Любовь определяет саму природу Бога.
Понимание любви
Секреты сердца
Майлс Монро
Посвящается
Моей прекрасной, фантастической, потрясающей, чудесной, внимательной жене Рут. Твоя поддержка, уважение, преданность, посвящение, терпение и молитвы за меня делают меня похожим на хорошего мужа и отца. Спасибо тебе за претворение в жизнь принципов, изложенных в этой книге. Спасибо за то, что благодаря тебе наш брак стал именно таким приключением в сфере человеческих взаимоотношений, каким я себе его и представлял. Я люблю тебя.
Моей драгоценной дочери Карисе и моему дорогому сыну Кайро. Пусть ваши семьи будут построены на принципах и заповедях, присущих чистой мудрости проверенных временем истин Божьего Слова. Пусть эта книга, наставления которой вы примете, станет для вас и ваших детей моим главным подарком к свадьбе.
Моему отцу Матиасу и моей покойной матери Луизе Монро. Ваш брак, длившийся более пятидесяти лет, стал для меня живым примером и стандартом. Я стал свидетелем красоты и пользы брака, построенного на фундаменте Божьего Слова. Спасибо вам за то, что научили меня любить мою жену и детей.
Всем холостякам и незамужним женщинам, которые хотят иметь успешную семью - такую, какой ей предназначил быть Творец. Пусть мудрость этой книги споспешествует этому желанию.
Всем супружеским парам, которые хотят улучшить и усовершенствовать свои взаимоотношения. Пусть применение принципов, изложенных в этой книге, поможет вам исполнить свои брачные обеты, и ваш брак станет таким, каким ему изначально предназначалось быть.
Источнику всякой мудрости, знания и разумения, Творцу института брака, моему Господу и Искупителю, Иегове Шалом, Иешуа.
Оглавление
Глава 1. Штука под названием любовь
Глава 2. Бог любит вас
Глава 3. Любовь к Богу
Глава 4. Любовь к себе
Глава 5. Любовь к своему партнеру
Глава 1
Штука под названием любовь
Один поэт некогда сказал: "Любить — значит жить, а жить значит любить". Это, возможно, и так, но что означают эти слова? Поэт не дал определения своим словам. Что же это за штука под названием любовь?
Пожалуй, никакому другому аспекту человеческой жизни не было посвящено столько размышлений, дискуссий, дебатов, рассуждений и мечтаний, как природе истинной любви. Любовь присутствует везде: в наших песнях и книгах, в телепрограммах и на экранах кинотеатров. Тема любви не сходит с наших уст, не покидает наших мыслей и разговоров.
И все же, несмотря на все наши размышления и разговоры, дискуссии и дебаты, многие ли из нас по-настоящему понимают сущность любви? Знаем ли мы на самом деле, что такое истинная любовь? Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист XVII века, весьма проницательно подметил: "Настоящая любовь подобна привидениям, о которых все говорят, но мало кто видел".
Куда мы можем обратиться для получения подлинных знаний в вопросах истинной любви? Мир предлагает много различных концепций любви, но насколько им можно доверять? Западная массовая культура склонна приравнивать любовь к теплым чувствам, физической притягательности и половой активности. Этот взгляд на любовь каждый день вбивается нам в головы с помощью книг и журналов, которые мы читаем, песен, которые мы слушаем, фильмов и телепрограмм, которые мы смотрим. Эпидемия разрушенных взаимоотношений, неудачных браков и распавшихся семей, характеризующая наше сегодняшнее общество, говорит нам о том, что в нашем взгляде на любовь есть что-то весьма ошибочное.
Лучший способ чему-либо научиться — это обратиться к специалисту. Если нам необходимо улучшить свои навыки игры в гольф, мы обращаемся к профессионалу в области гольфа; если есть желание научиться играть на фортепиано, мы берем уроки у квалифицированного репетитора. А кто является экспертом в области любви? Никто не понимает сущность любви лучше, чем Бог. Он не только создал любовь и утвердил ее в качестве краеугольного камня основания человеческой жизни, но, согласно Библии, Бог есть любовь (см.: 1-е Иоанна 4:8,16). Любовь определяет саму природу Бога.
Принципы
1. "Филео" — это любовь на уровне обычной дружбы, это теплые чувства к кому-то, с кем мы знакомы.
2. "Сторге" описывает нежные чувства родителей к своим детям и детей к своим родителям.
3. "Эрос"включает в себя половое желание, половой голод без какого-либо уважения к святости, чувственный экстаз, оставляющий умеренность и воздержанность далеко позади.
4. "Агапе" обозначает божественную любовь — любовь, которой Бог любит Свой народ, а также любовь, которую Его народ воздает Ему.
5. "Агапе" — это безусловная любовь.
6. "Агапе"— это жертвенная любовь.
7. "Агапе"— это Личность.
8. "Агапе"-это единство.
9. "Агапе"думает о других.
10. "Агапе"сама делает первый шаг.
11. "Агапе"берет на себя ответственность.
12. "Агапе"проактивна.
13. "Агапе"— это выбор.
14. "Агапе"никогда не меняется.
Глава 2
Бог любит вас
Если мы надеемся обрести хотя бы какое-нибудь пони- мание настоящей любви, то должны начать с источника. Поэт, написавший: "Любить — значит жить, а жить - значит любить", был близок к истине, потому что источник и жизни, и любви кроется в одной и той же личности — Боге- Творце. Именно Им мы "живем и движемся и существуем" (Деяния 17:28). Познать любовь ("агапе') - значит познать Бога, потому что Бог есть любовь: "Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь" (1-е Иоанна 4:7-8, курсив авт.).
Одна из величайших истин, когда-либо явленных миру, — это истина о том, что Бог любит нас. Любовь лежит в основании всего, что Бог делает и уже сделал для человечества. Божья любовь к нам - это одна из центральных тем Библии, которая раскрывается на страницах как Ветхого Завета, так и Нового. Никакие другие священные тексты в мире не содержат такой вести. Библия совершенно уникальна в своем провозглашении того, что Бог осознанно, намеренно и безусловно любит всех людей.
Вот несколько примеров:
Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к
любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Второзаконие 7:9).
...Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иеремии 31:3).
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16).
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Римлянам 5:8).
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены... (Ефесянам 2:4,5).
Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими... (1-е Иоанна 3:1).
В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (I -е Иоанна 4:10).
Библия ясно показывает Божью любовь к нам, однако в ней нигде не показано, почему Он любит нас. Никакого "почему" просто нет. Любовь с "почему" — это любовь с условиями. Божья же любовь безусловна: Он любит нас просто потому, что Он любит нас, и потому, что в Его природе заложена любовь к нам. Поиски ответа на вопрос "Почему?" в отношении Божьей любви будут напрасной тратой времени.
Библия совершенно уникальна в своем провозглашении того, что Бог осознанно, намеренно и безусловно любит всех людей.
Тем не менее из Писания мы можем многое узнать о природе и качестве Божьей любви. Именно с этого места должно начинаться всякое искреннее исследование природы настоящей любви. До тех пор пока мы не обретем понимания Божьей любви, мы не сможем по-настоящему понять любовь в любом другом ее выражении и, в частности, в том, как она влияет на самые важные взаимоотношения в нашей жизни, будь то взаимоотношения с друзьями или семьей.
Сотворенные и "сделанные"
Первые три главы Книги Бытие полагают основание для всего, что изложено в остальной части Библии. Первая и вторая главы Книги Бытие раскрывают Божий первоначальный замысел сотворения, третья глава описывает то, как этот замысел оказался испорчен, в остальных главах и книгах Библии показывается, как Бог возвращает все в надлежащее положение. Проше говоря, Библия повествует об утвержденном рае, потерянном рае и восстановленном рае. Все, что происходит в Библии, происходит ради того, чтобы вернуть человечество и все творение к их первоначальному состоянию в условиях, описанных в первых двух главах Книги Бытие.
Одним из ключей к пониманию первых двух глав Книги Бытие является выявление различий между двумя важными словами: "творить" и "создавать". Три стиха в первой главе иллюстрируют эту разницу:
В начале сотворил Бог небо и землю (Бытие 1:1).
И сказал Бог: сделаем человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Бытие 1:26,27, пер. с англ.).
В стихах 1 и 27 слову "сотворил" соответствует еврейское слово "бара", а в стихе 26 слову "сделал" соответствует слово "асах". В первых двух главах Книги Бытие "бара"встречается семь раз, а "асах" — десять раз. Несмотря на то, что эти два слова, похоже, используются в определенной степени взаимозаменяемо, на самом деле между их основными значениями есть четкое различие. "Бара " означает "сделать что-то из ничего". Оно говорит о сотворении в абсолютном смысле и используется в Библии только в связи с Богом, потому что только Он может творить что-то из ничего. В самом начале был только Бог: больше не было ничего. Из этого "ничего" Бог сотворил небеса и землю, просто повелев им быть. Он проговорил — и они появились. Вот что означает "бара".
"Асах", наоборот, означает "сделать что-то из уже существующего материала". Кроме того, что "асах" используется в стихе 26, оно также используется в связи с тем, что Бог "сделал" твердь небесную (см.: Бытие 1:7), солнце и луну (см.: Бытие 1:16), диких зверей (см.: Бытие 1:25), землю и небо (см.: Бытие 2:4), а также женщину - "помощника" мужчине (см.: Бытие 2:18).
В этих двух словах "бара"и "асах"мы видим два конкретных аспекта Божьей творческой деятельности: сотворение некоторых вещей из ничего и создание других вещей из материала, который Он уже сотворил. Как бы там ни было, принцип остается неизменным: Бог творит словом.
На всем протяжении первой главы Книги Бытие мы встречаем фразу "И сказал Бог...", которая всегда предшествует конкретному акту творения. Бог создает вещи словами. Слова - это выраженные, изложенные мысли. Следовательно, мысль — это непроизнесенное слово.
Божьи слова выражают Его мысли. Он сначала думает, а затем говорит. Всякий раз, когда Бог что-то говорит, это означает, что Он прежде об этом подумал. Прежде чем что-то сделать, Бог создает в Своем разуме образ всего того, что Он хочет сделать. Вначале Бог сотворил все вещи, выразив Свои мысли о них. Все существующее возникло прежде всего в Божьих мыслях.
Законного права на это.
Именно поэтому Бог призвал Авраама и пообещал благословить его сыном, хотя Авраам и его жена Сарра не имели детей и уже вышли из детородного возраста. Богу нужны были люди, через которых Он мог бы свободно действовать, чтобы в нужное время принести Свое семя в мир.
У Авраама и Сарры родился сын обетования Исаак, у которого затем родились близнецы Иаков и Исав. Иаков стал отцом двенадцати сыновей, чьи семьи возросли в двенадцать колен Израилевых. Иуда, один из сыновей Иакова, был предком царя Давида. Мария и Иосиф, земные родители Иисуса, оба были потомками Давида. Эта цепочка родства от Авраама до Марии дала Богу человеческое кровное родство, необходимое Ему для того, чтобы приход Божьего Сына в мир был законным.
Одна из великих истин Библии заключается в том, что всякий раз, когда Бог собирается что-то сделать на земле. Он всегда действует через человека или группу людей, которых Он призвал и которые добровольно ответили на Его призыв. Человеческий фактор является ключом к Божьей деятельности на земле. Когда Бог решил вывести израильтян из Египта, Он призвал Моисея. Когда Он собрался спасти Свой народ от мадианитян, Он призвал Гедеона. Когда Бог хотел предупредить Свой непослушный народ о Своем суде и призвать их обратно к Себе, Он призывал Илию,' Елисея, Иеремию, Амоса и других пророков. Когда Бог был готов послать Своего Сына в мир, Он избрал Марию, смиренную крестьянскую девушку, быть Его матерью. Когда Иисус Христос был готов послать Свою весть о спасении всему миру, Он призвал и помазал мужчин и женщин — Свою Церковь — и поручил им эту миссию.
Это иллюстрирует невероятный принцип, согласно которому действует Бог: мы без Бога не можем, а Бог без нас не будет действовать. Во всем, что Бог желает делать на земле, Он вступает в партнерство с теми, кому уже дал владычество.
Нет большей любви
Насколько велика Божья любовь к нам? Настолько, что когда мы были еще грешниками, когда мы еще находились в состоянии противления Богу, Он послал Своего безгрешного Сына Иисуса Христа умереть за наши грехи, чтобы мы могли вернуться ко взаимоотношениям любви с Ним. По Своей великой любви к нам Бог сделал для нас то, чего мы никогда не смогли бы сделать для себя сами. Он был готов заплатить любую цену (и сделал это), чтобы вернуть Свою утраченную любовь.
Подумайте над этими словами апостола Павла из его новозаветного Послания верующим в Ефесе: "И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим... Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатию вы спасены" (Ефесянам 2:1,4,5).
Как Христос совершил это? Единственный способ для Сына Божьего стать сыном человеческим заключался в том, чтобы облечься в человеческую плоть. Он стал таким, как мы, чтобы мы смогли стать такими, как Он. Вот как автор новозаветного Послания к Евреям описывает то, что сделал Иисус:
Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честию Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех... А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа... (Евреям 2:9, 14-17).
Нет большего проявления любви, чем это. В сущности, сам Иисус говорил: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоанна 15:13). Бог послал Своего Сына спасти нас, потому что Он любит нас. Иисус Христос добровольно умер за нас, потому что Он любит нас. Божья любовь — это вечная любовь, она никогда не закончится и не иссякнет.*В самом деле, она не имеет конца, потому что является сущностью Самого Бога.
Бог есть любовь, а любовь должна давать, поэтому Он сотворил нас, чтобы мы принимали Его любовь. Для того чтобы любовь была полной, принимающий должен быть подобен даятелю. Мы сотворены по образу и подобию Бога. Он Дух, и каждый из нас тоже является духом. Бог — любовь, и мы тоже являемся любовью. Мы были созданы, чтобы принимать Божью любовь, а также любить Его и любить других людей.
Принципы
1. Бог творит словом.
2. Когда Бог был готов сотворить человека, Он обратился к Самому Себе.
3. Бог сотворил людей по Своему образу.
4. Бог есть любовь.
5. Для того чтобы быть полной, любовь должна отдавать себя. Поэтому у любви должен быть тот, кто будет ее принимать.
6. Для того чтобы любовь была совершенной, принимающий должен быть таким же, как и даятель.
7. Бог сотворил людей для того, чтобы они принимали Божью любовь.
8. Поручив человеку владычествовать над землей, Бог, по сути, отказался от Своего права вмешиваться в дела этой планеты.
9. Для того чтобы вернуть свою утраченную любовь - людей, и спасти нас от греха, Богу нужно было человеческое семя.
10. Мы без Бога не можем, а Бог без нас не будет действовать.
Глава 3
Любовь к Богу
Бог есть любовь, а любовь нуждается в том, чтобы давать, поэтому Бог сотворил человека — духовное существо, как и Он сам, чтобы иметь того, кого Он сможет любить и кому сможет давать. Здесь речь идет и о мужчинах, и о женщинах, поскольку вопрос не в половой принадлежности, а в духе, потому что Бог есть Дух.
Первое, что Бог даровал этому сотворенному духовному человеку, было владычество над землей, физическим миром. Духовные существа не могут понять и оценить физическую реальность, потому что физическое и духовное находятся в двух совершенно разных измерениях. Поэтому Бог взял "прах земной", часть этого физического мира, и слепил физическое тело как "жилище" для духовного человека. Он наделил это тело сердцем, легкими, нервной системой и пятью чувствами - зрением, обонянием, вкусом, осязанием и слухом, чтобы Его духовный человек мог иметь законный доступ к физическому миру и смог полностью оценить тот мир, над которым ему надлежало владычествовать.
Так вышло, что первое тело, которое Бог сделал для человека, было мужского пола. Когда выяснилось, что мужчина Адам оказался в этом мире так же одинок, как Бог до сотворения, Бог взял часть тела Адама и создал женское тело, в которое также поселил духовного человека. Теперь мужчина и женщина вместе могли наслаждаться совершенством и непрерывным общением с Богом. Для полного удовлетворения в своем духе Адам и Ева не нуждались ни в ком, кроме Бога. Однако в своей мужественности и женственности они, чтобы быть совершенными, нуждались друг в друге. Точно так же обстоит дело и с каждым из нас.
Божья фундаментальная цель в сотворении нас заключалась в том, чтобы любить нас; владычество над землей было Его первым даром для нас. Он сотворил нас для Своей любви и даровал нам владычество как доказательство Своей любви. Итак, в чем же заключается цель существования человека на земле? Неужели мы живем здесь только для того, чтобы владычествовать над всем творением? Адам и Ева не только правили над окружающим их физическим миром, но также наслаждались постоянными взаимоотношениями с Богом.
Мы являемся "преемниками" Божьей любви, потому что Бог сотворил нас такими. Он также создал нас способными отвечать любовью на любовь. Все, что происходит от Бога, должно быть подобным Богу. Поскольку Бог есть любовь, мы - произошедшие от Бога — тоже являемся в нашем духе любовью. Цель нашего пребывания на земле заключается, в первую очередь, не во владычестве, а в том, чтобы принимать Божью любовь и отвечать на нее взаимностью. Вестминстерский Краткий Катехизис, классическое изложение основополагающих истин христианской веры, гласит, что главная цель человека — это "вечно прославлять Бога и наслаждаться Им". Это прекрасное и точное описание взаимоотношений любви между Богом и человеком.
Принципы
1. Наша главная, основная цель заключается в том, чтобы любить Бога.
2. Первое условие для того, чтобы любить Бога, — это знать Его верой.
3. Истинное поклонение всегда происходит отдуха к Духу, когда наш дух соединяется с Духом Божьим.
4. Поклонение — это встреча Божьей и человеческой сущностей.
5. Частью любви к Богу является поддержание нашей связи с Ним.
6. Пребывание во Христе жизненно необходимо для обмена любовью между нами и Господом.
7. Познание Бога является началом всякого истинного знания.
8. Один из способов научиться любить Бога заключается в том, чтобы уделять время, прикладывать усилия к познанию Его и развитию близких отношений с Ним.
9. Любить Бога означает учиться познавать Его пути.
10. Бог желает, чтобы мы вошли в такие глубокие и близкие взаимоотношения любви с Ним, которые выходят за рамки внешних проявлений и соединяют нас с Ним сердце к сердцу и дух к духу.
11. Повинуясь Богу, мы проявляем свою любовь к Нему.
Глава 4
Любовь к себе
Любовь находится в самом основании Божьего замысла - для всех человеческих взаимоотношений — как естественных, так и духовных. Иисус сказал нам, что две самые главные заповеди — это, во-первых: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" (Матфея 22:37), а во-вторых: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Матфея 22:39). Две эти заповеди неразрывно связаны. Бог создал нас не только для того, чтобы принимать Его любовь, но и для того, чтобы любить Его в ответ, а также любить других людей. Разорвав наши взаимоотношения с Богом, грех нарушил "канал связи", важный для нашей способности давать и принимать любовь. Не имея живых взаимоотношений любви с Богом, невозможно любить ни своего ближнего, ни себя самих так, как должно. Но когда мы уверены в Божьей любви к нам, мы можем отвечать Ему взаимностью, и этот свободный обмен любовью делает нас способными любить себя, а следовательно, и других людей.
Ненависть к себе, пожалуй, является самой большой проблемой человеческого общества независимо от культуры. Десятилетия исследований и опыта в сфере психологии и поведения человека показали, что ненависть к себе является корнем большинства душевных, эмоциональных и психологических проблем. Многим мужчинам и женщинам сложно уживаться с другими людьми, потому что они не могут ужиться с самими собой. Им сложно как проявлять любовь, так и принимать ее от других, потому что они не в состоянии любить себя.
К сожалению, проблема ненависти к себе не ограничивается светской культурой, миром душевнобольных или эмоционально нестабильных людей. Эта проблема касается и последователей Христа. Многие из нас, верующих, имеют комплекс неполноценности, из-за которого мы постоянно подавляем сами себя, говорим о себе негативно и отрицаем наличие у себя дарований, талантов и способностей. Это чувство неполноценности является продуктом многовекового церковного учения о том, что любить себя нехорошо. Это учение приравнивает самоуничижение к смирению, в то время как на самом деле эти две вещи являются совершенно разными. Самоуничижение гласит: "Я ничто. Я бесполезное, ни на что не годное, никому не нужное ничтожество". Смирение же является просто верой и признанием того, что говорит о нас Бог, а Бог никогда не называет нас ничтожествами.
Когда Иисус сказал: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", Он имел в виду, что мы должны любить своего ближнего в той же мере, в той же степени, в какой мы любим самих себя. Иначе говоря, мы можем любить своего ближнего лишь в той мере, в какой мы любим самих себя. Люди, не любящие самих себя, не могут по-настоящему любить кого- то другого.
Чрезмерная застенчивость.
Застенчивость порождается страхом того, что подумают о нас другие. Чрезмерно застенчивые люди полагают, что у них нет ничего, что они смогли бы дать, и что они не могут сделать что-либо значимое. Не желая травмировать себя, они замыкаются в своем собственном маленьком мирке. Быть застенчивым и быть тихим — это не одно и то же. Некоторые люди просто тихие по своей натуре, застенчивость же порождается страхом. Но вот ответ Господа: "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей" (Исаии 41:10).
Постоянная ожесточенность.
Есть люди, от которых никогда не услышишь ничего позитивного. На какой бы оптимистичной ноте ни начался разговор, они практически тут же начинают сплетничать, жаловаться, злословить или еще как-нибудь выражать свой гнев и ожесточенность. Люди, живущие с ожесточенностью в сердце, страдают от низкой самооценки. В своем Послании верующим в Ефесе Павел говорил о нашей речи следующее: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим" (Ефесянам 4:29).
8. Перфекционизм (озабоченность достижением совершенства).
В том, чтобы желать хорошо выполнить свою работу или постоянно совершенствоваться, нет ничего плохого. Это — здравое отношение к жизни. Проблема возникает тогда, когда потраченное на это время "перевешивает" ценность достигнутого результата. Перфекционист не замечает этой разницы. Часто перфекционизм является усилием, направленным на то, чтобы компенсировать низкую самооценку. Перфекционисты склонны быть большими законниками, нетерпимыми к малейшим отклонениям от "нормы". Если у вас есть такая проблема, расслабьтесь! Обращаясь к римлянам, Павел пишет: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти" (Римлянам 8:2).
Отношение превосходства.
Люди, отвергающие самих себя, часто стараются компенсировать это неприятие, занимая позицию превосходства над другими людьми. Хвастовство своими достижениями, использование "умных" слов в разговоре и отказ от общения с определенными группами людей - все эти вещи являются признаками гордости и скрытого чувства неуверенности и неполноценности. Отношение превосходства является всего лишь прикрытием. Совет Божьего Слова таков: "Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Филиппийцам 2:3).
Расточительность.
Люди, которые постоянно пытаются поразить всех, тратя огромные суммы на дорогие вещи в надежде вызвать восхищение и зависть других людей, могут пытаться прикрыть этим свое неприятие самих себя и чувство личной неполноценности. Жизнь - это нечто намного большее, чем увлечение вещами. Иисус сказал: "Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Луки 12:15).
Неправильные приоритеты.
Пренебрежение установленными Богом обязанностями ради того, чтобы тратить много времени на приобретение признания людей, может быть признаком неприятия самого себя. Каждого, кто сосредоточивается на второстепенном и старается поскорее разделаться с основными жизненными вопросами, ожидают проблемы. Будет мудро последовать совету Иисуса: "Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Марка 8:36).
Мы нуждаемся не в человеческом одобрении, а только в Божъем
Желание получить одобрение и похвалу весьма тесно связано с неприятием самого себя. Каждому человеку необходимо чувствовать, что его уважают и принимают. Те, кто не могут оценить самих себя, ищут одобрения у других. Реальная опасность здесь кроется в том, что одобрение, которое дает мир, является пустым и не приносит удовлетворения. Только то одобрение, которое приходит от Бога, приносит поддержку и удовлетворение. Мы нуждаемся в Божьем одобрении, а не в человеческом.
Во Втором послании к Коринфянам 10:17,18 Павел пишет: "Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь". Бог уже выразил свое одобрение всем тем, кто верует в Него, так что мы больше не нуждаемся в чьем-либо одобрении. Бог уже похвалил нас. "Хвалить" означает "хорошо отзываться" о ком-либо. Бог хорошо отзывается о Своих детях даже тогда, когда другие люди говорят о них плохо. Истина о том, что мы получили Божье одобрение, является, пожалуй, самым большим откровением в Библии после спасения.
В конце концов, стремление получить одобрение мира является напрасной тратой времени, особенно для верующих. Божье Слово фактически обещает, что произойдет прямо противоположное. Все, кто носят имя Иисуса и стремятся жить в послушании Ему, обязательно подвергнутся гонениям со стороны мира, враждебно настроенного к этому Имени. Как Павел писал Тимофею: "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2-е Тимофею 3:12).
В конечном счете одобрение мира не значит ничего. Путь к истинному блаженству и радости заключается в послушании Богу и отождествлении себя с Ним в Иисусе Христе. Сам Иисус ясно показал это, сказав:
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Матфея 5:10—12).
Многие люди всю свою жизнь ищут одобрения со стороны других. Слишком много верующих занято поисками "фанатов". Они слишком озабочены тем, что о них думают другие. Мы не должны переживать о том, как нас воспринимают окружающие, а помнить, что значение имеет лишь Божье одобрение. Те, кого одобряет Бог, являются по-настоящему одобренными. Иисус предупреждал: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матфея 10:28).
Мы не должны заботиться о том, как нас воспринимают окружающие, а помнить, что значение имеет лишь Божье одобрение.
Те, кто ищут человеческого одобрения, легко приобретают "стадное мышление", в котором ключевым является слово "давайте": "Давайте сделаем это", "Давайте сделаем то". Каждый вступивший под знамя "Давайте" больше не имеет собственной индивидуальности. Те, кто постоянно ищут одобрения других людей, не в состоянии мыслить самостоятельно. Они не управляют собой изнутри, но позволяют управлять и манипулировать собой извне тем людям, которым они гак усердно стараются угодить. Желание понравиться заставляет таких людей отказаться от собственной воли и целеустремленности. В Книге Притч 25:28 сказано: "Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим". Другими словами, если мы не управляем своей собственной жизнью изнутри, найдется кто-то, кто станет управлять ею извне.
Тщетное стремление получить одобрение мира напоминает историю о двух котах — старом и молодом. Старый кот, увидев, как молодой гоняется за своим хвостом, спросил его: "Почему ты так долго гоняешься за своим хвостом?". "Я узнал, что для кота нет ничего лучше счастья, а счастье заключается в моем хвосте - поэтому я за ним и гоняюсь. Когда я его поймаю, я обрету счастье", — ответил молодой кот.
"Сынок, я тоже когда-то обращал внимание на проблемы Вселенной, — усмехнулся старый кот. — Я тоже считал, что счастье кроется в моем хвосте, но заметил, что всякий раз, когда я гоняюсь за ним, он убегает от меня, а когда я занимаюсь своими делами и не обращаю на него внимание, он сам преследует меня".
Этим примером я хочу сказать следующее: люди больше всего ценят тех, кто не старается им понравиться, а просто ведет себя естественно и старается быть самим собой. Если мы имеем одобрение Бога, нам не нужно никакого другого одобрения. Будучи наполнены Божьей любовью, мы можем отвечать Ему взаимностью, а также нам легко любить самих себя. Одобрение других тогда не представляется нам таким уж важным.
Божья любовь освобождает нас от необходимости искать человеческое одобрение. Знание того, что Бог любит нас, принимает нас, одобряет нас, что мы являемся новыми творениями во Христе, делает нас способными отвергнуть неприятие самих себя и принять здоровую любовь к самим себе. Когда мы чувствуем себя уверенными в Божьей любви к нам, в нашей любви к Нему и в нашей любви к себе, это подготавливает нас к выполнению второй главнейшей заповеди: возлюбить своего ближнего, как самого себя.
Принципы
1. Мы должны любить себя - не спесиво, а просто признавая в себе ту ценность, которую вкладывает в нас Сам Бог.
2. Бог полностью, совершенно принимает нас.
3. Мы - новые творения во Христе, возлюбленные, принятые и драгоценные в Его очах.
4. Уверовав в Иисуса, мы становимся новыми творениями во Христе, воссозданными по Его образу. Образ Христа в нас никогда не изменится.
5. Бог уже выразил свое одобрение всем, кто верует в Него, так что мы больше не нуждаемся в чьем- либо одобрении.
6. Если мы имеем одобрение Бога, нам не нужно никакого другого одобрения.
Глава 5
Любовь к своему партнеру
Во взаимоотношениях, как и во всем другом, знание является ключом к успеху. Невежество опасно. Говорим ли мы о браке или о других, менее официальных и менее близких союзах, недостаток знаний является основной и самой распространенной причиной краха взаимоотношений.
Конфликты и напряженность во взаимоотношениях чаще всего возникают из-за того, что люди просто не понимают друг друга. Они не учитывают того факта, что мужчины и женщины не только думают и ведут себя по-разному, но и по- разному воспринимают ту среду, в которой находятся. Во многих случаях это непонимание вызвано неверным предположением о том, что, поскольку мужчины и женщины равны как личности, они имеют одинаковые нужды.
Как духовные существа, сотворенные по образу Божьему, мужчины и женщины действительно равны. Они равны как отдельные личности, они равны в том, чтобы находить полное духовное удовлетворение во взаимоотношениях с Богом, они также равны в своем авторитете и власти на земле. Однако как люди, имеющие разные тела - мужское и женское, — они имеют весьма разные нужды. Это различие в нуждах вызвано различиями в замысле и функционировании мужчин и женщин.
Недостаток знаний является основной и самой распространенной причиной краха взаимоотношений.
Функционирование определяет замысел, а замысел определяет нужду. Функция автомобиля заключается в том, чтобы быть средством моторизованного передвижения. Для того чтобы выполнять эту функцию, в большинстве автомобилей имеется двигатель внутреннего сгорания, являющийся одной из частей конструкторского замысла. Согласно тому же замыслу для работы двигателя требуется бензин. Замысел определяет нужду. Автомобилю, оснащенному двигателем внутреннего сгорания, нужен бензин, чтобы выполнять свои функции. Здесь не годится ни керосин, ни дизельное топливо. Только бензин даст автомобилю возможность исполнить свое предназначение.
Точно так же обстоит дело с мужчинами и женщинами: функции определяют замысел, а замысел определяет нужды. Мужчины и женщины имеют весьма разные нужды, потому что они были задуманы разными для исполнения разных функций. Успех во всех человеческих взаимоотношениях зависит от понимания и правильной оценки этих различий.
Иисус сказал, что мы должны любить Бога всем своим сердцем, всей душой и всем разумом, а также любить своего ближнего, как самого себя. В этой главе мы под словом "ближний" будем подразумевать "партнера" противоположного пола во взаимоотношениях, будь то муж или жена, жених или невеста, друг или подруга или просто знакомый (знакомая). Слова "любовь к своему партнеру", конечно же, подразумевают любовь "агапе" — божественную, высшую любовь, которая включает в себя "филео", "сторге", а в контексте брака и "эрос".
Любовь к своему партнеру, кем бы он ни был и какими бы ни были наши взаимоотношения, требует, чтобы мы понимали кон