Когда я немощен, тогда силен
Когда я немощен, тогда силен
Серия проповедей Часть III
Йонги Чо
Оглавление
Предисловие
Когда мы злостраждем
Червь Иаков (благословлен в сокрушении)
Прощающий и прощенный
Семя благословения
Когда я немощен, тогда силен
Сердце
Как побеждать грех
Иисус Христос действует сегодня
Послушание и благословение
Закон сеяния и жатвы
Отвоевать и восстановить свою территорию
К новой жизни через крест Иисуса Христа
Молитва способна изменить курс твоей жизни
Моя тридцатидневная битва с сатаной
Евангелист и его жизнь по вере
Предисловие
Прошло 45 лет с тех пор, как Господь призвал меня проповедовать. На протяжении этих долгих лет служения я неоднократно сталкивался с самыми разнообразными сложностями и трудновыполнимыми задачами, но проповедь остается вне конкуренции. По сей день проповедь Евангелия является для меня самым сложным делом. Подготовка всего лишь к одному служению требует тяжелого умственного и физического труда. Однако когда я вижу спасенных и наполненных через проповедь Святым Духом людей, моя усталость исчезает. Таким образом, я с радостью справляюсь с этой трудной, но щедро вознаграждаемой работой по милости Господа и с помощью Святого Духа. Иисус Христос, Который является всем для меня, — это «Сердце» моих служений. Святой Дух, Который непрестанно наполняет меня Своей силой и ведет меня, — это Соучастник моей проповеди. Всевышний Бог — это мой благой Отец. Основываясь на таком познании и опыте Святой Троицы, я все еще проповедую. Мои послания свидетельствуют о Боге, живущем и действующем среди нас и сегодня. Он Тот, Кто дарует дерзновение и надежду многим людям.
Я отобрал материалы своих лучших служений из числа тех, что мне довелось провести с 1983 по 2003 год. Слава Господу, давшему мне возможность проповедовать Его слово. Пусть чтение этой книги сопровождается Божьим присутствием и поможет вам еще сильней утвердиться в вере в Бога.
Весна 2003.
Дэвид Йонги Чо,
старший пастор церкви полного Евангелия Йодо
Иакова 5:13
Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.
Когда мы злостраждем
Не так давно я получил письмо от одного брата, который очень скорбел о смерти своей любимой дочери, умершей от рака. Когда его дочь была больна, я усиленно молился о ее исцелении; однако эта молодая девушка скончалась.
Если бы кому-то из нас довелось пережить подобную скорбь, мы бы тоже могли угодить в глубокую яму отчаяния, поскольку скорбь не всегда поддается влиянию человеческого утешения и ободрения. С разрывающимся от горя сердцем мы бы слезно вопрошали: «Почему эти горькие страдания выпали на мою долю? Любит ли меня Бог? А может, Он безразличен ко мне?»
Мы часто молимся, задавая подобные вопросы. Библия не дает нам прямого ответа на вопрос, почему мы проходим скорби, но она учит нас: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5:13). Почему мы должны молиться? О чем мы должны молиться? И как нам молиться?
Время для покаяния
Когда мы злостраждем, мы должны знать — это время для покаяния и молитвы. Не имеет значения, кем мы являемся, во времена скорбей мы все вспоминаем о своих грехах. В безоблачные же периоды жизни у нас есть тенденция полагать, что мы ведем праведный образ жизни. Однако как только мы сталкиваемся с огромными трудностями, в первую очередь начинаем думать, что мы уклонились от праведного пути и где-то согрешили против Бога или окружающих нас людей. Мы непременно задаемся вопросом: «В чем дело? Что я сделал не так?» И наши мысли подталкивают нас к размышлению о Господе. В грехах легче раскаиваться во времена скорбей и трудностей, чем в период благополучия.
Однажды я тяжело заболел; во всем теле я испытывал такую невыносимую боль, что впервые за двадцать семь лет служения я не мог проповедовать на воскресных служениях. Я принялся вспоминать, спрашивая самого себя, в чем я согрешил перед Богом? Где я проявил непослушание и перестал бодрствовать? Моя физическая боль стояла у меня на втором месте. А моим первостепенным вопросом была причина этой немощи. Я усердно занялся исследованием своего сердца и начал просить Духа Святого показать мне все, что я сделал неверно, и просить у Него прощения.
Зачастую трудности помогают нам уделять время поискам духовного исцеления. Мы не правы, если утверждаем, что для нас лучше, если наша жизнь всегда полна мира и спокойствия, поскольку большинство окутанных благополучием людей не ищут Бога. Пренебрегать Богом очень легко. Люди оправдывают свою леность и безразличие, говоря, что им незачем искать Бога. Однако стоит им остаться наедине с собой и подсчитать количество накопившихся у них грехов, они тут же ожесточают свои сердца и еще больше отворачиваются от Бога, губя свою душу. По этой причине Бог допускает в нашей жизни скорби, разбавляя ими добрые дни, чтобы мы могли остановиться и пересмотреть свои пути. Мы всегда должны благодарить Бога за попутный ветер и солнце в дни удачного плавания, однако не стоит забывать, что во времена штормов нам следует пересматривать свое поведение.
Божья цель в скорби — привлечь наше внимание. Когда мы переживаем трудности и раскаиваемся в чем-то, тогда к нам приходит понимание, насколько мы горды, упрямы и лицемерны. Только в сложный период жизни мы можем увидеть свое лицемерие и искоренить его. Только сталкиваясь с трудностями, мы видим свою ограниченность и готовы полностью доверить себя в руки Божьи. Тогда мы отворачиваемся от пристрастия к миру, и нам становится уже не важно, победим мы или нет, выживем или умрем, мы принимаем решение жить по воле Божьей. Обычно мы продолжаем поступать неправильно до тех пор, пока на нас не обрушиваются тяготы жизни, которые доставляю! нам неистовые страдания. Сегодня многие люди приходят к Богу, потому что в их жизнь постучалось горе или беда. Некоторые пережили великую скорбь, что привело их к покаянию в своих грехах, и они полностью посвятили свою жизнь Богу как мирную жертву благоухания, став Его верным слугой. Они никогда не обратились бы к Богу, не испытай они подобной скорби.
Несомненно скорби влекут за собой перемены в жизни, в лучшую или в худшую сторону. Если мы проявляем непослушание Богу в тяжелые времена, наше сердце отдаляется от Него все дальше и дальше, приближаясь к своей погибели. Но если мы позволим Богу сокрушить себя, мы получим огромное благословение. Господь допускает страдания с целью укрепить нас и развить в нас терпение. Таким образом, Он учит нас твердо стоять до тех пор, пока мы не достигнем поставленной цели.
На страницах Библии мы неоднократно видим, как великие мужи Божии были испытываемы в огненной печи скорбей. Эти великие герои веры никогда бы не стали таковыми, если бы Бог не сокрушил их. Бог избрал Авраама и даровал ему великие обетования. Однако сначала Аврааму пришлось пройти через многие испытания, прежде чем он смог увидеть исполнение этих обетований в жизни. В столетнем возрасте, спустя двадцатипятилетний период испытаний, Авраам превратился в послушного мужа Божия.
Исаак тоже проходил через долину смертной тени.
А как насчет Иакова? Иаков был сокрушаем на протяжении двадцати лет посредством многих скорбей и трудностей, когда он жил в доме своего дяди. Спустя некоторое время близ потока Иавок Бог боролся с Иаковом, и, коснувшись его бедра, вывихнул его. Помимо бедра Он повредил ему еще и сухожилие, отчего Иаков стал хромать (см. Быт. 32:32). Иаков никогда не смог бы забыть, чего ему стоило его сокрушение перед Богом. Благодаря этому он стал истинным слугой Божиим.
Такой целомудренный и чистый человек, как Иосиф, на протяжении тринадцати лет тоже проходил через огненную печь испытаний. Будучи продан в рабство, оклеветан и брошен в темницу, он все претерпел и стал великим слугою Божиим. Спустя годы он был поставлен на пост второго человека после фараона в Египте. И по прошествии многих лет Иосиф мог сказать своим братьям следующие слова: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20).
Эти примеры показывают нам, что Бог никогда не действует через человека, которого Он желает использовать и благословить по Своему собственному изволению, не сокрушив его прежде. Люди преисполнены греховных помыслов и поступков. Мы постоянно боремся с грехом, несмотря на то, что получили спасение и прощение через веру в Иисуса Христа. Наше поведение и привычки так и продолжали бы следовать путями этого мира и его господина, окажись мы одни в этой битве.
Мы получаем преобразование посредством обновляющей и очищающей силы испытаний. Сковывающая сила любостяжания может быть побеждена большей силой — силой испытаний. По этой причине Бог не позволяет человеку жить в постоянном покое. Безоблачная жизнь скорее навредит нам, чем будет полезна. Когда мы приходим ко спасению, Бог наполняет нашу жизнь благословениями, но время от времени Он допускает сокрушительные трудности, возникающие на нашем пути. Иногда Бог проводит нас через глубокие воды и огонь. Он дарует нам радость, но также позволяет временным скорбям прийти в нашу жизнь. Посредством этих испытаний наш внутренний человек возрастает в благодати Божьей, уподобляясь образу Христову.
В книге Екклесиаста (7:14) сказано: «Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй».
Я настоятельно прошу вас во имя Иисуса Христа петь песни хвалы во времена благополучия и размышлять о своей жизни и раскаиваться во дни несчастья. Во времена скорбей вы можете изменить свою эгоцентричную жизнь на жизнь посвящения Господу.
Время для благодарения
Во времена покоя мы редко задумываемся о благословениях, которыми полна наша жизнь. Только взгляните вокруг: как прекрасно сияние солнца, величие гор, прозрачность источников вод, благоухание цветов, сладость фруктовых плодов и нежность любимой семьи. Эти благословения зачастую принимаются как должное.
Как-то я прочел статью в газете, в которой рассказывалось об исповедании молодого человека, находящегося при смерти; он был болен СПИДом. Постоянно пребывая в ожидании дня своей кончины, он с великим упоением описывал все, что окружало его. Когда он узнал, что вскоре умрет, он вдруг понял, как прекрасна жизнь. Простая питьевая вода стала для него невероятно вкусной, и он, делая маленькие глоточки, каждый раз наслаждался ею. Он пытался запечатлеть в памяти особенный вкус воды. Он глубоко вдыхал ароматы и восхищался свежестью воздуха, преисполненный благодарности, поскольку понимал, что вот-вот он навсегда перестанет дышать. Глядя в окно, он внимательно разглядывал красоту раскинувшегося перед ним пейзажа. Он хотел до избытка насладиться всей красотой окружающего его мира.
Окружающие нас благословения дарованы нам для того, чтобы мы наслаждались этим с благодарностью. И тем не менее, кажется, что мы замечаем их лишь во времена скорбей. Когда мы голодны, мы осознаем, насколько мы благословлены, имея пропитание. Мы по-настоящему оцениваем здоровье, лишь когда болеем. Когда мы находимся вдали от своей семьи, мы понимаем, насколько мы обязаны нашим близким за их тепло и любовь. Поскольку люди моего поколения в свое время пережили великие тяготы периода японской колонизации, испытав голод во время корейского конфликта, мы ценим каждое рисовое зернышко. Как-то собирая недоеденные остатки рисовых зерен с тарелок, я решил преподать один важный урок своим детям. «А знаете ли вы ценность одного рисового зернышка? — спросил я. — Знаете, сколько людей голодает и просит кусок хлеба даже в наши дни? Вы всегда должны есть все с благодарностью».
И, несмотря на то, что впоследствии я неоднократно делал им замечания и наставлял их с любовью, они просто игнорировали мои слова. Они принимали как должное, что их кормят несколько раз в день. Поэтому я решил взять их с собой поститься на Молитвенную гору. И когда они попостились, они осознали ценность еды.
Позже я проделал то же самое с младшим сыном. Спустя пару дней он слезно молился: «Боже, если я умру, преврати меня в рисовое зернышко». Он настолько высоко оценил пищу, что захотел превратиться в рис. Благодаря нескольким дням поста его сердце было глубоко тронуто, и он смог понять важность пищи.
Во времена трудностей мы постоянно взываем о помощи, но также мы должны всегда благодарить Бога за все, что Он дарует нам.
В молодости я проходил службу в лагере на военной базе в Нонсане, и это время было для меня великим испытанием. Условия жизни были ужасными, а учеба на полигоне такой изнуряющей, что все стажеры, возвращаясь по вечерам в казарму с тренировок, горестно стонали. Они писали домой письма, обещая, что, вернувшись, будут паиньками и послушными сыновьями. Их письма были преисполнены словами благодарности за любовь и заботу, которую им оказывали дома. Я тоже по-настоящему осознал, насколько был благословлен, когда жил дома и имел общение с верующими в своей церкви.
Иногда Бог позволяет нам проходить через долину смертной тени для того, чтобы сделать нас благодарными мужами и женами. В книге Псалмов (49:23) сказано: «Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие». Мы напрочь забываем о благодарности, когда с нами случается что-то плохое. Наоборот, мы ропщем. Но человек, не способный благодарить, словно цветок без аромата или соловей без песни. Лишь те люди, которые умеют оставаться благодарными даже во времена трудностей, способны по-настоящему пережить счастье и ощутить истинный вкус жизни. Как бы иронично и парадоксально это ни звучало, нам необходимо проходить скорби, чтобы учиться благодарности. Есть такое старое изречение: «Чем больше ты любишь своего ребенка, тем меньше ты должен тратить на него денег».
Люди, которые проходят через страдания и трудности, часто быстро понимают, что им нужно быть благодарными за все то доброе, что они имеют, вместо того чтобы роптать и сожалеть о том, чего у них нет. Многие жалуются, когда чего-то не имеют. Мужья и жены недовольны своими супругами, вместо того чтобы замечать в них положительные качества. Народ жалуется на состояние общества и на правительство. Складывается впечатление, что люди готовы всегда на что-нибудь жаловаться.
Только загляните в ежедневные сводки новостей. Страницы газет кричат о темной стороне жизни общества, о чьем-то провале или каком-то преступлении. Большинство репортеров намеренно привлекают внимание людей к какому-нибудь человеку, распространяя о нем дурные вести. Почему? Да потому что людям нравится слушать и смотреть на бедствие в чьей-то жизни или в обществе в целом. Это лишь подтверждает то, что со времен грехопадения Адама и Евы человечество движимо злыми, деструктивными духами. Но глас недовольства утихает, когда на людей обрушиваются великие трудности. И как только человек достигает предела, он тут же понимает, что ему необходимо быть благодарным за то, что он имеет, независимо от того, насколько оно мало. Истина заключается в том, что когда мы попадаем в затруднительное положение, это и есть то самое время, когда мы должны благодарить за то, что еще имеем, а не роптать о потерянном. И мы должны понять, что страдания могут стать хорошим лекарством, используемым Богом, которое способно изменить и исцелить нас. Старая поговорка гласит: «Хорошее лекарство горько для языка, но сладко для тела».
Когда мы встречаем трудности с благодарностью, они непременно послужат нам впоследствии добрым лекарством, формирующим нашу личность и взгляды на жизнь. Но если мы отказываемся проходить через скорби и начинаем роптать, они превращаются в яд, лишая нас всего, и впоследствии приводят к гибели. Некоторые люди растут и укрепляются, проходя скорби, в то время как другие в тех же трудностях исполняются горечью или погибают. Все зависит от нашего отношения.
Червь Иаков
(благословлен в сокрушении)
Однажды Иисус отправился в пустыню и проповедовал там пришедшим за Ним приблизительно пятнадцати тысячам человек. Собравшиеся были увлечены Его словом жизни и чудесами, которые Он творил. Люди даже не заметили, как наступил вечер и они проголодались. Но у них не было пищи.
В этом я вижу истинное сердце Иисуса Христа. Он не был религиозным человеком или философом, но пришел в этот мир как Спаситель, дающий жизнь. Он заботился не только о духовных вещах, но также решал и бытовые проблемы. Проявляя сострадание, Он не хотел отпускать людей домой голодными, поэтому собрал Своих учеников и обратился к Филиппу: «Вы дайте им есть» (Мар. 6:37). Однако зная, что у них не было с собой пищи, Иисус повелел ученикам спросить у собравшихся, нет ли у кого-нибудь еды. Вскоре Андрей сообщил: «Вот мальчик, у которого пять ячменных хлебов и две маленькие рыбки». Иисус попросил принести Ему этот небольшой ужин. Что Он собирался делать с этим? Ученикам предстояло получить потрясающий урок. Приняв небольшой запас провизии, Иисус, посмотрев на небо, воздал благодарность за хлеба и рыбу и, преломив, раздал Своим ученикам, велев им накормить этим народ. Когда раздавали пищу огромной толпе людей, Его чудотворная сила умножала преломленные куски хлебов и рыбы, пока все не насытились, после чего осталось еще двенадцать коробов. Но все это произошло, когда хлеб и рыба были преломлены!
Несмотря на то, что на первый взгляд эта история может показаться весьма простой, в ней сокрыта потрясающая истина. Для того чтобы Бог благословил нашу жизнь, нам тоже необходимо отдать себя в Его руки и позволить Ему преломить нас. Подобно тому, как Иисус преломил хлеб и рыбу, чтобы пища умножилась, так и наши жизни должны быть преломлены, прежде чем мы сможем служить другим, помогать, проявлять заботу, благословлять и открывать людям истину, которую мы приняли от Бога.
Быть сокрушенным — это благословение, которое открывает двери ко всем остальным благословениям. Вы можете спросить: «Разве страдания могут быть благословением?» Все желают получать благословения от Бога, чтобы стать благословением для окружающих. Мы желаем процветать духовно, душевно и физически, чтобы быть способными делиться тем, что имеем, с другими. Но прежде чем это произойдет, нам нужно позволить Богу сделать все необходимое для этого, а значит, в первую очередь позволить сломить себя. Пока Бог не сокрушит нас, мы не сможем понять, как Он действует в нашей жизни. Если мы не будем сокрушены, мы не сможем принять полноту благословений и Бог не сможет беспрепятственно действовать в нас и через нас.
Со времен грехопадения Адама и Евы человечество погрязло в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Люди живут так, как им хочется и нравится. Если бы Бог стал благословлять людей, живущих в своих пороках и похотях плоти, это просто погубило бы их. Богу необходимо ломать жестоковыйность и гордость в человеке до тех пор, пока он не воззовет: «Господи, не важно, буду я жить или умру, распространю пределы свои или останусь без крова, буду процветать или лишусь всего. Я отдаю свою жизнь в Твои руки, подчиняя ее Твоей воле. Делай с ней, что Тебе угодно, дабы я обрел примирение с Тобой и понял, чему Ты хочешь научить меня». Эти слова означают, что человек согласен быть сокрушенным Богом, дабы исполнилась Его воля. Чем больше человек сокрушаем, тем больше Бог будет благословлять его и использовать.
Однажды некий человек посетил молитвенное собрание нашей церкви и пожертвовал 50 000 корейских вон. Спустя какое-то время он снова пришел в церковь и стал требовать назад свои деньги, поскольку не увидел ответа на свои молитвы. Он не хотел больше ждать, пока Бог ответит ему. Мое сердце исполнилось жалости и сострадания к нему, поскольку я знал, что через эту ситуацию дьявол обворует его. Жертва, однажды положенная на Божий алтарь, приносит либо благословение, либо проклятие. Не осознавая, что может навлечь на себя своим поступком, мужчина продолжал настаивать, поэтому я вернул ему деньги. Эго был несокрушенный человек.
То же самое происходит с людьми, обирающими Бога десятиной. Десятая часть нашего дохода принадлежит Богу. Когда мы не отдаем принадлежащее Богу, мы обкрадываем Его и этим навлекаем на себя Его карающий огонь.
Мы также не можем получить благословения от Бога, когда приходим к Нему с алчными мотивами в сердце. Когда мы переживаем рождение свыше и наша жизнь наполняется радостью, мы начинаем возрастать в благодати; Бог благословляет нас, но Он1 также начинает и сокрушать нас. Ему необходимо преломить нас, чтобы мы смогли стать источником благословений, который всегда проистекал бы из нас и касался десятков жизней.
Мне хочется поделиться историей одного человека, которая записана в Библии. Бог действовал через него, прежде сокрушив. И, может, вы, взглянув на его жизнь, словно в зеркале увидите в нем отражение своих путей перед Богом. Имя этого человека Иаков.
Вероятно, вам очень хорошо знакома эта история. Его мать звали Ревеккой. Когда она узнала о своей беременности, Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Первый ребенок вышел весь красный и косматый, и нарекли ему имя Исав, что означает «красный». Потом вышел второй ребенок, и ему наречено было имя Иаков, что в переводе значит «держащий за пяту» или, образно говоря, «обманщик».
Когда мальчики выросли, они очень отличались друг от друга. Исав стал искусным охотником и любил бродить по открытым просторам, но он не хотел знать Бога, и духовные ценности не имели для него никакого значения. Иаков же был полон заметных недостатков, но он верил в Бога. Также ему нравилось находиться возле своей матери в шатре. Возможно, он был не прочь заменить ей дочь, помогая в приготовлении пищи и по хозяйству.
Основу рациона их отца Исаака составляли мясные блюда, приготовленные из диких животных, пойманных Исавом, поэтому он любил Исава. А Ревекка, напротив, была более привязана к Иакову.
Однажды, когда Иаков готовил похлебку, изможденный охотой Исав вернулся с полей и обратился к брату:
— Я умираю от голода. Скорее дай мне отведать твоей похлебки.
Иаков был очень хитрым, способным на обман юношей. Зная о том, что первородное благословение от Бога должен был наследовать старший сын, он предложил:
— Продай мне свое первородство, и я накормлю тебя похлебкой.
Вероятно, Исав ответил:
— Послушай, я умираю от голода. Какая мне польза в этом первородстве? Клянусь, что продам тебе его.
В обмен на хлеб и чечевичную похлебку Иаков купил у брата первородство (см. Быт. 25:27-34).
Время шло, Исаак состарился и ослаб, его зрение притупилось, он уже плохо видел. Пришло время, когда он должен был объявить благословение своему старшему сыну.
Благословение старшего сына в Израиле и по сей день остается важной церемонией. Старший сын благословляется и наследует все фамильные блага. Этот ритуал благословений движим верой, поэтому все еврейские дети чаще стремятся получить благословение своего отца, чем унаследовать материальные блага.
Исаак призвал Исава к себе с просьбой: «Вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи» (Быт. 27:2, 3).
Когда Исав отправился на охоту, Ревекка позвала Иакова и сказала: «Вот, я слышала, как отец твой говорил брату твоему Исаву: принеси мне дичи и приготовь мне кушанье; я поем и благословлю тебя пред лицем Господним, пред смертью моею. Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе: пойди в стадо и возьми мне оттуда два козленка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, а ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею» (Быт. 27:6-10).
Иаков боялся навлечь на себя проклятие. Но по настоянию матери он пошел и принес ей козлят, и она приготовила вкусное блюдо. Затем она обвязала его руки и открытые участки шеи козлиной шкурой и дала Иакову лучшие одежды Исава. Иаков, придя к отцу, сказал:
— Я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.
Несмотря на то, что зрение Исаака притупилось, его слух был еще хорошим, и он с подозрением ответил:
— Подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет.
Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и с удивлением заметил:
— Голос, голос Иакова; а руки, руки Исава.
Оставаясь не до конца уверенным, отец попросил:
— Подойди, поцелуй меня, сын мой.
Иаков подошел и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его и благословил его, и сказал:
— Вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь; да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны! (см. Быт. 27:19-29).
Как только Исаак совершил благословение над Иаковом, и тот покинул шатер отца, с охоты пришел Исав. Он тоже приготовил вкусное блюдо, как просил отец, и принес ему со словами:
— Встань, отец мой, и поешь дичи сына твоего, чтобы благословила меня душа твоя.
И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал:
— Кто ж это, который достал дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословен.
Исав, исполнившись отчаяния, горько заплакал. Тогда отец сказал ему:
— Вот, от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей (см. Быт. 27:30-40).
С того дня возненавидел Исав Иакова и сказал в сердце своем: «Приближаются дни плача по отцу моему, и я убью Иакова, брата моего» (Быт. 27:41). Один обман влечет за собой следующий, чтобы покрыть первый. И обманывать приходится снова и снова.
Когда матери пересказали слова Исава, она послала за Иаковом предупредить его: «Вот, Исав, брат твой, грозит убить тебя; и теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран, и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?» (Быт. 27:42-45).
Заполучить первородство и благословение хитростью оказалось не настолько чудесной идеей, как казалось вначале, поскольку теперь Иакову нужно было покинуть свой дом. Он попытался достичь своей цели сам, посредством человеческой мудрости.
Кто эти «Иаковы» сегодня? Это вы и я. Сталкиваясь с серьезными проблемами, мы, как Иаков, несмотря на то, что имеем веру в Бога, полагаемся на собственную мудрость и человеческие пути, вместо того чтобы обратиться к Отцу.
Иаков покинул свой дом и отправился в Харран к дяде Лавану. Но там его поджидало множество других проблем и трудностей. Поселившись в доме своего дяди, Иаков полюбил его младшую дочь Рахиль. Он заключил договор с Лаваном, что будет работать у него семь лет за Рахиль, и мечтал о том дне, когда она станет его женой. Семь лет прошло незаметно, поскольку он любил Рахиль. Но Лаван тоже оказался обманщиком, о чем Иаков не подозревал. Спустя семь лет, в день свадьбы, Лаван привел в опочивальню Иакова Лию, свою старшую дочь. Лишь утром Иаков понял, что был обманут. Однако было уже поздно. Но ведь он любил Рахиль. Итак, он согласился работать у Лавана еще семь лет. Ему было очень обидно, что его обманули, и тем не менее он продолжил работать. Неоднократно Лаван обманывал его в плате за труд, но поскольку Иакову некуда было идти, он терпел все оскорбления и продолжал трудиться. Он переживал те же чувства, какие испытываем мы, когда нас обманывают или хитростью отбирают то, что нам дорого.
Прошли годы, Иакову было уже около сорока лет. Его смешанные чувства не давали ему покоя, он постоянно вспоминал о своем брате и доме. И Бог решил благословить его, ниспослав ему мудрость.
«„Ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне; ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?“ И сказал Лаван: „Что дать тебе?“ Иаков сказал: „Не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих. Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне. И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня“. Лаван сказал: „Хорошо, пусть будет по твоему слову“. И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим; и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов. И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями. И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами» (Быт. 30:29-39).
Бог во сне дал инструкции Иакову, как можно добиться желаемого, оказав влияние посредством визуального воображения. Иакову приснилось, как скот зачинает и рождает пестрое и пятнистое потомство, он увидел, что именно они будут в его стаде.
Когда Лаван увидел, что Иаков разбогател, его отношение к нему сильно изменилось. И прежде чем конфликт мог разгореться, он решил покинуть пределы Харрана, и, посадив своих детей и жен на верблюдов, он убежал, взяв с собою весь свой скот и все богатство. Иаков отправился домой. Приближаясь к дому, он послал вестников навстречу брату, но они возвратились со словами: «Исав идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек». Услышав это, Иаков очень испугался и смутился; он взял часть своего богатства и послал Исаву в подарок. Ту ночь он провел в лагере. «И встал в ту ночь, и, взяв двух жен своих и двух рабынь своих, и одиннадцать сынов своих, перешел через Иавок вброд; и, взяв их, перевел через поток, и перевел все, что у него было. И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари» (Быт. 32:22-24).
Бог не завершил еще Свою работу над Иаковом. У Него были большие планы на его жизнь, но прежде необходимо было сокрушить Иакова. Когда он остался один у потока Иавок, явился Некто и боролся с ним.
На горизонте забрезжил рассвет, и Некто хотел было уйти, но Иаков крепко ухватился за Него. Заметив, что Он не может уйти, поскольку Иаков удерживает Его, Он прикоснулся к его бедру и вывихнул его. До этого момента Иаков полагался на свои ноги, но теперь он не смог бы даже убежать. Он понял, что превысил свой лимит. Ему ничего не оставалось делать, как обратиться к Богу. Ему необходимо было получить Его благословение, иначе он не справится с тем, что его ожидало впереди.
И сказал:
— Отпусти Меня, ибо взошла заря.
Иаков ответил:
— Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.
Иаков наконец понял, что никто не способен убежать от Бога.
И сказал:
— Как имя твое?
Он ответил:
— Иаков.
И сказал:
— Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и человеков одолевать будешь (см. Быт. 32:24-28).
В Писании сказано: «И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл» (Быт. 32:31). Какой чудный конец в этой истории скорбей Иакова! Новое солнце взойдет на небосклоне и твоей жизни, когда ты пройдешь через сокрушительный период на своем пути.
Когда я начал строить церковь полного Евангелия Йодо, курс доллара США резко упал и начался нефтяной кризис. К этому моменту мы успели поставить лишь каркас здания.
Строительная компания отказалась продолжать стройку, поскольку цены выросли, а я не мог продолжать выплачивать необходимую сумму. Процент нашего кредита в банке очень быстро рос, а члены моей церкви были настолько бедны, что их пожертвований было недостаточно для продолжения стройки. По всему миру обо мне начали расползаться слухи. У меня не было возможности одолжить где-нибудь денег; железный каркас здания начал покрываться ржавчиной, осыпая вокруг себя землю ржавой крошкой. Преклонив колени под сводом этого ржавеющего каркаса, я начал молиться молитвой Иакова: «Боже, не важно, буду я жить или умру, распространю пределы свои или останусь без крова, буду процветать или лишусь всего, лишь бы исполнить волю Твою. Делай, что Тебе угодно. О, Господь, если я не смогу завершить эту стройку, тогда пусть это недостроенное здание церкви рухнет на меня, поскольку я не смогу пережить такого позора. Не допусти, чтобы я наложил на себя руки, ибо я не хочу идти в ад. Лучше пусть этот каркас обрушится на мою голову, чтобы моя смерть была оправдана в глазах тех людей, которые желают судиться со мной». Я был сокрушен прямо на этом месте, когда был вынужден прекратить постройку церкви.
Бог призвал Аврама в возрасте семидесяти пяти лег и взращивал его, пока Аврааму не исполнилось сто лет. Когда Авраам был сокрушен, тогда он смог проявить послушание Богу и был готов пожертвовать своим единственным сыном Исааком. Исаак, несмотря на свой юный возраст, также был сокрушенным человеком, поэтому он послушно лег на жертвенный алтарь.
Моисей тоже страдал и пролил немало слез, будучи сокрушаем в пустыне на протяжении сорока лет…
А как насчет Иосифа? Это был открытый, чистосердечный человек, но родные братья предали его, продав его в рабство. Находясь в рабстве, Иосиф был клеветнически обвинен в попытке совершить прелюбодеяние с женой своего господина и брошен в темницу на тринадцать лет. Там он был сокрушаем, сидя в одиночестве в мрачной, холодной и затхлой камере.
Но это те сокрушенные люди, посредством которых Бог действовал, чтобы благословлять христианский мир через всю историю человечества. Если бы у нас не было примеров жизни этих героев веры, мы бы никогда не узнали, что такое настоящая вера, и по сей день продолжали бы поддаваться депрессии во время скорбей и трудностей. Размышляя над скорбями и страданиями, выпавшими на долю предшественников нашей веры, понимаешь, что наши скорби ничто в сравнении с тем, что пережили они. Аврам страдал двадцать пять лет, Иаков — двадцать, Иосиф — тринадцать, а Моисей — все сорок долгих лет; и все они проходили через сокрушение для особой цели, чтобы Бог впоследствии мог действовать через них по собственному изволению.
Как Иаков, мы должны быть сокрушаемы до тех пор, пока не исполнимся верой Божьей. Было бы замечательно, если бы мы могли сами оказывать на себя влияние, но большинство из нас не в состоянии быть сокрушаемыми самостоятельно. У всех нас есть намного больше вывихов, чем у Иакова, не так ли?!
Кто из вас, являясь служителем Божьим, еще никогда не испытывал сокрушение? Бог использует нас ровно настолько, насколько мы сокрушены.
Как Бог обращается к Иакову в Священном Писании? «Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, — Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их» (Ис. 41:14-16).
Глядя на червя, мы можем легко согласиться, что это самое уязвимое творение на свете. У него н<