Совершенствование нашей святости
«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4:3).
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).
Божья воля состоит в освящении, и воздержание от сексуальной нечистоты является одним из примеров того, как освящается человек. Очищение себя — это то же самое, что и совершенствование святости или, иными словами, это и есть процесс освящения. В Послании к Филиппийцам (2:12) апостол Павел пишет, что мы должны «со страхом и трепетом совершать свое спасение». Здесь он говорит то же самое, только немного иными словами, как и там, где велит «совершать святыню в страхе Божьем». Слово «совершать» (или, говоря современным языком, «совершенствовать») в данном контексте означает «работать над этим, развиваться в этом и способствовать этому». Но разве освящение уже не сделано? Послание к Ефеся- нам (1:4) гласит, что «Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Разве не так обстоит дело с нами? Разве это не то, что уже сделано для нас через Иисуса? Действительно ли это то, что нам теперь нужно делать? Во-первых, я полагаю, что это неверная интерпретация реального значения отрывка из Послания к Ефесянам (1:4). Во-вторых, абсолютно все нужно понимать в свете остальных стихов Библии, говорящих об освящении, и не вырывать ничего из общего контекста. То же самое Павел говорит во Втором послании к Коринфянам (7:1) — мы являемся теми, кто очищает себя и совершенствует свою святость. Другие стихи говорят, что Сам Бог делает это, — например, в Первом послании к Фессалоникийцам (5:23): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте...» Однако суть сказанного делает ясным тот факт, что Бог творит освящение в сотрудничестве с нами и что оно не является чем-то законченным раз и навсегда. Мы имеем в этом сотрудничестве свою часть, которую нужно исполнять. У нас есть ответственность перед Богом за то, чтобы процесс освящения был завершен в нашей жизни. Цель этого процесса, изложенная во Втором послании к Коринфянам (7:1), такова: наши души и тела не должны быть загрязненными, не должны тянуть нас вниз и делать слабыми. Если вы загрязнены физически, то в конечном итоге заболеете, так как грязь — это всегда основа инфекции. По мере развития инфекции вы слабеете, вам становится все хуже и хуже, и вы можете умереть. Подобно этому грех в нашей жизни нанесет нам урон, если мы не будем внимательны к тому, что говорит Слово Божье, не будем сторониться того, против чего нас предостерегает Бог, не будем очищать и освящать себя постоянно. Поэтому неудивительно, что апостол Иаков, обладавший весьма здравым взглядом на жизнь Церкви, говорит в своем послании: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8).
Одной из сфер, где очищение может быть просто необходимым, является наш глубоко укорененный эгоизм, который начинается как некий вид загрязнения, затем через годы развивается в твердыни, пускающие прочные корни. Или это могут быть деньги, слава, сплетни, критицизм, ревность, хвастовство, нечистота, гордость и так далее. Все это возрастает, берет контроль над моей жизнью и в конце концов становится частью моей натуры. Перечисленные пещи становятся огромными крепостями в моей жизни, так как я не хотел заняться ими в самом начале. Я позволял и продолжаю позволять им иметь место во мне, поэтому рано или поздно они проложат себе путь внутрь меня и упрочатся. И в конце концов то, о чем говорил Павел, случится: «...сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Мы отвечаем за то, что сеем!
Ваша жизнь изначально имеет отношение к спасению, причем именно к вашему спасению; она имеет отношение к любви Иисуса и заботе о вас. Он на самом деле хочет, чтобы вы спаслись. Но Он не хочет, чтобы вы проскользнули на Небеса без реальных изменений в себе и без того, чтобы стать подобным Ему здесь, на земле. Ведь наша жизнь со всем хорошим и плохим, что в ней происходит, по существу лишь подготовка к вечности.
Проповедь против освящения
Когда люди проповедуют о чем-то, направленном против освящения, они делают нечто очень странное. Они проповедуют Евангелие, полное прорех. Евангелие, которое узаконивает «дешевую благодать» в жизни человека. Эти люди атакуют Библию и изменяют ее. Они удаляют послушание из жизни людей. Популяризируя кое-что из того, о чем говорится в Библии, они размывают ее основную идею. Они отрывают человеческую жизнь от всеобщего течения жизни и побуждают делать все, что вам хочется, на основании того, что вы сам себе голова и никто не имеет права рассуждать, как вам жить. Они защищают ваше самолюбие и фантазируют о ложной свободе.
Не позволяйте никому атаковать, изменять или искажать Слово Божье. Не давайте никому принижать содержание Слова Божьего или делать его поверхностным. Не разрешайте никому делать вашу жизнь чем-то изолированным и будьте всегда уверены, что вы соединены с Телом Христовым, с единой вселенской Церковью. Не позволяйте себе быть втянутым в обманчивое возвышение своей «самости» и не фантазируйте о ложной свободе, которой на самом деле не существует. Будьте уверены, что стоите на прочном основании, приближайтесь к Иисусу во всем, что Он говорит и делает.
Законничество и беззаконие
Освящение не является статичным или чем-то таким, что уже случилось; это нечто постоянно прогрессирующее, совершаемое Духом Святым в сотрудничестве с вами. Библия ясно говорит, что мы — это те, кто должен совершенствовать свою святость. Мы очищаемся и делаем в своей жизни многое, чтобы стать еще более похожими на Иисуса.
Сегодня такая точка зрения является сомнительной во многих кругах. Возможно, это происходит по причине недостатка проповеди об освящении и из-за риска выглядеть закоренелыми законниками. Законничество — вполне реальная проблема, но вам вовсе не нужно воспринимать ее таким образом, чтобы впасть в прямо противоположную крайность.
Стараться помочь людям уйти от законничества — это хорошо и важно. Законничество и фарисейство являются уклонениями от христианской веры, которые питают плоть, душат радость и свободу веры. Библия говорит, что те, кого Сын освободил, истинно свободны (Иоан. 8:36). Фраза «Истинно свободны» означает настоящую свободу, глубокую и изначальную, а не ложную. Чудесная свобода в Святом Духе очень важна, и в ней определенно лежит причина помочь людям избавиться от религиозного поведения, от постоянного чувства непрощенной вины в их жизни, помочь им вернуться к полному радости и свободы общению с Иисусом.
Хотя помощь людям в переходе от законничества к свободе не содержит в себе какой-то проблемы, но то, как вы поведете их по этому пути, может стать проблемой. Мы можем вылезти из одной ямы, из закон- пичества, которое характерно для некоторой части христианства, и попасть в другую яму, в беззаконие, которое, в свою очередь, характеризует другую часть христианства, и даже более того — характеризует весь мир. Сам Иисус с предостережением говорит, что беззаконие будет определять лицо мира и Церкви в последние времена (см. Мф. 7:23; 24:12). Очень важно не останавливаться в своем стремлении позволять Святому Духу делать вас все более похожим на Иисуса, чтобы дух мира не смог сделать вас подобным этому миру. Послание к Римлянам (12:2) говорит, что дух этого мира хочет, чтобы вы сообразовывались с ним.
Если вы почитаете о том, что Дух Святой сделал в христианской Церкви на протяжении истории, то обнаружите следующее: все люди, которых использовал Бог, буквально все до единого, имели несовершенства, но были освящены. Быть освященным не значит быть совершенным, однако это означает быть посвященным.
Освященные сосуды
«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21).
Освященные сосуды — это посвященные сосуды. Такой сосуд посвящен для служения в храме. Нам нужно быть сосудами для служения в новом храме, храме Духа (см. Ефес. 2:21, 22). Более того, Новый Завет говорит, что мы святое священство (см. 1 Пет. 2:5, 9). Сосуды в храме имеют разное предназначение в служениях, в небесной и земной литургии. Это слово греческого происхождения, оно используется в Деяниях Апостолов (13:2). Слово литургия по-гречески означает «работу для людей», которую священник делает в храме (см. Лк. 1:23). Приношения питья, приношения для всесожжений, чтение Закона, утренние и вечерние всесожжения — все эти дела являются ветхозаветными образцами того, что должно прийти и наполниться новым смыслом через Иисуса Христа. Сейчас у нас духовное служение в храме, где мы предлагаем себя как святую и живую жертву, которая угодна Богу (см. Рим. 12:1-3).
Сосуд, предназначенный для служения в храме, — это сосуд для почетного использования, специальный сосуд, который освящен и содержится отдельно от других только лишь для использования в храме. Он не может применяться где-либо вне храма. Согласно taконам очищения, сосуды, которые были отделены для храма, должны быть уничтожены сразу, как только окажутся за его пределами. Они не могут быть отданы для нечистого использования. Когда вы и я посвящаем свою жизнь Иисусу Христу и затем позволяем себе жить нечисто, то этим разрушаем себя. Мы не призваны для того, чтобы жить нечисто; мы призваны к святому служению в мире, «среди строптивого и развращенного рода» (Фил. 2:15). Нам нужно находиться в этом мире, встречать людей и помогать им, но мы сами не от мира сего. Истинная святость, которая не имеет с законничеством ничего общего, идет не из мира, а является силой в этом мире для спасения людей.
Итак, понятия святости и чистоты означают необходимость быть отделенными и не означают необходимости быть совершенными. Это бесспорная истина, что вы становитесь все более и более совершенными благодаря Святому Духу для того, чтобы в конечном и тоге быть прославленными вместе с Иисусом, но наша повседневная жизнь тем не менее несовершенна. И нам нужно стремиться к совершенству, ибо так
мы можем сберечь себя в чистоте и наше посвящение Господу. Это вовсе не то совершенство, которому следует придавать наиглавнейшее значение, но его нужно сердечно любить, так как оно означает близость к Иисусу.
Законничество опасно
Анания и Сапфира притворялись избранными, но таковыми не были (см. Деян. 5:1). Последствиями такого поведения могут стать попытки переиначить наши учения и теологию, подогнав их под свой стиль жизни. А в результате мы станем выглядеть посвященными, но на самом деле таковыми не будем являться. Потому что поведение человека, кажущегося посвященным, и истинная свобода — совершенно разные вещи.
Нам нужно быть свободными от законничества, потому что мы свободны в Законе Божьем. Однако это вовсе не значит, что мы свободны от всех других законов. Вы можете ехать по встречной полосе дороги и мотивировать это тем, что так вам велит «чувство», а ваше сердце, дескать, говорит, чтобы вы поступили именно таким образом. Попытайтесь объяснить это полицейским, когда вас остановят.
Мы призваны быть похожими на Иисуса. В процессе освящения, который чем дальше, тем больше делает нас похожими на Него, есть опасность стать законником и фарисеем. На каком-то отрезке моего пути освящения я могу начать думать, что ушел по нему весьма далеко, и любой человек в ближнем окружении покажется уже страшно мирским. Вот тут я и стану фарисеем. «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди...» (Лк. 18:11).
Освящение, любовь и сострадание должны идти бок о бок. Человек, находящийся в процессе освящения, поступает жестко к себе и сострадательно к окружающим. Фарисей же оправдывает и возвышает себя, других людей — обвиняет.