Тема урока: ВЕРА - НАДЕЖДА -ЛЮБОВЬ

Может ли человек жить без веры?

Вера бывает во что, в Кого?

"Все возможно верующему" (Мк.9:23). . Вера есть "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11:1).

Человек был сотворен, чтобы веро­вать в Бога.

Отсутствие веры в Бога является из­вращением природы человека и корнем всех зол.

Безверие есть результат подмены ис­тины ложью.

Надежда - это упование, что правед­ность принесет свои плоды, "Ибо мы спа­сены в надежде" (Рим.8:24).



Надежде противоположны уныние и отчаяние.

Средство св. Венедикта (IV век).

Величайшая добродетель есть любовь (1Кор.13:13).

"Любовь есть исполнение закона Гос­подня" (?им. 13:10).

Три Ьпределения любви:

1) Агапе - что означает деланье добра ради ближнего.

2) Эрос - означает любовь ради един­ства с другим.

3) Филия - дружба.

Знакомство с заповедью "Не приемли имени Господа твоего всуе".

Рассказ. О Вере, Надежде, Любви и матери их Софии.

Практическое задание:

Узнать житие Святого, имя которого носишь. Рассказать родным про добродете­ли: Вера, Надежда, Любовь, что запомнил.

ЗАНЯТИЕ 28

Душа дороже всего т)емаурока: БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Благая весть о Рождении Спасителя Мира, принесенная Архангелом Гаврии­лом.

Ангельское приветствие (выучить наизусть).

Перепись. История царя Ирода. Убийство 14 тысяч младенцев. Жизнь Иисуса в Назарете. Когда начал Иисус свою проповедь? Заповедь любви. Кто может ее испол­нять?

Знакомство с первой заповедью "Аз семь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене."

Что делает грех с сердцем человека? Неузнавание, невменяемость, закосте­нелость.

Новое рождение в жизнь духовную. Проповедь о Царствии Небесном. Кто войдет в Царствие Божие? Рассказ. Из книги "Сказание о земной жизни Богородицы".

Практическое задание:

Попросить бабушку и дедушку рас­сказать, как было раньше в городе, куда делись храмы, когда они исчезли.

ЗАНЯТИЕ 29

Грехи любезны доводят до бездны

Тема урока: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ

История Иерусалимского храма.

Воскрешение Лазаря, тысячи уверо­вавших встречают Спасителя, входящего в Иерусалим.

"Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне".

Тайная Вечеря. Таинство Причастия в вечную жизнь.

Страсть Иуды. Предательство в Геф-симанском саду.

Пытки. "Распни Его! Распни!"

Суд. Понтий Пилат. "Умыл руки".

Крест. Слова Спасителя на Кресте.

Где были в это время Его ученики, почему?

Что такое благочестие, что такое "бес­честие"?

Каким образом мы предаем самих се­бя, свою честь?

Как это происходит? Сознательно или бессознательно?

Практическое задание:

Постараться в течение всего вечера понаблюдать за своими мыслями. Гово­рим ли мы то, что думаем? Почему так ду­маем?

ЗАНЯТИЕ 30

Богат Бог милостию Тема урока: ВОСКРЕСЕНИЕ

Как происходило дело нашего спасе­ния?

Как искупил нас Спаситель?

Как "потребилась клятва"?

Свободен ли теперь человек в выборе, с Кем быть в вечности?

Крест - древо жизни. Что значит "Возьми крест свой и иди за мной"?

Что значит слово "Пасха"?

Откуда вывел людей Сын Божий?

За чьи дела человек может попасть в преисподнюю?

Как мир встретил избавление от смер­ти?

После каких событий уверовали учени­ки в Воскресение Господне?



Как наставлял Иисус Христос учеников в течение 40 дней после Воскресения?

Рассказ. Как обычно на Руси встречали праздников Праздник - Пасху. Как к нему готовились?

Практическое задание:

Рассказать домочадцам о Воскресении Спасителя, о свободе выбора человека, с Кем быть в вечности, как человек готовит­ся к вечности?

ЗАНЯТИЕ 31 ПРИЕЗД БАТЮШКИ

Великим Постом дети готовились к Причастию. Родителей предупредили о под­готовке на родительском собрании. Они приступают к Святым Христовым Таинст­

вам.

ЗАНЯТИЕ 32

Христос воскрес! Воистину воскрес!

НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ ПРАЗД­НОВАНИЕ ПАСХИ

Участники: Батюшка, родители, учителя, воспитатели, ребята.

Христос воскрес! Звучит благая Над миром весть с Святых небес, И тварь ликует, воспевая:

Христос воскрес! Христос воскрес! Какой восторг и ликованье, О дети Божий, для вас! Христос воскрес! - в том упованьи . ?се оправдание для нас.

ЗАНЯТИЕ 33

Молись, а злых дел берегись Тема урока: МОЛИТВА

; ачем человеку беседовать с Богом, Бого юдицей, Святыми, своим Ангелом-хранителем?

] Молитвы бывают 3-х видов:

]) хвалебные и благодарственные,

^) просительные,

':) покаянные.

^то такое покаяние, зачем надо каять­

ся?

Молитвы, необходимые в течение дня. Про утреннее и вечернее правило. Рассказ о силе молитвы.

Как устроить день по-христиански, какие слова говорить, встав с постели, ка­кие перед едой и после, перед началом лю­бого дела, по окончании дела, в течение дня, перед сном, на сон грядущий?

Практическое задание:

Испрашивать у Бога благословение на каждое дело словами "Господи, благосло­ви".

ЗАНЯТИЕ 34

Добрый конец - всему делу венец Тема урока: СВЯТЫЕ ОБИТЕЛИ

Размышление, зачем люди уходят из мира?

Монашеские общежития - монастыри.

Лавры - духовные центры.

Кто такие "паломники"?

Как они должны вести себя в Святых местах?

Зачем люди ходят по Святым местам?

Как мы можем помочь нашим умер­шим родственникам?

Молитва за усопших. Милостыня.

Где находится душа по выходе из те­ла?

Второе пришествие Иисуса Христа.

Всеобщее воскресение.

Рассказ о загробной жизни.

Знакомство с заповедью:"Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им".

Практическое задание:

Попросить родных вспомнить всех усопших родственников, записать их в блокнот (помянник) и постараться каждое утро, перед уходом в школу, в течение двух минут перечислять их имена и про­сить у Бога им Царствия Небесного.

ЗАНЯТИЕ 35

Силен враг, да милостив Бог ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Участники: Батюшка, родители, учи­теля, родные, ребят, воспитатели.

В заключение - совместная празд­ничная трапеза(чаепитие).

Благодарственный молебен об окон­чании учебного года.



ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ НА­РОДА РУССКОГО

ЧАСТЬ 1. КНЯЖЕСКАЯ РУСЬ Пояснительная записка:

Данная программа продолжает 3-х годичный курс по предмету "Нравствен­ное воспитание на основах Православия".

Задачей 1-го года обучения являлось:

а)1 пробудить совестливые движения в сердце,

б) дать направленность воле желать делать^ добро,

в) обрести навык перед любым делом советоваться со своей совестью.

Задачей 2-го и 3-го годов обучения является воспитание совестливого гражда­нина своего Отечества.

Программа называется: "Христиан­ская история народа русского".

Первая часть по "христианской исто­рии народа русского" предусматривает знакомство с Княжеской Русью; овладение историческими терминами и осознание понятий и событий: род, племя, славяне, язычники, князь, княжеская воля, походы в Грецию, Крещение Руси, княжеские уде­лы, разделение Руси, последствия разде­ления, объединение Руси, единение в вере, Божие воздаяние за раздоры, заступ­ничество Божией Матери, помощь Божия в борьбе с иноземцами, явление чудо­творных икон, основание храмов, мона­стырей в честь важнейших исторических событий, Святая Русь.

Вторая часть - это знакомство с Русью Самодержавной и обретение навыка само­стоятельного рассуждения на конкретном историческом материале, также обретение понятий: Самодержец, держава, Пома­занник Божий, самозванец, верность, пат­риотизм! бесстрашие, свобода, Ново-мученики российские, возрождение в Пра­вославной вере.

Организация занятий

Первые 3-4 минуты - это летучий оп­рос по пройденным темам. Затем вспом­нить, какое домашнее задание было; кто выполнял? Кто хотел? Кто забыл? Кто бу­дет после этого занятия выполнять?

Далее в течение 5-7 минут педагог да­ет новый информационно-исторический блок с д ;монстрацией иллюстраций, ис­

пользованием наглядностеи, зарисовок на доске.

Основная часть

Исторический сюжет является средст­вом, целью является размышление вслух о судьбе Отечества.

Закрепление нового исторического материала осуществляется через вопросы по поводу этих событий с нравственными выводами:

- почему так произошло;

- что случилось с сердцем главного исторического лица, когда он был такого возраста, как сейчас ребята;

- почему так важно с детства наблю­дать за своим сердцем, за всеми сер­дечными движениями;

- какими христианскими добродете­лями обладал данный исторический пер­сонаж, каковы его поступки;

- каковы последствия нарушения хри­стианских заповедей.

На это уходит основное время заня­тий. Затем новое домашнее задание и ле­тучий обзор всех предыдущих.

Вряд ли ребята выполняют добросо­вестно все домашние задания, но сознание того, что они не делают доброго дела, пробуждает чувство совестливости.

ЗАНЯТИЕ 1

Если Бог за нас, кто против нас? (Римл.8:31)

Тема урока: УЧЕНИЕ

Зачем православному христианину нужно учиться?

Для чего нужно развивать свой ум?

Как развивается ум, от чего? От каких дел? От каких слов?

Умеет ли глупость разговаривать, на­зовите, какими словами?

Зачем глупость хочет, чтобы мы были ленивыми?

Почему лень боится, что мы будем развивать свой ум?

А зачем нам нужно вырасти умными, добрыми, заботливыми?

Что от добрых дел человек собирает в свое сердце?

Пригодится ли когда-нибудь человеку духовное богатство?



После земной жизни, что нас ждет впереди?

Сами ли мы выбираем, с Кем нам быть в вечности?

Были ли на Земле люди, которые со­брали в свое сердце только свет?

Кто хочет стать святым?

Какие дела для этого нужно делать?

Какие слова говорить?

Как нужно думать?

Практическое задание:

Пе^ ед каждым делом размышлять, -развива ;т это ум или питает глупость?

ЗАНЯТИЕ 2

Хранит Господь всех любящих Его (Пс. 144:20)

Тема урока: ИСТОРИЯ

Что такое история?

Бывает ли история у человека? у се­мьи? у города? у страны? у человечества? (всех людей, которые жили, живут и будут жить на Земле)?

В какой книге написана история всего человечества?

Кто помнит, сколько лет Библии?

Мы живем в Русском государстве?

Говорим на русском языке?

Полезно ли нам знать свою историю?

Будет ли развиваться наш ум от того, что мы узнаем историю своего народа?

Полезны ли нам такие знания?

Почему ученики в школе, когда слу­шают учителя, складывают руки перед со­бой?

Кто хочет открыть "окошечко" для знаний в свое сердечко?

Так как должен сидеть ученик во вре­мя занятий?

Для чего?

А если крутиться во время занятий, куда пролетают знания?

Развивается ли от этого ум?

А есть ли своя история у каждого человека?

Когда началась история вашей семьи?

История - это то, что люди придумали или то, что было на самом деле?

Практическое задание:

Дома попросить маму и папу расска­зать о том, как родилась ваша семья, уз­нать день рождения семьи.

ЗАНЯТИЕ 3

Помышления духовные суть жизнь и мир (Рим.6:8)

Тема урока: ЯЗЫЧНИКИ

Как называется наше Отечество? Всегда ли наше государство называ­лось Русью, Россией?

Кто жил на Северных землях раньше? Как жили наши предки-славяне? У каждого ли рода был старейшина? Когда несколько родов объединялись вместе, кто был главным в племени?

Зачем им нужно было объединяться? Чем занимались мужчины? Чем занимались женщины? Чем занимались дети? Нужно ли было младшим слушаться старших?

Как дети-славяне чтили своих родите­лей?

Знали ли славяне Бога Истинного? Кому поклоняются язычники? Есть ли Божия заповедь, которая за­прещает поклоняться идолам?

Много ли было богов у язычников? Приносили ли они в жертву богам людей?

Почему их сердца выдерживали крики и стоны тех людей, которых сжигали?

Когда грех вошел в сердце человека и людские сердца окаменели? Практическое задание:

Подумать, каким кумирам (идолам) служат сейчас люди, настоящие ли мы христиане.

ЗАНЯТИЕ 4

Над царством человеческим вла­дычествуют Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет (Дан. 5:21)

Тема урока: РУССКИЕ КНЯЗЬЯ

Бывало ли, что славяне не всегда мир­но жили в своих родах?

Случается ли нам ссориться в своих семьях?

Кто-нибудь когда-нибудь примирял нас?

Почему славяне обратились за помо­щью к варяжскому народу?



Согласились ли храбрые воины - Рус­ские князья - приехать в наши Северные земли?

Сколько русских князей приехало вместе со своими друзьями-дружинни­ками?

Почему города, которые основывали Русские князья, были неприступны для врагов?

Как стали называться эти города?

Как' стало называться наше государ­ство?

Когда князь Рюрик остался один, кого он поставил управлять русскими города­ми?

Все ли дружинники выполняли княже­скую волю?

Как поступил князь Рюрик с Асколь-дом и Диром?

По какой реке добрались Аскольд и Дир к городу Киеву?

Кто основал город Киев?

От каких врагов освободили дружин­ники Аскольд и Дир киевлян?

Практическое задание:

Весь вечер постараться с первого сло­ва выполнить любое поручение своих род­ных.

ЗАНЯТИЕ 5

Ест о чем попросите во имя Мое, я то сделаю (Иоанн, 14:14)

ПОЕЗДКА В ХРАМ

Молебен преподобному Сергию Ра­донежскому о помощи в учебе.

ЗАНЯТИЕ 6

Во всех путях твоих познавай Его (Господа), и Он направит стези твои (Притч. 3:6)

Тема урока: КИЕВСКАЯ РУСЬ

Каждая ли река впадает в море? В какое море впадает река Днепр? Зачем отправились Аскольд и Дир со своими воинами военным походом в Гре­цию?

Почему Греция была очень богатой страной? |

Знали ли греки Бога Истинного? Как защитили свою страну право­славные греки-христиане от разора?

Как называется разговор с Богом, ко­да люди просят об одном и том же все вме­сте?

Что случилось после молебна с вои­нами Аскольда и Дира?

Как вернулись Аскольд и Дир в Киев?

Когда умер князь Рюрик, кто стал управлять Русским государством?

Как князь Олег захватил Киев?

Кто сказал, что Киев будет матерью всех русских народов?

Почему наше государство стало назы­ваться Киевская Русь?

Почему князь Олег пошел в военный поход на Грецию?

Как завершился поход князя Олега?

Какой щит прикрепили на главных водных вратах Киева?

Практическое задание:

Играть дома в игру "Учитель и ученик" и рассказывать родным все, что узнали на занятиях.

ЗАНЯТИЕ 7

Кто возвышает себя, тот унижен бу­дет, а кто унижает себя, тот возвысится (Матф. 23:12)

Наши рекомендации