Если дело вести безупречно, то возможно обойтись без выбора.
Исаак и Ревекка были достаточно хороши, чтобы не подвергаться процедуре выбора. Исаак прошел через жертвоприношение, когда сам лежал на жертвеннике. Невеста была «хороша видом весьма» (Быт. 24:16), – добрый знак, но красота здесь ничего не значила (жених не видит ее), главное, у Ревекки – достойный нрав.
Исаака, между прочим, вообще отец не спрашивал, хочет – не хочет: либо жена из родни, либо никакой жены. Тема «выбор жены» исключена из сватовства Исаака, можно сказать, вычищена. Это Авраам так поставил дело, чтобы и духу этого понимания свободы как выбора не было в жизни его сына и сына Божьего Исаака. Однако в заключительной фазе сватовства Ревекку спросили: «Пойдешь ли с человеком сим?» (Быт. 24:58) – послом Авраама, чтобы стать женой Исааку?
Могла Ревекка отказаться? Предполагалось, что могла. Но предполагалось, что Ревекка что-то понимает в жизни:
Жена не выбирает мужа, жена мужу дана.
Ревекка это понимала и отправилась к Исааку. Исаак тоже понимал: муж не выбирает жену, муж жене дан. В данном случае «выбирать» – это не то, что лишнее, это из другой жизни. Например, из жизни Иакова: он согрешил перед отцом, и он будет выбирать жену, выберет, будет обманут, но будет бороться за свой выбор… А как все чисто и тихо было у Исаака и Ревекки.
4. Сходная ситуация выбора:
предлагаются разные варианты, но человек понимает, что в действительности выбора нет.
Так говорил с народом Иисус Навин в своей последней речи. Иисус говорит с теми, кто вошел в землю обетованную. Эти люди все видели, они во всем участвовали, они видели силу Божью. Главное, чтобы они это понимали, и помнили, и не прельщались…
Иисус предлагает народу на выбор – религию, кому поклоняться:
1) «богам (элохим), которым служили отцы наши за рекою» (это отцы Авраама), «и в Египте» – евреи перед Исходом (И.Нав. 24:14).
2) «богам Аморреев, среди которых вы живете на земле их» (И.Нав. 24:15).
3) «Я, – говорит Иисус Навин, – и дом мой послужим Господу». «Изберите сами себе сегодня, кому будете служить» (И.Нав. 24:15).
Народ выбрал служить Господу: «Господь – Бог (Элохим) наш» (И.Нав. 24:17). «И сказал Иисус к народу: свидетели вы на себя, что вы избрали Господа, служить ему. И они сказали: свидетели» (И.Нав. 24:22).
Народ участник и свидетель священной войны, до тех пор, пока он не прельщается новой жизнью на завоеванной земле, делает правильный выбор. Точнее,
Пока народ не прельщается, для него выбора нет. Как только народ начинает прельщаться, начинается выбор.
Израиль служил Господу при Иисусе Навине и после него при старейшинах, «которые познали все дела Господа, которые Он сделал Израилю» (И.Нав. 24:29/31). Но умерли и старейшины, началось прельщение, пошли и выборы: каким богам служить. «И стали почитать сыны Израиля Астарту и Астарофу и богов народов, что окрест их» (LXX Нав. 24:33 b).
Так будет повторяться и впредь: теряется богопочитание, и народ «выбирает для себя дубравы и сады» – для идолослужения (Ис. 1:29).
Сделаем предварительный вывод:
Основа для реального выбора – прельщение и грех. Свобода человека не есть свобода выбора. Те, кто предлагают нам выборы как свободу, прельщают.
5. Самуил был судьей и пророком в Израиле. До него и при нем Бог Сам «царствовал» над народом Израиля (1 Цар. 8:7). Когда Самуил состарился, а его сыновья, поставленные судьями, «не ходили путями его» (1 Цар. 8:3), старейшины Израиля стали просить, чтобы Самуил поставил над ними царя – «как у прочих народов» (1 Цар. 8:5).
Это был грех богоотвержения, ибо Израиль «отверг Господа, чтобы Он не царствовал» над народом (1 Цар. 8:7). Однако Бог не оставляет Свой народ и повелевает Самуилу «послушать голоса народа» в этом деле. Но перед этим Самуил должен «свидетельством засвидетельствовать», то есть, с неотразимой ясностью «объявить», каково будет «право (суд) царя» – его мишпат (1 Цар. 8:9). Народу Израиля предстоит выбор, кто будет править народом: Господь или человек от Господа. Самуил объявил народу суровый мишпат царя… Все всё поняли. Израилю предстоит пройти через реальный выбор, а предварительным условием его всегда является грех.
Люди Израиля «выбрали себе царя» (1 Цар. 8:18), – сам принцип царской власти: что царем должен быть все-таки человек.
Когда Самуил слагал с себя звание судьи, он в последней речи напомнил народу: «вы избрали себе царя» (1 Цар. 12:13); и чтобы народ понял, какое это было «великое зло» (1 Цар. 12:17), Господь явил с неба знамения. Народ «устрашился весьма от Господа и от Самуила» и сознался: «Ко всем грехам нашим мы прибавили зло, когда просили себе царя» (1 Цар. 12:18,19). В этом эпизоде Св. Истории мы видим, что