Пробуждение распространяется

После Эбердера Эван посетил более двух дюжин больших и малых городов по всему Уэльсу. Повсюду было подготовлено сухое дерево и достаточно было лишь чиркнуть спичкой, чтобы оно занялось. Трепет перед Господом охватил каждого, и Его присутствие ощущалось повсюду. Спонтанные молитвенные собрания начинались повсюду: на шахтах, фабриках, в школах и магазинах. Даже парки для развлечений были наполнены священным трепетом, так как и там находились группы евангелистов. Мужчины, пришедшие в таверны, чтобы заказать выпивку, оставляли ее нетронутой, так как на них снисходила вера и страх перед Богом.

Волны Святого Духа катились по стране одна за другой. Силу воздействия на общество можно оценить, хотя бы по его влиянию на любимый уэльский вид спорта — футбол. В то время вся нация была близка к умопомешательству на почве спорта. Казалось, что рабочие думают и говорят только об этом наваждении, а во время спортивных игр обязательно делались ставки. И вот во время пробуждения футбольные «звезды» были обращены, и они присоединялись к уличным собраниям, чтобы рассказать о тех чудесных вещах, которые сотворил для них Господь.

Вскоре футболисты были настолько увлечены Святым Духом, что потеряли интерес к играм, и команды расформировывались. Стадионы опустели.

Это чудо можно сравнить только вот с чем: представьте себе, что вы включаете телевизор днем в воскресенье, чтобы посмотреть матч Национальной Лиги, и слышите, что спортивный комментатор пытается объяснить отсутствие игроков и их болельщиков тем, то они занялись ЕВАНГЕЛИЗАЦИЕЙ в городе. Никто не проповедовал против спорта или футбола, люди просто прониклись такой страстью к Господу, что игры не могли больше интересовать ни спортсменов, ни болельщиков.

Та степень влияния пробуждения, которая была достигнута в Уэльсе за такое короткое время, пожалуй, не имеет аналогии в истории. Казалось, что нация была обращена почти в течение одного дня. И не только обращена, но и преобразована! По мере того, как новости о происходящем распространялись, мужчины и женщины приезжали из самых отдаленных уголков земли, чтобы явиться свидетелями этого, и нельзя сказать, чтобы хоть кто-нибудь из них остался разочарован увиденным. Многие рассказывали о том, что на них сильно подействовало присутствие Господа, как только они коснулись земли этой небольшой области. Казалось, что даже письма и телеграммы из Уэльса несли в себе пламя: как только их прочитывали, души были спасены и пробуждение начиналось. Никто никогда не слышал прежде ни о чем подобном — и это было только начало!

Глава 8

Неделя тишины

За три месяца до начала пробуждения в Лугоре Эван Робертс спал очень мало, так как он или ходатайствовал перед Богом за свой возлюбленный Уэльс, или стремился к более глубокому контакту с Всевышним. В течение нескольких месяцев после начала пробуждения у него не было времени, чтобы поесть или поспать: тысячи новых верующих следовали за ним по пятам. Когда мы берем на себя бремя, данное Господом, и выполняем работу вместе с Ним, наш труд нас освежает, вместо того, чтобы утомлять, и мы получаем сверхчеловеческую выносливость. Но даже Господь отдыхал после Своих трудов, и Он установил принцип, согласно которому нам следует регулярно отдыхать после работы. Эван трудился без отдыха в течение месяцев, нарушая этот принцип. К концу февраля 1905 года он был на грани истощения. Однако Бог отдыхал на седьмой день не потому что был истощен: «...Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает...» (Исаия 40:28). Но с другой стороны, он призывал рассматривать субботний покой не просто как перерыв в труде, но, скорее, как средство приблизиться к Тому, от кого исходит истинная поддержка. В это время Дух дал Эвану знать, что он должен провести неделю в молчании. В начале февраля Эван сообщил, что он будет проповедовать в Бритон Ферри, где он уже имел договоренность. В течение целой недели он оставался один в своей спальне, ни с кем не разговаривая, — даже со своими родственниками. Он жил в доме мистера и миссис Джоунс, которые добросовестно ограждали его от сотен людей, включая знаменитых проповедников и газетных репортеров, приезжавших со всего света, чтобы повидаться с ним.

Эта неделя молчания в момент, когда пробуждение достигало беспрецедентного крещендо, удивила мир почти так же, как и само пробуждение. Как мог лидер такого движения Господа самоустраниться на самом его пике? Но Эван знал, что не он был источником пробуждения и что если пропадет Божественное присутствие, то, как бы упорно ни работали он и другие проповедники, это будет конец. Повиновение важнее, чем пожертвование. Эван предпочел обидеть знаменитых проповедников и репортеров, рискуя вызвать неудовольствие Бога. Это и есть основа настоящего духовного лидерства. Величайший духовный лидер тот, кто самым точным образом следует за Господом.

Ещё четыре принципа

Эван не предал гласности то, что происходило во время его общения с Господом во время той недели, но все заметили, что он был преисполнен еще большего рвения после этого периода изоляции. В своем личном дневнике, который он вел в то время, Эван записал на пятый день четыре простых принципа, которым он должен был следовать. Они были, по его словам, следующие:

1. Я должен заботиться в первую очередь о том, чтобы выполнять все, что говорит Бог, и только об этом. Моисей проиграл, ударив жезлом по скале.

2. Второе, обращаться к Богу в молитвах со всеми вопросами, даже с самыми незначительными. Иисус Навин потерял себя здесь: он заключил соглашение с Гаваонитянами, которые притворились, что живут в далекой стране, хотя они жили совсем рядом.

3. Третье, покориться Святому Духу.

4. Четвертое, отдать всю славу Ему.

На шестой день этой недели Эван записал в дневнике личное пророчество от Господа:

«Слушай! Я — Господь, Тот, который поднял тебя из глубины. Я поддерживал тебя до сих пор. Подними глаза твои и взгляни на поля, смотри, они белы. Позволю ли Я тебе накрывать стол среди Моих врагов? Пока Я пребываю, сказал Господь, окна рая будут открыты, и дождь прольется на пересохшую землю. Цветами будет украшена пустыня, и луга станут обиталищем царей. Из земли прорастут побеги и она будет цвести во всей своей полноте, и небеса будут взирать с улыбкой на спрятанные на земле богатства, прославляя Господа. Раскрой свою руку, Я наполню ее силой. Открой уста свои — и Я наполню их мудростью. Открой сердце свое — и Я наполню его любовью. Посмотри на запад и призови тысячи, посмотри на юг и скажи «придите», на север и скажи «приблизьтесь». Посмотри на восток и скажи «Пусть взойдет солнце и прольет свое тепло. Пусть жизнь забьет ключом. Пусть нации, отвергшие Мое имя, оживут». Обратись к царям и скажи «склонитесь», к рыцарям — «подчинитесь», к священникам «несите суд, сочувствие, прощение». Вы, острова, моря и царства, слушайте Меня, Я всемогущ. Направлю ли Я на тебя Свою кару? Не поклялся ли Я устами пророка Исаии «Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык» (Исаия 45:23).

Пророческий знак

Когда позже друзья спрашивали Эвана об основной цели того, что было названо «тишина», он объяснил: «Это было нужно не ради того, чтобы дать отдых моему уму или телу, но это был знак. Когда я спросил Господа, что было целью семи дней молчания, Он определенно сказал: «Как твой язык был связанв течение семи дней, так сатана будет связан семь раз».

Подобные пророческие знаки являются загадкой для обыкновенного сознания. Когда царь Израиля пришел к Елисею спросить, следует ли ему бороться против Сирии, пророк велел ему стукнуть оземь своим луком и стрелами. Когда царь ударил оземь всего три раза, пророк был рассержен и объявил, что он разобьет врагов, но так как он ударил лишь три раза, он одержит победу лишь три раза (смотри Четвертая Книга Царств 13:14-19). Какая существует связь между ударами оземь луком и стрелами и предстоящей царю битвой? Почему было необходимо семидневное молчание Эвана Робертса, чтобы сатана был связан семь раз? Духовное царство намного величественнее, чем человеческое царство. Повиновение даже, казало бы, самому незначительному знаку со стороны Духа, может иметь в духовном царстве последствия, которые просто не в состоянии понять человеческий разум. Тот, кто настаивает на понимании путей Бога их человеческим разумом, будет совершать ложные шаги на духовном пути. Господь предупредил нас устами Исаии:

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь.

Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исаия 55:8).

Великие деяния Бога требуют великого повиновения Духу Святому. Эвану не нужно было пышных одежд, чтобы обладать властью. Он оказал влияние на правильное развитие почти каждой церкви. Он не был ни образован, ни обучен. Единственное, чем он обладал, было помазание, а это было единственное, в чем он нуждался. Тот, кто доверяет Духу, полностью зависит от Духа. Если Святой Дух не показывался, Эвану не к чему было больше прибегнуть. У него не было программы, к которой можно было бы обратиться за помощью, или же оставшихся проповедей, которые он мог бы подогреть.

Когда у нас есть лишь Святой Дух, повиновение Духу есть всё. Очень немногие были готовы довериться Господу до такой степени, и очень немногие видели истинное пробуждение. Если Господь не показывается на собраниях, у нас все равно есть неплохая программа. Если Господь и вовсе покинет многие церкви, они даже этого не заметят. Но тот, кто однажды вкусил Его присутствие, никогда не будет удовлетворен человеческими программами ему нужен Господь. Даже, несмотря на то, что лицемерие и программы истощили церковь до такой степени, что распространился дух прохладного безразличия, существует все же голод по Господу, который начинает подниматься в церкви. Церковь в конце этого века вернется к своей первой любви. Она будет так охвачена желанием приблизиться к Господу, что Он приблизится к ней и так, что даже это великое уэльское пробуждение покажется лишь предвкушением жатвы, которая есть конец века.

Глава 9

Бог использует людей

Почти каждое великое пробуждение или деяние Бога, как в Писании, так и в истории разжигалось одним человеком, но не было случая, чтобы оно и поддерживалось одним человеком. Так же было и в Уэльсе. Почти каждый осознавал, что Эван Робертс был центральной фигурой для разжигания и поддержания пробуждения. Но было много и других, кто подготовил нацию к этому, и много тех, кто по сей день раздувает пламя по всей нации. Это не присутствие Эвана Робертса принесло пробуждение, но присутствие Бога.

Величайший сосуд, который использует Господь, это по-прежнему «земной сосуд». Если мы однажды заметим славу Господа, то сосуд теряет наше внимание. По сравнению с Господом Иисусом Христом, даже великий апостол Павел — лишь человек, пустой сосуд. Но очень немногие поднялись от поклонения храму Господнему к поклонению Владыке Храма. Журналисты и проповедники стекались в Уэльс со всего мира, желая увидеть Эвана Робертса. Те, кто являлся частью пробуждения, даже едва замечали, когда Эван приходил на собрание. Они любили и уважали его, но их сердца были охвачены любовью к Сыну Божьему. Потому, что люди были влюблены в Господа, они любили и чтили Его посланников, но они не поклонялись им. Если мы видим славу Сына, человек не сможет произвести на нас чрезмерное впечатление, будь то царь, президент или даже величайший посланник Бога.

Эван Робертс был преданным сосудом, который Господь мог использовать, но таковыми были и многие, многие другие пастора и проповедники, которые были использованы для сбора великого урожая одновременно с Эваном и Дэном Робертсами, Сидни Эвансом, Сэмом Дженкинсом и «Поющими сестрами». Возрождение распространилось вплоть до самых отдаленных уголков Уэльса, хотя основные проповедники никогда не посещали этих мест. Уэльское пробуждение пример того, как Господь использует отдельные сосуды и как Он иногда самостоятельно обходится без сосудов совсем. Господь никогда не ограничивает себя каким-нибудь одним планом.

«Общий знаменатель»

Где бы ни начиналось это пробуждение, всегда находился заметный общий знаменатель. Это было стремление всех людей к Сыну Божьему, имя Его было высоко поднято. Акцент был на святости и покорности, но это было главным потому, что Сын был священен, и каждый хотел угодить Ему во всем. Присутствие Господа было таким сильным, что никто не мог себе даже представить использование грязных слов или совершение грязных поступков.

Те, кто присутствовал, мог описать Его присутствие, лишь как нечто не поддающееся описанию! Знаки, подаваемые Святым Духом, были настолько ясно различимы, что тысячи людей одновременно вскакивали на ноги, чтобы молиться в таком совершеннейшем единстве, что наблюдатели считали это чудом. Иногда слава Господня охватывала кафедру таким сиянием, что проповедник или пастор уходил с нее, чтобы не быть переполненным ею через край. Многие говорили о том, что были не в состоянии выдержать сияние славы Господа, которая нисходила на некоторые собрания.

Тысячи молодых обращенных расходились по земле, проповедуя благую весть, которую они нашли. У них не было верительных грамот или власти, данной им людьми. Всё, что у них было, это был Святой Дух, и это все, что им было нужно. Книга Деяний повторялась сначала. Малые дети завоевали многие души во имя Христа. Вновь обращенные проводили молитвенные собрания и занятия по изучению Библии. Иногда изучение Библии или молитвенные собрания выливались на улицы; будто бы следуя за невидимым дирижером, они маршировали по городу и пели хвалу Господу до раннего утра.

В крупнейших и наиболее влиятельных газетах почти полностью преобладали материалы о пробуждении. Заголовки о преступлениях, насилии или скандалах сменились новостями с молитвенных собраний, словами новых гимнов и картой пробуждения, на которой было видно, где Дух продвигается с наибольшей интенсивностью. Реклама ликеров пропала, а все места под рекламу были куплены христианскими издателями, пытающимися совладать с нуждой в Библии и сборниках гимнов.

Следующие репортажи были составлены Джеймсом Е.Стюартом из газет и объединены под заголовком «Что происходит в церквях» и опубликованы в его книге «Захват Уэльса Духом» (Литература о возрождении, страницы 52-57):

БЛЭЙНАВОН. В субботу вечером группа молодых парней в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет провели молитвенные собрания в разных местах на главной улице.

ДАУЛЭЙС. Недавнее молитвенное собрание, на котором присутствовало не менее 214 человек, было превращено собравшимися в огромный класс по изучению Библии. Этот невероятный интерес к Священному Писанию является результатом настоящего пробуждения.

БРАЙНСТИН. Здесь службы теперь проходят еще и вечерами. Уже 15 недель большое количество обращенных добавилось к Свободным Церквам. Ради просвещения молодых обращенных было решено два вечера в неделю посвящать изучению Библии. Эти уроки очень широко посещаются.

РОС. Посетители из Лэйк Дистрикт продолжают вливаться в собрания, а также прибывают посетители из Биркенхеда, Ливерпуля и примыкающих к ним районов.

ТРЕМАДОК. Пробуждение произвело и продолжает производить здесь значительный эффект. Церкви переполнены до двух-трех часов ночи.

НЬЮБРИДЖ. Официальный представитель каменноугольной копи в Колинен па вопрос «как религиозный пыл проявляется под землей» ответил: «Это благословенное время. Когда я теперь совершаю свой обход, я редко слышу богохульства. Видны чудесные перемены к лучшему».

КАРДИГАН. Собрание в Кальвинистской Методистской церкви Табернэкл, где службу проводил преподобный Сэт Джошуа, было продлено за полночь. Это было чудесное собрание, которое запомнится надолго переполняющим всех чувством Святого Духа. Большинство из 1200 присутствующих не поднимались с колеи более 2 часов, и стало известно, что многие приняли Христа.

ХОЛИХЭД. В этом важном городе пьяные мужчины — явление прошлого, и полиция теперь не имеет проблем, связанных с этим. Сообщено об обращении 500 человек.

ПОНТИПУЛ. Все возрастает миссионерский энтузиазм среди 200 новообращенных в церкви Табернэкл, и поэтому на недавнем собрании было решено разделить их на группы и проводить службы в различных частных домах. Беспорядки на улицах не стали заметны благодаря факту их отсутствия, и то, что не произошло ни одной драки в конце Хай-Стрит, всегда называемой «боевым рингом Понтипула» можно объяснить положительным влиянием Пробуждения.

КОЕДБОЕТ. Это тихое место чувствует сильное духовное воздействие в последние три месяца. Общее число обращенных сейчас - 210 человек, и ожидается еще гораздо больше. Три вечера в неделю происходят объединенные молитвенные собрания, а в остальные дни церкви проводят собрания каждая на своем месте. Интересные вещи происходили на собраниях. Женщины проводят ежедневно молитвенные собрания; утром и вечером. Юноши и девушки проповедуют прямо на улице с большим успехом, и много пьяниц было обращено. Жизнь целой церкви была изменена.

БЛЭЙНАВОН. Все церкви города недавно прошли общей процессией по улицам, а сейчас был организован второй парад.

БЕРТИЛЛЕРИ. Как результат специальной, недели собраний произошло около 1500 обращений в веру.
ВРИТОИР. Собрание возле вокзала — продолжение предыдущего молитвенного собрания — посетило много людей из клубов и общественных зданий. Это собрание продолжалось почти за полночь. Затем они пошли к расположенной неподалеку церкви, и собрание началось в два часа ночи.

АММАНФОРД. Даже полдюжины молодых людей не могут, случайно встретившись на улице, не объединиться в вознесении хвалы Господу. Недавно группа детей встретилась на улице Кросс и начала петь и молиться. Потом к ним присоединились мужчины и женщины, и в результате произошло огромное молитвенное собрание под открытым небом. Амманфор — новый город. Молодые люди, полные энтузиазма, часто идут три или четыре мили по горам, чтобы в деревнях или на фермах проводить молитвенные собрания.

ТРЕХАРРИС. В церкви Уэльских баптистов Бринифрд сорок человек были крещены, что составило в целом 138 крещений. 220 недавно были спасены в этой церкви.

РОНДДА ВЭЛЛИ. Каждое утро в 5 часов можно наблюдать на шахтах Южного Уэльса одну и ту же картину. Огромное количество шахтеров проводит службы перед уходом домой с ночной смены. Епископ начинает гимн «В глубоком и могущественном океане», а шахтеры вторят песне. Пожилой человек, седые волосы которого покрыты угольной пылью, падает на колени в молитве. - Остальные делают то же самое. Служба привлекает рабочих с разных участков, и видно, как мигающие огоньки приближаются к импровизированному храму. «А теперь, ребята, те, кто любят Христа, вверх ваши лампы!» — кричит молодой шахтер. И в секунду множество огней замерцало в небе, и новая песня благодарности звенит в шахте.

АБЕРТИЛЛЕРИ. (снова). Работа продолжается. Великие события происходили в Зале Армии Спасения, но сейчас службы проводятся каждый вечер практически в каждой церкви.Сейчас насчитывается 2500 обращенных.

АНГЛЕССИ. Весь остров Англесси потрясен пробуждением. В 55 Методистских церквах 1116 обращенных, 276 — в 15 Независимых церквах, 366 в 2 Баптистских местах проведения служб, и 116 в 8 Уэльских церквах, что составляет в сумме 673 обращенных в 102 церквах.

КАРНАРВОН. 150 миссионеров-добровольцев из местных церквей предприняли посещение каждого дома, чтобы пригласить людей посетить церкви.

ПЫЛ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ДУРХАМ. (Англия). Пыл возрождения по-прежнему распространяется в Северо-западном Дурхаме на севере Англии. Те, кто связан с причиной этого, не припомнят подобного пробуждения за ближайшие 20 лет. Произошел некий сдвиг, кoтoрый является главным предметом разговоров по всему району. Невероятные сцены происходят по всему Дурхаму, и церкви заполнены каждую ночь спасенными душами.

ГАР ВЭЛЛИ. Подземные собрания проводятся почти в каждой каменноугольной копи. Ранее обращенные — сейчас самые пылкие труженики, и их усилия очень успешны. На одном из таких подземных собраний не меньше 36 человек покорились Христу.

ГАРНДИФЭЙТ. В Пизга зафиксировано 40 обращений в веру. Семидесятилетний старик сказал, что Христос — его Спаситель. Он рад, что, хоть и поздно, но наконец, он нашел мир и радость. Молодой человек молился за своего отца, и он просил, чтобы его молитва была исполнена этим вечером. И именно тогда его отец пришел на собрание и полностью покорился. Человек, который был известным пьяницей и богохульником, который морил голодом свою жену и детей, пропуская работу неделями, однажды пришел па собрание, и обливаясь слезами и рыдая в голос, молил о прощении. Он молился, чтобы Бог нашел путь к сердцу его жены, и она вскоре тоже возрыдала о прощении. Поднимались возгласы хвалы и радости.

ГЛИННИТ. Две независимые церкви Эддолди и Капель-и-Глин, которые были в напряженных отношениях друг с другом, примирились и провели совместные собрания. Два пастора пожали друг другу руки на глазах у объединенной церкви, состоящей почти из 400 членов.

ХЭФОД. Подземные собрания в шахте Тревор были проведены мистером У. Роджерсом, который известен как обращенный футболист.

ПЕНТР. Пасторы всех церквей недавно обменялись кафедрами на день с идеей покончить с разобщенностью в вероисповедании.

МАЭСТЕГ. Страховой агент рассказал журналисту, что практически в каждом доме, куда бы он ни зашел после Рождества, его встречала хозяйка со счастливой улыбкой на лице и со словами: "Это самое счастливое Рождество из всех, которые у нас были». Их мужья были обращены, и они прекратили транжирить деньги на азартные игры и пьянство.

КАРНАРВОН. Недавно нам сообщили детали удивительных собраний. Святой Дух оказывает влияние одинаково на мужчин и на женщин. Сильные мужчины бледнеют и дрожат. Юноши и женщины штурмуют врата небес с неограниченной настойчивостью. Все присутствующие молящиеся полностью растворились в рыданиях и всхлипываниях. Многие находят Господа. Два известных распутника вышли вперед, упали на колени и начали бить себя в грудь.

Накладные Библейского Общества показывают, что с начала пробуждения продается в три раза больше Библий. Книготорговцы говорят, что теперь нет проблемы продать Библию, теперь проблема купить. Милую историю рассказали о малыше четырех лет, происшедшую в школьном классе. Он поднял руку, чтобы привлечь внимание учительницы. «Да?,- спрашивает учительница, - в чем дело?» И тут прозвучали многозначительные слова: «Пожалуйста, скажите, вы любите Иисуса? » Стрела достигла своей цели. Эта учительница пришла к Господу, и позже она уехала в Индию как миссионерка. Кто-то подслушал, как один ребенок спросил другого: «Ты знаешь, что случилось в Рос?» «Нет, единственно то, что теперь там каждый день воскресенье!» «Разве ты не знаешь?» «Нет». «Иисус Христос теперь поселился в Рос».

Уинки Пратни нашел и воспроизвел в своей книге «Пробуждение» следующий газетный репортаж: (Уитейкер Хаус, стр. 190-191):

«Сцена почти не поддаётся описанию. Ряды мужчин и женщин заполнили каждый дюйм пространства. Те, кто не смог войти внутрь, стоят снаружи и слушают у дверей. Другие ринулись к окнам, где было слышно почти каждое слово. Когда семичасовая служба началась, присутствовало, должно быть, 2000 человек. Энтузиазм был безграничен. Женщины стояли и кричали, пока лица не покрывались испариной, затем они вскакивали одна за другой, чтобы поделиться тем, что с ними происходило и происходит. Один поведал дрожащим голосом историю своей пьяной жизни. Рабочий-шахтер говорил, как настоящий оратор. Можно себе представить, насколько в унисон с настроением прозвучал рассказ цыганки, одетой в самую свою лучшую одежду, о происшедших в ней переменах и её раскаянии. В десять часов вечера собрание не покинул ни один человек. Молитва следовала за молитвой. Через некоторое время четыре пастора, стоящих на кафедре, совершили попытку начать пение гимна, но напрасно. Пробуждение стало управлять людьми, и даже мистер Робертс не мог удержать его под контролем. Один из его последних обращенных — полицейский, который после жалоб, что люди помешались на религии и ничего с этим нельзя поделать, отправился посмотреть сам, и разразился слезами, раскаиваясь в ошибочности своего пути».

Уильям Т. Стэд, издатель знаменитой «Пэл Мэл Газетт», считался многими человеком, обладающим в то время самой большой властью в Британии. Он лично посетил место пробуждения и «Лондон Методист Таймс» записала следующее интервью с ним по его возвращении (опубликовано в «Великое пробуждение в Уэльсе», III, стр. 56):

— Итак, мистер Стэд, вы побывали на месте пробуждения. Что Вы думаете о нем?

— Сэр, — ответил мистер Стэд, - вопрос не в том, что я думаю о нем, а в том, что оно думает обо мне, о Вас, обо всех нас вместе взятых. Так как это вполне реальная вещь, это пробуждение. Это нечто живое, нечто, имеющее власть и хватку, которые могут управлять большинством из нас, тем, кто в настоящее время является простым наблюдателем.

— Так вы полагаете, что сейчас оно находится в процессе развития?

— Пробуждение - это что-то вроде революции. Оно способно быть невероятно заразительным.

— Вы говорите так, будто боитесь, что пробуждение направляется к вам.

— Нет, это не так. Страх - неподходящее слово. Ужас - вот что выражает точнее мои чувства. Так как вы находитесь в присутствии чего-то непознанного. Вы читали книги о привидениях и можете представить, что вы почувствуете, оказавшись один в полночь в зале старого замка и услышав медленные, затаенные шаги вдоль коридора, где, говорят, появляются гости из другого мира. Если вы отправитесь в Южный Уэльс, чтобы наблюдать пробуждение, вы почувствуете примерно, то же. Вы не можете сказать, откуда оно идет или куда направляется, но оно движется и живет и настигает вас все время. Вы видите проходящих мимо мужчин и женщин, сотрясаемых рыданиями, как будто невидимая Рука сжимает их сердце. И вы содрогаетесь. Это довольно страшно, скажу я вам. Если вы боитесь сильных эмоций, вам лучше обойти пробуждение стороной.

— Но разве это только лишь эмоции? Разве там нет ничего назидательного?

— Очень мало. Вы полагаете, назидание — это то, что люди хотят от пробуждения? Эти люди, все люди в такой стране, как наша, замучены до смерти и наслушались проповедей до состояния нечувствительности. Они все знают основы основ. Они знают, что живут не так, как им следовало бы жить, и никакое назидание не добавит ничего к этому сознанию греховности.

— Тогда я понимаю так, что ваше впечатление вполне благоприятное.

— А как может быть по-другому? Неужели я не почувствовал притяжение этой невидимой руки? Неужели я не слышал радостный взрыв мелодии, которая приветствовала признание тех, кто по-настоящему обрел спасение. Конечно, это очень напоминает то, что я видел в Армии Спасения. И я был счастлив увидеть, что, наконец, уэльские церкви узнают равное служение мужчин и женщин... Есть в этом замечательная непосредственность, и пока что плоды этого положительные и только положительные.

- Будет ли это продолжаться?

- Ничто не длится вечно в этом переменчивом мире... Но если судить по аналогии со всеми предыдущими пробуждениями, которые содержали лишь положительное, то это религиозное пробуждение будет положительно влиять на бесчисленное количество мужчин и женщин, которые будут жить и трудиться на Божьем свете еще долго после того, как мы с вами отправимся к праотцам.

Даже обладающие наибольшей властью политики, государственные деятели, интеллектуалы и религиозные лидеры с трудом могли отрицать влияние пробуждения на весь Уэльс. Долги были возвращены, украденные вещи возвращены, таверны покинуты и закрыты. Серьезные проблемы возникли на шахтах, так как лошади были обучены реагировать на брань тех, кто ими правил, но так как кучера больше не бранились лошади были не в состоянии понимать команды!

Политические собрания были отложены, так как члены Парламента были на собраниях пробуждения. Театральные труппы перестали приезжать в Уэльс, потому что никто не приходил на их спектакли. Мировые судьи появлялись в белых перчатках во многих городах, это означало, что там не было арестов. Тюрьмы опустели. Пробуждение опустошило университеты на месяцы. Более 70000 имен вновь обращенных было опубликовано в газетах в течение лишь двух месяцев.

Глава 10

Они взяли крест

Время, когда надо было уговаривать посещать собрания, было забыто. Люди собирались за час до объявленного начала. Никто не знал, когда служба закончится, и на часы совершенно никто не обращал внимания. Собрание начиналось, как только часть прихожан собиралась, никто не дожидался руководителя. Пожалуй, никогда не было религиозного движения столь мало обязанного руководящим умам лидеров. Когда вечерние собрания, которые начинались в 7 часов, заканчивались в 3 часа утра, уже новые толпы готовились войти в церковь на раннее утреннее молитвенное собрание! Во многих городах деловая жизнь прекращалась, когда приезжали проповедники, фабрики и магазины подчас закрывались на несколько дней, чтобы люди могли посещать собрания.

Известный журналист «Лондон Дэйли», посетил несколько собраний молодого пророка города Лугор, чтобы описать жителям Лондона удивительные события, о которых они слышали. Он писал:

«Я увидел, что пламя уэльского религиозного энтузиазма совсем лишено дыма, как уэльский уголь. Вы не найдете ни рекламы, ни духовных оркестров, ни афиш. Все атрибуты подготовительной работы, свойственные обычным собраниям, подозрительно отсутствуют. Нет инструментальной музыки. Органы не используются.

Нет необходимости в инструментах, потому что все охвачено пульсирующей волной многочисленных молитв, сопровождаемых пением. Вся паства возрождения абсолютно в своем уме и так же дисциплинированна и благонравна как любая другая паства, которую я когда-либо видел под сводами храма Св. Павла. Ряд за рядом в пределах храма и на хорах сидят или стоят в зависимости от необходимости — и преисполненные страстного стремления сотни серьезных мужчин и вдумчивых женщин с глазами, прикованными к кафедре или к любой части здания, которая является в тот момент эпицентром собрания. Подавляющее большинство молящихся составляют дюжие молодые шахтеры.

"Мы должны покориться Духу", - лозунг Эвана Робертса, и он покорен так же, как наисмиреннейший в его аудитории. Никто не пользуется сборниками гимнов, никто не раздаст тексты гимна. И уж кто ни в коей мере не является личностью, контролирующей собрание каким-либо образом, так это Эван Робертс. Вы чувствуете, что тысячи людей перед вами превратились в тысячеголовую личность, но душа, которой неразделима. Вы можете наблюдать то, что они называют «влиянием силы Духа». Это нечто играет с молящимися, как затихающий ветер играет с гладью пруда.

В воскресенье вечером произошел случай, который является показательным примером непринужденности собрания и спонтанности импульсов не только тех, кто находится внутри здания, но и тех, толпящихся снаружи, кому не удалось попасть внутрь. Дважды порядок, если это можно назвать порядком, прохождения собрания менялся под влиянием толпы снаружи, которая, поддавшись таинственному импульсу, начинала по своему собственному усмотрению петь гимн, который был сразу подхвачен молящимися внутри. Однажды, когда это произошло, Эван Робертс выступал перед собранием. Он тут же уступил дорогу пению, и оно стало общим.

Собрание всегда переходит в благотворную и утешительную песнь, пока солист, переводя дыхание, не поднимется с колен и не запоет песню.

И пение и молитвы прекрасны. Но еще большее впечатление производят перерывы, которые наступают, когда способность выразиться достигает своего предела, и тогда рыдания, на мгновение услышанные в тишине, тонут в буре мелодии. Нет необходимости в органе. Собрание само по себе является органом, тогда, как тысяча или полторы тысячи скорбящих или радующихся сердец находят выражение в священных Псалмах своих родных холмов.

Покаяние, открытое исповедание, заступническая молитва, и кроме всего этого чудесная музыкальная литургия - литургия не написанная, но прочувствованная сердцем могучего хора, поднимающаяся, как буря у скалистого берега, прерываемая время от времени звуком, подобным флейте. Это мелодия «Поющих сестер», мелодия, столь же сладостная и столь же спонтанная, как песня дрозда в роще или ласточки в небесах. И все это, трепещущее, пульсирующее, поющее, молящееся, ликующее невероятно преумножает сознание всеобъемлющего слияния некой невидимой реальности, теперь впервые вполне ощутимо двигающейся среди них. Они называют это - «Божий Дух».

Крест был центром

Нижеследующая записанная молитва Эвана Робертса демонстрирует в краткой форме то, что было в центре внимания проповедников, и то, чему они были преданы.

"Господь наш Иисус, помоги нам через Святого Духа встретиться лицом к лицу с крестом. Какие бы ни встретились нам препятствия, мы готовы служить Тебе. Поставь нас всех под кровь. О Господи, пролей кровь на все наше прошлое вплоть до этого момента. Мы благодарим тебя за кровь. Во имя Иисуса Христа сейчас же свяжи дьявола. Мы указываем на крест Христа. Это наш крест, и мы принимаем его завоевания.

Прояви крест через имя Иисуса. О, открой небеса. Снизойди на нас сейчас. Открой, сокруши наши сердца. Покажи нам распятие так, чтобы наши сердца разбились. О, Господь, снизойди сейчас, открой наши сердца, чтобы мы приняли сердце, истекавшее кровью за нас. Если нам суждено быть безумными, сделай нас безумными ради Тебя. Возьми нас, наш дух, душу и тело. Мы — Твои. Ты приобрел нас.

Яви крест ради Иисуса — крест, которому суждено завоевать мир. Поставь нас под кровь. Прости, что мы думаем о том, что люди могут сказать о нас. О, говори, говори, говори, Господь Иисус. Твои слова — «истинное вино». О, яви крест, возлюбленный Иисус, — крест в Его славе.

Царствуй в каждом сердце ради Иисуса. Господи, помоги нам увидеть умирающего Спасителя. Дай нам возможность увидеть Его, побеждающего призраки тьмы. Провозгласи победу Сына Твоего сейчас, Господи. Он достоин того, чтобы получить победу. Ты - всемогущий Бог. О, провозгласи победу. Мы отдадим всю славу имени Твоему. Никто больше не имеет права на славу, кроме Тебя. Возьми её, Господи. Прославляй Сына Твоего на этом собрании. О, Святой Дух, совершай свою работу через нас и в нас сейчас. Скажи Свое Слово во власти во имя Твое. Аминь — и аминь!»

Любовь, страдания, смерть и воскресение Иисуса были темой каждого собрания, каждой церемонии, каждой молитвы и стали страстью в сердце каждого. Люди не были обращены к новой доктрине или вероисповеданию, или к какой-либо личности, или даже к новому движению. Они были обращены к Иисусу. Лидеры пробуждения твердо придерживались призыва апостола Павла, который сказал:

«И когда я пришел к вам, братия, я пришел не с превосходством в речах или мудрости, провозглашая свидетельство о Боге. Так как я решил не знать ничего среди вас, кроме Иисуса Христа и притом распятого».

Обращения во время, уэльского пробуждения были не просто статистикой. Это были новые рождения. Мужчины и женщины настолько радикально изменялись, что «рожденный свыше» было не просто клише, это было реальностью. Первая встреча верующих с Богом не была обещанием благословений. Это было глубокое понимание его собственного состояния греховности. Обращенные, движимые Духом прийти к колодцам спасения, не просто поднимали вверх руки, чтобы уведомить об их «решении», они были раздавлены таким отчаянным священным желанием милости Спасителя, что падали на пол, как будто с чувством физической боли. Те, кто под тяжестью осознаваемой вины обливаются слезами пока не получат уверенность в спасении. Потом их скорбь превращается в радость, равную по глубине скорби, которую невозможно удержать в себе. К<

Наши рекомендации