Горький плод от горького корня

Горькие семена антисемитизма, которые были посеяны в начале жизни церкви, приносили все более и более горь­кий плод на протяжении поколений. Как ни печально, но это видно из некоторых писаний ранних отцов церкви. Этими людьми восхищались за их благочестие и посвя­щение Христу, тем больнее читать сегодня их страстные обвинения евреев.

Ориген (185-254 гг.), известный учитель Библии и бо­гослов, писал:

«Из-за их неверия и других оскорблений, которые они нанесли Иисусу, евреи не только больше дру­гих пострадают при суде... но уже сейчас переносят такие страдания... И бедствия, которые они терпят, происходят потому, что они самый нечестивый на­род, к тому же виновный во множестве грехов. Евреи уже сейчас наказываются столь сурово ни за какие другие грехи, как только за те, которые совершены против нашего Иисуса».

Григорий из Ниссы (331-396 гг.) так характеризовал евреев:

«Убийцы Господа, убийцы пророков, враги Бога, лю­ди, выказывающие пренебрежение к закону, враги благодати, враги веры своих отцов, адвокаты дьяво­ла, порождение ехидны (буквально: «гнездо гадюк»), кощунники, ругатели, люди, чей разум во тьме, за­кваска фарисейская, сборище демонов, грешники, нечестивцы, побивающие камнями и ненавистники праведности».

Иоанн Хризостом (347-407 гг.), константинопольский патриарх, чье имя означает «Златоуст», был известен как мудрый, кроткий, чуткий человек и при этом красноречи­вый и мощный проповедник. Он остался в истории одним из величайших отцов церкви, но и у него было это ужасное затмение, когда дело касалось евреев:

«Синагога хуже публичного дома... это прибежище мерзавцев и логово диких зверей... храм демонов, посвященный идольскому поклонению... притон во­ров и разбойников, гнездо дьяволов. Это — преступ­ное сборище иудеев... место встречи христоубийц... дом, хуже пивной лавки... пещера воров; дом с дур­ной славой. Обиталище нечисти, пристанище дья­волов, бездна мерзости... Я бы сказал то же самое о душах иудеев... Что до меня, я ненавижу синагогу... По той же причине я ненавижу иудеев».

О! Какие едкие слова, выходящие из уст и из-под пера вождей. Разве непонятно теперь, откуда церковь научи­лась презрению к еврейскому народу?

Наши руки запятнаны кровью

К началу крестовых походов антисемитизм основа­тельно проник в церковь. В середине одиннадцатого века Византийская империя была величайшей военной и по­литической силой в мире того времени. Но в то же время ее столице Константинополю (штаб-квартира Восточной Православной церкви) угрожали турки-сельджуки — ко­чевое скотоводческое племя из Центральной Азии, ко­торые приняли ислам. Разгром турками Византийской армии в 1071 году подверг Константинополь большому риску. Кроме того, турки нападали на христианских па­ломников, которые шли в Иерусалим. Император и патри­арх Константинополя обратились к Папе Урбану II в Рим за помощью.

27 ноября 1095 года Папа Урбан II призвал западную церковь к войне за освобождение Святой земли. Всем, кто отправится в крестовый поход, Папа обещал проще­ние грехов и прямой вход на небеса (минуя чистилище). В Первый крестовый поход отправилась не дисциплиниро­ванная армия из обученных солдат, а толпа крестьян, дви­жимых суеверием, легкоуправляемых и отчаянно готовых сделать абсолютно все, что откроет дорогу в рай.

Крестоносцы первой и второй волны убивали, насилова­ли и грабили на пути вверх по Рейну и вниз по Дунаю, на­правляясь в Иерусалим. Особенно рьяно они громили об­щины евреев, которых расценивали как неверных; тысячи евреев были вырезаны по всей Европе. Многие еврейские ученые называют эти события первым холокостом.

Почти четыре года спустя, в июне 1099 года, крестонос­цы добрались до Иерусалима. Они окончательно взяли го­род 15 июля, без разбора убивая мужчин, женщин и детей весь день и всю ночь. На следующее утро «христиане» об­наружили шесть тысяч иудеев, которые закрылись в сина­гоге в надежде спастись. Крестоносцы подожгли синагогу, зажарив заживо спрятавшихся там людей. В то же время уцелевшие мусульмане убежали в мечеть Аска, находив­шуюся в юго-восточной части города. Крестоносцы слома­ли двери мечети и вырезали, как установлено, тридцать тысяч мусульман.

В средние века (а также и потом) перед евреями в так называемых христианских странах Европы стоял выбор: избрать обращение (насильственное крещение), изгнание или смерть. Большинство евреев выбирали либо изгнание, либо смерть, но не обращение (мучеников можно найти не только в церкви!). Евреи в средние века были жертвой и многих других жестоких расправ и клеветы, поднятой против них «христианским» Западом. Рассмотрим следу­ющие примеры:

• «Кровавый либель» — миф, зародившийся в Англии в 1144 году, гласил, что евреи регулярно убивают христианских детей на Пасху и используют их кровь в приготовлении бесквасного хлеба (мацы).

• «Черная смерть» — эндемическая бубонная чума в четырнадцатом веке, которая унесла жизнь четверти населения Европы; в ней обвинялись евреи Европы и Азии. Разъяренные и испуганные толпы народа убивали множество евреев, несмотря на буллу (формальный документ) от Папы, гласивший, что евреи невиновны.

• Инквизиция, изобретенная католической церковью в тринадцатом веке, чтобы подавить ересь, стала орудием преследования евреев. Евреев насильно заставляли обращаться в христианство; если они отказывались, их убивали. Испанская инквизиция (основанная в 1478 году) разыскивала и казнила обращенных иудеев и мусульман, которые выказывали признаки возврата к своим прежним верованиям и образу жизни. Жертв пытали, пока они признавались, затем их сжигали на костре.

Перед лицом такой ужасной жестокости, зверств и изощренной, злобной лжи тех, кто представлял церковь, удивительно ли, что евреи и мусульмане научились нена­видеть и презирать христиан?

Мартин Лютер и евреи

Одним из сияющих светочей христианской истории был августинианский монах Мартин Лютер (1483-1546 гг.), чье мужественное отстаивание доктрины оправдания од­ной только верой нанесло поражение Римской католи­ческой церкви и дало жизнь протестантской Реформации в Германии и по всей Северной Европе. С самого начала Лютер по-доброму относился к евреям, надеясь, что они обратятся к христианской вере, освобожденной от заблуж­дений католической церкви. Лютер мало уважал церков­ных вождей своего времени, называя их дураками и неоте­санными болванами. Об их отношении к евреям он писал в 1523 году: «Если бы я был евреем и видел таких идиотов и болванов, управляющих церковью и учащих христиан­ской вере, я бы лучше был свиньей, чем человеком. Пото­му что они обращались с евреями, как с собаками, а не как с людьми».

Но немецкие евреи, однако, изъявили не больше же­лания обращаться в лютеровскую разновидность христи­анства, чем они желали обратиться в католичество, что вызвало разочарование у неистового бывшего монаха. К тому же его приводила в ярость некоторая кощунствен­ная антихристианская литература, написанная евреями. Эти факторы, вкупе с возрастом и болезнью реформатора, вызвали трагическую перемену в отношении Лютера к ев­реям в конце его жизни, и он набросился на них самыми ядовитыми словами, которые только были написаны до того времени:

«Что нам, христианам, делать с этим проклятым, отверженным родом евреев?.. Первое: следует сжечь синагоги... Второе: их дома должны быть подобным же образом разрушены и уничтожены.,. Третье: отоб­рать у них молитвенники и Талмуды... Четвертое: их раввинам следует под страхом смерти запретить учить чему-либо... Пятое: паспорта у евреев необхо­димо изъять, всякое передвижение им полностью запретить... Шестое: не давать евреям заниматься ростовщичеством. Седьмое: пусть молодым и силь­ным евреям и еврейкам дадут топор, цепь, мотыгу, лопату, прялку и веретено, и пусть они зарабатыва­ют свой хлеб в поте лица... Мы должны вывести из нашего общества эти ленивые члены... Поэтому до­лой их...

Итак, дорогие князья и дворяне, кто имеет евреев в своих владениях, если этот мой совет вам не подходит, то найдите что-нибудь лучшее, чтобы только нам с вами избавиться от этого непереносимого дьявольского бреме­ни — евреев ».

Печально, но история ненависти к евреям не закан­чивается этими словами. В 1930-е и 1940-е годы советы Лютера приняло всерьез и воплотило в жизнь нацистское правительство Германии, которое нашло «лучший» способ избавиться от «непереносимого дьявольского бремени» — евреев. К тому времени, когда Вторая мировая война была закончена в мае 1945 года, большая часть Европы лежала в руинах и шесть миллионов евреев — третья часть еврейс­кого населения Европы — была истреблена.

Церковь, на наших руках кровь евреев! Отец, прости нас!

Будущее Израиля и церкви

Если мы хотим видеть полноту Божьей славы и осу­ществление Его планов на земле, тогда скверна антисе­митизма должна быть удалена с сердца и души церкви. В противоположность тому, чему учат сторонники «замес­тительной теологии», у Бога до сих пор остаются планы для страны Израиль и для израильского народа. За послед­ние годы примерно 800000 русскоговорящих евреев поки­нули «страну Северную» и вернулись в Израиль. Древние библейские пророчества исполняются. Мессианское дви­жение начинается в Израиле и в других странах.

Есть ли у Бога план? Да, судьба Израиля и судьба христианской церкви неразрывно связаны! Бог избрал евреев как народ, через который придет Мессия и Спаси­тель мира. Даже несмотря на то, что большинство евреев отвергли Иисуса, когда Он явился, и продолжают делать это, — обетования Божьего завета по-прежнему действу­ют. Всегда помните: если человек неверен, Бог остается верен. Вас это радует?

Во Втором послании к Коринфянам (3:15) Павел пи­шет о «покрывале» на сердцах евреев, которое закрывает от них истину Евангелия. В Послании к Римлянам апос­тол говорит: «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неве­дении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется...» (Рим. 11:25,26). Приходит день, когда пок­рывало будет снято с сердца тех из народа Израиля, кто отвергал Иешуа, своего Мессию, и они уверуют. Захария пророчествовал:

«А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как ры­дают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце» (Зах. 12:10).

Божий искупительный план для всех народов — и для иудеев, и для язычников — вращается вокруг Иисуса Христа, Единородного Сына Божьего. Так было всегда. Все в законе и в завете — жертвы, обязанности священни­ков, поклонение в скинии и в храме — указывает на Хрис­та, Чья смерть и воскресение привели все к совершенству. Иисус говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить за­кон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мат. 5:17,18). Христос — это Тот, в Ком все совершено. Симон Петр, исполненный Свя­тым Духом, стоя перед высшим судом иудеев, сказал об Иисусе: «Ибо нет другого имени под небом, данного челове­кам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).

Наши рекомендации