Почему я склонен к изоляции?
Рассказывает Джон Таунсенд
Тед пришел ко мне лечиться от депрессии. Он был христианином, хорошим работником, мужем и отцом, глубоко преданным своей вере и своей семье. Тем не менее в течение нескольких лет он страдал от депрессии, и ему не помогала ни духовная дисциплина, ни вера, ни бег трусцой, ни отдых.
Тед принял участие в группе поддержки, где были и другие люди с подобным недугом. Сначала он отказывался говорить перед публикой, но довольно скоро активно включился в этот процесс.
Он был чувствительным и отзывчивым к чужой боли, и все участники группы стали симпатизировать ему. Но как-то одна из собеседниц обратилась к Теду напрямую:
— Тед, я так и не понимаю, что у тебя болит, и получается, что я вовсе не знаю тебя.
Тед был потрясен. Ему казалось, что он полностью вписался в группу, ведь он проявлял искреннее внимание ко всем ее участникам. Но он не видел, что его собственные чувства остаются скрытыми и от него самого, и от других членов группы. Эта женщина была права.
— Видимо, какая-то часть меня давным-давно закрылась от всего мира, — признал Тед.
Дальше начался очень трудный для него, но совершенно необходимый процесс. Тед вернулся к
запретным для себя воспоминаниям о раннем детстве. Воспоминания оказались тяжелыми.
Родители надолго оставляли его одного. Он еще не стоял на ногах и громко плакал, надеясь, что кто-нибудь придет, возьмет его на руки. Никто не приходил.
— С тех пор я, видимо, и перестал надеяться на любовь, — осознал Тед. — Теперь я вспоминаю, что очень рано понял, как это больно: нуждаться в любви, плакать и звать — и все напрасно. Там, где должна была стоять мама, не было никого, одна пустота. Когда я немного повзрослел, я сказал себе: «Больше я не буду ни в ком нуждаться». И так я и сделал.
Многим из нас довелось оказаться в такой ситуации: вновь и вновь пытаешься вступить в отношения с надежными людьми, а кончается все болью и разочарованием, пока человек просто не сдастся. Он прекращает все поиски, всякие попытки, считая, что дело того не стоит. Как сказала одна моя пациентка: «Я и сама проживу, это куда проще, чем снова рисковать и вновь получить травму». Что я мог ей возразить?
В данной главе мы рассматриваем динамику ухода в себя и самоизоляции. Мы поможем вам осознать наиболее глубокие причины, по которым вы отказались от борьбы и поисков нужных вам друзей, церкви, близких. Мы также поможем вам обрести соответствующее Писанию решение этой проблемы.
Разбитое сердце
Мы уже говорили о Теде, чье сердце было разбито в детстве. Эта травма влияла на всю его жизнь, пока он не обратился за помощью. С детства он перестал искать поддержку в отношениях, научился игнорировать тоску и потребность в общении с людьми, похоронил их глубоко в своей душе и таким образом мог продолжать жить с разбитым сердцем.
Только депрессия Теда и спасла его. Он сам говорил: «Я же знаю себя. Совершенно уверен, что я бы так и продолжал жить, абсолютно не соприкасаясь с другими людьми. Так бы и прошел по жизни». Однако разбитое сердце подавало сигналы, и Тед наконец обнаружил проблему и захотел как-то решить ее.
Сердце человеческое не так уж твердо. Бог наделил нас потребностями и установил для нас конкретные пределы. Первичная, основная потребность человека — быть любимым Богом и другими людьми. Можно отвернуться от этой потребности или изобрести неправильные способы удовлетворять ее, можно попытаться вовсе ее не замечать, но она остается духовной реальностью. Павел хорошо описал эту нужду: «Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны» (1 Коринфянам 12:21).
Если потребность человека в поддержке окружающих людей остается неудовлетворенной, он получает травму. Какая-то часть его сердца остается на голодном пайке. Любой внутренний орган страдает и может даже отказать, если не получает достаточно пищи. Так и сердце начинает сдавать, если не получает любви, а когда это состояние усугубляется, наступает сердечная сокрушенность, как сказано в Библии.
Бог особо печется о людях, страдающих этим тяжким недугом. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Псалом 33:19).
Буквально на древнееврейском языке «сокрушенное» сердце именуется «разорванным» — оно утратило способность доверять, нуждаться в других, вступать с ними в отношения. Много раз это сердце отваживалось обращаться к дорогим ему людям и просить у них любви, но из этого никогда ничего не получалось. Сердце голодало так долго, что больше не может правильно функционировать в человеческих отношениях. Сердечная сокрушенность наступает в результате различных травм: покинутости, неустойчивых отношений, агрессии.
Покинутость
Некоторым людям пришлось, подобно Теду, пережить покинутость или предательство дорогого человека — родителей, супруга, друга. Прежде чем оказаться покинутым, нужно сначала испытать привязанность к человеку: вы инкорпорируете его в себя, он много для вас значит — и вдруг по той или иной причине этот человек оставляет вас физически (например, уходит или умирает мать) или эмоционально (как это происходит с родителями или супругом, подверженными депрессии, алкогольной зависимости, излишней тревожности и т.д., которые просто лишают партнера необходимых источников эмоциональной подпитки).
В любом случае, если эти отношения действительно дороги вам, вы какое-то время еще пытаетесь вернуть этого человека, а потом часть вашей личности теряет надежду и поддается отчаянию, она проваливается глубоко внутрь вашего «я», словно человек, засасываемый зыбучими песками. Вы больше не ждете любви, а со временем перестаете замечать, как вы в ней нуждаетесь. Это состояние и есть состояние человека с сокрушенным сердцем. «Ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу» (Псалом 68:21). Спасаясь от боли, сердце как бы выключается.
Неустойчивые отношения
Вторым фактором, приводящим к состоянию сокрушенного сердца, является непредсказуемость партнера. Возможно, в детстве у вас были периоды, когда вы не знали, чего надо ждать от родителей в смысле любви: то густо, то пусто. То они близки, то впадают в ярость, то исчезают.
Неустойчивые отношения ранят сердце иначе, чем покинутость. Человек, имеющий опыт отношений с непостоянным партнером, не томится по утраченной любви, но все время живет в страхе перед катастрофой и думает: «Да, сейчас все хорошо, но надолго ли это?». Он постоянно тревожится о том, что дарованная ему любовь будет отнята. Неустойчивые отношения — полная противоположность Божьей любви, изливающей на нас свой теплый, постоянный, негасимый свет. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоанна 10:29).
Агрессия
Наиболее уязвим человек в тот момент, когда он вступает в отношения с другими. Любовь по самой своей природе требует, что мы «подставились» другому человеку, дали ему возможность ранить нас. Риск всегда сопутствует любви.
Есть такие люди, кто намеренно наносит удар слабому, зависимому от них партнеру. В вашей жизни тоже, возможно, присутствует человек, постоянно критикующий или даже поносящий вас за то, что вы испытываете потребность в любви. Некоторые люди проецируют на окружающих свою ненависть к себе и испытывают глубочайшее презрение к тем, кто нуждается в любви; другие действуют так из-за эгоцентризма; третьи имеют садистские наклонности и получают удовольствие, причиняя боль. Ибо «он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его» (Псалом 108:16, курсив мой).
Если ваша потребность в любви подвергается нападкам, вы, вероятно, поспешите прервать отношения и будете искать другие способы проводить досуг. Побитый пес отшатывается даже от дружески протянутой руки. Так и сокрушенное сердце подает сигналы тревоги при малейшей «опасности» сближения.
Если одна из этих категорий сердечной сокрушенности относится к вам, вашему прежнему или нынешнему состоянию, помните: Бог «исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их» (Псалом 146:3). Осознайте, как вредит вам изоляция от людей, и начните поиски людей постоянных и надежных, имеющих достаточно любви, чтобы понять, каково вам приходится. Надежные люди существуют, надо только постараться их найти. Об этих людях мы поговорим в третьей части книги.
Самодостаточность
Мой трехлетний сын Бенни достиг той стадии жизни, когда детишки все время повторяют: «Я сам!». На днях мы вместе собирались на обед, но Бенни не поспевал за остальными. Он сумел полностью одеться сам, вот только любимые кроссовки со шнуровкой никак не поддавались ему.
Будучи любящим отцом (и к тому же опаздывая), я наклонился, чтобы завязать шнурки Бенни, но он оттолкнул мои руки и запротестовал: «Я сам могу! Сам могу!». Он настаивал на своем, и нам пришлось сторговаться: я посажу его в машину, и он будет завязывать шнурки, пока мы едем до ресторана. Победила дружба.
Бенни стремится к самостоятельности, он хочет сам справляться с различными заданиями, он начинает осознавать себя как индивидуальность — все это необходимые аспекты роста и развития ребенка. Бенни хочет достичь автономии особенно в функциональной, «делательной» части жизни, но в области отношений и любви его самодостаточность проявляется иначе. Здесь он отнюдь не спешит предъявлять свою взрослость («Только без рук, ма!»), напротив, он по-прежнему нуждается в близости, объятиях, поглаживании, утешении. Да, он стал больше спорить, и ему хочется заняться чем-то одному, без родителей, но потребность в контакте не исчезла.
Это желание близости станет тоже меняться с годами, и, если развитие Бенни пройдет благополучно, он инкорпорирует нас в себя (он буквально будет «сыт нами по горло»). И тогда уже он обратится со своими эмоциональными потребностями к сверстникам, а потом — к своей новой семье. При этом его функциональная самодостаточность будет неуклонно возрастать.
Люди, избегающие отношений, страдают не от избыточной функциональной самодостаточности, а отложной самодостаточности в области отношений. Проблема такого человека заключается в том, что он создает как бы свой собственный мир отношений, он ведает своими эмоциями так, словно они не касаются никого, кроме него. Его философия в данной области сводится к таким сентенциям.
• Я могу сам разобраться со своими проблемами.
• Я не собираюсь нагружать этими проблемами окружающих.
• Я и сам справлюсь, спасибо.
• У меня все в порядке.
• Я же сказал: все в порядке.
Что тут не так? Бог задумал нас отнюдь не самодостаточными в области отношений. Он хочет, чтобы мы испытывали потребность друг в друге. Самодостаточность здесь — следствие грехопадения.
Если вы обнаруживаете симптомы самодостаточности, скорее всего этот недуг угнездился в вас давно, а вы описываете свое состояние как нечто позитивное, как ответственность, независимость, взрослость. Конечно, самодостаточность имеет ряд преимуществ, ведь вы уклоняетесь от выходящих из-под контроля проблем и риска, с которыми постоянно сталкиваются нуждающиеся в любви люди. В том числе:
• вам не приходится ощущать свою незавершенность, а ведь это так больно,
• вы не занимаетесь поисками людей, которые могли бы вас полюбить,
• вы не обнажаете перед другими несовершенные, чувствительные части своей личности,
• вам не надо смотреть другому человеку в глаза, признаваясь: «Ты мне нужен»,
• вы не идете на риск и не просите у другого человека утешения и поддержки,
• вам не приходится смиренно и с благодарностью принимать то, что дают,
• вам не нужно делать это снова, снова и снова.
Вот почему нам так трудно бывает отказаться от самодостаточности. Кажется, стоит «дать течь», и жизнь станет намного сложнее.
Что же делать? Если самодостаточность уводит вас от близости, требует изолировать себя от людей, надо принудить себя к исповеди. Исповедь — это признание истины, а истина заключается в том, что все мы нуждаемся в людях. Исповедь так хороша для души именно потому, что она заставляет лишенные любви части нашей личности искать любовь.
Найдите людей, понимающих проблему самодостаточности, знающих, что вы не в состоянии «ощутить свою потребность» в них. Они помогут вам обнаружить свою изолированность, обсудить факторы, которые привели к вашему отчуждению от людей, понять, насколько трудно вам отказаться от независимости. Если вы исповедуете эту проблему надежным людям, свершится чудо: постепенно ваша самодостаточность начнет таять, уступая место потребности. Таким образом вы примиритесь не только с Богом и другими людьми, но и с самим собой.
Позвольте любви, этому дару Божьему, растопить твердый, холодный лед вашей самодостаточности.