Реальность, описанная Библией
К несчастью, наши идеальные представления о церкви не соответствуют и реальности, описанной Библией. Нам кажется, что Писание обещало нам церковь, где мы найдем исключительно надежных людей. Однако Библия предупреждает нас, что в церкви обитают не только «агнцы», но и «волки». В церкви можно обрести чудесное исцеление, а можно получить тяжелую травму. Чтобы обрести исцеление и свести травмы к минимуму, надо постараться увидеть церковь такой, какой представляет ее нам Бог, надо жить в соответствии с реальностью, описанной Библией, а не по своим фантазиям, ибо только библейская реальность соответствует опыту, на который мы наталкиваемся в реальном мире.
Описывая реальность Царства Божьего, Иисус рассказал притчу:
«Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем
их?
Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою» (Матфея 13:24-30, курсив мой).
Эта притча показывает, что Бог не запрещает ненадежным людям быть в церкви. Это волки в овечьей шкуре, они очень опасны. С виду они набожны, но это отнюдь не истинно верующие люди: они могут многое сделать во имя Божье, но они не принадлежат к стаду Его (см. Матфея 7:22-23).
И еще одна реальность: даже истинно верующие люди не так однозначны. В человеке много всего намешано. Прочитайте притчу о сеятеле:
«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное на дороге.
А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.
Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает пло- доносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Матфея 13:1923).
Некоторые люди не рождаются в церкви заново, Царство Небесное даже не привлекает их. Другие радостно принимают веру, но внутри них нет жизни Божьей. И та и другая группы людей чрезвычайно деструктивны.
Но есть и третья группа, и она-то более всего сбивает нас с толку. Семя упало на плодородную почву, эти люди ходят в вере, но при этом они столь сосредоточены на себе, столь погружены в суетные заботы, что их отношения не приносят плода любви. И эти исполненные благих намерений, но не способные к духовному росту люди также могут наносить другим болезненные раны.
Последними в притче Иисус описывает людей, приносящих плоды. Они тоже несовершенны, однако они включены в процесс духовного возрастания в Боге. В них мы находим любовь, признание своей слабости, смирение, истину и милость — именно такие люди могут принести другим исцеление.
Мудрость и характер
И наш собственный опыт, и Библия говорят об одном и том же: в церкви есть и надежные, и ненадежные люди, и слабые, причиняющие вред другим. Совершенную семью мы можем обрести только на небесах. Правда, нет на земле и ада, полного злобных демонов. Библия ясно предупреждает нас: надо научиться различать людей. Свой выбор нужно делать осмотрительно и разумно, не превращаясь, одна ко, при этом в пессимистов, умея находить добро, в преизбытке имеющееся в семье Божьей (см. Матфея 23:34-40). Если мы станем скептиками и пойдем на поводу у своих страхов, заранее пугая себя плохим концом тех или иных отношений, мы утратим и то немногое, что имеем. Об этом и предупреждает нас Господь.
Итак, все сводится к одному: придется потрудиться, чтобы найти надежных людей, нужно пустить в ход свою мудрость, здравое суждение и проявить характер. Мудрость и способность различать людей мы приобретаем с опытом, но, если изъяны характера помешают нам применить свой опыт и свои знания, мы по-прежнему будем делать неудачный выбор. Подобную ситуацию мы обсуждали в предыдущих главах. Прежде всего нужно выявить собственные слабости и разобраться с ними, выработать в себе характер. Тогда мы сумеем выбирать людей также с установившимся характером, сумеем отличать их. Чтобы ясно видеть, необходимо прежде всего вытащить «бревно из своего глаза».
Некоторые возможности
Бог наделил людей даром исцелять друг друга в Теле Христовом (см. 1 Петра 4:10; Ефесянам 4:16). Таких людей мы найдем в различных структурах и обществах, как официальных, так и неформальных. Вот некоторые варианты.
Надежные церкви
Надежных людей можно найти в церкви, которая окажется надежной именно в качестве сообщества людей. Многие церкви, вполне ортодоксальные по своему учению, так и не стали единством, где проповедуются надежные отношения. В них не установилась человеческая общность. Надежные церкви должны отличаться следующими качествами.
• Священник проповедует милость, и милость становится основанием для обращения с людьми.
• Истина проповедуется без уступок и компромиссов в духе закона и справедливого суда.
• Вожди церковной общины сознают свои слабости и потребность в росте. Они искренне признают свою боль, свои изъяны, свою человеческую природу. Они не «берут все в свои руки», не уклоняются от перемен и конфронтации. Они живут в процессе исцеления, в свою очередь, обращаясь к надежным друзьям за поддержкой и конструктивной критикой.
• Церковь организует небольшие группы, охватывающие всех верующих, затрагивающие различные стороны их жизни, и проповедь посвящена не только вероучению, но и общности в Теле Христовом.
• Люди ощущают себя получившими прощение грешниками, а не вечно правыми фарисеями.
• Церковь не превращается в самодостаточное объединение, полагающее, что у него есть решение всех проблем и ответы на все вопросы. Она включена в общину, общается с другими церквями, с различного рода профессионалами и организациями, накапливая и совершенствуя свой опыт.
• Учение затрагивает не только наши отношения с Богом, но и отношения друг с другом. Взаимоотношения между людьми считаются частью духовной жизни, не менее важной, чем отношения с Богом.
• Проповедь рассматривает нашу борьбу, отступления, поражения как непременные составляющие на пути к святости.
• Церковь предоставляет прихожанам различные возможности для служения.
У каждой церкви — свое лицо, свой образ жизни, и мы можем найти церковь, обладающую перечисленными характеристиками.
Целительная дружба
Мы ценим дружеские отношения, знаем, что дружба — одно из наиболее мощных орудий, с помощью которых Бог изменяет и исцеляет наши души. Вступая в отношения с другими людьми, мы находим исцеление, меняется наш характер, мы освящаемся. Я могу привести немало примеров того, как люди создавали вокруг себя группу поддержки из таких друзей, и это оказывало им огромную помощь, приносило исцеление.
Лишь недавно я беседовал с женщиной, постоянно страдающей в своих отношениях с сыном именно из-за своей неспособности установить границы. Луиза боится устанавливать границы, ей кажется, что она поступит нечестно, если «проявит власть». У нее за спиной — длинная цепочка травмирующих, перфекционистских отношений. Эта женщина настрадалась из-за своего неумения противостоять другим людям.
Мать Луизы всегда разыгрывала перед ней роль мученицы, игнорировала желание дочери жить своей жизнью, заставляла ее чувствовать себя виноватой, если Луиза пыталась установить какие-то границы в их отношениях. К тому же мать была весьма склонна критиковать, а потому и в отношениях с другими женщинами Луиза всегда чувствовала себя недостойной.
Ее жизнь начала меняться, когда она нашла другую женщину, испытывавшую подобные проблемы, и они условились дважды в неделю встречаться и обсуждать, как подвигается дело с установлением границ. Они также обещали друг другу вместе молиться, поддерживать друг друга, а при необходимости и противостоять друг другу. Прошло восемь месяцев, и Луиза ощутила заметный позитивный сдвиг. При поддержке и молитве своей новой подруги она стала сильнее и поняла, что установленные ею границы могут быть приняты с любовью, как и ее дела или достижения. Дружба начала оказывать целительное воздействие на Луизу.
Друзья дают нам то, в чем мы нуждаемся: приятие, поддержку, дисциплину. Они предоставляют нам некий образец и многое другое, что входит в наши отношения и способствует благим переменам. Однако при выборе хороших, помогающих духовному росту отношений нужно принимать во внимание такие качества, как:
• милость и готовность принять,
• взаимная потребность, пусть даже у вашего друга и иные проблемы, нежели у вас,
• умение противостоять в любви,
• другие системы поддержки, предотвращающие возникновение зависимости друг от друга, которая сама по себе становится источником проблем,
• некоторые представления о процессе и направлении своего духовного развития, чтобы не сложилась ситуация, когда слепой ведет слепца,
• взаимный интерес, взаимное притяжение на «химическом» уровне,
• отсутствие схемы «наездник и конь»,
• устойчивые отношения обоих участников с Богом,
• честность и понимание реальности, а не «сверхутонченная духовность»,
• отсутствие склонности контролировать.
Для духовного роста такие отношения абсолютно необходимы.
Группы поддержки
Такая группа — чрезвычайно мощный инструмент, способствующий духовному и эмоциональному созреванию. В ней наблюдается динамика, отсутствующая в отношениях двух человек. Члены группы начинают осознавать боль и страдание как общую проблему, они перестают осуждать себя за свои слабости.
Группа поддержки окажется особенно действенной для тех, кто склонен недооценивать помощь одного человека. Группа — это армия, вступившая в бой с нашими деструктивными схемами поведения, с нашей ненавистью к себе. Помощи только одного друга может оказаться недостаточно для решения серьезных проблем, но группа достаточно сильна для этого (см. Екклесиаст 4:12).
Группы поддержки бывают различными — от терапевтических и групп «Двенадцати Шагов» до молитвенных собраний и коллективов людей, испытывающих одни и те же проблемы, например, последствия сексуального насилия. Эти группы особенно действенны, поскольку они как раз и создаются для того, чтобы помочь страдающим. Многие люди признают, что нуждаются в помощи, но сами не готовы доверять другим. Члены группы понимают, что человек присоединился к ним из-за того, что он испытывает какие-то проблемы, а потому они могут принять каждого и помочь ему справиться в том числе и с неготовностью доверять другим. Если ваши проблемы связаны с недостатком доверия, вам лучше обратиться к группе поддержки, а не пытаться самостоятельно искать людей, достойных доверия.
Однако имейте в виду: именно потому, что группа имеет такой высокий потенциал действия, она нуждается в руководителях, понимающих, как нужно направлять группу, предвидящих вероятные проблемы, умеющих с ними справляться. Вот почему в группу поддержки назначается опытный руководитель, знакомый с процессами духовного роста. Мы не можем одобрить неформальные объединения людей, страдающих от тех или иных проблем и собирающихся вместе без опытного и знающего наставника. В этих группах чаще всего только усугубляются те проблемы, которые они пытаются проработать.
Постарайтесь найти организованную группу, четко формулирующую цель и задачи своей работы, имеющую опытного руководителя.
Индивидуальная терапия
Иногда люди так тяжело страдают и нуждаются в столь серьезной помощи, что им требуется личная терапия. Индивидуальная работа с врачом — это давно опробованный и прекрасно зарекомендовавший себя способ разрешения глубоких конфликтов и нарушений развития. Исследования подтвердили, что это лучший метод лечения наиболее глубоких личностных проблем и специфических отклонений.
При выборе доктора помните, что вы — клиент, вы вправе обеспечить себе хорошее лечение. Не обращайтесь к первому попавшемуся врачу, попросите его представить рекомендации, поговорите с людьми, знающими о его работе. Как правило, хорошим источником информации может служить приходской священник. Спросите его, кто может решить вашу конкретную проблему. Хороший, опытный психотерапевт пользуется соответствующей репутацией в общине. «По плодам их узнаете их».