Смирение является просто верой и признанием того, что говорит о нас Бог, а Бог никогда не называет нас ничтожествами.
Пожалуйста, поймите: я не говорю о нарциссизме, об эгоистичном самолюбовании, когда люди имеют преувеличенное представление о себе и смотрят на всех остальных свысока. Говоря о "любви к самому себе", я подразумеваю наличие позитивного представления о самом себе и здорового чувства собственного достоинства, основывающегося на правильном понимании нашего места в Божьей любви и во взаимоотношениях с Богом и другими людьми.
Почему мы должны любить себя? На каком основании мы можем так поступать? Ответ на этот вопрос кроется в Божьем сердце и Его целях. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию. Это было величайшим актом, славным венцом всей Его творческой деятельности, и Он сказал, что это "хорошо". Грех запятнал и исказил этот образ в нас. Тем не менее мы остались настолько важными и дорогими для Бога, что Он послал Своего Сына заплатить на кресте за наш грех, чтобы наши взаимоотношения с Ним были восстановлены. Через Христа Бог заново сотворил нас по Своему образу, фактически заново "сделал” нас, и снова сказал, что это "хорошо". Мы должны любить себя — не спесиво, а лишь признавая ту ценность, которую вкладывает в нас Сам Бог.
Мы приняты Богом
Один из первых шагов в развитии здоровой любви к себе заключается в том, чтобы осознать и поверить, что Бог полностью, совершенно принимает нас. Вот как говорит об этом Павел в своем Послании к верующим Ефеса:
Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении (Ефесянам 1:4-8).
В английском переводе Библии (Версия короля Иакова) стих 6 звучит так: "В похвалу славы благодати Своей, которою Он принял нас в Возлюбленном" (курсив авт.). Здесь Павел говорит о нынешней реальности, а не о прошлом переживании. В прошлом мы были неприемлемы для Бога. Бог не мог принять нас из-за нашего греха. Мы были изгоями, отделенными от Него и не имеющими никакой надежды вернуться к Нему своими силами. Затем Иисус пришел на землю и умер на кресте, взяв на Себя все то, что делало нас неприемлемыми. Он понес все это на Себе, приняв всю грязь нашего греха, был послушен до смерти и на третий день воскрес из мертвых. Своей кровью Иисус омыл нас от нашего греха, сделав нас снова чистыми и святыми. Затем Он поставил нас перед Своим Отцом, и Отец сказал: "Приняты!".
Если Бог принял нас, мы должны быть способны принять себя. Бог не смотрит на внешнюю сторону: это не имеет для Него никакого значения. Какие бы недостатки и дефекты мы ни замечали или ни выискивали в себе, Бог смотрит на нас и говорит: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя. Для Меня ты прекрасен".
Бог принимает нас, несмотря на все наши несовершенства. Так почему же у нас возникает столько проблем с тем, чтобы принимать самих себя? Одной из причин является то, как мы воспринимаем свою значимость для себя и для других людей. Многие из нас, возможно, говорят'. "Я достоин. Бог сделал меня достойным", но в глубине души все равно чувствуют себя недостойными ничтожествами. Мы смотрим на свое образование (или на его недостаточность), на свой внешний вид, на свои профессиональные навыки (либо на отсутствие таковых), на свои дарования, таланты и способности (если таковые есть) и приходим к заключению, что мы вряд ли чего-то стоим.
Всякий раз, когда мы оцениваем свою значимость в соответствии с критериями, которые Бог игнорирует, у нас всегда будет неверное представление о себе. Наша значимость и достоинство не имеют никакого отношения к нашим физическим данным и тем стандартам, по которым мы обычно определяем свою ценность. Бог смотрит не на это.
Истинная ценность чего-либо — это ценность, которую вкладывает в эту вещь кто-то другой. Например, золото — это всего лишь блестящий желтый металл, добытый из земли и не имеющий никакой ценности сам по себе, кроме той, которую в него вкладывают люди. Многие люди жаждали им обладать, сражались, убивали и погибали из-за той ценности, которую они вкладывают в золото. Точно так же для определения своей ценности нам нужно смотреть не на свои собственные стандарты, но на ту ценность, которую вкладывает в нас кто-то другой - Бог, наш Творец.
Всякий раз, когда мы оцениваем свою значимость в соответствии с критериями, которые Бог игнорирует, у нас всегда будет неверное представление о себе.
Насколько мы ценны для Бога? Возвращаясь к Посланию Ефесянам 1:4—8 мы видим, что Бог "избрал нас... прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним" (стих 4). Он предопределил "усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей" (стих 5). Он "в преизбытке" излил на нас Свою благодать - Свое незаслуженное благоволение (стих 6). Он счел нас достаточно ценными для того, чтобы послать на крест вместо нас Своего драгоценного Сына, благодаря пролитой крови Которого мы получили искупление и прощение грехов (стих 7). Он сделал все это намеренно, по Своей собственной "премудрости и разумению" (стих 8), просто потому, что так хотел.
Мы ценны для Бога, что в сущности означает — бесценны. Но нужно следить за тем, чтобы никогда не путать то достоинство, которое дано нам Богом, со своей внешностью, своими умениями, своим поведением или со взглядом других людей на нас и их действиями в отношении нас.
Если вы совершили глупую ошибку, то должны сказать: "Я ошибся", а не "Ятупица". Когда вы терпите неудачу в чем- либо, то признайте: "Я потерпел неудачу", но никогда не говорите: "Я неудачник". Мы должны всегда отделять свое поведение и свои дела от чувства собственного достоинства. Что бы ни произошло, как бы много мы ни наломали дров и как бы часто это ни происходило, мы все равно через кровь Иисуса остаемся достойными Бога, и Он все так же принимает нас. Господь уже провозгласил, что это так, а Его Слово остается неизменным.
Мы - новые творения во Христе
Прошлое осталось в прошлом. То, кем или какими мы были раньше, теперь уже не имеет значения. Важно то, кто мы и что мы из себя представляем сейчас, а также кем и какими мы можем стать в будущем. В своем Втором послании верующим Коринфа Павел пишет о том, кем мы являемся как дети Божьи и какими нас видит Бог: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2-е Коринфянам 5:17).
Во Христе все новое. Все старое прошло. Это значит, что мы можем забыть все негативные, ранящие и убивающие надежду слова, которые люди говорили о нас в прошлом. Их больше нет! Теперь время принять новое. Мы можем по-новому одеваться, по-новому ходить, по-новому говорить и по- новому реагировать на обстоятельства жизни, потому что мы стали новыми творениями во Христе. Мы больше не обязаны жить, как нищие попрошайки, без сил валяющиеся в грязи негативных обстоятельств и депрессии, придавленные разочарованием и отчаянием.
То представление, которое мы слагаем о самих себе, всегда будет определять нашу реакцию на жизненные ситуации. Давайте не будем смотреть на других людей, ожидая, когда они скажут нам, кто мы. Бог уже сказал нам об этом и показал в Своем Слове. Мы — новые творения, возлюбленные, принятые и драгоценные в Божьих очах.
То представление, которое мы имеем о самих себе, всегда будет определять нашу реакцию на жизненные ситуации.
Если вам трудно видеть себя таким, попробуйте составить список всех библейских стихов, где говорится о том, какие чувства Бог испытывает по отношению к вам. Прикрепите этот список липкой лентой на зеркале или в каком-либо другом месте, где вы будете регулярно его видеть, и пусть он помогает вам думать и поступать, как подобает возлюбленному сыну или дочери Бога, Царя и Господа Вселенной. Ваш список может выглядеть примерно так:
Я омыт, прощен, исцелен и восстановлен. Я очищен и призван в славу. Я только временно нахожусь на земле. Я всего лишь странник и пришелец на этой планете, я на пути к совершенству и не нуждаюсь в том, чтобы кто-либо говорил мне, кем я являюсь, потому что знаю, кто я. Я дитя Царя, я сын (или дочь) Бога, рожденный свыше благодаря Иисусу Христу, искупленный ценой Его крови. Я новое творение. Я стал совершенно новым. Я любим и совершенно принят как сын (дочь) моим Отцом и драгоценен в Его очах.
Лучше всего давать и принимать любовь получается не у тех, кто постоянно унижает себя и говорит о себе плохие вещи, но у тех, кто действительно любит себя и совершенно осознает, что любим Богом. Пребывая в мире с самим собой, такой человек свободен дарить любовь ближнему и позволять другим людям любить себя.
Людям, которые полны ненависти к себе, сложно принимать любовь. Они склонны думать: "Меня не за что любить; как люди вообще могут меня любить?". Вследствие этого негативного мышления и представления о себе они отвергают проявления любви со стороны других людей, считая их ложными или направленными не по адресу. В то же время такие люди не могут эффективно делиться любовью из-за того, что в их "банке любви" исчерпан лимит. У них недостаточно "активов" любви, которыми можно пользоваться, чтобы любить других.
Всякий раз, основывая представление о себе на чувствах, мы столкнемся с проблемами, потому что наши чувства меняются. Пока мы чувствуем себя хорошо, наше представление о себе хорошее. Когда же у нас возникают плохие чувства в отношении самих себя, наша самооценка резко падает. Нам нужно закрепить свое представление о себе на чем-то, что не меняется. Где же нам найти такое основание?
Уверовав в Иисуса Христа, мы становимся новыми творениями, воссозданными по Его образу. Образ Христа в нас никогда не изменится. Несмотря на то, что наш внешний вид с годами изменится, образ Христа в нас всегда будет оставаться неизменным. Отношение Христа к нам, как и Его образ, также никогда не изменятся. Как бы мы себя ни чувствовали — хорошо или плохо, на высоте или внизу, Христос любит, принимает нас и постоянно думает о нас. Его мнение о нас является единственным мнением, которое действительно что-то значит. Мы должны основывать свое представление о себе на том, что Он думает о нас, а не на том, что думают другие, и даже не на том, что думаем о себе мы сами.
Нам, верующим, пришло время перестать считать себя второсортными людьми. Мы должны прекратить извиняться за то, что являемся Божьими детьми. Богу не доставляет удовольствия видеть, как мы умираем, не воспользовавшись своими привилегиями. Мы — новые творения во Христе, и когда мы начнем жить и действовать в соответствии с этим, неверующие увидят нашу жизнь, полную победы, радости и согласия с самими собой и с другими людьми, и начнут приходить ко Христу.