Освобождение евреев и возрождение духовности

Персы взяли Вавилон и освободили евреев, позволили им вернуться на родину. Новое племя, преимущественно жители Иудеи, называло себя иудеями. Иудея стала провинцией Персии, в Иудее не было царя, но были свободы, а глава — первосвященник по имени Иисус.

Евреи не могли сразу восстановить храм, но воздвигли на его месте алтарь. Процесс восстановления был долгим. В процессе среди евреев распространилась идея мессианизма, что вот они построят храм и придет долгожданный мессия. Это верование подкрепил пророк Захария, которому бог поручил сделать корону для первосвященника Иисуса. Не исключено, что он многими рассматривался как мессия. После восстановления храма принесли жертву — сотни животных. С этого момента вся власть была сконцентрирована в руках первосвященника.

Евреи, что случалось постоянно в библейской легенде, вновь стали еретиками. Все меньше внимания они уделяли культу, особенно после восстановления храма. В годы «стабильности», пускай и относительной, религиозного фанатизма не наблюдалось. Исключение — некоторые служители культа, особенно пророки.

Большинство формально верило в Яхве, но не посещало храм, а также игнорировало заповеди и законы Моисея. Изменить это положение пытался Ездра — чтец закона. Он выступал за «возрождение духовности», против смешанных браков. Он постоянно говорил, что евреи — избранный народ, нельзя ни в коем случае смешивать свою кровь с представителями «низших народов». Он предлагал мужьям отказаться от инородных жен и отправить их вместе с детьми на родину. Богу было важно сохранить «святое колено».

Из-за бедствий народу вновь пришлось обратиться к Яхве, и священники добились своего. Жители должны отказаться от смешанных браков, соблюдать день субботний, а также, что для священника важнее всего, — платить десятину, так как это правило игнорировалось, видимо, чаще остальных.

Евреи в Персии. Спасительница Есфирь

Не все евреи возвратились на родину, многие остались в Персии. Поначалу их жизни ничего не угрожало, но затем начались погромы и убийства, обычная для библии история. Как-то раз царь Артаксеркс выбирал себе жену, для него собрали красивых девушек со всех областей, выбор пал на еврейку Есфирь, она стала царицей.

Евреи воспользовались этим, предупредили царя о заговоре против него. Своевременное раскрытие плана заговорщиков спасло царю жизнь. Но снова у евреев возникли проблемы из-за того, что еврей Мардохей, который предупредил царя об опасности, отказался поклоняться царедворцу царя Аману. Это вызвало гнев, поэтому Аман заявил, что нужно уничтожить и Мардохея, и весь род его в Персии.

Мардохей был родственником Есфири, поэтому он попросил ее убедить царя отказаться от этой затеи. Это удалось, так как царь вспомнил сразу, что Мардохей как-то раз спас ему жизнь, но за это не получил награду. С наградой он отправил самого Амана, который все еще возмущался тем, что Мардохей второй раз отказался ему поклониться.

Далее случилось странное: Есфирь поведала царю о том, что Аман хотел уничтожить всех евреев. Царь приказал уничтожить Амана и дал евреям право в течение нескольких дней уничтожить всех врагов, после чего «И избивали иудеи всех врагов своих». В библии указывается, что евреи убили всего за сутки 75 тыс. человек. Это не просто день массовых убийств, но еще по требованию Есфирь этот день стал праздником — Пурим. Это праздник в честь того, что евреи спаслись от погрома и уничтожили тех, кто собирался их убить. Данная легенда была нужна для объяснения того, зачем отмечается Пурим.

Святой Товит

Товит — пленник в Ассирии. История о евреях, которые находились не на «святой земле», этой теме уделяется особое внимание. Ведь известно, что евреи живут в разных странах. Товит чтил закон Яхве, помогал евреям.

Как-то раз с ним приключилась история. Он стоит себе, а над ним воробьиное гнездо. Птицы, возможно по просьбе бога, "испустили теплое" ему на глаза. В итоге — бельма на глазах. Товит после этого терпел неудачи, над ним насмехались. Он даже обратился к Яхве с просьбой умертвить его «Ибо мне лучше умереть, нежели жить, так как я слышу лживые упреки, и глубока скорбь во мне!».

Но у бога были свои планы. Связаны они с сыном Товита Товией и дочерью Рагуила Саррой. Сарре не очень везло с мужьями. Так уж вышло, что к ним ревновал злой дух Асмодей, который вообще непонятно для чего был нужен. В общем, 7 мужей Сарры умерли в первую брачную ночь. Примечательно в этой истории то, что ранее демоны особо не упоминались, и Асмодей, судя по всему, частично или полностью заимствован из персидской мифологии.

Как видно из истории, Яхве Сарре не особо помогал, хотя она верующая еврейка, постоянно молилась Яхве. На рыбалке сын Товита поймал «большую рыбу» и вырезал ее внутренности. Его неизвестный спутник поведал легенду, согласно которой эти внутренности можно использовать для того, чтобы изгнать злого духа и исцелить бельма.

Когда путники остановились в доме Рагуила, то узнали, что сын Товита — ближний родственник Сарры. По закону он должен был на ней жениться. Понятно — удовольствие не из приятных, ведь все мужья погибли в первую брачную ночь, но у Товии были чудодейственные внутренности рыбы.

Товия женился на Сарре и в первую брачную ночь положил на угли внутренности рыбы. Злой дух испугался и почему-то больше не возвращался. Когда Товия вернулся домой, то помазал желчью рыбы, которая неизвестно сколько времени у него хранилась, глаза отца, тот исцелился.

Конечно, это радость для семьи. Тогда же решили узнать, кем был спутник Товии, который его направлял? Оказалось, что это ангел, которого Яхве послал специально — помочь 2 избранникам.

Благочестивая Иудифь

История возвращает читателей к периоду похода Навуходоносора, но, к сожалению, написана человеком, который все перепутал. Евреи из Иудеи думали защититься от царя, молились Яхве, так как понимали, что без божьей помощи им не победить.

Ради победы вдова Иудифь отправилась к врагам евреев, а прежде молилась Яхве. Она понравилась ассирийскому полководцу Олоферну, и он пригласил Иудифь к себе в шатер. Там они пили, а когда полководец опьянел — Иудифь отрезала ему голову. После чего войска бежали. В этой истории почти никого из благочестивых мужей не смущает то, что Навуходоносор называется не вавилонским, а ассирийским царем. В этой истории также есть абсурдное утверждение, что Навуходоносор жил в Ниневии. Похоже, автор этой легенды перепутал исторические события, перемешал буквально все. Именно так создаются «героические истории».

Богобоязненный Иов

Иов жил в земле Уц. Он один из немногих библейских персонажей, у которых все сложилось поначалу хорошо. У него большая семья, он богат и о боге не забывает. Естественно, Яхве считал Иова образцовым верующим. Он выгодно отличался от прочих евреев, которые в годы стабильности отказывались от веры в Яхве.

Бог любовался на своего последователя Иова. Однажды к богу зашел сатана, который в Ветхом Завете почти не появляется, и предложил интересную сделку. Сатана говорил: а давай избавим Иова от «стабильности» и посмотрим, как он будет тебе служить в иных условиях. Бог сказал — ладно. Вскоре у Иова украли скот, затем кто-то убил всех слуг, а ветер уничтожил дом, под обломками которого похоронены почти все члены его семьи. Реакция Иова: «Яхве дал, Яхве и взял; да будет имя Яхве благословенно!».

После этого Иов превратился в живой труп из-за различных болезней, особенно из-за проказы. Друзья Иова даже не сразу узнали его, когда навещали. Но они рассуждали о том, в чем причина бед. В общем, предложили бывшему праведнику снова стать праведником, хотя тот не грешил, но заметил: «Неужели доброе мы будем принимать от бога, а злого не будем принимать?». Если судить по библии, то это логично, вот только злое на первом месте, добро от бога — большая редкость. Если что-то и бывает «доброе», то непременно Яхве исправит этот недостаток.

Один из друзей Иова по имени Елиуй заявил, что «пути господни неисповедимы» и что он не обязательно накажет грешника, а может покарать и праведника. Человеку не дано понять мудрость бога. Все эти друзья, конечно, не знали, что все дело было в проверке гипотезы сатаны, который спокойно навещает бога.

Вот Елиуй заставил в разговор вмешаться самого бога. Иов и друзья услышали глас бога. Вот что поведало верховное существо: «Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны? Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это».

Тем самым бог указывал, что никакой «справедливости» в его поступках нет, что он может покарать кого угодно даже без причины. Бог не признался, что поспорил с сатаной, а просто назвал свои деяния «божьей мудростью». Бог заявил, что он помогает рождаться козам и дает добычу льву, оказывает немало других услуг животным. После этого странного рассказа Иов признал чудесную закономерность мира, непостижимую для человека. Неплохие аргументы для креационистов еще несколько тысяч лет назад.

Именно так обосновывалась догма, что есть мудрость Яхве, есть у него тайный план. Нужно верить, что происходящее имеет цель, никакой случайности нет. Человек, по утверждению бога, может спорить с богом только в том случае, если будет таким же могущественным; если победит Левиафана.

Левиафан — мифологическое существо, которое создал бог ради того, чтобы его победить и бахвалиться этим. Вот как бог себя расхваливал по этому поводу: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь».

То есть убийство какого-то морского чудовища — одна из главных заслуг создателя всего сущего. И поскольку никто другой не может убить того, кто уже убит, то и спорить с богом не надо. Иов признал величие бога, хотя и раньше не отрицал его. Яхве после этого вернул Иову все, что отнял. Мораль проста: никому не суждено понять бога, остается только слушать священников и слепо следовать, а жизненные проблемы — нормально, божье дело, особенно это должны запомнить угнетенные, рабы, но не работорговцы и их прислужники в священных облачениях.

Псалмы

Псалтырь — сборник стихотворений от различных библейских героев, в основном от царя Давида. Псалом — песня с музыкой (лютня). Такая песня особого интереса не представляет, так как это просто воспевание бога.

Пример:

Яхве, боже наш!

как величественно имя твое по всей земле!..

Когда взираю я на небеса твои - дело твоих перстов,

на луну и звезды, которые ты поставил

Иногда восхваляется не бог, а царь, или бог в образе царя. Каким должен быть человек:

Блажен муж, боящийся Яхве

и крепко любящий заповеди его...

обилие и богатство в доме его,

и правда его пребывает вовек

В псалтыре есть и проклятия:

Поставь над ним нечестивого,

и диавол да станет одесную его.

Когда будет судиться, да выйдет виновным,

и молитва его да будет в грех;

да будут дни его кратки,

и достоинство его да возьмет другой;

дети его да будут сиротами,

и жена его - вдовою;

Дальнейшее перечисление вряд ли разумно, так как они почти идентичны по смыслу, а тем там мало.

Плач Иеремии

Иеремия сожалел по поводу поражений евреев и считал, что это кара за грехи отцов. Он оплакивал евреев и разрушенный храм. Призывал евреев молиться и исполнять все законы Яхве, чтобы обрести былое величие.

Притчи мудрого Соломона

Притчи приписываются царю Соломону. Если рассматривать историю Соломона, то можно заметить, что он был не столько религиозным, сколько прагматичным человеком. Это отражено в притчах. Самые известные притчи царя:

«Кто роет яму, тот упадет в нее».

«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына».

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым».

«Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим».

«Красота суетна».

«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым».

Многие притчи Соломона кажутся диковатыми, если рассматривать их с позиций современности, но так рассматривать их нельзя. Для своего времени — обычные притчи, отражающие общественные отношения. Да даже в современности найдется немало людей, для которых подобные притчи могут быть руководством к действию, но для этого не обязательно их знать, так как в них нет оригинальности. Просто «житейская мудрость» в представлении отсталых народов.

В притчах есть и политика: «Бойся, сын мой, Яхве и царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них». То, что сегодня называют охранительством.

Часть притчей посвящена верности жен и мужей. И тех и других Соломон предостерегает от измены. Жена должна подчиняться мужу.

Наши рекомендации