Тема урока: ВЕРА - НАДЕЖДА -ЛЮБОВЬ
Может ли человек жить без веры?
Вера бывает во что, в Кого?
"Все возможно верующему" (Мк.9:23). . Вера есть "осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр.11:1).
Человек был сотворен, чтобы веровать в Бога.
Отсутствие веры в Бога является извращением природы человека и корнем всех зол.
Безверие есть результат подмены истины ложью.
Надежда - это упование, что праведность принесет свои плоды, "Ибо мы спасены в надежде" (Рим.8:24).
Надежде противоположны уныние и отчаяние.
Средство св. Венедикта (IV век).
Величайшая добродетель есть любовь (1Кор.13:13).
"Любовь есть исполнение закона Господня" (?им. 13:10).
Три Ьпределения любви:
1) Агапе - что означает деланье добра ради ближнего.
2) Эрос - означает любовь ради единства с другим.
3) Филия - дружба.
Знакомство с заповедью "Не приемли имени Господа твоего всуе".
Рассказ. О Вере, Надежде, Любви и матери их Софии.
Практическое задание:
Узнать житие Святого, имя которого носишь. Рассказать родным про добродетели: Вера, Надежда, Любовь, что запомнил.
ЗАНЯТИЕ 28
Душа дороже всего т)емаурока: БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Благая весть о Рождении Спасителя Мира, принесенная Архангелом Гавриилом.
Ангельское приветствие (выучить наизусть).
Перепись. История царя Ирода. Убийство 14 тысяч младенцев. Жизнь Иисуса в Назарете. Когда начал Иисус свою проповедь? Заповедь любви. Кто может ее исполнять?
Знакомство с первой заповедью "Аз семь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене."
Что делает грех с сердцем человека? Неузнавание, невменяемость, закостенелость.
Новое рождение в жизнь духовную. Проповедь о Царствии Небесном. Кто войдет в Царствие Божие? Рассказ. Из книги "Сказание о земной жизни Богородицы".
Практическое задание:
Попросить бабушку и дедушку рассказать, как было раньше в городе, куда делись храмы, когда они исчезли.
ЗАНЯТИЕ 29
Грехи любезны доводят до бездны
Тема урока: ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
История Иерусалимского храма.
Воскрешение Лазаря, тысячи уверовавших встречают Спасителя, входящего в Иерусалим.
"Осанна! Благословен Грядый во Имя Господне".
Тайная Вечеря. Таинство Причастия в вечную жизнь.
Страсть Иуды. Предательство в Геф-симанском саду.
Пытки. "Распни Его! Распни!"
Суд. Понтий Пилат. "Умыл руки".
Крест. Слова Спасителя на Кресте.
Где были в это время Его ученики, почему?
Что такое благочестие, что такое "бесчестие"?
Каким образом мы предаем самих себя, свою честь?
Как это происходит? Сознательно или бессознательно?
Практическое задание:
Постараться в течение всего вечера понаблюдать за своими мыслями. Говорим ли мы то, что думаем? Почему так думаем?
ЗАНЯТИЕ 30
Богат Бог милостию Тема урока: ВОСКРЕСЕНИЕ
Как происходило дело нашего спасения?
Как искупил нас Спаситель?
Как "потребилась клятва"?
Свободен ли теперь человек в выборе, с Кем быть в вечности?
Крест - древо жизни. Что значит "Возьми крест свой и иди за мной"?
Что значит слово "Пасха"?
Откуда вывел людей Сын Божий?
За чьи дела человек может попасть в преисподнюю?
Как мир встретил избавление от смерти?
После каких событий уверовали ученики в Воскресение Господне?
Как наставлял Иисус Христос учеников в течение 40 дней после Воскресения?
Рассказ. Как обычно на Руси встречали праздников Праздник - Пасху. Как к нему готовились?
Практическое задание:
Рассказать домочадцам о Воскресении Спасителя, о свободе выбора человека, с Кем быть в вечности, как человек готовится к вечности?
ЗАНЯТИЕ 31 ПРИЕЗД БАТЮШКИ
Великим Постом дети готовились к Причастию. Родителей предупредили о подготовке на родительском собрании. Они приступают к Святым Христовым Таинст
вам.
ЗАНЯТИЕ 32
Христос воскрес! Воистину воскрес!
НА СВЕТЛОЙ СЕДМИЦЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ
Участники: Батюшка, родители, учителя, воспитатели, ребята.
Христос воскрес! Звучит благая Над миром весть с Святых небес, И тварь ликует, воспевая:
Христос воскрес! Христос воскрес! Какой восторг и ликованье, О дети Божий, для вас! Христос воскрес! - в том упованьи . ?се оправдание для нас.
ЗАНЯТИЕ 33
Молись, а злых дел берегись Тема урока: МОЛИТВА
; ачем человеку беседовать с Богом, Бого юдицей, Святыми, своим Ангелом-хранителем?
] Молитвы бывают 3-х видов:
]) хвалебные и благодарственные,
^) просительные,
':) покаянные.
^то такое покаяние, зачем надо каять
ся?
Молитвы, необходимые в течение дня. Про утреннее и вечернее правило. Рассказ о силе молитвы.
Как устроить день по-христиански, какие слова говорить, встав с постели, какие перед едой и после, перед началом любого дела, по окончании дела, в течение дня, перед сном, на сон грядущий?
Практическое задание:
Испрашивать у Бога благословение на каждое дело словами "Господи, благослови".
ЗАНЯТИЕ 34
Добрый конец - всему делу венец Тема урока: СВЯТЫЕ ОБИТЕЛИ
Размышление, зачем люди уходят из мира?
Монашеские общежития - монастыри.
Лавры - духовные центры.
Кто такие "паломники"?
Как они должны вести себя в Святых местах?
Зачем люди ходят по Святым местам?
Как мы можем помочь нашим умершим родственникам?
Молитва за усопших. Милостыня.
Где находится душа по выходе из тела?
Второе пришествие Иисуса Христа.
Всеобщее воскресение.
Рассказ о загробной жизни.
Знакомство с заповедью:"Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им".
Практическое задание:
Попросить родных вспомнить всех усопших родственников, записать их в блокнот (помянник) и постараться каждое утро, перед уходом в школу, в течение двух минут перечислять их имена и просить у Бога им Царствия Небесного.
ЗАНЯТИЕ 35
Силен враг, да милостив Бог ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Участники: Батюшка, родители, учителя, родные, ребят, воспитатели.
В заключение - совместная праздничная трапеза(чаепитие).
Благодарственный молебен об окончании учебного года.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ НАРОДА РУССКОГО
ЧАСТЬ 1. КНЯЖЕСКАЯ РУСЬ Пояснительная записка:
Данная программа продолжает 3-х годичный курс по предмету "Нравственное воспитание на основах Православия".
Задачей 1-го года обучения являлось:
а)1 пробудить совестливые движения в сердце,
б) дать направленность воле желать делать^ добро,
в) обрести навык перед любым делом советоваться со своей совестью.
Задачей 2-го и 3-го годов обучения является воспитание совестливого гражданина своего Отечества.
Программа называется: "Христианская история народа русского".
Первая часть по "христианской истории народа русского" предусматривает знакомство с Княжеской Русью; овладение историческими терминами и осознание понятий и событий: род, племя, славяне, язычники, князь, княжеская воля, походы в Грецию, Крещение Руси, княжеские уделы, разделение Руси, последствия разделения, объединение Руси, единение в вере, Божие воздаяние за раздоры, заступничество Божией Матери, помощь Божия в борьбе с иноземцами, явление чудотворных икон, основание храмов, монастырей в честь важнейших исторических событий, Святая Русь.
Вторая часть - это знакомство с Русью Самодержавной и обретение навыка самостоятельного рассуждения на конкретном историческом материале, также обретение понятий: Самодержец, держава, Помазанник Божий, самозванец, верность, патриотизм! бесстрашие, свобода, Ново-мученики российские, возрождение в Православной вере.
Организация занятий
Первые 3-4 минуты - это летучий опрос по пройденным темам. Затем вспомнить, какое домашнее задание было; кто выполнял? Кто хотел? Кто забыл? Кто будет после этого занятия выполнять?
Далее в течение 5-7 минут педагог дает новый информационно-исторический блок с д ;монстрацией иллюстраций, ис
пользованием наглядностеи, зарисовок на доске.
Основная часть
Исторический сюжет является средством, целью является размышление вслух о судьбе Отечества.
Закрепление нового исторического материала осуществляется через вопросы по поводу этих событий с нравственными выводами:
- почему так произошло;
- что случилось с сердцем главного исторического лица, когда он был такого возраста, как сейчас ребята;
- почему так важно с детства наблюдать за своим сердцем, за всеми сердечными движениями;
- какими христианскими добродетелями обладал данный исторический персонаж, каковы его поступки;
- каковы последствия нарушения христианских заповедей.
На это уходит основное время занятий. Затем новое домашнее задание и летучий обзор всех предыдущих.
Вряд ли ребята выполняют добросовестно все домашние задания, но сознание того, что они не делают доброго дела, пробуждает чувство совестливости.
ЗАНЯТИЕ 1
Если Бог за нас, кто против нас? (Римл.8:31)
Тема урока: УЧЕНИЕ
Зачем православному христианину нужно учиться?
Для чего нужно развивать свой ум?
Как развивается ум, от чего? От каких дел? От каких слов?
Умеет ли глупость разговаривать, назовите, какими словами?
Зачем глупость хочет, чтобы мы были ленивыми?
Почему лень боится, что мы будем развивать свой ум?
А зачем нам нужно вырасти умными, добрыми, заботливыми?
Что от добрых дел человек собирает в свое сердце?
Пригодится ли когда-нибудь человеку духовное богатство?
После земной жизни, что нас ждет впереди?
Сами ли мы выбираем, с Кем нам быть в вечности?
Были ли на Земле люди, которые собрали в свое сердце только свет?
Кто хочет стать святым?
Какие дела для этого нужно делать?
Какие слова говорить?
Как нужно думать?
Практическое задание:
Пе^ ед каждым делом размышлять, -развива ;т это ум или питает глупость?
ЗАНЯТИЕ 2
Хранит Господь всех любящих Его (Пс. 144:20)
Тема урока: ИСТОРИЯ
Что такое история?
Бывает ли история у человека? у семьи? у города? у страны? у человечества? (всех людей, которые жили, живут и будут жить на Земле)?
В какой книге написана история всего человечества?
Кто помнит, сколько лет Библии?
Мы живем в Русском государстве?
Говорим на русском языке?
Полезно ли нам знать свою историю?
Будет ли развиваться наш ум от того, что мы узнаем историю своего народа?
Полезны ли нам такие знания?
Почему ученики в школе, когда слушают учителя, складывают руки перед собой?
Кто хочет открыть "окошечко" для знаний в свое сердечко?
Так как должен сидеть ученик во время занятий?
Для чего?
А если крутиться во время занятий, куда пролетают знания?
Развивается ли от этого ум?
А есть ли своя история у каждого человека?
Когда началась история вашей семьи?
История - это то, что люди придумали или то, что было на самом деле?
Практическое задание:
Дома попросить маму и папу рассказать о том, как родилась ваша семья, узнать день рождения семьи.
ЗАНЯТИЕ 3
Помышления духовные суть жизнь и мир (Рим.6:8)
Тема урока: ЯЗЫЧНИКИ
Как называется наше Отечество? Всегда ли наше государство называлось Русью, Россией?
Кто жил на Северных землях раньше? Как жили наши предки-славяне? У каждого ли рода был старейшина? Когда несколько родов объединялись вместе, кто был главным в племени?
Зачем им нужно было объединяться? Чем занимались мужчины? Чем занимались женщины? Чем занимались дети? Нужно ли было младшим слушаться старших?
Как дети-славяне чтили своих родителей?
Знали ли славяне Бога Истинного? Кому поклоняются язычники? Есть ли Божия заповедь, которая запрещает поклоняться идолам?
Много ли было богов у язычников? Приносили ли они в жертву богам людей?
Почему их сердца выдерживали крики и стоны тех людей, которых сжигали?
Когда грех вошел в сердце человека и людские сердца окаменели? Практическое задание:
Подумать, каким кумирам (идолам) служат сейчас люди, настоящие ли мы христиане.
ЗАНЯТИЕ 4
Над царством человеческим владычествуют Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет (Дан. 5:21)
Тема урока: РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
Бывало ли, что славяне не всегда мирно жили в своих родах?
Случается ли нам ссориться в своих семьях?
Кто-нибудь когда-нибудь примирял нас?
Почему славяне обратились за помощью к варяжскому народу?
Согласились ли храбрые воины - Русские князья - приехать в наши Северные земли?
Сколько русских князей приехало вместе со своими друзьями-дружинниками?
Почему города, которые основывали Русские князья, были неприступны для врагов?
Как стали называться эти города?
Как' стало называться наше государство?
Когда князь Рюрик остался один, кого он поставил управлять русскими городами?
Все ли дружинники выполняли княжескую волю?
Как поступил князь Рюрик с Асколь-дом и Диром?
По какой реке добрались Аскольд и Дир к городу Киеву?
Кто основал город Киев?
От каких врагов освободили дружинники Аскольд и Дир киевлян?
Практическое задание:
Весь вечер постараться с первого слова выполнить любое поручение своих родных.
ЗАНЯТИЕ 5
Ест о чем попросите во имя Мое, я то сделаю (Иоанн, 14:14)
ПОЕЗДКА В ХРАМ
Молебен преподобному Сергию Радонежскому о помощи в учебе.
ЗАНЯТИЕ 6
Во всех путях твоих познавай Его (Господа), и Он направит стези твои (Притч. 3:6)
Тема урока: КИЕВСКАЯ РУСЬ
Каждая ли река впадает в море? В какое море впадает река Днепр? Зачем отправились Аскольд и Дир со своими воинами военным походом в Грецию?
Почему Греция была очень богатой страной? |
Знали ли греки Бога Истинного? Как защитили свою страну православные греки-христиане от разора?
Как называется разговор с Богом, кода люди просят об одном и том же все вместе?
Что случилось после молебна с воинами Аскольда и Дира?
Как вернулись Аскольд и Дир в Киев?
Когда умер князь Рюрик, кто стал управлять Русским государством?
Как князь Олег захватил Киев?
Кто сказал, что Киев будет матерью всех русских народов?
Почему наше государство стало называться Киевская Русь?
Почему князь Олег пошел в военный поход на Грецию?
Как завершился поход князя Олега?
Какой щит прикрепили на главных водных вратах Киева?
Практическое задание:
Играть дома в игру "Учитель и ученик" и рассказывать родным все, что узнали на занятиях.
ЗАНЯТИЕ 7
Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится (Матф. 23:12)