Семейная любовь является фундаментом мира и стабильности всякого общества.

"Эрос" – половая любовь

Называть "эрос"половой любовью на самом деле будет не совсем правильно, поскольку, если говорить точно, половые сношения не имеют ничего общего с настоящей любовью. Половые сношения могут иметь место и без любви, что и происходит постоянно. Любовь же может существовать и без половых отношений — эти две вещи не зависят друг от друга. В рамках священного и моногамного брака, утвержденного Творцом, половые отношения являются нежным, интимным и прекрасным выражением любви, но сами по себе они не тождественны любви. Именно в этом вопросе современный мир принял совершенно противоположную точку зрения.

Древние греки наслаждались красотой человеческого тела и его сексуальностью и в некотором смысле даже покло­нялись ей. Слово "эрос"у них означало половую активность во всех ее формах, которую они считали одним из видов люб­ви. Эросом также звали греческого бога любви. Поклонение Эросу, в частности, включало в себя ритуальные половые акты и проституцию.

Этот "бог", Эрос, и сегодня продолжает царствовать практически во всех сферах общества. Миллионы людей еже­дневно поклоняются у алтаря Эроса, называя это "любовью".

В рамках священного и моногамного брака, утвер­жденного Творцом, половые отношения являются нежным, интимным и прекрасным выражением любви, но сами по себе они не тождественны любви.

В своем самом полном и наиболее буквальном смысле понятие "эрос" включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади. "Эрос" можно описать словом "похоть". Будучи совер­шенно эгоистичным по своей сути, "эрос" стремится удов­летворить свою похоть за счет других людей.

В отличие от истинной любви, "эрос"полностью сосредо­точен на чувственности. Он сосредоточивается на физичес­кой стимуляции пяти органов чувств - зрения, обоняния, слуха, вкуса и осязания - и на желаниях, возбуждаемых эти­ми чувствами. Будучи физическим по своей природе, "эрос" управляется химическими реакциями и взаимодействиями в теле и поэтому полностью подчиняется плоти. "Эрос" стре­мится удовлетворить каждое желание плоти. Эротическая любовь — это эмоциональная любовь, питаемая лишь чув­ствами: она появляется или исчезает вместе с этими чувства­ми. Истинная любовь, напротив, не мотивируется и не кон­тролируется эмоциями.

Человек, движимый одним только "эросом", рассматри­вает своего потенциального партнера всего лишь как объект вожделения, которым необходимо овладеть. В самом деле, прискорбно, что наше современное общество так часто поощряет представление о людях противоположного пола как об "объектах охоты", а затем называет это "любовью". Взаимоотношения, построенные на "эросе", существуют до тех пор, пока существуют физическая привлекательность и желание, изначально привлекшие людей друг ко другу.

Будучи эгоистичным, "эрос" безразличен к чувствам и желаниям другого человека. Его интересует только личное удовлетворение, которое он может получить от этого челове­ка. "Эрос" ничего не знает о таких вещах, как человеческое достоинство или уважение, — да его это и не волнует. "Эрос"— это желание, вышедшее из-под контроля, это неудержимая страсть в духе современной философии, которая гласит: "Если это приятно — делай это!".

"Агапе" – божественная любовь

Во многих аспектах "агапе" — четвертый, высший вид любви — стоит особняком. В силу своей уникальной природы эта любовь нуждается в особом слове, чтобы описать ее. Обычных слов, применяемых для описания любви "филео", "сторге", "эрос", оказывается недостаточно, чтобы выразить всю глубину смысла, заложенного в этой высшей степени любви. Поэтому по вдохновению Святого Духа авторы Ново­го Завета для восполнения этой нужды создали новое слово - "агапе". Вне Нового Завета слово "агапе" встречается в древ­негреческих текстах только один раз: в отрывке, где описы­вается любовь родителей к своему единственному ребенку. В сущности, "агапе" является уникальным библейским словом для обозначения уникального библейского понятия, что сов­падает с его уникальной духовной природой.

Слово "агапе" обозначает божественную любовь — лю­бовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, кото­рую Его народ воздает Ему. Это также такая любовь, которую люди Божьи должны проявлять по отношению друг ко другу. В отличие от "филео" и "сторге". любовь "агапе" не влечет за собой никаких обязательств, не рождает никаких ожиданий и не выдвигает никаких условий. "Агапе" — это безусловная лю­бовь. В отличие от "эроса", который является высшей сте­пенью эгоизма, "агапе" действует прежде всего на благо дру­гих людей. "Агапе"не служит себе, но, напротив, жертвует со­бой. Это жертвенная любовь, изливающаяся ради блага дру­гого человека.

В отличие от "эроса", который является высшей степенью эгоизма, "агапе" " действует прежде всего на благо других людей.

Величайший призер проявления любви "агапе" был яв­лен тогда, когда Иисус Христос, безгрешный Божий Сын, от­дал Свою жизнь на кресте за грешников (в число которых входим все мы), чтобы они могли стать детьми Божьими. Эта истина выражена в одном из самых известных стихов Биб­лии: "Ибо так возлюбил {агапе) Бог мир, что отдал Сына Сво­его единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна 3:16).

Бог, и никто иной, является источником любви "агапе". Без Него эту любовь познать невозможно. Он явил ее через Иисуса Христа и свободно дарит ее всем, кто станут Его деть­ми по вере — всем, кто уверуют в Иисуса Христа как Спаси­теля и Господа, — и затем будут передавать эту любовь другим. Бог любит всех людей мира божественной любовью "агапе", но только те, кто принадлежат к сообществу верующих, зна­ют эту любовь на личном опыте. Для мира в целом любовь "агапе" неизвестна.

Одну из лучших иллюстраций проявления любви "агапе" между Богом и Его народом мы встречаем в Новом Завете, в 1-м Послании Иоанна:

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его... Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, что­бы мы любили друг друга... Мы знаем, что мы пере­шли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти... Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.

А кто имеет достаток в мире, но, видя брата сво­его в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1-е Иоанна 3:1, 11, 14, 16—18).

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир едино­родного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умило­стивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг дру­га. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совер­шенна есть в нас (1-е Иоанна 4:7-12).

Эти стихи помогают нам понять несколько важных ис­тин, имеющих отношение к любви "агапе". Во-первых, при­рода "агапе"не физическая и не химическая, это не эмоции и не философия. "Агапе" — это Личность. В 1-м Послании Иоанна 4:8 сказано: "Бог есть любовь". Когда мы познаем "агапе", мы познаем Того, Кто воплощает ее. Будучи Сыном Бога, Который есть любовь, Иисус Христос был "агапе" во плоти.

Во-вторых, "агапе" — это единство. Все те, кто познал "агапе", едины с Богом и друг с другом в сердце и духе. Бук­вально говоря, "агапе"означает, что Бог стал одним целым с нами. Во Христе Он облекся в нашу низкую сущность и стал подобным нам, чтобы сделать нас подобными Ему.

Буквально говоря, "агапе" означает, что Бог стал одним целым с нами.

В-третьих, "агапе" думает о других, а не о себе. "Агапе" всегда прежде всего ищет блага других людей, постоянно ищет возможности давать. Истинная любовь не будет совер­шенной, если не будет отдавать себя.

В-четвертых, "агапе" сама делает первый шаг. "Агапе” берет на себя ответственность. Она не ждет, пока кто-то сде­лает первый шаг. В Послании к Римлянам 5:8 сказано: "Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Любовь "агапе"проак­тивна. Она действует независимо от того, реагирует ли кто-то на ее действия, воздает ли ей тем лее самым. Иисус сказал: "И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступай­те с ними" (Луки 6:31). Именно так и поступает "агапе". "Агапе"проявляет инициативу.

Наконец, "агапе" — это выбор. Она основывается не на эмоциях, но на обдуманном решении. Библия четко говорит, что Бог любит нас, но нигде не объясняет, почему Он любит нас. Никакого "почему" просто нет. Бог любит нас потому, что Он есть любовь и Его природе свойственно любить. Бог любит нас потому, что Он решил это делать. Его любовь ли­шена всякого лицеприятия. "Агапе "не выбирает, кого любить, - она просто принимает решение любить. Для нее не имеет значения, кто будет объектом любви.

Поскольку "агапе" является решением, сознательным выбором, она постоянна. В отличие от "любви", основанной на эмоциях, любовь "агапе"никогда не меняется.

"Агапе" не выбирает, кого любить, — она просто принимает решение любить.

Любовь "агапе"- это единственная "настоящая любовь” в мире, и она является основанием для всего того, что мы по­рой называем любовью. Правильно понятые и проявляемые в надлежащей мере "филео", "сторге"и "эрос"могут быть пра­вомерными и прекрасными проявлениями любви "агсте", но ни один из этих видов любви сам по себе не является доста­точным основанием для построения глубоких и долговре­менных взаимоотношений. Это является прерогативой только "агапе".

Понимание любви "агапе" является ключом к открытию секретов человеческого сердца. Для этого нам необходимо рассмотреть несколько граней этого сверкающего драгоцен­ного камня, которым является "агапе": Божью любовь к нам, нашу любовь к Богу, нашу любовь к себе и нашу любовь к другим людям, в особенности к своему супругу или супруге (реальным или потенциальным).

Принципы

1. "Филео" — это любовь на уровне обычной дружбы, это теплые чувства к кому-то, с кем мы знакомы.

2. "Сторге" описывает нежные чувства родителей к своим детям и детей к своим родителям.

3. "Эрос"включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади.

4. "Агапе" обозначает божественную любовь — любовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, которую Его народ воздает Ему.

5. "Агапе" — это безусловная любовь.

6. "Агапе"— это жертвенная любовь.

7. "Агапе"— это Личность.

8. "Агапе"-это единство.

9. "Агапе"думает о других.

10. "Агапе"сама делает первый шаг.

11. "Агапе"берет на себя ответственность.

12. "Агапе"проактивна.

13. "Агапе"— это выбор.

14. "Агапе"никогда не меняется.

Глава 2

Бог любит вас

Если мы надеемся обрести хотя бы какое-нибудь пони- мание настоящей любви, то должны начать с источни­ка. Поэт, написавший: "Любить — значит жить, а жить - зна­чит любить", был близок к истине, потому что источник и жизни, и любви кроется в одной и той же личности — Боге- Творце. Именно Им мы "живем и движемся и существуем" (Деяния 17:28). Познать любовь ("агапе') - значит познать Бога, потому что Бог есть любовь: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любя­щий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1-е Иоанна 4:7-8, курсив авт.).

Одна из величайших истин, когда-либо явленных миру, — это истина о том, что Бог любит нас. Любовь лежит в основа­нии всего, что Бог делает и уже сделал для человечества. Божья любовь к нам - это одна из центральных тем Библии, которая раскрывается на страницах как Ветхого Завета, так и Нового. Никакие другие священные тексты в мире не содер­жат такой вести. Библия совершенно уникальна в своем про­возглашении того, что Бог осознанно, намеренно и безуслов­но любит всех людей.

Вот несколько примеров:

Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к

любящим Его и сохраняющим заповеди Его до ты­сячи родов (Второзаконие 7:9).

...Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иеремии 31:3).

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16).

Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Римлянам 5:8).

Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступ­лениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены... (Ефесянам 2:4,5).

Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... (1-е Иоан­на 3:1).

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивле­ние за грехи наши (I -е Иоанна 4:10).

Библия ясно показывает Божью любовь к нам, однако в ней нигде не показано, почему Он любит нас. Никакого "по­чему" просто нет. Любовь с "почему" — это любовь с условия­ми. Божья же любовь безусловна: Он любит нас просто по­тому, что Он любит нас, и потому, что в Его природе заложена любовь к нам. Поиски ответа на вопрос "Почему?" в отноше­нии Божьей любви будут напрасной тратой времени.

Библия совершенно уникальна в своем провозгла­шении того, что Бог осознанно, намеренно и безу­словно любит всех людей.

Тем не менее из Писания мы можем многое узнать о при­роде и качестве Божьей любви. Именно с этого места должно начинаться всякое искреннее исследование природы настоя­щей любви. До тех пор пока мы не обретем понимания Бо­жьей любви, мы не сможем по-настоящему понять любовь в любом другом ее выражении и, в частности, в том, как она влияет на самые важные взаимоотношения в нашей жизни, будь то взаимоотношения с друзьями или семьей.

Сотворенные и "сделанные"

Первые три главы Книги Бытие полагают основание для всего, что изложено в остальной части Библии. Первая и вторая главы Книги Бытие раскрывают Божий первоначаль­ный замысел сотворения, третья глава описывает то, как этот замысел оказался испорчен, в остальных главах и книгах Библии показывается, как Бог возвращает все в надлежащее положение. Проше говоря, Библия повествует об утвержден­ном рае, потерянном рае и восстановленном рае. Все, что происходит в Библии, происходит ради того, чтобы вернуть человечество и все творение к их первоначальному состоя­нию в условиях, описанных в первых двух главах Книги Бытие.

Одним из ключей к пониманию первых двух глав Книги Бытие является выявление различий между двумя важными словами: "творить" и "создавать". Три стиха в первой главе иллюстрируют эту разницу:

В начале сотворил Бог небо и землю (Бытие 1:1).

И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пре­смыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:26,27, пер. с англ.).

В стихах 1 и 27 слову "сотворил" соответствует еврейское слово "бара", а в стихе 26 слову "сделал" соответствует слово "асах". В первых двух главах Книги Бытие "бара"встречается семь раз, а "асах" — десять раз. Несмотря на то, что эти два слова, похоже, используются в определенной степени вза­имозаменяемо, на самом деле между их основными значени­ями есть четкое различие. "Бара " означает "сделать что-то из ничего". Оно говорит о сотворении в абсолютном смысле и используется в Библии только в связи с Богом, потому что только Он может творить что-то из ничего. В самом начале был только Бог: больше не было ничего. Из этого "ничего" Бог сотворил небеса и землю, просто повелев им быть. Он проговорил — и они появились. Вот что означает "бара".

"Асах", наоборот, означает "сделать что-то из уже суще­ствующего материала". Кроме того, что "асах" используется в стихе 26, оно также используется в связи с тем, что Бог "сде­лал" твердь небесную (см.: Бытие 1:7), солнце и луну (см.: Бытие 1:16), диких зверей (см.: Бытие 1:25), землю и небо (см.: Бытие 2:4), а также женщину - "помощника" мужчине (см.: Бытие 2:18).

В этих двух словах "бара"и "асах"мы видим два конкрет­ных аспекта Божьей творческой деятельности: сотворение некоторых вещей из ничего и создание других вещей из мате­риала, который Он уже сотворил. Как бы там ни было, прин­цип остается неизменным: Бог творит словом.

На всем протяжении первой главы Книги Бытие мы встречаем фразу "И сказал Бог...", которая всегда предшеству­ет конкретному акту творения. Бог создает вещи словами. Слова - это выраженные, изложенные мысли. Следователь­но, мысль — это непроизнесенное слово.

Божьи слова выражают Его мысли. Он сначала думает, а затем говорит. Всякий раз, когда Бог что-то говорит, это означает, что Он прежде об этом подумал. Прежде чем что-то сделать, Бог создает в Своем разуме образ всего того, что Он хочет сделать. Вначале Бог сотворил все вещи, выразив Свои мысли о них. Все существующее возникло прежде всего в Божьих мыслях.

Наши рекомендации