Хадис дошел до него, однако он просто забыл его.
Блажен тот, кто не забывает. Сколько людей забывают хадисы и даже аяты. Даже посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды помолился со своими сподвижниками, и не прочел один из аятов, забыв его. В молитве с ним был, Убей ибн Ка’б, да будет доволен им Аллах, и когда завершили они молитву он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Ах, если бы ты мне напомнил его [в молитве]". [Приводит Абу Давуд, номер хадиса 907].
А ведь он, да благословит его Аллах и приветствует, тот, на кого снисходили откровения. Сказал ему его Господь: “Мы позволим тебе прочесть Коран, и ты не забудешь ничего, кроме того, что пожелает Аллах. Он знает явное и то, что сокрыто”. Сура “Высочайший” 6-7 аяты.
Для этого, в пример можно привести историю с Умаром ибн аль-Хаттабом и Аммаром ибн Ясиром, да будет доволен ими Аллах, в которой повествуется, как они оба были отправлены по одному делу Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, а в пути случилось так, что оба они проснулись со следами семяизвержения [“джанаба”]. После чего Аммар сделал "иджтихад", посчитав, что очищение песком [“таяммум”] подобно очищению водой, потому он стал кататься лежа в песке как варан, чтоб песок обволок все его тело, как вода должна омывать все тело купающегося от большого осквернения [“джанабы”]. Умар же, да будет доволен им Аллах, не стал молиться в подобном состоянии.
Затем они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он указал им на верное решение в подобной ситуации, сказав Аммару: "Тебе достаточно было сказать то-то, и сделать так-то",- затем удалил руками о песок один раз, и протер внешнюю часть кистей рук и лица.
После этого, Аммар, да будет доволен им Аллах, рассказывал этот хадис до, и во время правления Умара ибн аль-Хаттаба. Умар позвал его в один из дней и сказал: "Что это за хадис, который ты всем рассказываешь?" Аммар ответил ему: "Разве ты не помнишь, случай, когда нас послал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по поручению, и мы оба оказались в большом осквернении. После чего ты не стал молиться, а я откатился в песке, а после Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: "Тебе достаточно было сказать, то-то, и сделать так-то"? Однако Умар не вспомнил этого, и сказал Аммару: "Побойся Аллаха о Аммар!"Аммар сказал: "Если ты желаешь, я не буду рассказывать этот хадис, так как Аллах сделал тебя надо мной, и повелел подчиняться". Умар ответил: "Мы поручим тебе, то, что ты уже принял на себя". [Приводит Имам Бухари, номер хадиса 338, 345, 346, а так же Муслим]. Смысл слов Умара, позволение рассказывать это людям.
Как видно из истории, Умар забыл, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, узаконил “таяммум” очищением в случае большого осквернения [“джанаба”], так же, как и в случае замены для малого омовения [“Вуду”]. За этим мнением Умара следовал так же АбдуЛЛах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах. Рассказывается, что однажды по этому поводу произошел диспут между ним и Абу Мусой, да будет доволен ими Аллах. Абу Муса, привел АбдуЛлаху ибн Масуду, слова Аммара ибн Ясира, однако Ибн Масуд сказал: "Разве ты не видел, что Умар не внял словам Аммара?"Тогда Абу Муса сказал: "Ладно, оставь слова Аммара. А что ты скажешь о этом аяте?"- имея ввиду аят из Суры Трапеза,- тут, уже ничего не смог ответить Ибн Масуд.
Нет сомнения, что верное решение в этом вопросе, на стороне тех, кто считает, что “джунуб” должен делать “таяммум”, в случае отсутствия воды, или возможности ее использовать, и это идентично тому, как потерявший малое омовение делает “таяммум”.
Мы хотели этой историей, указать на то, что не исключена забывчивость человеком, после чего, от него скрывается верное Шариатское постановление, а он в это время может утверждать противоречащее ему мнение, в котором он заслуживает оправдания. Однако тот, кто узнал ясное доказательство [и у него нет причин не доверять ему], тому нет оправдания.
Четвертая причина.
Доказательство дошло до него, однако он понял из него не то, что на самом деле выражено в нем.
Здесь мы приведем два примера, один касающийся Корана, другой, касающийся Сунны.
Из Корана.
Слова Аллаха: “Если же вы больны или находитесь в путешествии, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы прикоснулись к женщинам[имели близость с женщинами], и вы не нашли воды, то направьтесь к чистой земле…”. Сура “Женщины” 43 аят.
Разошлись Ученые, да смилуется над ними Аллах, в смысле:
“…или если вы прикоснулись к женщинам…”.
Одни из них, поняли из аята, что имеется в виду абсолютно любое касание [Мнение Имама аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах], другие посчитали, что в нем имеется в виду прикосновение, вызывающее вожделение [Мнение Имамов Малика и Ахмада, да смилуется над ними Аллах], страсть. Другие сказали, что здесь указание на половую близость [Мнение Имама Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах], и это мнение АбдуЛлаха ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах.
И если вы глубоко задумаетесь над аятом, то найдете, что верное мнение, это мнение тех, кто посчитал, что аят несет смысл полового сближения. И это, потому что Аллах, Свят Он и Велик, в аятах упомянул два вида очищения водой, очищение [“вудзу”] от малого осквернения [“хадас аль-асгар”], и очищение [“гьусль”] от большого осквернения [“хадас аль-акбар”].
О малом очищении [“вудзу”] Слова Аллаха: “…то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток”. Сура “Трапеза” 6 аят.
О большом очищении [“гьусль”] Слова Аллаха:
“А если вы находитесь в половом осквернении, то очиститесь”. Сура “Трапеза” 6 аят.
Без сомнения, в соответствии со стилем красноречия и всеохватывающего пояснения, так же требуется упоминание двух примеров, которые делают обязательным очищение песком. Слова Аллаха: “…если кто-либо из вас пришел из уборной [справил свою нужду с выделением фекалий]”.
В них указание на необходимость очищения от малого осквернения [“хадас аль-асгьар”].
А Слова Аллаха: “…или если вы прикоснулись к женщинам…”.
В них указание на необходимость очищения от большого осквернения [“хадас аль-акбар”].
Если же мы скажем что под соприкосновением [“мулямаса”], подразумевается простой касание [“лямс”], то получится что аят, указал на два действия, которые требую очищения от малого осквернения [“хадас аль-асгьар”], и в аятах нет никакого упоминания о том, что требует очищение от большого осквернения [“хадас аль-акбар”]. А это идет в разрез с тем, что лежит в основе красноречия [“Балягьа”] Корана.
Ученые, которые поняли из этого аята, что в нем идет указание на абсолютно любое касание, сказали, что если мужчина коснулся кожи женщины, то его ритуальная чистота портится. Другие сказали, если мужчина прикоснулся с вожделением, то его ритуальная чистота портится. Однако верным считается то, что не портится омовение в обоих этих случаях, так как приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он целовал некоторых из своих жен, а после совершал молитву, не сделав перед этим омовение [“вудзу”]. [Приводит Абу Давуд, Тирмизи, Ибн Маджа].
Этот хадис пришел с различных путей, которые укрепляют его.
Из Сунны.
После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся с битвы у Рва [“Гьазват аль-Ахзаб”], и положил свои доспехи, к нему явился ангел Джабраил (мир ему) и сказал, что ангелы не сложили своего оружия, потому ему следует отправляться к племени Кьурейза [“Бану Кьурейза”]. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал сподвижникам отправляться в путь, сказав: "Пусть никто из вас не совершает предвечернюю молитву[“аль-‘Аср”],кроме как в племени Кьурейза".
Разошлись сподвижники в понимании этого хадиса. Из них были те, кто понял со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что им необходимо спешить, да так, чтоб успеть исполнить предвечернюю молитву на территории племени Кьурейза, а когда в пути наступило время молитвы, то они помолились, не отложив ее до истечения предписанного для нее времени.
Однако другие поняли, то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пожелал, чтоб они не молились, кроме как после того, как доберутся до племени Кьурейза, и потому отложили молитву до прибытия туда, да так, что вышло ее время. [Хадис приводится у Бухари, номер хадиса 936, а так же у Муслима номер 1770].
Нет сомнения, что верным было решение тех, кто совершили молитву во время, потому что тексты [Аяты и Хадисы] об обязательности исполнения молитвы во время ясные [“мухкам”], а этот текс [Хадис], иносказательный [“муташабих”]. Путем верного анализа является отнесение иносказательных текстов [“муташабих”], к указаниям ясных текстов [“мухкам”].
Таким образом, мы указали на пример, в котором человек может понять из доказательства [“далиля”] не то, на что желал в нем указать Аллах или Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует.
Причина пятая.
Хадис дошел до него, однако этот хадис отмененный [“мансух”], а он не знает об отменяющем хадисе [“насих”].
В таком случае, имеется достоверный хадис, и понимаемое из него верное, однако указываемое в хадисе правовое решение [“хукм”], отменено. Ученый же не знает об отменяющем хадисе, и в таком случае для него будет оправдание [“узр”], так как основа в подобном, отсутствие отмены [“насха”] до тех пор, пока не будет она утверждена доказательством.
Примером этому является мнение АбдуЛлаха ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, в вопросе; что делать молящемуся с руками во время поясного поклона [“рукьуа”]?
В самом начале Ислама для молящегося было узаконено складывание рук между колен, однако после, это было отменено другим хадисом, что сделало правильным ставить руки на колени во время поясного поклона [“рукьу’а”]. Эта отмена, приводится в хадисах, приведенных Имамом Бухари [Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Азан, номер хадиса 790] и других.
Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, не знал об отмене хадиса, и продолжал ставить руки между колен. Однажды он молился рядом с Алькьамой и аль-Асвадом, а они во время поясного поклона, ставили свои руки на колени, после чего Ибн Масуд выразил им порицание на это действие, и указал что верным будет ставить руки между колен. [Приводит Имам Муслим, Китаб аль-Масаджид, номер хадиса 534].
Почему так сказал Ибн Масуд?
Потому что он, не знал об отмене [“насх”] первых хадисов.
Аллах не возлагает на человека, кроме того, что ему по силам.
Сказал Всевышний: “Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми”. Сура “Корова” 286 аят.
Причина шестая.
Хадис дошел до него, однако он убежден, что этот хадис противоречит более сильному доказательству из текстов [Корана или хадиса], или “Иджма”.
[Иджма это единогласное мнение крупных Ученых “Муджтахидов” по поводу определенного Шариатского постановления].
Смысл этого таков, что Ученый использует дошедший до него хадис в исследуемом вопросе, однако он считает, что хадис идет в разрез с более сильными доказательствами из текстов [Корана и Сунны] или “Иджма”. Подобного очень много в разногласиях между Имамами.
Чаще всего мы можем встретить цитаты о “Иджма” в определенном вопросе, однако если мы подробно разберем это, то найдем, что нет никакого “Иджма”.
Из того, что является наиболее странным в утверждении “Иджма”, это слова одних ученых: "И единогласно решение Ученых [“Иджма”], что принимается свидетельство раба"; в то время как другие Ученые утверждали: "И единогласно решение Ученых [“Иджма”], что свидетельство раба, не принимается".
Дело в том, некоторые люди считают, что если те, кто вокруг него, едины в решении по какому-либо вопросу, и он полагает, что нет противоречащего им, с одновременным убеждением, что это мнение является вытекающим из текстов [Корана и Сунны], таким образом, в его уме собирается два довода, текст [“насс”] и “Иджма”; то здесь он становится абсолютно уверен в правоте выдвинутого им решения. Либо он считает свое мнение, вытекающим из верной аналогии [“кьияс”] и верного анализа, после чего он решает, что нет никого возражающего его решению, однако все может быть совсем наоборот.
Для этого можно привести в пример мнение Ибн Абаса, да будет доволен им Аллах, в ростовщичестве с добавкой [риба аль-фадзль].
Достоверно известно от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Ростовщичество [“риба”] именно [“инна ма”] в отсрочке [“ан-насиа”]".[Приводит Имам Бухари в следующем выражении: "Нет ростовщичества, кроме как в отсрочке", номер хадиса 2178, а так же Имам Муслим, номер хадиса 1596].
Так же достоверно пришло от Убады ибн Сомита, да будет доволен им Аллах, от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: "Ростовщичество [“риба”] бывает в отсрочке [ан-насиа] и в добавке [аз-зияда]". [Приводит Имам Муслим, номер хадиса 1587].
После Ибн Абаса, да будет доволен им Аллах, Ученые пришли к единогласному мнению, что ростовщичество [“риба”] бывает двух видов:
Ростовщичество с добавкой [“риба аль-фадзль”] и ростовщичество отсрочкой [“риба ан-насиа”].
Однако Ибн Абас, да будет доволен им Аллах, утверждал, что ростовщичество бывает лишь в отсрочке.
Пример этого: Если человек продал один “са’а” [Мера сыпучих тел] зерна за два “са’а” зерна, из рук в руки [“ядан би яд”], то по мнении Ибн Абаса это разрешено, потому что он считал, что ростовщичество лишь в отсрочке.
Второй пример: Если человек продаст один “мискьаль” [Мера веса равная 24 каратам или 4,26 граммам] золота за два “мискаля” золота, из рук в руки [“ядан би яд”], то Ибн Абас, не видел в этом ростовщичества.
Однако если одна из сторон сделки, отложила передачу; то есть, если ты мне дал золото, а я отложил выплату, и мы разошлись, это является ростовщичеством [“риба”].
Потому что Ибн Абас, считал что слово “именно” [“инна ма”] в вышеприведенном хадисе, указывает на ограничение [“хаср”] и означает, что все что кроме этого, не относится к ростовщичеству [“риба”].
Однако хадис, переданный от Убады ибн Сомита, да будет доволен им Аллах, указывает на то, что добавка [“фадзль”] относится к ростовщичеству [“риба”], что подтверждается словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто добавил или потребовал добавки, тот попал в ростовщичество". [Приводит Имам Муслим, номер хадиса 1588].
После всего этого, какой должна быть наша позиция по отношению к хадису, который привел Ибн Абас?: “Ростовщичество[“риба”]именно[“инна ма”]в отсрочке[“ан-насиа”]”.
Наша позиция, это рассмотрение хадиса, который привел Ибн Абас, не упуская дополнительный смысл второго хадиса, который указал на наличие ростовщичества в добавке.
Рассмотрев эти оба хадиса в совокупности, мы делаем вывод, что наиболее страшное ростовщичество, к которому прибегали во времена “Джахилии”, это ростовщичество в отсрочке [“риба ан-насиа”], по поводу которого Аллах сказал: “О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере и бойтесь Аллаха, быть может, вы преуспеете”. Сура “Семейство Имрана” 130 аят.
А ростовщичество в добавке [“риба аль-фадзль”] не так страшно как первое.
Поэтому Имам Ибн Кайим, да смилуется над ним Аллах, в своей книге "Иьлям аль-мувакьиин", указал, что запрет на ростовщичество в добавке [“риба аль-фадзль”] относится к запрету средства [“васаиль”] ведущего к запрещенному, а не к запрету запрещенного в сущности своей.
Причина седьмая.