Учение проповедника. Библейский философ-пессимист
Авторы библии все чаще касались мировоззренческих вопросов, ведь со временем общество развивается. Теперь они спрашивали себя, в чем смысл жизни, для чего человеку нужно трудиться? Как можно хорошо прожить жизнь?
Авторство книги проповедника не установлено, иногда ее приписывают Соломону, хотя это спорный момент. Смысл жизни проповедник рассматривает так: «суета сует... суета сует,- все суета!». Это отличается от позиции мудрого Соломона, который копил богатства и развивал города, оставил тысячи притч, а там полно высказываний, где нет религиозного подтекста.
Честно говоря, книга проповедника чем-то напоминает буддизм или иные аскетические учения или культы. Ни знания, ни богатства человеку не нужны «потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого; в грядущие дни все будет забыто, и увы! мудрый умирает наравне с глупым».
О богатстве рассуждения типичны для восточной философии, что, мол, от него только сплошные проблемы. Проповедник прямо говорит, что в жизни особого смысла нет. Даже веселье — суета: «Сказал я в сердце моем: "дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром"; но и это - суета! О смехе сказал я: "глупость!", а о веселье: "что оно делает?"».
Проповедник верно отмечает, что часто праведники страдают, а грешники — нет. Проповедник в своем радикализме идет намного дальше многих библейских «скептиков». Он не верит даже в жизнь после смерти: «Всему и всем - одно одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику; как клянущемуся, так и боящемуся клятвы».
Он также сомневается, что будет божий суд: «потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах».
Надо понимать, что жил проповедник в ужасных условиях, и это вполне оправдывает его пессимизм. Голод и смерть преследовали как его, так и его народ. Это одна из немногих правдивых книг, которая непонятно каким образом вообще оказалась в библии. Проповедник завидует мертвецам, а особенно тем, кто никогда и не рождался.
Проповедник был далек от отрицания бога, он просто не верил в загробную жизнь и суд. Поэтому он предупреждает людей, которые все-таки родились: «Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?». Как можно понять, самоубийство он считает глупостью еще большей, чем жизнь.
Песнь песней Соломона
И снова соломонова мудрость. Но не стоит относиться к данной книге, как к чему обычному для библии. Она как раз радикально отличается от всех книг, так как это собрание эротических песен и свадебных гимнов. Доказать это легко:
«Да лобзает он меня лобзанием уст своих! Ибо ласки твои лучше вина. От благовония мастей твоих имя твое - как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Влеки меня, мы побежим за тобою; - царь ввел меня в чертоги свои, - будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!».
«Как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока - ланиты твои под кудрями твоими;
шея твоя - как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем - все щиты сильных;
два сосца твои - как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями.
Доколе день дышит прохладою, и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама.
Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»
Богословы говорят, что это о любви к богу, хотя в тексте никто не скрывает, что речь идет о Соломоне и его невесте Суламифь, это не аллегория. В действительности Соломон много раз отличился тем, что не шел на поводу проповедников и игнорировал религиозные нормы, значительная часть его наследия в библии не имеет отношения к религии.
Премудрость Соломона
Это одна из самых поздних ветхозаветных книг, Соломон к ней никакого отношения не имеет. Ее автор рассуждает на вечные темы и вступает в дискуссию с древней философией, хотя и не называет никаких имен. Задача автора — доказать, что истинный бог — Яхве.
Автор отказывается от взгляда проповедника-пессимиста и заявляет, что вечная жизнь есть. Необходимо молиться Яхве и тогда будет жизнь после смерти. А вот неверующие и иноверцы: «Будут они бесчестным трупом и позором между умершими навек, ибо он повергает их ниц безгласными и сдвинет их с оснований, и они вконец запустеют и будут в скорби, и память их погибнет. А праведники живут во веки; награда их - в Яхве, и попечение о них - у вышнего. Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Яхве».
Эта книга, безусловно, оказала большое влияние на формирование христианства.
Речь Иисуса, сына Сирахова
Иисус — еврейский священник, он учит евреев, как нужно отправлять культ. Особенно этот священник настаивает на том, чтобы богу приносили лучшую жертву. Так как в действительности жертва доставалась именно Иисусу и другим священникам. Не удивительно, что осуждается жертва «плохая», когда жертвуют дешевое вино или больной скот. Богу нужно только самое лучшее! Иначе вечной жизни не видать.
А в остальном — пересказ уже знакомых заповедей и законов Моисея и др. лиц. Эта книга — реакция на завоевания Александра Македонского, так как среди евреев распространился эллинизм, они снова отказались от Яхве. Но в этот поздний период есть лишь рассуждения, чудесные истории потихоньку исчезают.
Пророк Исаия. Три части
Пророк Исаия примечателен тем, что о нем идет повествование в трех разных книгах. Там разное время, поэтому героем не мог быть сам Исаия, но для библии тут никакого противоречия нет. Раз уж Навуходоносор успел в разное время быть и вавилонским, и ассирийским царем.
Пророк Исаия начал свою деятельность с обличения богатых евреев, он видел, что скоро от их богатств ничего не остается; предупреждал, что все тщетно, ведь скоро евреев захватят в плен. Исаия действительно обличает несправедливость, в частности критикует судей, которые за деньги оправдывают виновного и карают невиновного.
Яхве жаловался Исаие: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против меня». Хотя жили евреи в ту пору не так уж и хорошо. Богачей мало, а бедняков — большинство. Но ни те ни другие особенно бога не чтили. Бог критикует евреев за то, что у них не осталось праведных дел, только жертвоприношения, которые стали формальностью: «К чему мне множество жертв ваших? говорит Яхве. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу... Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для меня... Омойтесь, очиститесь... научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову».
Бог так сильно любил Исаию, что даже предстал перед ним во время молитвы. Возле Яхве, как говорил Исаия, полно ангелов, которые только повторяют следующее: «Свят, свят, свят, Яхве Саваоф! вся земля полна славы его!».
Исаия подумал, что он погиб, так как живой человек не может видеть бога, но нет, на этот раз все обошлось. Яхве ему рассказал о том, какой же он великий и что он покарает неверующих. В этом смысле бог никогда особой оригинальностью не отличался.
Конечно, Яхве снова обещает евреям «всего-всего»: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь, ибо пробьются воды в пустыне, и в степи-потоки».
Вот только пророчество по поводу земли Ханаанской не сбылось, ведь никаких молочных рек не было, а у евреев землю забрали. Новое процветание ждет евреев от потомка царя Давида. Пророк Исаия предупреждает, что освободитель скоро появится. Как утверждал пророк, освободителя и мессию должны назвать Еммануил.
Вот какое царство этот избранник божий принесет евреям, когда родится:
«Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их... И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе моей...».
Исаия снова появляется спустя долгое время и проповедует среди евреев, которые находились в вавилонском плену. Этого персонажа называют Второ-Исайей. Он призывает евреев каяться за неверие в Яхве.
Этот пророк говорит: не существует других богов, кроме Яхве, скоро придет мессия. Мессия — слуга бога, но не бог.
Третья версия Исаии повествует уже о том, что происходило после освобождения из плена. Бог, как это часто случалось, нарушил все свои обещания. Вера евреев не спасла, никакой мессия не появился. Да и земля, где евреи жили, не была их землей, им просто позволили жить завоеватели.
Исаия заявил, что Яхве не исполнил обещанного по той причине, что опять-таки слишком мало религиозного фанатизма. Фанатизм — ключ к успеху в любых делах. Будет религиозность — светлое будущее обеспечено.
Пророк Исаия говорит народу, что нужно соблюдать заповеди, тогда бог заключит с евреями завет (в очередной раз). Затем вновь сплошные обещания, которые повторяются из раза в раз. Пророчество радикальнее прежних, так как Яхве обещал создать новое небо и новую землю, где вообще не будет плача и установится справедливость. Бог также намекает, что люди смогут жить бесконечно долго, пока не «достигнут полноты дней своих». Но перед этим богу нужно организовать суд.