Иметь силы для установления границ
Для эмоционального и духовного здоровья очень важна способность устанавливать надежные границы. Нужно уметь говорить «нет» любому злу, в том числе и тому, что исходит от травмирующих нас людей. К сожалению, зачастую нам не хватает сил бороться с этим злом.
Мэри старалась любить всех окружающих, но, когда в отношениях требовалось что-то еще, кроме «любви», она терялась. Мэри не могла проявить в отношениях силу, открыто противостоять партнеру, как того требует Библия (см. Матфея 18:15), обличить его грех против нее. Если же партнер впадал в гнев или начинал ее критиковать, Мэри сникала.
С годами она все болезненнее ощущала, как подавляет и контролирует ее муж, а муж все грубее обращался и с ней, и с детьми. Он даже начал пить. Мэри жаловалась друзьям, а те дружно советовали ей предъявить супругу ультиматум: пусть обратится за помощью или уходит из дома. Мэри пыталась завести этот разговор, но муж разражался бранью, и Мэри отступала.
Наконец она нашла группу поддержки для тех, кто состоит в браке с пьющими супругами. Члены группы помогли Мэри, показали ей, как именно нужно общаться с мужем, а когда дело дошло до конфликта, оказали ей поддержку. Получив необходимую ей помощь и уверившись, что она всегда найдет, к кому обратиться в тяжелую минуту, Мэри перестала во всем уступать мужу — она знала, что ее друзья всегда рядом. Эти люди сделали для Мэри то, что велит нам делать Писание: «Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колена и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось» (Евреям 12:12-13). Другие люди дают нам силы и поддерживают в нас дисциплину, чтобы мы в самых сложных ситуациях смогли установить и сохранить границы.
Приходилось наблюдать, как резко меняется жизнь отдельных людей и целых семей, когда один из членов семьи получает поддержку в своей группе и обретает способность противостоять злу. Сам по себе человек не смог бы этого сделать — иначе он бы давно сам справился со своими проблемами. Но надежные, поддерживающие его отношения дают ему достаточно силы для жизненно необходимых перемен.
Основа для агрессии
Часто агрессия воспринимается как что-то заведомо негативное. Однако это чувство бывает и благим, поскольку способствует достижению цели. Пассивные люди не умеют применять агрессию как Божий дар, не берут свою жизнь в свои руки, не могут достигнуть цели, поставленной перед ними Самим Богом.
Таким человеком был Патрик. Сын безвольного отца и властной матери, он проявлял все симптомы пассивности: его мечты оставались несбыточными, свои обязанности он не выполнял, а в итоге и он сам, и его жена разочаровались в своем браке. У Патрика никогда не было перед глазами примера сильного мужчины, образца, который он мог бы инкорпорировать и благодаря этому стать сильным. Он всегда уступал, все откладывал на потом.
Наконец Патрик попал в хорошую, надежную группу поддержки, где были и сильные мужчины. Там он обрел пример, какого не дал ему родной отец: он научился быть сильным, встречать жизнь лицом к лицу. Невозможно инкорпорировать качества, которых ты никогда не наблюдал у других людей. Члены группы предоставили Патрику образец для самоидентификации, и он смог стать сильным человеком, каким хотела видеть его жена. Хорошие отношения в нашей новой семье, семье Божьей, могут снабдить нас и тем, что не сумели дать нам родители.
Поощрение и поддержка
В житейской битве мы часто сникаем и нуждаемся в ободрении Словом Господним (см. Римлянам 15:4; Филиппийцам 2:1). Библия, однако, подчеркивает, что ободрение мы должны получать и друг от друга: «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Ефесянам 6:21-22).
Апостол Павел представляется нам духовным гигантом, который ни в чем не нуждался. Однако сам он многократно пишет о том, как любовь и поддержка других людей помогали ему пережить трудные времена. Никто из нас не может быть настолько духовным, чтобы не нуждаться в поддержке, которую Бог посылает нам через окружающих. Вот что предусмотрел для нас Господь: «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него. И нитка, втрое скрученная, не скоро порвется» (Екклесиаст 4:9-12).
Моделирование
Многие люди выросли в семьях, не наставлявших их на путь Божий и не показывающих верных образцов (см. Второзаконие 6:7; Притчи 22:6). Эти люди не способны справляться с требованиями жизни, достичь успеха и счастья. Мы не имеем того, что не было нам дано (см. 1 Коринфянам 4:7).
Каждый из нас обнаруживает в себе изъян в той или иной сфере жизни, не получив соответствующего образца. Например, этот недостаток может проявиться при установлении границ. Однако есть и многие другие аспекты: способность к сочувствию и сопереживанию, любовь и брак, работа и отдых, таланты и увлечения, навыки общения, умение прощать, сексуальное поведение и т. д.
Все мы родом из неблагополучной семьи, из потомства Адамова, из семейства людей. Все мы, вырастая в этой семье, не достигаем зрелости. Бог посмотрел на нас и сказал: «Вам, ребята, так просто не поможешь. Надо начать сначала». Мы не можем что-то поправить на ходу и двигаться дальше; нет, мы должны «родиться заново», стать детьми, начать новую жизнь в семье Отца нашего.
Тело Христово предназначено Богом, чтобы усыновить нас вместе с другими людьми, учить и наставлять нас. Павел всячески подчеркивает это и призывает всех следовать его примеру и самим подавать пример другим (см. 1 Коринфянам 4:16-17; Титу 2:3-8). Он называет Тимофея своим сыном в Господе, подавая ему пример в жизни, а со временем и Тимофей смог стать образцом для других христиан. Так поколение за поколением в семье Божьей вырастают здоровые дети, какими Господь хотел видеть сынов Израилевых.
Исцеление
Существует много аспектов эмоционального здоровья, но едва ли не основным источником исцеления любого эмоционального расстройства является скорбь. Мы должны оплакать каждое горестное событие, тяжкую утрату, несостоявшуюся любовь, разрушенные мечты и многие другие свои горести. Скорбь — процесс, исцеляющий раны. Вот почему Иисус сказал: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Матфея 5:4). Он сказал также, что для духовного роста нам необходимо отказаться от прежней жизни, «потерять» ее, а это тягчайшая утрата, вызывающая наиболее сильную скорбь (см. Матфея 16:25).
Однако мы не могли бы понести эту потерю и оплакать то, что должны оплакать, не приобретая при этом новых привязанностей. Вот почему многие люди всю жизнь не могут справиться с детскими травмами или вечно добиваются любви и одобрения со стороны родителя, не способного предоставить им ни то ни другое: они не научились скорбеть, поскольку не обретали то новое, что могло бы заменить оплакиваемую ими утрату.
Скорбь — это новые отношения. Бог и окружающие нас помогают нам отпустить то, что мы утратили. Павел обещал коринфянам, что если они обратятся к нему, то смогут отказаться от прочих своих привязанностей, от тех эмоциональных «уз», которые «связывали» их: «Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие, — говорю, как детям, — распространитесь и вы» (2 Коринфянам 6:11-13). Многие люди не получают исцеления, потому что не способны открыться другим в Теле Христовом, обрести поддержку и опору, чтобы вынести скорбь и отказаться от того, от чего пришла пора отказаться. Без скорби исцеление не наступает, а скорбь невозможна без поддержки и новой любви.
Конфронтация и дисциплина
Рассказывает Генри Клауд
Однажды у меня вышел спор с Джоем, членом нашего коллектива, по поводу выполнения одной работы. Я страшно рассердился на него, он разозлился на меня, и разговор перешел в безобразную ссору. Я рассчитывал, что на вечернем собрании все сотрудники увидят, как скверно вел себя Джой, и поддержат меня, выявят ту постоянно возобновлявшуюся в его жизни схему, которая уже причинила нам немало хлопот.
В начале собрания я предложил разобраться с этой проблемой. Я выступил против Джоя, и меня внимательно выслушали, затем слово взял Джой. Я ждал, когда же все остальные вступятся за меня, но они вовсе не собирались этого делать! Напротив: они возмутились тем, как я говорил с Джоем! Они заявили, что точно так же я в свое время обошелся с каждым из них. Один даже припомнил конфликт, произошедший много лет тому назад.
Я просто ушам своим не верил. Меня обидели, и меня же попрекают. Коллеги напомнили мне обо всех случаях, когда я не обращал внимания на их чувства, спешил вступить с ними в спор. Я никак не мог прийти в себя от изумления. Я думал, что я пострадавшая сторона, а оказалось, что это мне следовало пересмотреть сложившуюся схему отношений. Я начал подозревать, что и в других отношениях допускал ту же ошибку. Было очень больно узнать эту истину, но и полезно.
Этот эпизод иллюстрирует весьма ценный библейский принцип, устанавливающий роль «надежных людей» в нашей жизни: они противостоят нам и воспитывают нас. Коллеги любили меня настолько, что пошли на конфронтацию, чтобы показать мне, как надо измениться. Сам я не сознавал необходимости перемен и, если б не мои друзья, до сих пор этого не понял бы. Я нуждался в переменах и сам того не видел!
Вот что важно: мы часто не замечаем, в какой области нам нужно измениться, а если видим, не желаем себе в этом признаться или вовсе отталкиваем от себя это знание. Во всех трех случаях требуется вмешательство извне. Пусть наши братья и сестры раскроют нам глаза на наше поведение, пусть они преодолеют наше сопротивление, устоят против нашего бунта. Если мы будем упорствовать в греховных или ранящих других способах поведения, истинный друг придет нам на помощь и спасет нас от нас самих. «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духовные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Галатам 6:1). Библия напоминает, что мы должны ясно показывать друг другу, в чем каждый из нас должен исправиться. Писание объясняет также, какова природа этих отношений: мы должны быть смиренны, искренни и кротки — в этом квинтэссенция «милости и истины».
Если мы не выслушаем дружеских упреков, Библия не разрешит нашим братьям и сестрам просто закрыть глаза на наши грехи. Нет, Писание настаивает на том, чтобы они говорили с нами все жестче, чтобы собрались вместе и дружно противостояли дурному в нас:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что вы разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матфея 18:15-18, курсив мой).
Это «вмешательство» может протекать весьма болезненно и вызывать отпор со стороны «пациента», однако мы должны спасать своих братьев от конечной гибели. Не раз мне доводилось наблюдать, как людей вытаскивали буквально из бездны: у группы верующих находилось достаточно любви, чтобы совместными усилиями обратить друга, нуждавшегося в исправлении.
Дисциплина и способность к конфронтации относятся к числу драгоценнейших даров тех надежных отношений, которые мы обретаем в Теле Христовом. Надо не забывать об этих дарах и не превращаться в глупца, который, по слову Писания, не прислушивается к чужому совету (см. Притчи 12:5; 15:5; 17:10). Уподобившись этому глупцу, мы устремимся прямиком к гибели, ко все более ненадежным отношениям.
Добрые дела
Недавно я получил письмо от двух молодых студентов, впервые отправившихся на миссионерское служение. Это «хорошие дети» из христианских семей, но теперь, как они пишут, их жизнь переменилась и обрела глубину, поскольку они общались с другими верующими, участвовали в служении и видели приносимые ими плоды. Общение с другими христианами открыло им новое, лучшее жизненное предназначение: служение людям.
Библия учит нас, что мы не можем «творить добро» сами по себе. Нам нужен стимул со стороны других людей, чтобы сделать что-то хорошее. Отношения помогают нам в этом, поощряют жить в служении. «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евреям 10:24-25).
Почва под ногами
В субботу мы с Деннисом собирались играть в гольф. Я ждал нашей встречи, но в пятницу глубоким вечером раздался телефонный звонок.
— Извини, что звоню так поздно, — сказал Деннис, — но я должен предупредить тебя, что утром не смогу играть в гольф.
— Почему вдруг? — удивился я. — Я так этого ждал.
— Не могу, потому что я разорен, — ответил он.
— Правда, почему ты не придешь играть? — повторил я, зная, как Деннис богат.
— Да нет, серьезно. Я разорен.
— Ну конечно. А я — Санта-Клаус. Скажи наконец, почему ты не будешь завтра играть?
— Мошенники отняли все, что у меня было. Я попал в беду. Вот уже год, как я доверил свой капитал одному менеджеру, и, похоже, он украл все наличные деньги. А мне сейчас необходимы свободные средства, чтобы завершить довольно крупную сделку — я собирался купить большой участок земли. В итоге я потеряю все свои накопления. Этот менеджер обворовал двадцать человек, и группа инвесторов поручила мне отправиться завтра в Германию и попытаться остановить выплаты.
Я ушам своим не верил. Деннис — лучший бизнесмен, какого я знал, и вот его провел какой-то мошенник.
— Знаешь, о чем я хотел тебя попросить? — продолжал Деннис. — Ты не мог бы встретиться со мной во вторник за ланчем в клубе?
— Непременно, — откликнулся я. — Ты мне все расскажешь.
Деннис повесил трубку. Мне было очень жаль его — такой славный парень, один из ближайших моих друзей. Мало ему этих финансовых проблем, его и жена недавно бросила, забрав с собой детей. А что еще необходимо человеку: жена, дети да работа. Сердце мое обливалось кровью от жалости к другу.
Наступил вторник. Мне не терпелось выслушать рассказ Денниса. К моему удивлению, придя в клуб, я застал там и других приятелей Денниса. Все мы расселись за столом.
— Ребята, — сказал он нам, — я разорен. Похоже, у меня ничего не осталось. Скверно, конечно. Но вот о чем я хотел вас попросить: если б вы договорились и распределили между собой дни недели так, чтобы я каждый день встречался с кем-нибудь из вас за ланчем, чтобы я каждый день знал, что обязательно увижусь с кем-нибудь из вас, я сумею снова встать на ноги. Если я буду верить в вашу поддержку, у меня все получится.
Деннису требовалось знать, что друзья рядом, и тогда он мог бы попытаться выправить свою жизнь. Ему это удалось — за полтора года он восстановил и свое материальное благополучие, и свой душевный покой.
В чем секрет Денниса? В деловой хватке, в умении переносить потрясения? Да, конечно. Однако было у него и нечто иное, гораздо более важное для успеха и обретения смысла в жизни: он знал, что ему требуется человеческая связь, ему нужно на кого-то опереться в тот момент, когда все привычные опоры его жизни рухнули. Все прежние структуры, наполнявшие смыслом его повседневную жизнь, внезапно отказали. Но Деннис помнил, что Бог по-прежнему с ним, что он может положиться на своих друзей, и в этих отношениях он сумел вновь обрести почву под ногами и стабильность, без которых он не вернул бы себе утраченное. О такой основе человеческого существования молился Иисус: «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы... И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино» (Иоанна 17:11, 22, курсив мой). Иисус знал, что Его ученики должны стать спасательным кругом друг для друга и что только тогда они смогут сделать Его работу.
Библия говорит о «соединенном в любви» Теле Христовом (см. Колоссянам 2:2). В нем мы находим поддержку, необходимую нам для того, чтобы возрастать духом и справляться с испытаниями. Мы должны стать частью Тела Христова и в нем обрести силу. В первую очередь Иисус молился о единстве Своих учеников, зная, что это более всего нужно им. Если мы будем строить свою жизнь по слову Его, мы выстоим перед ураганом и ливнем, и дом наш не рухнет в непогоду (см. Матфея 7:24-25).
Любовь
В отношениях с другими людьми мы учимся любви. Мы принимаем любовь, а тем самым учимся отдавать ее. Мы любим, «потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19). Любящие люди способны к любви именно потому, что сами они получили любовь и начали отдавать ее другим. Этому учил нас Иисус: любить других так, как Он любит нас (см. Иоанна 13:34).
Мы уже убедились, что в первую очередь Иисус сообщает нам Свою любовь в Своем Теле, состоящем из верующих. Верующие — орудия Его благодати (см. 1 Петра 4:10). Вступая в хорошие, исполненные любви отношения, принимая и даруя любовь, мы узнаем, какой любовью Бог назначил нам любить друг друга. Теперь мы можем воспринять этот образец и следовать ему.
В отношениях с людьми мы узнаем, в чем проявляется недостаток любви. Только при близком и откровенном общении в Теле Христовом мы обнаруживаем, как мало любви порой бывает в нас. Люди говорят нам об этом, мы просим прощения, получаем его и стараемся исправиться. В процессе неудач, прощения и исправления мы выявляем, в какой области и в каком направлении нам следует изменить себя, и тогда Бог помогает нам измениться.
Я бы никогда не смог возрасти так, как мне следовало, если бы не сходился с другими людьми достаточно близко, чтобы они могли испытать и «взвесить» меня. Если б мы не вступали в близкие отношения, мы могли бы тешить себя иллюзией, что мы — прекрасные, любящие люди. Только испытания истинной любви, а не умозрительные представления, дают нам подлинную оценку.
Мы выяснили, что такое надежность: пребывание, милость и истина. Эту надежность каждому из нас должны предоставить другие люди. Бог предназначил нас для отношений с надежными людьми, и в Его семье надежных людей мы сможем возрасти в образ Его Сына, самого надежного из надежных людей.
Глава 11
Где найти надежных людей?
Внезапно у меня включился пейджер, и секретарь сообщила, что одна из моих пациенток, Тереза, позвонила в состоянии полнейшего отчаяния. Я тут же набрал номер Терезы.
— Что случилось? — спросил я.
— В этом нет никакого проку, — всхлипнула она.
— В чем именно нет никакого проку?
— Делиться с другими людьми своими проблемами, — пояснила она. — Сегодня я пришла на собрание общины и рассказала о своей депрессии и о том, какие у меня проблемы с Джоем, а они прямо-таки набросились на меня и меня же обвинили и в этой депрессии, и во всем, что со мной происходит.
—Что они говорили?
— Они говорили, что я не должна так думать и так переживать, что, раз у меня столько проблем, значит, я не хожу в Господе. Просто не знаю, что мне теперь делать. Я перепробовала всю эту ерунду с «надежными отношениями», я делилась с людьми своими проблемами и вижу теперь, что все это бесполезно.
— Знаете, Тереза, а ведь вы так и не нашли надежные отношения, — мягко сказал я.
— То есть как? — возмутилась она. — Это же христиане из моей общины.
— Быть христианином еще не значит быть надежным человеком, — пояснил я.
— Надежный человек помогает другим. Не похоже, чтобы нынче вечером вы получили помощь.
— Как же понять, надежны ли отношения? — спросила она.
— Хороший вопрос, — сказал я. — Давайте обсудим это подробнее.
Я глубоко сочувствовал Терезе. Она столкнулась с печальной истиной: церковь отнюдь не является безусловно надежным местом. Это кажется дикостью, ведь уж церковь-то должна быть надежным местом, пусть даже все остальное окажется ненадежным! Все в нас противится самой мысли, будто то единственное место, которое мы заведомо считали надежным — дом Божий, — может отказать нам в убежище.
Тем не менее, церковь не является безусловно надежным местом, потому что не все люди в ней надежны. Вспомним, как описывает ее Сам Бог. Следуя библейскому взгляду на отношения и стараясь жить той жизнью, какую желает для нас Бог, надо и Церковь воспринимать в свете того, что говорит о ней Бог. Наша вера должна быть готова столкнуться с реальностью нашей жизни и с реальностью, описанной Библией. Рассмотрим эти две реальности.