Церковный приход – это не здание храма, это – люди. Люди, объединенные верой. Верой, которая проявляется в делах любви и милосердия. Потому что вера без дел – мертва.
Мы в редакции нередко получаем письма, где люди рассказывают, как они, их родственники или друзья уходят из Православной Церкви в разные секты и протестантские общины, потому что не находят себе места в Церкви. Православные приходы не могут удовлетворить их жажду активности, сводя всю христианскую жизнь только к богослужению. Как вы думаете, существует ли реально такая проблема?
- Безусловно, такая проблема есть. Это тоже – наследие советских времен, когда любая активность верующих вне храма была запрещена.
(Прим.. МЦ СПАС - Наследие советских времен:
- загнать Церковь в гетто, ограничить миссионерство и благотворительность стенами храма и свести церковную жизнь только к богослужению;
- строго контролировать содержание проповедей, талантливых проповедников удалять из центральных храмов, отправлять их на служение в глухие деревни;
- священник должен был быть молчалив, необразован, постоянно спешить домой, а еще лучше, если бы он выпивал и совершенно не интересовался пастырской деятельностью;
- строго контролировать личную инициативу прихожан;
- запретить создавать кассы взаимопомощи...)
Поэтому, к сожалению, основная часть православного духовенства, выросшая при большевистской власти, непривычна к такой деятельности. Служение многих священников направленно только на реализацию богослужебной деятельности. Литургия, Евхаристия, - это действительно сердце жизни прихода. Понятно, что сердце – самый главный орган, без него жить нельзя. Но ведь организм не сводиться только к сердечной деятельности, нужны и другие органы.
Но и Церковь – это живой организм, тело Христово. У него помимо сердца, должны существовать и голова, и печень, и руки, и ноги… Если священник не проповедует – значит, у общины нет языка, если не помогает ближним – значит, у нее нет рук, если нет обучениям основам веры – значит, отсутствует голова. Церковный приход, община – это полнота. Если там чего-то нет, это инвалид – «человек с ограниченными возможностями». В двадцатые годы все приходы превратились в таких инвалидов.
- Есть ли разница между дореволюционными и современными приходами, кроме той, что раньше храмы строили, а сейчас восстанавливают?
- Безусловно. Во первых, каждый священник до революции был государственным чиновником. С одной стороны, государство защищало Церковь – например от святотатства,… Но с другой стороны, до 1917 года государство постоянно вмешивалось в церковную жизнь, регламентировало ее. Сейчас Церковь и ее приходы имеют реальную свободу. Это небывалое в истории России явление. Полнота жизни Церкви зависит исключительно от нашей инициативы. А она, к сожалению, еще недостаточно развита.
- Прихожанин – это только тот, кто постоянно ходит в храм?
- Прежде всего, человеку нужно осознавать свою причастность к Вселенской Церкви именно через эту общность. Объективно такая причастность осуществляется на богослужении, в Таинстве Евхаристии, где происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Принимая Святые Дары, все люди, которые собрались в этом месте, соединяются со Христом, и через Него – со всей Вселенской Церковью. Вообще, быть христианином – значить участвовать в таинстве Евхаристии.
Но приходская жизнь отнюдь не сводится только к богослужению, или, лучше сказать, ни в коем случае не должна сводиться к этому. Жизнь прихода – это все, что происходит внутри данной общины.
- В том числе и так называемая внебогослужебная жизнь?
- Во первых это миссионерская деятельность – церковное воспитание и образование новых членов общины. Во вторых, благотворительность: попечение о вдовах, сиротах, больных, стариках, инвалидах. На самом деле внебогослужебную приходскую жизнь можно уложить в эти две формы: миссия и благотворительность.
Можно хоть каждый день приходить в храм молиться и даже участвовать в Таинствах, но при этом оставаться равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения, или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине. Вряд ли такого человека можно назвать членом прихода, общины. Член общины – это тот, кто осознает жизнь общины как общее дело, то есть как Литургию. Обычно Литургия воспринимается, как часть богослужебного круга. Это не верно. Литургия – это полнота всего церковного служения: и богослужебного, и миссионерского, и благотворительного.