Дар языков ограничен в использовании.
«Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй» (1 Кор. 14:26,27).
Как мы уже говорили ранее, на любом служении не должно быть более трех высказываний на языках, и каждое из них должно сопровождаться истолкованием. Я всегда считал, что поскольку Бог делает все очень четко, то Дух Святой, безусловно, может сказать все, что необходимо, и в трех сообщениях.
Подтверждение этому мы находим и в Первом послании к Коринфянам 14:33: «Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых». Таким образом, использование даров регулируется не Самим Богом, но Церковью.
Еще раз обратимся к стиху 27: «Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй. В некоторых церквах я был свидетелем того, как два различных высказывания на языках истолковывали два разных человека. Но Слово Божье говорит: «...а один изъясняй». Как правило, на каждом отдельном служении давать истолкование должен один и тог же человек.
Так сложилось, что в Великобритании дары Духа всегда действовали лучше, чем в Соединенных Штатах. На конференциях, проходящих там, ведущий собрание обычно встает в самом начале и объявляет, кто сегодня будет истолковывать. И независимо от того, кто говорит на языках, истолкование дает один и тот же человек. Хотя в церкви может быть много истолкователей, но Библия говорит, что изъяснять на каждом отдельном служении должен только один.
В Первом послании к Коринфянам 14:28 сказано: «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу». Это одно из наиболее четких указаний относительно порядка в церкви, какое ты вообще можешь найти в Библии. Если среди присутствующих нет истолкователя, и сам говорящий не обладает даром истолкования, то он должен молчать в церкви и говорить только «себе и Богу».
Это доказывает, что, действуя в духовных дарах, мы сами держим контроль над ситуацией, а не какая-то внешняя сила. Мы знаем из Библии, что Святой Дух никогда не будет силой принуждать человека к действию. Он предоставляет нам возможность, а использовать ее или нет — это наш выбор.
В Первом послании к Коринфянам 14:29-32 мы читаем:
«И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение. И духи пророческие послушны пророкам».
Если кто-то говорит: «Я не могу контролировать себя», то значит, его ведет не сила Святого Духа, но сила диавола.
Бог не заставляет человека идти на небо, как и не принуждает его жить праведно. Он не заставлял Люцифера, архангела, вернуться к послушанию, когда тот взбунтовался против Него. Бог не пытался заставить Адама жить праведно после грехопадения. Нигде во всей Библии ты не найдешь случая, когда Бог силой принуждал кого-то к праведной жизни.
Ты должен сам хотеть жить праведно и сам ревновать о дарах Духа. Бог не будет их тебе навязывать. Когда ты получаешь дары — относись к ним с уважением. Изучай, что Бог говорит о них, и тогда обретешь великую мудрость в использовании этих даров, и они будут пребывать с тобой. Поскольку не будет никакой причины, чтобы они ушли из твоей жизни.
Пророчество и языки
Рассмотрев все три дара вдохновения — пророчество, языки и истолкование, — мы можем увидеть, как эти дары совместно действуют в Теле Христа. Апостол Павел писал в Первом послании к Коринфянам 14:1,2:
«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом».
Здесь Павел показывает разницу между даром пророчества и даром языков. При совместном проявлении дар языков и истолкование несут такое же откровение, помазание, силу и ощущение Божьего присутствия, что и пророчество. Пророчество и языки представляют собой два различных способа, с помощью которых Бог производит одно и то же. Пророчество всегда обращено к Церкви, а высказывание на языках может быть обращено также к Богу или к грешнику.
Когда человек говорит языками, мы не можем понять, о чем идет речь, когда же человек пророчествует — мы его понимаем.
Павел продолжает в Первом послании к Коринфянам 14:3,4:
«А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь».
В этом и состоит основное различие между служением пророчества и служением дара языков в Теле Христа: языки назидают и созидают говорящего, а пророчество назидает и созидает Церковь.
В стихе 5 Павел пишет: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание».
Пророчество отличается от высказывания на языках, но если кто-то из присутствующих будет истолковывать, результат действия этих даров будет одинаковым.
«Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (1 Кор. 14:22).
Языки являются знамением не для верующих, но для неверующих. Проявления этого дара оказывают изумительное воздействие на грешников. Мне неоднократно доводилось видеть, как высказывание на языках и последующее истолкование наполняли страхом сердца грешников.
Пророчество же предназначено для Церкви; пророчество дает Божьему народу назидание, увещание и утешение.
«Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь? Но когда все пророчествуют [или говорят на языке, понятном для всех], и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится, и таким образом тайны сердца его обнаруживаются; и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: "истинно с вами Бог"» (1 Кор. 14:23-25).
Когда неверующий приходит в собрание и слышит слова, исполненные великим вдохновением, он осознает, что Бог действительно присутствует среди этих людей. Слова, которые они говорят, являются сверхъестественными и не исходят из их человеческого разума. Грешник поймет это и признает, что сила Божья действует в их среде.
Глава 10