Содом и гоморра. история лота

Бог решил снова уничтожить людей. Но не просто так, а за «грехи». В городе, где Лот, жили, как считается, грешники. Прежде всего бог рассказал об этом своему любимчику на тот момент — Аврааму.

Произошло это так: однажды к Аврааму пришли 3 человека. Оказалось, что это ангелы, а еще позже выяснилось, что один из них — сам бог Яхве. Они Аврааму сообщили о намерении бога наказать содом, причем до этого указывалось, что бог не особо-то и вездесущ, так как заявил: «сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю». Гипотеза бога подтвердилась. Существу, которое обожает жертвоприношения, не очень нравится разврат, за это стоит уничтожить весь город.

Авраам поспорил с богом. Мол, если в городе есть хотя бы несколько праведников, то уничтожать не стоит. Бог шел на компромисс, но требования Авраама постоянно менялись, он пытался обмануть бога, хотя и ради благих целей. Самое интересное в этой истории то, что тут скорее верующим оказался не Авраам, а сам бог.

В общем, отправились в содом небесные инспекторы. Направились они к предполагаемому праведнику, так как Лот был родственником избранного Авраама. И сразу же ангелы получили доказательство для бога, что город стоит уничтожить.

Доказательство такое: ангелы вошли в дом Лота, какое-то время там были, но уже вскоре местные жители окружили дом и требовали, чтобы ангелы к ним вышли. Их истинная цель, как утверждает автор библии, — изнасиловать ангелов толпой. Лот сказал толпе, что вместо ангелов толпа может изнасиловать двух его дочерей, но в толпе предпочитали все же ангелов.

Ангелам пришлось магическим образом ослепить толпу, которая никак не могла выбить дверь и вежливо просила вывести жертв, и сказали ангелы Лоту — бери семью и беги из города, так как вскоре он исчезнет с лица земли. Ангелы предупредили Лота, что нельзя оглядываться назад. Но именно во время побега жена Лота оглянулась, и в итоге превратилась в соляной столп. Уничтожил бог этот город при помощи дождя из огня и серы. В техническом смысле бог не отличался изобретательностью. Если бы библию писали сегодня, то, вероятно, бог бы применил атомную бомбу.

Лот с дочерьми спрятался в пещере, а те решили, что останутся без потомства, поэтому опоили отца — был инцест. Обе родили сыновей, которые стали родоначальниками маовитян и аммонитян. Есть предположение, что Лот считался праведником и угодным богу, однако в библии показывается, что после этой истории Лот уже не был в почете, а его потомки стали врагами израильтян, уже более они не были избранным народом. То есть поступок Лота в библии не поощрялся.

Израиль. История Иакова

Иаков — один из главных персонажей в Ветхом Завете, от него ведут родословную все праотцы Израиля. Это выделяется в библейском тексте. Отец Иакова Исаак долго ждал потомства, постоянно молился богу, и спустя время «чудо» произошло. Жена Ревекка получила известие, что в ее теле бьются праотцы двух народов. Это были близнецы Исав и Иаков. Отец больше любил Исава, а мать — Иакова. Исаак был охотником, а Иаков — пастухом.

Как-то раз Исав вернулся домой, хотел есть, но Иаков не дал ему пищу, пока тот не «подарил» ему первородство. Дело в том, что Исав родился раньше Иакова, а первородство было очень важно, так как приносило две части отцовского наследия. За тарелку чечевицы Исав передал брату право на первородство.

Исав не относился серьезно к этой передаче, однако Иаков и мать решили обмануть Исаака. Когда Исаак был стар и зрение было плохое, он призвал Исава и попросил наловить дичи, приговорить еду, за что обещал благословить. Хитрая жена подслушала разговор и, пока Исав охотился, приготовила пищу, отдала ее Иакову и послала к отцу. Иаков должен был прикинуться Исавом, чтобы получить благословение. Отец сомневался, но все же дал благословение. После этой истории (а подобных историй в библии полно) Иаков бежал, так как понимал, что Исав отомстит.

Он отправился к родственникам. Как-то ему приснился сон. Там лестница на земле, и если по ней подняться на небо, то наверху были ангелы и бог. Эту лестницу, как посчитал автор библии, использовали ангелы. Во сне бог благословил Иакова.

Когда Иакова прибыл в Харран, ему приглянулась дочь дяди по имени Рахиль. Он попросил ее в жены, но не просто так, а предложил себя в качестве рабочего на 7 лет. Но через 7 лет Иакова обманули, вместо Рахили подсунули другую дочь, причем уродливую. За Рахиль избраннику божьему пришлось трудиться еще 7 лет, а затем еще 6 за приданное.

Иаков устал, что его постоянно обманывают, и решил обмануть хозяина дома. Он сказал главе семейства Лавану, чтобы тот ему за работу отдавал всех ягнят козлят, которые рождаются с крапинками. Лаван согласился, потому что это большая редкость. Короче, Иаков проделал какие-то манипуляции с пищей животных, в итоге все потомство было с крапинками. Иаков разбогател, а затем похитил имущество Лавана и бежал.

Естественно, Лаван погнался за ним, а когда догнал — обвинил в краже, так как у него украли даже домашних идолов. Спор, однако, решился в пользу Иакова, так как действительно у него в женах были дочери Лавана.

После этого был интересный случай. Иаков отдыхал в шатре, и к нему ночью кто-то вошел и начал с ним бороться. Боролись они до зари. Так как существо не могло победить Иакова, то пришлось схитрить. Существо коснулось бедра и тут же повредило сустав избранного персонажа. После этого Иаков понял, что перед ним сам бог. Бог же заявил, что теперь имя избранника не Иаков, а Израиль, потому что он боролся с богом и теперь людей легко одолеет. Это, видимо, главный подвиг Иакова.

Дети избранного

У Иакова было много детей. Однажды произошла странная история. Дочь Израиля Дину похитил и изнасиловали князь Сихем. Он почти сразу же решил жениться на жертве.

Он спросил у отца и братьев — каковы условия. Они заявили, что условие — обрезание. Сихемцы на это пошли. Однако после обрезания братья все же отомстили за сестру — напали на город, устроили резню, мародерствовали, хотя изнасиловал их сестру только один человек. Сестру они отбили. После этого семейство покинуло новый дом, так как боялось мести.

Затем еще одна странная история, связанная с великими «традициями». Жена сына Иакова Иуды родила трех сыновей — Ира, Онана и Шела. Ир женился, но не успел оставить потомство, так как бог его убил (причина — «делал злое»). После чего жена автоматически перешла Онану. Почему это произошло? Все дело в наследстве. Избранному народу было важно, чтобы имущество не доставалось представителям других племен. Рожденные дети в этом браке считались бы наследниками не Онана, а именно Ира.

Онан не хотел детей, и поэтому, как написано в библии: «когда входил к жене брата

своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему». Бог его уничтожил. Забавно, что в представлении еврейских народов именно Онан является предтечей онанизма. Видимо, до него подобных явлений не было.

Остался один сын. Тут все крепко задумались. Черную вдову отправили домой, но она не захотела лишаться наследства, так что пошла на хитрость. В общем, сняла она вдовье покрывало и оделась как «блудница». Затем соблазнила не Шела, а его отца Иуду и зачала от него.

Святой Иосиф

Иосиф был хотя и не старшим, но любимым сыном отца, за что его ненавидели братья. Иосиф способствовал этому, так как рассказывал свои сны, где видел, как братья ему поклоняются. Как-то раз, пока братья пасли скот, Иосиф пришел узнать, здоровы ли они. Тогда братья и решили его убить. Рувим рассудил, что лучше не убивать, а бросить в ров, а Иуда предложил продать Иосифа. В общем, продали они Иосифа, а отцу сказали, что Иосифа съели дикие звери. В качестве доказательства предоставили окровавленную одежду.

Иосифа продали в Египте царедворцу фараона. Ему не повезло, так как жена хозяина пыталась его соблазнить, а когда у нее ничего не вышло, то обвинила Иосифа в домогательствах. В итоге бедняга оказался в темнице.

В темнице Иосиф становится популярным, так как всем подряд разгадывал сны. К нему все чаще приходили разные люди за толкованием снов. И однажды странный сон приснился фараону. Никто не мог ему поведать смысл этого сна. Ну и кто-то, конечно, посоветовал ему обратиться к Иосифу. Фараон последовал совету.

Иосиф растолковал: во сне из Нила вышли 7 тучных коров, а затем 7 тощих, эти тощие съели тучных. Был еще аналогичный сон, но там вместо коров колосья. Иосиф сказал: 7 тучных коров — 7 лет изобилия в Египте, а семь тощих — 7 лет голода. Иосиф заявил: нужно наполнять закрома в течение 7 лет изобилия.

Фараон посчитал, что это разумно. Он не только освободил Иосифа, но и наделил его полномочиями. Иосиф отвечал за урожай. Действительно, 7 лет было изобилие, затем наступил голод. В это время Иосиф отвечал за распределение пшеницы. Так как был голод, людям пришлось отдавать все за еду. Вначале деньги, потом земли, а в конечном итоге им приходилось продавать себя в рабство. Большинство жителей стали «рабами от одного конца Египта до другого».

В это время от голода страдали не только в Египте. Иаков отправил своих сыновей в Египет за пищей. Братья тогда поклонились Иосифу и просили еды, они не узнали брата. Иосиф знал, кто перед ним, но сразу признаваться не стал, а расспрашивал их о семье.

Братьям пришлось возвратиться назад за младшим сыном Иакова — Вениамином. Это было условие Иосифа. Когда они возвратились в Египет, Иосиф их встретил, дал им пшеницу, но схитрил, и в один из мешков положил чашу. Когда братья отправлялись домой, Иосиф велел охране обыскать их, там была обнаружена эта чаша. Их обвинили в воровстве. Братья раскаивались, клялись, что ничего не сделали, Иосиф тогда раскрыл карты. В общем, произошло примирение братьев.

Братья вернулись за отцом и сказали, что теперь Иосиф «владычествует над всею землею Египетскою». Вся семья зажила в Египте. Иосиф считался праотцем нескольких племен.

Египетское пленение

Прошло какое-то время и евреи перестали «владычествовать» над Египтом. Произошло это почти сразу после смерти фараона, который считал Иосифа великим мудрецом. Новый фараон использовал евреев как рабочую силу, заставлял их работать в самых тяжелых условиях.

Фараон рассчитывал, что если евреи будут только трудиться, то в скором времени их будет меньше, однако их становилось только больше. Фараон приказал повивальным бабкам убивать новорожденных евреев, но они не делали этого. Так что фараон приказал бросать каждого еврейского ребенка в реку.

Моисей

В таких условиях жить невозможно. А поскольку евреи — избранный народ, то бог никак не мог допустить их полного уничтожения. Нужен был герой. Мать Моисея не выбросила в реку, а скрывала. Она сплела корзину и оставила младенца возле реки, а сестра за ним следила.

Как-то раз дочь фараона гуляла возле этого места и обнаружила младенца. Она его пожалела и взяла к себе. Более того, она связалась и с сестрой, и с матерью, так что они навещали Моисея, мать вообще была кормилицей.

Моисей, когда подрос, осознал несправедливость мироустройства и решил, что с этим нужно что-то делать. Однажды он был свидетелем того, как египтянин избивал еврея. Моисей проследовал за обидчиком и убил его, после чего бежал из Египта.

Герой повествования попал в землю Мадиамскую, где даже нашел жену. Пока он пас стада Иофора, к нему явился бог в виде горящего и говорящего куста. Бог сообщил новость Моисею — евреи страдают в Египте. Затем он отметил, что именно Моисей должен решить эту проблему, в чем ему поможет бог. Бог также ему поведал, что выведет всех евреев в страну, где «текут молоко и мед».

Моисей тогда был скептиком и задал вопрос: какой бог к нему обращается? Бог назвал себя Яхве, перечислил основных персонажей библии — Авраама, Исаака и Иакова. Однако и после этого Моисей оставался скептиком. Веры, как видно из рассказов библии, не требовалось. Все эти личности знали, что бог есть, но все равно сомневались. Будущий освободитель евреев так и сказал богу, что ни фараон, ни евреи ему не поверят.

Бог тогда научил его трюкам: превращение жезла в змею, а затем обратно. Поразил Моисея проказой и исцелил. А еще воду превратил в кровь. Но Моисею и этого было мало. Он сказал богу, что очень плохой из него оратор. Бог и тут нашел что сказать: брат Моисея Аарон будет говорить. Тут странно вот что: евреев убивали всех, а брат Моисея спокойно жил в Египте.

Исход

По пути в Египет Моисея встретил брат Аарон, назначенный богом в помощники. Они пришли к «народу», и «народ» поверил им. В библии всегда все так просто, что несколько человек могут поговорить со всем «народом» в сжатые сроки. Затем братья отправились к самому фараону, видимо безымянному.

Фараон, который ненавидел евреев, почему-то отказался их отпускать. Более того, фараон разозлился и поэтому угнетение усилилось, а народ уже не ликовал по поводу появления Моисея, а возненавидел его. Тут самое интересное в том, что бог наслал на фараона «злого духа», то есть по собственной воле, возможно, он бы и отпустил евреев, но богу нужна была хорошая история.

В такой сложной ситуации богу не оставалось ничего, кроме «десяти казней». Первая — превращение воды в кровь, а последняя — первенцы людей и скота у египтян погибали, а у евреев прибавлялись. Фараону пришлось вызвать Моисея и согласиться на все требования божьих людей. Евреи покинули Египет. Но прежде они потребовали золото и серебро за годы угнетения, так как их труд не был оплачен.

Спустя время фараон передумал и вместе с войском решил догнать евреев и вернуть их в Египет. Войска заметили евреев у чермного моря, но тут произошло чудо — море расступилось, евреи спокойно прошли по сухому дну. А вот египтяне утонули.

Затем евреи только шли к тому самому месту, где «текут молоко и мед». Пустыня — не лучшее место, в чем могли убедиться, судя по рассказу, миллионы. Как только эти люди обнаружили воду, то не смогли ее пить, так как она была горькая. Естественно, сразу же все обратились к Моисею, избраннику божьему. Моисей бросил в воду ветку, она стала сладкой.

Со временем запасы еды у евреев закончились, но и тут у Моисея был выход — бог по его просьбе послал хлеб и перепелов прямо с неба. Потом, чтоб запить все это дело, Моисей добыл воду из скалы магическим образом.

Путешествие не обошлось без конфликтов. Во время схватки с амаликитянами евреям пришлось пойти на хитрость. Они побеждали тогда, когда Моисей поднимал руки вверх, а проигрывали тогда, когда он опускал руки. В общем, пришлось поддерживать руки Моисея, чтоб обеспечить победу.

Божьи заповеди

Бог уже много раз заключал союз со своими избранниками. Вначале со всем человечеством, потом речь шла о группе родов, теперь же только с одним народом — сынами Израиля.

Случилось это тогда, когда евреи дошли до горы Синай. Моисей провел вокруг горы черту, чтоб никто не смел ее переступать, ибо так угодно богу. Дело в том, что в то время бог находился на горе и никого видеть, кроме Моисея, не желал.

Моисей услышал заповеди. В библии есть несколько вариантов, которые немного различаются, но суть одна. Первые три заповеди связаны с божеством: не произноси имя бога напрасно, не поклоняйся другим богам. Четвертая — день субботний, когда нельзя работать. И остальные:

  • Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  • Не убивай.
  • Не прелюбодействуй.
  • Не кради.
  • Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  • Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Помимо этого в библии еще есть законы завета. Например, там как раз содержится известный принцип «око за око, зуб за зуб», а также написано, какая ответственность ждет того, кто нарушит заповедь «не убивай» — «да будет предан смерти». Моисей с богом тогда урегулировал все, что только можно на тот момент. Не только законы и заповеди появились, но еще и культовые правила. Какую нужно носить одежду, как жертвовать богу и что и т. д. Так просто доказывался простой тезис: священные правила, сложившиеся во время написания этой легенды, незыблемы.

Также евреи должны создать некий ковчег завета — «И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом». В этом ковчеге скрижали, всякие необходимые религиозные реликты и даже сам бог будет через него говорить с «избранными», ковчег считался домом Яхве.

События на горе, явно божественные, так как бог демонстрировал свою «славу», воодушевили людей на то, чтобы пообещать божеству верность. В знак верности, пока Моисей все еще находился на горе, евреи соорудили идола, который олицетворял Яхве. Но как выглядит бог? Неизвестно. Брат Моисея Аарон собрал все золотые украшения и отлил из них золотого тельца. Мол, это и есть бог. Тельцу поклонялись почти все евреи.

Но тут спустился с горы Моисей со скрижалями (10 заповедей). Как только он увидел евреев, то сразу же разбил скрижали, а затем быстренько сжег золотого тельца в огне. Золото ведь так легко плавится на костре, особенно если в этом процессе участвует сам Моисей.

Затем благочестивые мужи племени Левия бросились на идолопоклонников, которые считали, что молятся правильному богу, и изрубили тысячи человек. За что эти замечательные люди получили право быть первосвященниками. Получили право собирать десятину. Аарон, который создал идола и заставил других ему поклоняться, никак не пострадал. Он как был, так и оставался голосом Моисея.

После резни Моисей вновь отправился на гору за новыми каменными скрижалями от бога. По возвращению у Моисея был нимб, который затем изображали на иконах всех святых. Понятно, что раз автором всех этих норм был бог, то их исполнение — обязанность евреев.

Путешествие по пустыне

Евреи отправились в Ханаан, так как считали эту территорию своей землей «по праву». В библии указано, что евреев вел сам бог 40 лет намеренно, чтобы «испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди его, или нет; он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною... И знай в сердце твоем, что Яхве, бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего. Итак храни заповеди Яхве, бога твоего, ходя путями его и боясь его».

Весь этот путь бог над евреями издевался. Они же терпели все из-за того, что шли к земле обетованной, где заживут чуть ли не как в раю. Например, как-то раз во время голода евреи захотели мяса, бог им отправил перепелов с небес, но на этот раз пища была частично отравлена, так что многие евреи умерли, это место, где по легенде умели люди, называется «гробы прихоти».

Когда все-таки евреи приблизились к Ханаану, но все еще находились достаточно далеко от него, то послали разведчиков. Интересно, почему они не решили поверить богу на слово, что там «течет молоко и мед»? Однако сообщение подтвердилось. В качестве доказательства несколько человек принесли виноградную гроздь, которая ни к молоку, ни к меду отношения не имеет. Но помимо хорошей новости была и плохая. Город, как сказали разведчики, силен. Захватить его в тех условиях можно только при помощи божественных сил.

Некоторые евреи испугались и решили свергнуть Моисея и Аарона, поскольку те, по представлению заговорщиков, оказались лжецами. Евреи ожидали, что придут на все готовенькое. Бог покарал неверных сразу же. Остальных, которые сомневались, истребил по пути разными способами. И в итоге прийти к месту могли только родные Халева и Иисуса Навина, а также лица, которым не исполнилось 20 лет. Остальные должны были остаться в пустыне и там умереть.

Иисус Навин

После смерти Моисея главным стал Иисус Навин — полководец. Основная задача Навина — захват Ханаанской земли. У Навина преимущество — на его стороне божество. Военная операция началась с того, что разведчики отправились в Иерихон, где их приютила блудница Раав, а затем помогла разведчикам бежать. Естественно, Раав никто не трогал во время захвата города.

После доклада разведчиков повторился фокус Моисея. Избранный народ перешел Иордан, не замочив ноги, так как воды расступились. Евреи приготовились к атаке, а затем прокляли город и пообещали принести в жертву богу все живое и неживое.

Брали Иерихон. Конечно, вначале евреи обносили ковчег, в котором обитал бог, вокруг стен этого города, после этого странного обряда священники затрубили в трубы и стены города обвалились. Затем началась богоугодная резня: «И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом». Повезло, как говорилось выше, только одному самому достойному человеку в городе — блуднице, укрывательнице убийц. Затем был захвачен город Гай.

В землях Ханаанских по этому поводу шли разговоры. Местные цари предложили объединить усилия, но жители Гаваона все-таки посчитали разумным примкнуть к евреям, так как видели в них победителей. Иисус Навин принял их помощь, но когда узнал, что те его обманули (они сказали, что не жители Ханаанских земель, а жители дальних земель), то вместо благочестивого убийства превратил их всех в вечных рабов. Суров, но справедлив!

Вскоре ханаанские цари узнали, что гаваонцы — предатели, и решили истребить их. Однако Иисус не оставил новых союзников, пускай и вечных рабов. Он встретил местных царей и победил их. В этом ему помогли чудеса. Во-первых, большая часть противников полегла из-за божественного града. А затем Иисус остановил солнце и луну: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!». Солнце и луна остановились до тех пор, пока евреи не победили своих врагов. Несмотря на такую поддержку, завоевание Ханаанских земель продолжалось очень долго.

Позднее Иисус Навин участвовал в объединении 12 израильских колен. Основа союза — вера в Яхве. После объединения Иисус умер. В библии сообщается, что бог выполнил все, что обещал. Хотя это странно, так как, судя по рассказам, никакого особенного благоденствия там и близко не было. А земля не досталась евреям легко, ее пытались захватить довольно долго.

Судьи Израилевы

Когда евреи контролировали Ханаан, их положение не было крепким. Войны с местным население — обычное дело. В книге судей указано, что евреям пришлось бороться за землю Ханаан 250 лет.

Книга судей так зовется потому, что в один момент евреи перестали верить в Яхве, снова стали язычниками. После чего их взяли в плен мадианитяне, а освободили их именно судьи в тот момент, когда евреи вновь уверовали в правильного бога. Собственно каждый раз, когда евреи проигрывали тем или иным народам, это было связано с их слабой верой. Чем сильнее вера, тем больше шансов на победу.

Один из главных персонажей книги — судья Гедеон. Он также оставил Яхве на некоторый период. Вот сразу после того, как евреи вновь поверили в Яхве, пока находились в плену, к Гедеону пришел ангел и просил освободить евреев. Гедеон, будучи скептиком, потребовал доказательств у ангела, тот показал довольно слабый фокус, если сравнивать с фокусам Моисея и Иисуса Навина, — Гедеон положил мясо на камень, ангел прикоснулся жезлом к камню и камень как бы съел это мясо. Собственно это и есть чудо. Затем Гедеон разрушил жертвенник Ваалу, популярному на тот момент божеству.

Но Гедеон вновь усомнился, ему нужно было знамение бога. Он расстелил шесть на земле и потребовал: «если ты спасешь Израиля рукою моею, как говорил

ты, то вот, я расстелю здесь на гумне стриженую шерсть: если роса будет

только на шерсти, а на всей земле сухо, то буду знать, что спасешь рукою

моею израиля, как говорил ты. Так и сделалось».

В каких-то местах бог карает за скепсис, но бывает, что ему приходится не один раз доказывать, что он бог. После чего Гедеон окончательно уверовал и собрался освобождать евреев. Интересно, что Гедеон поначалу собрал 30 тысяч воинов, но затем решил, что они присвоят себе победу, так что 20 тысяч отправил сразу домой. А затем, пока воины пили воду, Гедеон отобрал лишь тех, которые быстро пили, а остальных тоже отправил домой. В итоге у него осталось 300 человек, поделенные на три группы. Победа досталась очень легко: они трубили в трубы ночью, тем самым напугали врагов. Враги бежали.

Гедеон отказался быть царем. Но вот после него среди сыновей разыгралась драма, поскольку они-то уже могли претендовать на трон. В общем, сын Гедеона Авимелех убил 70 братьев и стал царствовать. Но в живых остался сын Гедеона по имени Иофам, он предрек братоубийце позорную смерть, что и произошло через 3 года. Его убила женщина обломком жернова.

Следующая история произошла в Галладе, который взяли аммонитяне. Освободить город решил бывший разбойник Иеффай. Он возглавил Израиль и пообещал богу, что если победит, то принесет богу в жертву первого человека, которого встретит. Это немного противоречило тому, что ранее написано в библии, так как человеческие жертвоприношения практически исчезли, а место человека заняли животные, но вот Иеффай все-таки пообещал, а ангел его не остановил. Иеффай победил, и когда пришел домой, то встретил свою дочь. Тут уж ничего не поделаешь — пообещал богу. Дочь свою он принес в жертву Яхве.

Бог скоро решил, что евреям нужен царь, нужна централизация, так как: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». И тут дело не только в странных порядках, но в том, что евреи в основном вновь отошли от Яхве. Так уж получилось, что они обращались к своему богу только в случае нужды, когда голод или война, а после избавления от голода или победы они снова становились язычниками. В мирное время их совсем не убеждали «чудеса» ни бога, ни его избранников.

Герой Самсон

Библейский персонаж Самсон во многом напоминает типичного героя в языческом понимании. Не стоит думать, что он недостойный персонаж. Конечно, с точки зрения современности это так, но тогда он действительно считался героем.

Самсон отличался от всех силой, он мог в одиночку победить хоть тысячу врагов. Его боялись. Естественно, рожден он стандартным для героев образом. В один момент его матери об этом сообщил ангел, хотя она считала себя бесплодной. Мальчика Самсона посвятили богу, приняли обет назорейства (аскетизма). Согласно древним преданиям, назорей не мог пить вино и стричь волосы, ибо сила его физическая и духовная именно в волосах.

Но Самсон не стал таким уж духовным персонажем или аскетом. Он влюбился в филистимлянку и хотел жениться на ней, против чего были ее родные. Несколько слов о мудрости Самсона, что для авторов библии, видимо, считалось мудростью. Как-то он убил льва, и однажды он зачем-то проведал мертвого льва. Он заметил, что в его пасти поселились пчелы. Так вот, уже на своей свадьбе он загадал гостям загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Понятно, что гости сразу не могли отгадать это, им понадобилось время.

Жена выведала ответ у Самсона и рассказала родным, так как Самсон обещал за правильный ответ 30 рубашек из тонкого полотна и 30 перемен одежды. После того, как загадку «разгадали», Самсон, будучи мудрым, отправился убивать филистимлян и с трупов снял необходимую одежду, которую затем подарил. Странно, но филистимляне разозлились на этого замечательного человека и решили, что о свадьбе лучше забыть. Самсон снова задумал интересную акцию в своем стиле: поймал 300 лис, к их хвостам привязал факелы и пустил их в дозревающие хлеба своих врагов.

Акцию не оценили евреи и решили взять Самсона, а затем выдать филистимлянам. Но Самсон был не так-то прост. Если евреи могли с ним делать все, что хотели, то с филистимлянами случилось это: «Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек». Это сказал Самсон. Филистимляне бежали, раз так легко Самсон положил тысячу человек.

Кажется, что после этих историй контакты с филистимлянами стоило бы прекратить, ведь герой, который убил 1000 человек, спалил дозревающие хлеба, вряд ли будет почетным гостем в городах филистимлян. Но нет, это же Самсон! Он вновь пришел в город филистимлян, и на этот раз к блуднице. Самсону пытались перегородить путь воротами, но он их вырвал.

Чуть позже Самсон нашел свою любовь по имени Далила. Как-то раз филистимляне ее навестили и попросили помочь уничтожить славного героя. Естественно, не бесплатно. Возлюбленная библейского героя согласилась. Далее случилось самое смешное, что только могло произойти. Далила выпытывала у любовника, в чем же его сила. Вначале Самсон сказал, что если его свяжут сырыми тетивами, то он потеряет силы. Естественно, любовь всей жизни связала Самсона, пока он спал, а затем крикнула, что филистимляне идут. Самсон разорвал тетивы.

Далила продолжила выпытывать секрет. Библейский герой не понял, к чему все это. Но снова Самсон ее обманул: сказал, что хватит новых веревок и он станет как все. Далила снова его связала, снова крикнула, он опять порвал веревки. Следующая история Самсона — если его косы вплетут в ткань и прибьют к ткальной колоде, то сила от него уйдет. Конечно, опять Далила это сделала и опять Самсон ее обманул.

Далила обиделась на героя, и в итоге все-таки упросила его сказать правду. На этот раз он признался, что сила его в волосах. Далила на этот раз поняла, что он ее не обманул, поэтому заранее призвала филистимлян, состригла волосы Самсона, а потом филистимляне его взяли, он уже не мог им сопротивляться. Филистимляне сразу же выкололи глаза Самсону и заковали в цепи, отправили молоть пшеницу.

Кульминация — праздник в честь языческого божества Дагона. Во время праздника филистимляне решили, что разумно вывести Самсона для забавы. Их не смущал тот факт, что волосы у героя выросли. Когда враги вдоволь натешились, Самсон попросил отвести его к столбам, на которых держалось здание. Самсону не составило труда сдвинуть эти колоны и похоронить под зданием всех филистимлян. Он тоже погиб.

Руфь

Вся история Руфи связана только с рождением Овида, поскольку его сын Иессей — отец знаменитого царя Давида. Книга Руфи — скучная история, в отличие от многих других библейских книг. Вероятно, она создана только для того, чтобы указать, кто был предком Давида.

Великий Самуил

Самуил — очередной еврейский герой: первосвященник, судья, полководец и пророк Яхве. История Самуила в плане рождения полностью повторяет историю Самсона, так как его не могли долго родить, а затем сделали назореем с условием, что он не будет никогда стричь волосы.

Яхве пришел к Самуилу, пока тот был молод, так Самуил и стал пророком. Богу не нравилось, что его культ отправляется не должным образом. Бог выступил против алчных служителей культа — Офни и Финееса. Так как они не служили Яхве, а забирали себе приношения, им нужно было только богатство. Также они — а это самый тяжкий грех — воровали у бога еду, а богу нужно благоухание жертвы.

Покарал этих деятелей господь не сам, они погибли в битве с филистимлянами. Тогда же евреи потеряли ковчег завета, где жил бог. Филистимляне отвезли ковчег завета в храм Дагона, так как там находились «побежденные боги», которые должны были служить новым хозяевам. Но бог евреев постоянно оскорблял чувства верующих, он опрокидывал идола, которому поклонялись филистимляне. В один день даже: «встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом господним; голова Дагонова и (обе ноги его и) обе руки его (лежали) отсеченные, каждая

особо, на пороге, осталось только туловище Дагона». В итоге этот ковчег доставил столько неприятностей, что филистимляне предпочли вернуть его евреям.

После возвращения Яхве евреи с особой жестокостью уничтожали идолов, а главой в этом процессе был Самуил. Когда с этим было закончено, Самуил пошел на филистимлян и одержал ряд побед, что подкосило филистимлян окончательно, так как с этого момента почти все земли принадлежали израильтянам.

Евреям нужен царь

Самуил со временем не мог исполнять все обязанности, поэтому часть полномочий передал сыновьям. Но те отличались от отца, так как не были ни авторитетами, ни пророками. Они напоминали сыновей Илии — Офни и Финееса, которые не служили Яхве, а преследовали лишь собственные интересы. Еврейские старейшины обратились к Самуилу с просьбой выбрать царя, чтоб все было «как у прочих народов».

Самуил раскритиковал это предложение. Он сказал, что царь всех поработит. Хотя сам был, можно сказать, если не царем, то почти царем. Критика царизма со стороны Самуила не удовлетворила евреев, они настояли на своем. Пророку пришлось обратиться к богу за советом. Ответ бога: «Послушай голоса их и поставь им царя».

Пророк посчитал, что лучший кандидат — Саул, так как он «от плеч своих был выше своего народа». Странная логика при выборе царя, но тут ничего не поделаешь, бог не возражал. Как Саул стал царем: будущий царь искал ослиц и никак не мог их найти, тогда он обратился к Самуилу. Самуил одновременно помог найти ослиц и помазал Саула на царство. Царская власть была нужна, чтобы эффективнее управлять землями и отражать атаки многочисленных врагов, с чем вскоре согласились, согласно библии, все как один.

Первый царь Саул

Саул преимущественно занимался военными делами. В ходе войны с филистимлянами у Саула несколько раз случались конфликты с сыном Ионафаном, который как будто забирал часть авторитета отца.

Пожалуй, самый страшный грех Саула заключался в том, что он иногда жалел врагов, а это Яхве не нравилось. Так, после победы над амаликитянами Яхве приказал уничтожить всех врагов и имущество предать заклятию, но Саул пощадил царя Агата и взял его имущество себе. Волю бога тогда исполнил Самуил, который казнил Агата, после чего пророк божий сообщил царю, что Яхве его отверг. Поэтому Самуил помазал на царство Давида, сына Иессея, хотя Саул еще был царем.

Причина конфликта отчасти также в том, что Саул пытался присвоить себе функции первосвященника, стать главным над «людьми господними». А священникам нужен покорный царь.

Яхве наслал на Саула «злого духа», приступы прекращались во время музыки, а лучше всех играл на гуслях тот самый Давид. Из-за хорошей игры на гуслях первый царь назначает Давида оруженосцем. Со временем Давид взял в жены дочь царя Мелхолу. Давид также прославился тем, что победил в бою некоего верзилу Голиафа, филистимлянскую версию Самсона, у которого одни доспехи весили 90 кг. Убил он его при помощи камня, после точного попадания гигант рухнул. Филистимляне после этого бежали.

Давид стал популярнее царя, так что царь решил избавиться от народного героя. Отчасти это случилось из-за Яхве, ведь именно Яхве насылал на Саула «злого духа». Убить Давида не получилось, ведь он был избранником бога. К нему присоединились разбойники, которые легко побеждали царские войска. У Давида несколько раз был шанс убить царя, но он его всегда щадил.

Эти войны закончились для Давида тем, что в итоге ему пришлось перейти на сторону филистимлян и участвовать в походе против Израиля. Далее произошло нечто совсем странное. Саул обратился за помощью к аэндорской волшебнице, чтоб она вызвала дух пророка Самуила. Дух, естественно, сообщил, что это расплата, что и Саула и его детей убьют.

Пророчество сбылось. Сынов Саула во время сражения убили, а он сам совершил самоубийство. Когда некий отрок сообщил об этом Давиду, тот отреагировал странно: он убил отрока и плакат, объявил плач по Саулу, который хотел его убить и приложил для этого немало усилий.

Царь Давид

Давид как царь был намного популярнее Саула, даже несмотря на то, что вначале возглавлял разбойничью шайку, убивал евреев, которые служили Саулу, а позднее был наемником филистимлян. Все споры между племенами решались убийствами, а Давид всякий раз, когда погибал его соперник из еврейского племени, убивал того, кто <

Наши рекомендации