Совершенствование нашей святости

«Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4:3).

«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очис­тим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7:1).

Божья воля состоит в освящении, и воздержание от сексуальной нечистоты является одним из примеров того, как освящается человек. Очищение себя — это то же самое, что и совершенствование святости или, иными словами, это и есть процесс освящения. В Пос­лании к Филиппийцам (2:12) апостол Павел пишет, что мы должны «со страхом и трепетом совершать свое спасение». Здесь он говорит то же самое, только немного иными словами, как и там, где велит «совер­шать святыню в страхе Божьем». Слово «совершать» (или, говоря современным языком, «совершенство­вать») в данном контексте означает «работать над этим, развиваться в этом и способствовать этому». Но разве освящение уже не сделано? Послание к Ефеся- нам (1:4) гласит, что «Он избрал нас в Нем прежде со­здания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви». Разве не так обстоит дело с нами? Разве это не то, что уже сделано для нас через Иисуса? Дей­ствительно ли это то, что нам теперь нужно делать? Во-первых, я полагаю, что это неверная интерпрета­ция реального значения отрывка из Послания к Ефесянам (1:4). Во-вторых, абсолютно все нужно пони­мать в свете остальных стихов Библии, говорящих об освящении, и не вырывать ничего из общего контек­ста. То же самое Павел говорит во Втором послании к Коринфянам (7:1) — мы являемся теми, кто очищает себя и совершенствует свою святость. Другие стихи говорят, что Сам Бог делает это, — например, в Пер­вом послании к Фессалоникийцам (5:23): «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте...» Однако суть сказанного делает ясным тот факт, что Бог творит ос­вящение в сотрудничестве с нами и что оно не явля­ется чем-то законченным раз и навсегда. Мы имеем в этом сотрудничестве свою часть, которую нужно ис­полнять. У нас есть ответственность перед Богом за то, чтобы процесс освящения был завершен в нашей жизни. Цель этого процесса, изложенная во Втором послании к Коринфянам (7:1), такова: наши души и тела не должны быть загрязненными, не должны тя­нуть нас вниз и делать слабыми. Если вы загрязнены физически, то в конечном итоге заболеете, так как грязь — это всегда основа инфекции. По мере разви­тия инфекции вы слабеете, вам становится все хуже и хуже, и вы можете умереть. Подобно этому грех в на­шей жизни нанесет нам урон, если мы не будем вни­мательны к тому, что говорит Слово Божье, не будем сторониться того, против чего нас предостерегает Бог, не будем очищать и освящать себя постоянно. Поэто­му неудивительно, что апостол Иаков, обладавший весьма здравым взглядом на жизнь Церкви, говорит в своем послании: «Приблизьтесь к Богу, и приблизит­ся к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8).

Одной из сфер, где очищение может быть просто необходимым, является наш глубоко укорененный эгоизм, который начинается как некий вид загрязне­ния, затем через годы развивается в твердыни, пус­кающие прочные корни. Или это могут быть деньги, слава, сплетни, критицизм, ревность, хвастовство, нечистота, гордость и так далее. Все это возраста­ет, берет контроль над моей жизнью и в конце кон­цов становится частью моей натуры. Перечисленные пещи становятся огромными крепостями в моей жиз­ни, так как я не хотел заняться ими в самом начале. Я позволял и продолжаю позволять им иметь место во мне, поэтому рано или поздно они проложат себе путь внутрь меня и упрочатся. И в конце концов то, о чем говорил Павел, случится: «...сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:8). Мы отвечаем за то, что сеем!

Ваша жизнь изначально имеет отношение к спасе­нию, причем именно к вашему спасению; она имеет отношение к любви Иисуса и заботе о вас. Он на са­мом деле хочет, чтобы вы спаслись. Но Он не хочет, чтобы вы проскользнули на Небеса без реальных из­менений в себе и без того, чтобы стать подобным Ему здесь, на земле. Ведь наша жизнь со всем хорошим и плохим, что в ней происходит, по существу лишь под­готовка к вечности.

Проповедь против освящения

Когда люди проповедуют о чем-то, направленном против освящения, они делают нечто очень странное. Они проповедуют Евангелие, полное прорех. Еванге­лие, которое узаконивает «дешевую благодать» в жиз­ни человека. Эти люди атакуют Библию и изменяют ее. Они удаляют послушание из жизни людей. Популя­ризируя кое-что из того, о чем говорится в Библии, они размывают ее основную идею. Они отрывают человеческую жизнь от всеобщего течения жизни и побуждают делать все, что вам хочется, на основании того, что вы сам себе голова и никто не имеет права рассуждать, как вам жить. Они защищают ваше само­любие и фантазируют о ложной свободе.

Не позволяйте никому атаковать, изменять или ис­кажать Слово Божье. Не давайте никому принижать содержание Слова Божьего или делать его поверх­ностным. Не разрешайте никому делать вашу жизнь чем-то изолированным и будьте всегда уверены, что вы соединены с Телом Христовым, с единой вселен­ской Церковью. Не позволяйте себе быть втянутым в обманчивое возвышение своей «самости» и не фан­тазируйте о ложной свободе, которой на самом деле не существует. Будьте уверены, что стоите на прочном основании, приближайтесь к Иисусу во всем, что Он говорит и делает.

Законничество и беззаконие

Освящение не является статичным или чем-то таким, что уже случилось; это нечто постоянно прогрессиру­ющее, совершаемое Духом Святым в сотрудничестве с вами. Библия ясно говорит, что мы — это те, кто дол­жен совершенствовать свою святость. Мы очищаемся и делаем в своей жизни многое, чтобы стать еще более похожими на Иисуса.

Сегодня такая точка зрения является сомнитель­ной во многих кругах. Возможно, это происходит по причине недостатка проповеди об освящении и из-за риска выглядеть закоренелыми законниками. Законничество — вполне реальная проблема, но вам вов­се не нужно воспринимать ее таким образом, чтобы впасть в прямо противоположную крайность.

Стараться помочь людям уйти от законничества — это хорошо и важно. Законничество и фарисейство являются уклонениями от христианской веры, ко­торые питают плоть, душат радость и свободу веры. Библия говорит, что те, кого Сын освободил, истинно свободны (Иоан. 8:36). Фраза «Истинно свободны» оз­начает настоящую свободу, глубокую и изначальную, а не ложную. Чудесная свобода в Святом Духе очень важна, и в ней определенно лежит причина помочь людям избавиться от религиозного поведения, от постоянного чувства непрощенной вины в их жизни, помочь им вернуться к полному радости и свободы общению с Иисусом.

Хотя помощь людям в переходе от законничества к свободе не содержит в себе какой-то проблемы, но то, как вы поведете их по этому пути, может стать проб­лемой. Мы можем вылезти из одной ямы, из закон- пичества, которое характерно для некоторой части христианства, и попасть в другую яму, в беззаконие, которое, в свою очередь, характеризует другую часть христианства, и даже более того — характеризует весь мир. Сам Иисус с предостережением говорит, что без­законие будет определять лицо мира и Церкви в пос­ледние времена (см. Мф. 7:23; 24:12). Очень важно не останавливаться в своем стремлении позволять Свя­тому Духу делать вас все более похожим на Иисуса, чтобы дух мира не смог сделать вас подобным этому миру. Послание к Римлянам (12:2) говорит, что дух этого мира хочет, чтобы вы сообразовывались с ним.

Если вы почитаете о том, что Дух Святой сделал в христианской Церкви на протяжении истории, то обнаружите следующее: все люди, которых использо­вал Бог, буквально все до единого, имели несовершен­ства, но были освящены. Быть освященным не значит быть совершенным, однако это означает быть посвя­щенным.

Освященные сосуды

«Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, год­ным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:21).

Освященные сосуды — это посвященные сосуды. Та­кой сосуд посвящен для служения в храме. Нам нуж­но быть сосудами для служения в новом храме, хра­ме Духа (см. Ефес. 2:21, 22). Более того, Новый Завет говорит, что мы святое священство (см. 1 Пет. 2:5, 9). Сосуды в храме имеют разное предназначение в слу­жениях, в небесной и земной литургии. Это слово гре­ческого происхождения, оно используется в Деяниях Апостолов (13:2). Слово литургия по-гречески озна­чает «работу для людей», которую священник делает в храме (см. Лк. 1:23). Приношения питья, приношения для всесожжений, чтение Закона, утренние и вечерние всесожжения — все эти дела являются ветхозаветны­ми образцами того, что должно прийти и наполниться новым смыслом через Иисуса Христа. Сейчас у нас духовное служение в храме, где мы предлагаем себя как святую и живую жертву, которая угодна Богу (см. Рим. 12:1-3).

Сосуд, предназначенный для служения в храме, — это сосуд для почетного использования, специаль­ный сосуд, который освящен и содержится отдельно от других только лишь для использования в храме. Он не может применяться где-либо вне храма. Согласно taконам очищения, сосуды, которые были отделены для храма, должны быть уничтожены сразу, как толь­ко окажутся за его пределами. Они не могут быть от­даны для нечистого использования. Когда вы и я по­свящаем свою жизнь Иисусу Христу и затем позволя­ем себе жить нечисто, то этим разрушаем себя. Мы не призваны для того, чтобы жить нечисто; мы призва­ны к святому служению в мире, «среди строптивого и развращенного рода» (Фил. 2:15). Нам нужно нахо­диться в этом мире, встречать людей и помогать им, но мы сами не от мира сего. Истинная святость, кото­рая не имеет с законничеством ничего общего, идет не из мира, а является силой в этом мире для спасения людей.

Итак, понятия святости и чистоты означают необ­ходимость быть отделенными и не означают необхо­димости быть совершенными. Это бесспорная истина, что вы становитесь все более и более совершенными благодаря Святому Духу для того, чтобы в конечном и тоге быть прославленными вместе с Иисусом, но наша повседневная жизнь тем не менее несовершен­на. И нам нужно стремиться к совершенству, ибо так

мы можем сберечь себя в чистоте и наше посвящение Господу. Это вовсе не то совершенство, которому сле­дует придавать наиглавнейшее значение, но его нуж­но сердечно любить, так как оно означает близость к Иисусу.

Законничество опасно

Анания и Сапфира притворялись избранными, но та­ковыми не были (см. Деян. 5:1). Последствиями тако­го поведения могут стать попытки переиначить наши учения и теологию, подогнав их под свой стиль жизни. А в результате мы станем выглядеть посвященными, но на самом деле таковыми не будем являться. Потому что поведение человека, кажущегося посвященным, и истинная свобода — совершенно разные вещи.

Нам нужно быть свободными от законничества, потому что мы свободны в Законе Божьем. Однако это вовсе не значит, что мы свободны от всех других законов. Вы можете ехать по встречной полосе дороги и мотивировать это тем, что так вам велит «чувство», а ваше сердце, дескать, говорит, чтобы вы поступили именно таким образом. Попытайтесь объяснить это полицейским, когда вас остановят.

Мы призваны быть похожими на Иисуса. В про­цессе освящения, который чем дальше, тем больше делает нас похожими на Него, есть опасность стать законником и фарисеем. На каком-то отрезке моего пути освящения я могу начать думать, что ушел по нему весьма далеко, и любой человек в ближнем ок­ружении покажется уже страшно мирским. Вот тут я и стану фарисеем. «Боже! благодарю Тебя, что я не та­ков, как прочие люди...» (Лк. 18:11).

Освящение, любовь и сострадание должны идти бок о бок. Человек, находящийся в процессе освя­щения, поступает жестко к себе и сострадательно к окружающим. Фарисей же оправдывает и возвышает себя, других людей — обвиняет.

Наши рекомендации