Реальность, описанная Библией

К несчастью, наши идеальные представления о церкви не соответствуют и реальности, описанной Библией. Нам кажется, что Писание обещало нам церковь, где мы найдем исключительно надежных людей. Однако Библия предупреждает нас, что в церкви обитают не только «агнцы», но и «волки». В церкви можно обрести чудесное исцеление, а можно получить тяжелую травму. Чтобы обрести исцеле­ние и свести травмы к минимуму, надо постараться увидеть церковь такой, какой представляет ее нам Бог, надо жить в соответствии с реальностью, описанной Библией, а не по своим фантазиям, ибо только библейская реальность соответствует опыту, на который мы наталкиваемся в реальном мире.

Описывая реальность Царства Божьего, Иисус рассказал притчу:

«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле тво­ем? откуда же на нем плевелы?

Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем

их?

Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Матфея 13:24-30, курсив мой).

Эта притча показывает, что Бог не запрещает ненадежным людям быть в церкви. Это волки в овечьей шкуре, они очень опасны. С виду они набожны, но это отнюдь не истинно верующие люди: они могут многое сделать во имя Божье, но они не принадлежат к стаду Его (см. Матфея 7:22-23).

И еще одна реальность: даже истинно верующие люди не так однозначны. В человеке много всего намешано. Прочитайте притчу о сеятеле:

«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное на дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью прини­мает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатст­ва заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает пло- доносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Матфея 13:19­23).

Некоторые люди не рождаются в церкви заново, Царство Небесное даже не привлекает их. Другие радостно принимают веру, но внутри них нет жизни Божьей. И та и другая группы людей чрезвычайно деструктивны.

Но есть и третья группа, и она-то более всего сбивает нас с толку. Семя упало на плодородную почву, эти люди ходят в вере, но при этом они столь сосредоточены на себе, столь погружены в суетные заботы, что их отношения не приносят плода любви. И эти исполненные благих намерений, но не спо­собные к духовному росту люди также могут наносить другим болезненные раны.

Последними в притче Иисус описывает людей, приносящих плоды. Они тоже несовершенны, од­нако они включены в процесс духовного возрастания в Боге. В них мы находим любовь, признание сво­ей слабости, смирение, истину и милость — именно такие люди могут принести другим исцеление.

Мудрость и характер

И наш собственный опыт, и Библия говорят об одном и том же: в церкви есть и надежные, и нена­дежные люди, и слабые, причиняющие вред другим. Совершенную семью мы можем обрести только на небесах. Правда, нет на земле и ада, полного злобных демонов. Библия ясно предупреждает нас: надо научиться различать людей. Свой выбор нужно делать осмотрительно и разумно, не превращаясь, одна­ ко, при этом в пессимистов, умея находить добро, в преизбытке имеющееся в семье Божьей (см. Матфея 23:34-40). Если мы станем скептиками и пойдем на поводу у своих страхов, заранее пугая себя плохим концом тех или иных отношений, мы утратим и то немногое, что имеем. Об этом и предупреждает нас Господь.

Итак, все сводится к одному: придется потрудиться, чтобы найти надежных людей, нужно пустить в ход свою мудрость, здравое суждение и проявить характер. Мудрость и способность различать людей мы приобретаем с опытом, но, если изъяны характера помешают нам применить свой опыт и свои зна­ния, мы по-прежнему будем делать неудачный выбор. Подобную ситуацию мы обсуждали в предыду­щих главах. Прежде всего нужно выявить собственные слабости и разобраться с ними, выработать в се­бе характер. Тогда мы сумеем выбирать людей также с установившимся характером, сумеем отличать их. Чтобы ясно видеть, необходимо прежде всего вытащить «бревно из своего глаза».

Некоторые возможности

Бог наделил людей даром исцелять друг друга в Теле Христовом (см. 1 Петра 4:10; Ефесянам 4:16). Таких людей мы найдем в различных структурах и обществах, как официальных, так и нефор­мальных. Вот некоторые варианты.

Надежные церкви

Надежных людей можно найти в церкви, которая окажется надежной именно в качестве сообще­ства людей. Многие церкви, вполне ортодоксальные по своему учению, так и не стали единством, где проповедуются надежные отношения. В них не установилась человеческая общность. Надежные церкви должны отличаться следующими качествами.

• Священник проповедует милость, и милость становится основанием для обращения с людьми.

• Истина проповедуется без уступок и компромиссов в духе закона и справедливого суда.

• Вожди церковной общины сознают свои слабости и потребность в росте. Они искренне признают свою боль, свои изъяны, свою человеческую природу. Они не «берут все в свои руки», не уклоняются от перемен и конфронтации. Они живут в процессе исцеления, в свою очередь, обращаясь к надежным друзьям за поддержкой и конструктивной критикой.

• Церковь организует небольшие группы, охватывающие всех верующих, затрагивающие различные стороны их жизни, и проповедь посвящена не только вероучению, но и общности в Теле Христовом.

• Люди ощущают себя получившими прощение грешниками, а не вечно правыми фарисеями.

• Церковь не превращается в самодостаточное объединение, полагающее, что у него есть решение всех проблем и ответы на все вопросы. Она включена в общину, общается с другими церквями, с различного рода профессионалами и организациями, накапливая и совершенствуя свой опыт.

• Учение затрагивает не только наши отношения с Богом, но и отношения друг с другом. Взаимоотношения между людьми считаются частью духовной жизни, не менее важной, чем отношения с Богом.

• Проповедь рассматривает нашу борьбу, отступления, поражения как непременные составляющие на пути к святости.

• Церковь предоставляет прихожанам различные возможности для служения.

У каждой церкви — свое лицо, свой образ жизни, и мы можем найти церковь, обладающую пере­численными характеристиками.

Целительная дружба

Мы ценим дружеские отношения, знаем, что дружба — одно из наиболее мощных орудий, с по­мощью которых Бог изменяет и исцеляет наши души. Вступая в отношения с другими людьми, мы на­ходим исцеление, меняется наш характер, мы освящаемся. Я могу привести немало примеров того, как люди создавали вокруг себя группу поддержки из таких друзей, и это оказывало им огромную помощь, приносило исцеление.

Лишь недавно я беседовал с женщиной, постоянно страдающей в своих отношениях с сыном именно из-за своей неспособности установить границы. Луиза боится устанавливать границы, ей кажет­ся, что она поступит нечестно, если «проявит власть». У нее за спиной — длинная цепочка травмирую­щих, перфекционистских отношений. Эта женщина настрадалась из-за своего неумения противостоять другим людям.

Мать Луизы всегда разыгрывала перед ней роль мученицы, игнорировала желание дочери жить своей жизнью, заставляла ее чувствовать себя виноватой, если Луиза пыталась установить какие-то гра­ницы в их отношениях. К тому же мать была весьма склонна критиковать, а потому и в отношениях с другими женщинами Луиза всегда чувствовала себя недостойной.

Ее жизнь начала меняться, когда она нашла другую женщину, испытывавшую подобные пробле­мы, и они условились дважды в неделю встречаться и обсуждать, как подвигается дело с установлением границ. Они также обещали друг другу вместе молиться, поддерживать друг друга, а при необходимо­сти и противостоять друг другу. Прошло восемь месяцев, и Луиза ощутила заметный позитивный сдвиг. При поддержке и молитве своей новой подруги она стала сильнее и поняла, что установленные ею гра­ницы могут быть приняты с любовью, как и ее дела или достижения. Дружба начала оказывать цели­тельное воздействие на Луизу.

Друзья дают нам то, в чем мы нуждаемся: приятие, поддержку, дисциплину. Они предоставляют нам некий образец и многое другое, что входит в наши отношения и способствует благим переменам. Однако при выборе хороших, помогающих духовному росту отношений нужно принимать во внимание такие качества, как:

• милость и готовность принять,

• взаимная потребность, пусть даже у вашего друга и иные проблемы, нежели у вас,

• умение противостоять в любви,

• другие системы поддержки, предотвращающие возникновение зависимости друг от друга, которая сама по себе становится источником проблем,

• некоторые представления о процессе и направлении своего духовного развития, чтобы не сложилась ситуация, когда слепой ведет слепца,

• взаимный интерес, взаимное притяжение на «химическом» уровне,

• отсутствие схемы «наездник и конь»,

• устойчивые отношения обоих участников с Богом,

• честность и понимание реальности, а не «сверхутонченная духовность»,

• отсутствие склонности контролировать.

Для духовного роста такие отношения абсолютно необходимы.

Группы поддержки

Такая группа — чрезвычайно мощный инструмент, способствующий духовному и эмоционально­му созреванию. В ней наблюдается динамика, отсутствующая в отношениях двух человек. Члены груп­пы начинают осознавать боль и страдание как общую проблему, они перестают осуждать себя за свои слабости.

Группа поддержки окажется особенно действенной для тех, кто склонен недооценивать помощь одного человека. Группа — это армия, вступившая в бой с нашими деструктивными схемами поведе­ния, с нашей ненавистью к себе. Помощи только одного друга может оказаться недостаточно для реше­ния серьезных проблем, но группа достаточно сильна для этого (см. Екклесиаст 4:12).

Группы поддержки бывают различными — от терапевтических и групп «Двенадцати Шагов» до молитвенных собраний и коллективов людей, испытывающих одни и те же проблемы, например, по­следствия сексуального насилия. Эти группы особенно действенны, поскольку они как раз и создаются для того, чтобы помочь страдающим. Многие люди признают, что нуждаются в помощи, но сами не го­товы доверять другим. Члены группы понимают, что человек присоединился к ним из-за того, что он испытывает какие-то проблемы, а потому они могут принять каждого и помочь ему справиться в том числе и с неготовностью доверять другим. Если ваши проблемы связаны с недостатком доверия, вам лучше обратиться к группе поддержки, а не пытаться самостоятельно искать людей, достойных дове­рия.

Однако имейте в виду: именно потому, что группа имеет такой высокий потенциал действия, она нуждается в руководителях, понимающих, как нужно направлять группу, предвидящих вероятные про­блемы, умеющих с ними справляться. Вот почему в группу поддержки назначается опытный руководи­тель, знакомый с процессами духовного роста. Мы не можем одобрить неформальные объединения лю­дей, страдающих от тех или иных проблем и собирающихся вместе без опытного и знающего наставни­ка. В этих группах чаще всего только усугубляются те проблемы, которые они пытаются проработать.

Постарайтесь найти организованную группу, четко формулирующую цель и задачи своей работы, имеющую опытного руководителя.

Индивидуальная терапия

Иногда люди так тяжело страдают и нуждаются в столь серьезной помощи, что им требуется лич­ная терапия. Индивидуальная работа с врачом — это давно опробованный и прекрасно зарекомендо­вавший себя способ разрешения глубоких конфликтов и нарушений развития. Исследования подтвер­дили, что это лучший метод лечения наиболее глубоких личностных проблем и специфических откло­нений.

При выборе доктора помните, что вы — клиент, вы вправе обеспечить себе хорошее лечение. Не обращайтесь к первому попавшемуся врачу, попросите его представить рекомендации, поговорите с людьми, знающими о его работе. Как правило, хорошим источником информации может служить при­ходской священник. Спросите его, кто может решить вашу конкретную проблему. Хороший, опытный психотерапевт пользуется соответствующей репутацией в общине. «По плодам их узнаете их».

Наши рекомендации