Две жизни с печальным концом
(1876-1943 — 1889-1962)
Стивен Джефрис и Джордж Джефрис родились в небольшой деревушке в Уэльсе. В те времена Уэльс был известен своими угольными богатствами. Отец братьев Джефрис и все их родственники работали на шахтах. Впрочем, семейство Джефрис состояло из людей благочестивых, открытых познанию Господа и духовному росту.
Начало пути становления Стивена Джефриса как одного из самых необычных проповедников двадцатого века положило видение в уэльсской церкви, которую посещала его семья. Видение представляло собой ягненка, истекающего кровью. Одновременно около трех сотен людей стали свидетелями этого феномена.
Стивен был так впечатлен увиденным, что, лежа на полу, в течение трех дней взывал к Богу о нуждах мира, в первую очередь о физическом исцелении людей. Он почувствовал, как помазание Господа сошло на него. А когда он наконец вышел из церковного здания, то обнаружил, что люди, за которых он молился, чудесным образом исцелились. С тех пор любой зал, который Стивен Джефрис арендовал для проповеди, был полон. В некоторых городах людям приходилось по три дня стоять в очереди, чтобы попасть на служение.
Стивен Джефрис был «железным» человеком. Он мог проповедовать, петь, молиться за больных, затем пойти в отель, поесть и поспать всего два-три часа. В это время его работники прибирали зал, помогали людям выйти и вновь открывали двери. На время никто даже не обращал внимания, было это одиннадцать часов вечера или два часа ночи. Отдохнув два-три часа, Джефрис возвращался и снова пел, проповедовал и молился.
Прямо посреди служения Стивен Джефрис мог спрыгнуть со сцены, побежать в конец зала, проклясть, например, ревматизм, и закричать: «Выходи из него!» Люди рассказывали, что когда кости исцеляемого начинали распрямляться, на тридцать футов вокруг был слышен характерный хруст.
Говард Картер рассказывал мне, что однажды был на собрании Джефриса, где вперед вышел молодой человек, у которого одна нога безжизненно болталась. Она не росла уже много лет. Стивен Джефрис вывел парня на сцену и заявил: «Нога! Говорю тебе во имя Иисуса: «Расти!» Тысячи людей видели, как у них на глазах нога выросла на восемнадцать дюймов.
Картер был консервативным джентльменом из консервативной страны, но он рассказывал, что люди на том собрании буквально неистовствовали.
«Брат Самралл, — говорил он, — они делали все, что только можно себе представить. Разве что на головах не ходили. Они прыгали. Они бегали. Они вопили».
Когда люди исцеляются через твою молитву, очень трудно сохранять смирение. Они начинают восхвалять, обожать тебя, отдают тебе все деньги, что у них есть. Стивен Джефрис быстро разбогател. Картер рассказывал мне, что сам слышал, как Джефрис, стоя перед тысячами людей на собрании где-то в Африке, говорил: «Дамы и господа, весь мир лежит у моих ног и готов поклониться мне».
В течение какого-то времени Стивен Джефрис продолжал проповедовать свои очень простые проповеди, и они всегда сопровождались удивительными исцелениями. Но богатство и оказываемые почести уже успели повлиять на его характер. Стремясь быть больше похожим на проповедника, чем на шахтера, Джефрис стал носить одеяние с ризами римского католического священника.
В 1936 году, когда я вернулся в Англию, Стивен был болен. Я поехал к нему в Уэльс на поезде. Он следил за нашим с Картером миссионерским путешествием по Тибету, России и на остров Ява и хотел со мной встретиться. Джефрис тогда уже страдал ревматическим артритом. Чтобы смотреть при разговоре ему в лицо, я должен был сесть на пол. И что это было за лицо! Его голова и шея были закручены в один узел, руки и плечи изогнуты. По его лицу текли слезы. Он сказал: «Так жаль, что я позволил тем же врагам, от которых сам избавлял людей, завладеть собою». «Я так рад встретиться с вами, — ответил я. — Много слышал о вашем пробуждении.
В Америке, в Австралии, в других местах я встречал тех, кто исцелился во время ваших собраний. Я приехал просто увидеть вас». «Лестер, — ответил он, — ни один проповедник не заходил в эту комнату уже в течение многих недель. Ни один из тех пасторов, которым я передал церковь, не навестил меня». «Ну, так бывает, — продолжил я, — Бог посылает вам тех, кто жаждет того же помазания, которое было у вас. Хочу, чтобы вы знали: я всегда буду вспоминать этот день как один из самых счастливых в моей жизни».
Несколько часов я наслаждался присутствием человека, обладавшего некогда одним из самых могущественных в истории помазаний. Впрочем, к несчастью он его потерял. Позже я спросил своего наставника Говарда Картера, как это случилось. «Лестер, — ответил он, — Бог никогда не позволит Своим слугам присвоить золото и славу. Они принадлежат Ему». По своему неведению мальчик из шахтерского района Уэльса принял почести и славу, обильно расточаемые в его адрес тысячами людей.
Стивен Джефрис в ходе пробуждения основал множество церквей, но ни один из их пасторов не приехал навестить его в дни страданий и болезни.
Стивен Джефрис умер вскоре после нашей встречи. Но разговор с ним позволил мне многое понять. Тогда я выучил, возможно, один из самых важных жизненных уроков. До сих пор я стремлюсь передать его молодым людям, приходящим ко мне за советом: «Стивен Джефрис потерял свою силу, потому что никто не учил его не прикасаться к Божьему золоту и Божьей славе».
Взлет и падение Джефриса-младшего
Поначалу Джордж Джефрис ездил со своим братом в качестве музыкального директора. Затем он обнаружил, что наделен той же самой удивительной силой, что и Стивен. Впрочем, в характерах этих двух людей было немало отличий. Стивен был радостным, эмоциональным, импульсивным человеком. Джордж — мрачным, молчаливым и ... очень красивым.
Джордж занимался созданием церквей, относившихся к духовному движению «Foursquare Church», Стивен же работал на «Ассамблею Божью». Между ними, однако, не было ни враждебности, ни соперничества, просто каждый из них выбрал свой путь в жизни.
У Джорджа Джефриса был глубокий поставленный голос. Он проводил служения в королевском Альберт Холле, вмещающем более десяти тысяч человек. На тех собраниях яблоку негде было упасть, и многие сотни людей вынуждены были слушать проповедника стоя. Нужно отметить, что Джордж Джефрис стал намного популярнее своего брата, и все потому, что умел гораздо лучше организовывать мероприятия и управлять деньгами. Он создал специальный фонд, занимавшийся финансами служения, в то время как его брат Стивен просто тратил находившиеся на его личном счете деньги.
Я видел, как Джордж Джефрис проповедовал в Альберт Холле. Глаза его были подобны огню. Казалось, он видел каждого из десяти тысяч присутствовавших. Он знал все их нужды, а когда молился, происходили чудеса. Может быть, не такие впечатляющие, как у его брата Стивена, но все равно было очень много потрясающих исцелений.
Когда заболевал кто-нибудь из членов британской королевской семьи, во дворец звали Джорджа Джефриса. За ним посылали лимузин, он приезжал и молился за больного. Впрочем, он умел быть дипломатичным и никогда не хвастался высокими знакомствами.
Джордж Джефрис сбился с пути истинного после прочтения книги, утверждавшей, что англичане являются потерянным коленом Израиля. В результате более половины служителей, следовавших за Джорджем Джефрисом, оставили его. Всемирному служению пришел конец, а из-за ошибочного учения сам его лидер оказался в полной изоляции. Слава покинула Джорджа Джефриса, потому что он оставил божественную истину, выученную им еще в детстве. Он последовал за человеческими интерпретациями Слова, оставив истинное библейское учение.
Я постоянно говорю проповедникам о том, что у них есть три главных врага — гордость, материальные блага и секс. Бог ненавидит гордость. В нашей стране есть много выдающихся духовных деятелей, но ты не знаешь, как к ним подступиться просто потому, что они считают себя слишком важными особами.
Как правило, вместе с успехом в служении к людям приходит и материальное преуспевание. Но Бог хочет, чтобы мы чувствовали себя лишь каналами его благословений. Он не хочет, чтобы мы были подобны озеру, на сточных водах которого построили дамбу. В такой водоем вода только втекает, но не вытекает. Мертвое море в Израиле превратилось в мертвое потому, что у него нет оттока воды. Любой служитель Божий призван не только получать, но и отдавать. Из-за жадности и похоти ты можешь потерять отношения с Господом.
Большинство проповедников столь невинны, что даже не догадываются, что на каждые пятьсот прихожанок в их церкви найдется как минимум десяток тех, кто готов погубить свою душу и провести ночь с пастором. В своем сознании они превратили церковных лидеров в идолов. Им кажется, что ночь с пастором будет их главным достижением в жизни. При этом скажу, что я никогда не встречал проповедника, совершившего прелюбодеяние намеренно, заранее поставив себе такую цель. Все происходит как бы нечаянно.
Служитель Евангелия должен всегда помнить, что он — слуга Бога и слуга людей. В нем нет никакого величия. Только Бог велик. Иосиф из Ветхого Завета стал прообразом Иисуса Христа потому, что не поддался искушению ни в одной из трех названных мною сфер жизни.
Когда Джордж Джефрис умер, в газете по этому случаю были напечатаны всего две строчки: «Джордж Джефрис, британский евангелист, умер такого-то числа...»
Печальный конец двух великих жизней двух великих братьев.
Кэрри Джуд Монтгомери,
Возводящая мосты
(1858-1946)
Впервые я встретился с Кэрри Джуд Монтгомери в 1934 году в ее «Доме мира», находившемся в Окленде, штат Калифорния. Я проповедовал и молился за больных на двух пятничных собраниях исцеления в ее церкви. Муж Кэрри умер, и к тому времени она уже несколько лет в одиночку служила миссионерам своим домом.
То и дело люди с разных континентов останавливались у нее на ночлег. Один из членов семьи Монтгомери делал ящики, в которых миссионеры могли перевозить свои вещи в другие страны. Довольно часто он же доставлял багаж прямо на корабль, а потом следил за тем, чтобы все вещи были доставлены в пункт назначения.
Как-то раз, будучи по своим миссионерским делам был проездом в Калифорнии, я снова остановился у Кэрри. Помню, как однажды утром мы вместе молились. Она повернулась ко мне и сказала: «Так как ты миссионер, все деньги, которые Бог даст мне сегодня, я отдам тебе». «Ну, парень, сегодня твой день!» — подумал я.
Правда, пожертвования в тот день были невелики — всего двенадцать долларов. Но к тому моменту все скудные средства, что у меня были, я уже потратил на самые необходимые в дороге вещи. Поэтому даже двенадцать долларов перед путешествием на корабле были для меня хорошим подспорьем. Давайте назовем эти деньги «долларами Кэрри Джуд Монтгомери».
Мало кто из верующих того времени мог соревноваться с этой женщиной в познании веры и применении ее на практике. С разных концов мира к Кэрри приезжали миссионеры. В ее доме они могли провести какое-то время в замечательной духовной атмосфере. Муж Кэрри был преуспевающим бизнесменом. Но и после его смерти каким-то образом, очевидно, благодаря своей вере она нашла в себе силы продолжить начатое служение.
Многие спрашивают меня, как эту женщину воспринимали служители-мужчины? Насколько я могу судить сам, никакой дискриминации в отношении нее никто не проявлял. И, конечно же, причиной тому было ее служение гостеприимства. В те времена мужчины относилась к своим коллегам в юбке большей частью с пренебрежением. Но Кэрри Джуд Монтгомери это не касалось. Для начинающих служителей она стала настоящей матерью.
Однажды, когда я в очередной раз гостил в «Доме мира», Кэрри пригласила меня в свою комнату. Это был просторный зал с камином, креслами и кроватью.
Она сказала: «Тебе нужно отправиться в путешествие веры. До сих пор ты жил только надеждой и не имел представления о настоящей вере. Веру ты можешь получить через изучение Слова. Я знаю Говарда Картера. Поезжай к нему и изучай Слово до тех пор, пока не перестанешь просто надеяться на Бога, но научишься приобретать твердое духовное знание. Ты будешь «знать, что ты знаешь, что ты знаешь...»
Мне кажется, так она пыталась выяснить, был ли во мне хотя бы какой-нибудь внутренний стержень, как я себя поведу, столкнувшись с испытаниями, — убегу, бросив все, или же буду двигаться вперед за Богом.
Последний раз я останавливался у Кэрри вместе с женой и детьми. Мы держали путь на Филиппины, собирались начать в Маниле новую церковь. Наши дети получили море удовольствия от свободы и радости, что царили в ее доме. Все мы очень любили и ценили эту женщину.
В своем служении Кэрри Джуд Монтгомери была другом для всех без исключения. Иногда у нее останавливались по двадцать миссионеров сразу, и каждый без исключения получал заботу и внимание. Ни у одного из них ни разу не возникло чувства, что им пренебрегли или о нем забыли. Чтобы каждый гость в доме чувствовал себя комфортно, хозяину нужен особый дар. И такой дар, несомненно, был у Кэрри.
Оплатить свое пребывание в «Доме мира» миссионер-постоялец мог той суммой, которую сам считал нужным дать. Можно было вообще не платить. Отношение Кэрри к гостям от этого не менялось. Она верила, что Сам Бог восполнит все ее нужды.
Со своей стороны я всегда старался полностью оплачивать свое пребывание в этом доме, чтобы не возлагать на хозяйку лишнее бремя забот.