Корни антисемитизма в церкви

Насколько серьезна эта проблема? Действительно ли нам, христианам, следует предпринять такой радикаль­ный шаг, как это было продемонстрировано в «Походе примирения»? Как церковь, основанная на любви, радос­ти, мире, благодати и милости, закончила горечью, стра­хом и ненавистью?

Отвратительная истина состоит в том, что корни ан­тисемитизма — ненависть к евреям — уходят далеко в прошлое, к ранним временам истории церкви. Понять ис­тину в одной области вовсе не значит, что у вас есть свет и истина во всех сферах. Многие из наиболее уважаемых и влиятельных лидеров церкви первых веков, при всем их благочестии и посвященности Христу, впадали в полное затмение, когда дело доходило до отношения к евреям. Их предрассудки, и в некоторых случаях ненависть к евреям установили прецедент неправильного мышления, кото­рый повлиял на негативное отношение церкви к евреям с тех самых пор. Причины антисемитских чувств многочис­ленны и включают в себя социальные, культурные, демо­нические и богословские аспекты.

В самом начале церковь была исключительно еврейс­кой. Иисус был евреем, точно так же, как и Его ученики. Все верующие, присутствовавшие в горнице в день Пяти­десятницы, были евреями, и на протяжении почти деся­ти лет после Пятидесятницы Евангелие проповедовалось исключительно евреями. Раннее христианское прослав­ление заимствовало стиль и практику синагоги. В первые свои годы церковь Иисуса Христа была еврейской во всех аспектах. Фактически Библия — как Ветхий Завет, так и Новый Завет — была написана евреями! Наши корни — ев­рейские. Мы не можем не признать этого.

Постепенно, однако, Евангелие начало распространять­ся в нееврейской среде. Филипп проповедовал самарянам и приобрел среди них множество обращенных; затем он говорил с эфиопским чиновником, который также уверо­вал (Деян. 8:5-13,26-39 ). Петр проповедовал Христа в доме Корнилия, римского центуриона, и весь его дом уверовал вместе с ним (Деян. 10). Как «апостол язычников», Павел, со своим сотрудником Варнавой, а позже с Силой, пропове­довал Христа по всей Римской империи, приводя язычни­ков ко Христу тысячами (но даже Павел, придя в тот или иной город, проповедовал прежде всего евреям).

Таким образом, уже к концу первого века в церкви было больше язычников, чем евреев. Поскольку от уверовавших язычников не требовалось исполнять иудейский закон и соблюдать еврейский образ жизни, церковь в целом начала терять еврейский колорит, становясь все более языческой по своей культуре и обычаям. Это «объязычивание» церкви плюс уменьшающееся число верующих из евреев, так же как возрастающая враждебность к Евангелию иудеев в це­лом помогли посеять семена антисемитских чувств в сердца многих верующих, особенно руководителей церкви.

Был еще один важный момент — упадок явного при­сутствия Святого Духа в жизни церкви и ее зависимость от человеческого мышления (см. главу 5). Когда разум человека поставлен выше сердца (духа) человека, он дает тьме возможность войти и, если ей не противостать, рас­пространиться и господствовать.

Одно важное событие во втором веке было искрой, ко­торая разожгла пожар антисемитизма в церкви. Евреи в большинстве своем отвергали Иисуса, и религиозные евреи по-прежнему ожидали своего Мессию, который, как они верили, будет политическим и военным вождем. В 132 году многие из них думали, что нашли его в лице человека по имени Симон Бар Кохба. Хотя многие иудеи последовали за Бар Кохбой, этого не сделали те иудеи, которые верили в Иисуса как в Мессию. По этой причине Бар Кохба убил многих из них, считая их врагами, еретиками и предате­лями. Это событие повергло в ярость всю церковь, которая начала копить ожесточение против еврейского народа.

Еврейские христиане, чувствуя себя все более отчуж­даемыми, с одной стороны, от языческой церкви, которая начала не доверять им, а с другой стороны — от еврейского общества, которое подвергало их остракизму за отказ под­держивать Бар Кохбу, основали две мессианские секты: секту эбионитов и секту назареев — в попытке создать цер­кви, которые были бы по сути своей еврейскими. К середи­не пятого века эти группы исчезли.

Христианская церковь, теперь полностью языческая по самосознанию, становилась все менее и менее терпимой ко всему связанному с еврейскими корнями. Во втором веке руководители церкви начали занимать не допускающую компромиссов позицию ко всему еврейскому. В результате они стали толковать Писание по-новому, особенно в том, что касалось Израиля.

• Обетования благословений Израилю в Еврейской Библии теперь рассматривались как исключительное достояние церкви.

• Бог (якобы) проклял и отверг Израиль, и церковь те-перь является «истинным» и «новым» Израилем.

• Иудеи убили Иисуса, поэтому все иудеи навсегда и повсеместно ответственны за Его смерть.

Наши рекомендации