого развития, безусловно, в эту категорию попадают.
Нужно отметить, что в связи с недостаточной изученностью задержка речевого развития не имеет четких диагностических границ. Детей с этой проблемой трудно отличить от детей с алалией, но еще труднее отличить их от детей с нормальным развитием речи, поскольку сама норма разнообразна.
Известный английский афазиолог М.Критчли приводит четыре варианта атипичного формирования речи в онтогенезе.
1. Ребенок может начать говорить относительно поздно, речевое развитие продвигается медленно; артикуляция при этом чистая, и в конце концов достигается нормальный лингвистический уровень.
2. Ребенок начинает говорить поздно, дальнейшее речевое развитие медленное; артикуляция неправильная, иногда — дислалия, или запинки, или заикание; эти дефекты речи могут исчезнуть, но могут и остаться.
3. Ребенок может оставаться без речи на протяжении неопределенно долгого времени, однако артикулированная речь появляется и затем созревает с необычайной быстротой.
4. Ребенок опять-таки может оставаться молчащим неопределенно долгое время, а затем неожиданно произносит совершенно правильные фразы и предложения. После этого поразительного дебюта речь быстро развивается. Более частый, но сходный феномен касается бранных слов. Известно, что маленький ребенок может неожиданно произнести непристойность или грубость.
Нужно заметить, что М. Критчли определяет эти варианты как необычные формы развития речи, но не как патологию.
По мысли Н. С.Жуковой, при алалии наблюдается не просто недостаток запаса лингвистических единиц, но и изменение в их соотношении. При параалалии проблемы касаются только запаса, а ход развития речи остается сохранным. Однако в качестве основного критерия дифференциальной диагностики Н.С.Жукова предлагает лишь динамику развития речи в коррекционном процессе. И с этим трудно не согласиться. Можно сделать вывод о том, что окончательная постановка диагноза алалии становится реальной только по мере логопедической работы с ребенком.
Причины задержки развития речи разнообразны. В связи с тем что речь является сложной психической функцией, формирующейся на сенсомоторной основе, недоразвитие или задержка развития какого-либо базового компонента, а также их интеграции может вызвать ее задержку. Проблемы в развитии слухового, зрительного, тактильного восприятия могут замедлить формирование речи. В таких условиях, как известно, должны сформироваться механизмы компенсации. Это требует дополнительного времени, а иногда и специальной психолого-педагогической помощи, вследствие чего необходимые для речи ассоциативные и иерархические связи между психическими функциями формируются с опозданием. Интересно, что, когда речевая функция в конце концов оказывается сформированной, именно она становится мощнейшим средством компенсации сенсомоторной недостаточности.
Развитие речи тесно связано и с развитием интеллектуальных функций, поэтому дети с задержкой психического развития также часто могут иметь и задержку развития речи. Встречается и наследственный тип позднего развития речи, но это не означает, что ребенок с подозрением на наследственную задержку развития речи не должен получать логопедической помощи. Причиной задержки развития речи также может быть соматическая ослабленность, вследствие которой задерживается формирование всех психических функций.
Наконец, задержка развития речи может быть обусловлена социальными причинами, а именно неправильно организованным общением с ребенком, отсутствием адекватных социальных условий для развития его речи. В условиях социальной депривации ситуации общения не возникают, и речевая функция остается невостребованной. Г.А. Волкова
(…) Отличие моторной (экспрессивной) алалии от сенсорной алалии.При экспрессивной алалии: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с импрессивной алалией, как правило, многое повторяют, но не понимают повторенного); стремление к языковой (вербальной и невербальной) коммуникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.