Женщины веры от Реформации до наших дней (1500-1900 гг.)

Анна Хатчинсон (1591-1643 гг.). Воспитанная в пури­танской семье в Англии, Анна рано научилась самостоя­тельно читать Библию и размышлять над ней. Она регуляр­но записывала проповеди своего пастора Джона Коттона и путем тщательного изучения сама получила богословское образование. В 1634 году Анна со своим мужем Вильямом последовала за Коттоном в колонию Массачусетс-Бэй, где они поселились в Бостоне. Анна сразу же начала откры­вать свой дом для еженедельных собраний женщин, что­бы обсуждать текст и смысл проповедей пастора Коттона. Эти собрания вскоре стали очень популярны, быстро росла численность их участников, через какое-то время в них стали участвовать и мужчины. Кроме того, что Анна была опытным учителем с глубокими откровениями и личным духовным посвящением, она была также первой женщи­ной-проповедником в американских колониях. Однако ее успех и «неженское» поведение вызвали оппозицию офи­циального, мужского духовенства колоний. В 1638 году деятельность Анны запретили. Во всем этом муж Анны всегда поддерживал свою жену. Хатчинсоны переехали в Род-Айленд, где было больше религиозной свободы.

Маргарет Фелл (1614-1702 гг.) и квакеры. Называ­емая «матерью квакерского движения», Маргарет Фелл открыла свой английский дом, Свартмур Холл, как место пристанища и восстановления для гонимых квакеров поч­ти на 50 лет. Однажды она была арестована за проведение собраний квакеров у себя в доме и четыре года провела в тюрьме. После освобождения Маргарет Фелл и четыре ее дочери начали служение проповеди. Через несколько лет после смерти своего первого мужа Томаса Фелла Марга­рет вышла замуж за Джорджа Фокса. Фокс стал одним из главных руководителей раннего квакерства, и он полно­стью поддерживал свою жену в служении проповедника. (О Господь, подними много Джорджей Фоксов сегодня, ко­торые положат руки на плечи своих жен и скажут: «Иди и делай то, что Бог положил тебе на сердце!» )

Квакеры делали упор на важности «внутреннего све­та», который есть в каждом человеке. Спасение прихо­дит к тем," кто следует за своим «внутренним светом».

Поскольку «внутренний свет» был всеобщим, квакеры отказывались признавать принятое в обществе разделе­ние между бедными и богатыми или между мужчинами и женщинами. Они также предпочитали не присваивать никаких титулов ни себе, ни другим людям, включая правителей и светских вождей. Это чувство равенства давало квакерам возможность быть особенно открытыми для полного и активного проповеднического служения женщин. Для многих женщин-квакеров «внутренний свет» был источником силы и власти, которые давали им возможность переносить великие физические трудности, отрицать установленные светские и религиозные автори­теты и принимать самостоятельные решения в своей жиз­ни ради того, чтобы остаться верными своим убеждениям и совести.

Феб Уоррал Палъмер (1807-1874 гг.). Феб Пальмер на­чала свое служение в 1835 году «вторничными собраниями святости», которые продолжались вплоть до ее смерти — в течение тридцати девяти лет. Эти собрания стали цент­ром растущего «движения святости» в Америке, после­дователи которого учили и искали христианского совер­шенства через «второе благословение» Божьей благодати в освящении. В 1850-е годы Феб и ее муж-врач каждый год путешествовали на восток Соединенных Штатов Америки и Канады, посещая палаточные служения методистов и проводя собственные «служения пробуждения святости». Осенью 1857 года Пальмеры поехали в Гамильтон, Онта­рио, где запланированное дневное молитвенное собрание превратилось в десятидневное служение пробуждения, на котором четыреста человек обратились к Христу. Подоб­ный же успех сопровождал их собрания в Нью-Йорке и в Англии, где Пальмеры проповедовали и работали четыре года. Их периодическое издание «Руководство к святости», купленное мужем Феб Уолтером имело большой успех, ко­личество подписчиков в 1858 году выросло с 13 тысяч до 30 тысяч человек под квалифицированным редакторским руководством Феб. Установлено, что Феб Пальмер привела ко Христу более 25000 человек за свою жизнь. Ее служе­ние во многом заложило основание для пятидесятническо- го пробуждения в начале двадцатого века.

Кэтрин Бут (1829-1890 гг.). С'ооснователь «Армии спасения» вместе со своим мужем Уильямом, Кэтрин Бут стала одной из самых известных и влиятельных женщин- проповедников своего времени — ее последняя проповедь произносилась в аудитории, состоящей из 50000 чело­век. Буты были твердо убеждены в равенстве мужчин и женщин во всех областях жизни. Даже их брак был основан на этом принципе. Кэтрин была защитником права женщины проповедовать. Она говорила: «Если у женщины есть необходимые дары и она чувствует себя водимой Духом, чтобы проповедовать, то нет ни единого слова во всей Книге Божьей, чтобы запретить ей это, но много, очень много слов, чтобы побудить и ободрить ее. Бог говорит, что такая женщина ДОЛЖНА это делать. И Павел пишет, что она должна это делать, и Феба, и Юния, и четыре дочери,Филиппа фактически это делали, и многие другие женщины проповедовали и говорили в первой церкви». Уильям и Кэтрин Бут провозглашали право женщины проповедовать Евангелие, и я говорю на это: «Да и аминь!»

Мария Б. Вудстворт-Эттер (1844-1924 гг.). Как и слу­жение Кэрри Джад Монтгомери, служение Марии Вудст- ворт-Эттер началось в девятнадцатом веке в рамках «дви­жения святости» и приобрело еще большую значимость в начале пятидесятнического пробуждения. В 1884 году Мария получила от «Церквей Божьих» лицензию на пра­во проповедовать, и почти сразу же ее собрания стали при­влекать внимание всей нации. Необычайные проявления Божьей силы, включая множество исцелений и великое число обращений к Христу, сопровождали эти собрания.

В начале пятидесятнического движения Марию Вудст- ворт-Эттер приглашали проповедовать во многие места. В 1918 году она основала «Скинию Вудстворт-Эттер» в Индианополисе, где она была пастором до своей смерти в 1924 году.

Кэрри Джад Монтгомери (1858-1946 гг.). Сама полу­чив чудесное исцеление от болезни, Кэрри Монтгомери стала известным исцеляющим евангелистом. Ее служение выросло из «движения святости» девятнадцатого века, но продолжалось гораздо дольше. В 1887 году Кэрри Монт­гомери стала сооснователем вместе с А. Б. Симпсоном «Христианского и Миссионерского Союза». Кэрри имела большое влияние во время пятидесятнического пробужде­ния в начале 1900-х годов, и она была рукоположена как служитель «Ассамблеей Божьей» в 1917 году. Ее активное служение продолжалось до ее смерти в 1946 году.

Кэтрин Кульман (1907-1976 гг.). Она считается од­ной из основных исцеляющих евангелистов мира. Кэтрин Кульман начала свое служение в 1923 году как рукопо­ложенный служитель в «Союзе Евангельских Церквей». К середине 1940-х она трудилась как проповедник и ра- дио-евангелист в Пенсильвании. В 1947 году проявился мощный исцеляющий аспект ее служения, что продолжа­лось до ее смерти в 1976 году.

Хочу добавить, что я помню, как видел Последнюю те­левизионную передачу этой необыкновенной женщины Божьей. Она утверждала, что Бог первоначально предла­гал ее дар некоему мужчине, но тот отказался. Затем она сказала: «Итак, Бог пришел ко мне — женщине. Некра­сивой, презираемой да еще к тому же рыжей! И я сказала: Да!» Послушание — это всегда лучшая из способностей.

Так как же насчет женщин?

Этот обзор — только лишь верхушка айсберга в отно­шении роли и места женщины в церкви, но даже этого немногого достаточно, чтобы показать, что в самом нача­ле Божий план для женщины заключался в ее участии во всех сторонах жизни Тела Христова. То, что большая часть женщин никогда не имела такой возможности на протяже­нии двух тысячелетий истории церкви, — это печальная ситуация, которая требует исповедания с сокрушенным сердцем и покаяния со стороны мужчин в церкви и особен­но среди духовенства.

Простая историческая истина в том, что во времена про­буждения женщины более полно входили в жизнь и слу­жение церкви во всех областях, включая проповедь, тогда как во времена духовного упадка свобода и роль женщины в служении бывали более ограничены. Другими словами, степень, до которой женщины высвобождались в полное служение в церкви, — это непосредственное отражение степени пробуждения или упадка, в котором церковь на­ходилась. Одна из причин этого заключается в том, что во время пробуждения различия между священниками и мирянами, а также различия между полами становятся менее важными из-за экстремальной ситуации. В такое время все способные люди привлекаются к делу евангели- зации и миссионерства — будь то мужчины или женщины, служители или прихожане, рукоположенные или неруко- положенные, имеющие богословское образование или нет. В таких обстоятельствах имеет значение личный призыв, а не дипломы. Начало пятидесятнического движения — хороший тому пример.

Вот что пишет писательница Эдит Бламхофер:

«В начале пятидесятнического движения помаза­ние было куда важнее, чем то, какого человек пола. Когда группы евангелистов несли полное Евангелие по всей стране, женщины, у которых было призна­но помазание Святого Духа, участвовали наряду с мужчинами в служении проповедников... Призван ли человек — и как остальные люди рассматривают это, — было куда важнее, чем документы и офици­альный допуск к служению.

Вековые традиции и закоснелые установки нелегко из­менить, но Христос остается Господом Своей церкви. Он и в наши дни приводит новое поколение женщин-христиа­нок в полноту жизни как членов Тела Христова. Древние стены рушатся; ржавые цепи падают, старые ограничения уничтожаются. Господь восстанавливает Свою церковь та­кой, какой хочет видеть ее Он, а не церковные лидеры (в основном мужчины)».

Доказательства этого высвобождения женщин можно видеть в масштабе всей церкви, практически в каждой группе или деноминации. Один пример — это римско- католическая церковь. В своем «Письме к женщинам», опубликованном в июне 1995 года, Иоанн Павел II сделал следующее заявление:

«Достоинство женщин часто не признавалось, и их права не были представлены; женщины часто оттес­нялись на задворки общества и даже превращались в рабынь... И об этом я поистине сожалею. Пусть это сожаление будет преобразовано со стороны всей цер­кви в обновленный завет верности евангельскому видению».

В последнем письме Папа сказал о месте женщины в служении следующее:

«Посвященные Богу женщины... по праву надеялись на то, что их достоинство, способности, миссия и от­ветственность будут признаны как в глазах церкви, так и в повседневной жизни... Поэтому настоятельно необходимо предпринять конкретные шаги, начав с обеспечения женщинам места для участия в различ­ных областях и на всех уровнях, включая процессы принятия решений прежде всего по вопросам, кото­рые касаются самих женщин».

Изменение понимания

Теперь некоторые из вас уже, наверное, готовы на этом месте выйти из себя — некоторые от радости, а некоторые от мысли: «Ну, на этот раз ты хватил лишку, Джим Голл!» Но да будет вам известно, что я не всегда имел такое пони­мание. Одно время моя жена спрашивала у меня разреше­ния сделать или сказать что-либо по любому поводу. Она также покрывала голову, чтобы присоединиться ко мне в молитве! Но потом Бог пришел Своим явным присутстви­ем и помазал это маленькое, 5 футов 3 дюйма, существо, и превратил его в святой Божий вулкан.

Да, теперь я женат на рукоположенном проповеднике- женщине. Так что я понимаю до определенной степени разные стороны этого явления. Но что касается меня и моей семьи, я решил благословлять все, что, как я вижу, делает Отец.

Это не просто что-то, случившееся в нашей жизни и служении. Когда я имел привилегию путешествовать по разным странам, мне довелось видеть некоторые всеоб­щие тенденции в тех вопросах, которые, как мы видим, подчеркивает Святой Дух. Одна из них — оказание чести женщинам.

Осенью 1999 года я был приглашен служить на нацио­нальной конференции лидеров «Церкви Христа» в Рирес- До-Рио, Бразилия. Было великим благословением быть там и видеть, как выглядит настоящее пробуждение стра­ны в самом начале. На последнем собрании лидеров, где присутствовало 2000 человек, старший пастор Улиссес вызвал вперед всех жен пасторов этого быстро растущего служения. Затем на португальском языке он продолжал просить у женщин прощения за мужчин и лидеров в цер­кви, особенно за то, что они не принимали женщин как соработников во Христе. Это был потрясающий момент, когда люди разразились рыданиями, и началось очищение и исцеление. Кульминация наступила, когда все пасторы этого национального движения возложили руки на жен пасторов и публично рукоположили их как сопасторов сво­им мужьям в деле служения. Это был поистине чудесный, святой и исторический момент.

Так что теперь с убежденностью и опытом пережитого смещения парадигмы (изменения понятий) я делаю следу­ющие заявления.

Женщины в церкви, вами достаточно долго пренебрега­ли! Как мужчина в церкви я хочу исповедать вам, что мы, мужчины Тела Христова, боялись вас и держались за свои права, свои позиции и свои функции из страха, что мы упустим их и они перейдут к вам. В нашей неуверенности и грехе мы не были готовы полностью признать ваши пра­ва, призвание и помазание в Святом Духе или принять вас как полностью равных в жизни и служении церкви. Это, быть может, звучит несколько жестко, но я считаю, что время «мужских клубов» прошло!

Поэтому я прошу вас, женщины, простить нас за то, что мы удерживали вас, не одобряли вас, не помогали вам, не оснащали вас и не пускали вас выполнять Божье призвание для вашей жизни. Простите нас за то, что мы оказывали только плохую услугу вашей ценности, вашим дарам, вашему призванию и вашему помазанию. Прости­те за то, что мы обращались с вами как с второсортными гражданами Царства и не признавали равного с нами по­ложения.

Отец, прости нас! Мы согрешили и поступали нечес­тиво! Мы неправедно связали наших сестер, Твоих доче­рей, и не давали им. участвовать в жизни церкви, в кото­рой и мы и они — равные части. Прости нас, Господи, и пошли свет откровения и изменения, чтобы они пришли в Твое Тело. О Господи, освободи Своих дочерей!

Вопросы для размышления:

1. Каковы причины того, что некоторые женщины были угнетаемы и не допущены до того, чтобы играть большую роль в служении?

2. По вашему мнению, какие шаги следует предпри­нять, чтобы построить мост через пропасть между полами?

3. Остановитесь прямо сейчас и начните исповедовать перед Отцом исторический грех церкви — мужчин, боящихся женщин, и женщин, презирающих муж­чин.

Глава 7

Геноцид евреев

Одно из огромных грязных пятен на одеждах Не­весты Христа — это история ненависти, гонений и убийства наших старших братьев, еврейского наро­да. Нанесены глубокие раны, и текут темные потоки кро­ви. Исторически отношение и действия церкви по отноше­нию к евреям бесчестили святое имя Христа, извращали истинное Евангелие Господа и постоянно разрушали вся­кое сколько-нибудь успешное свидетельство о Христе, ос­тавляя вместо этого вековое наследие горечи, подозритель­ности и ненависти с обеих сторон. Церковь, пробудись! Не забыли ли мы, что наш Мессия — еврей?

Барьер гордости между христианами и евреями должен быть удален по двум главным причинам. Первая причина: бесчестие, которое церковь навлекла на имя Иисуса, как и ложное представление о Его характере и благодати, долж­но быть удалено. Вторая причина: судьба церкви связана с судьбой Израиля. Несмотря на то, чему учат и верят разные группы теологов, Бог не порвал с израильским народом; церковь не заменила Израиль в планах и целях Бога. Обе­тования завета, который Бог заключил с сынами Авраама, по-прежнему стоят, потому что «дары и призвание Божии непреложны» (Рим. 11:29). Хотя апостол Павел ясно дает понять, что истинные духовные сыны Авраама — это люди веры, а не закона (Гал. 3:1-7), он также говорит о будущем собрании иудеев (Рим. 11). Это собрание евреев будет как физическим исполнением обетования о восстановлении государства Израиль, так и духовным исполнением, когда завеса упадет с их глаз и они радостно примут Мессию.

Каждая из сфер, к которой я специально обращаюсь в этой книге, — это груз и бремя на моем сердце. Возможно, данное бремя во мне заявляет о себе громче всего в дан­ный момент моей жизни. Я хочу видеть измененную исто­рию — ибо, Отец, мы согрешили!

Одна, из самых темных глав во всей истории церкви — это период крестовых походов с одиннадцатого по тринад­цатый век. Эти военные кампании для «освобождения» Святой земли послужили средством для великой жестокос­ти в отношении иудеев, мусульман и православных хрис­тиан. Ужасные вещи совершались не только на Святой зем­ле, но и по всей Европе и в Малой Азии — во всех странах, которые крестоносцы проходили по пути в Иерусалим. Ди­кая, варварская жестокость и зверства тех, кто действовал «во имя Христа», сеяли семена страха, горечи и недоверия к христианам со стороны иудеев и мусульман, что прино­сит горькие плоды сегодня, почти тысячелетие спустя.

Трагический пример этого — история народов, населя­ющих Балканский полуостров в Южной Европе. Разные группы народов в этом регионе — хорваты, сербы, босний­цы и другие — веками переживали политическое и религи­озное притеснение. Этническая ненависть и религиозные предрассудки были постоянными источниками напряже­ния и конфликта, многие войны велись на этой почве.

Я был в этих странах. Я ходил с молитвой по улицам их городоз. Давайте отправимся вместе со мной в небольшое историческое путешествие.

Летом 1914 года убийство великого герцога Франциска Фердинанда и его жены националистом-сербом в городе Сараеве было искрой, из которой разгорелась Первая ми­ровая война, которая унесла 10 миллионов жизней. Как Королевство Сербское, Хорватское и Словенское с 1918 го­да по 1945 год, регион ужасно пострадал во время Второй мировой войны. С 1945 года по 1980-е годы эта страна су­ществовала как коммунистическая Югославия. С момента разделения Югославии республики Словения, Хорватия, Босния-Герцеговина и Македония объявили о своей не­зависимости, тогда как Сербия, Монтенегро и Воеводина остались частями Югославии. В 1980-е и 1990-е годы один конфликт следовал за другим в этих странах, что добавило совершенно новый термин — «этническая чистка» — в ми­ровой лексикон.

С моим дорогим другом и евангелистом Махешем Чав- дой я пришел на то самое место, где великий герцог Фер­динанд был убит. Я плакал, принося заместительное по­каяние, пока не почувствовал, что внутри меня ничего не осталось.

Вековой конфликт между этими народами по приро­де своей — религиозный конфликт: Хорватия преиму­щественно католическая, Сербия — православная, Бос­ния — исламская страна. Многие из семян ненависти были посеяны во времена крестовых походов. Я убежден, что нехристианское поведение «христиан»-крестоносцев весьма способствовало созданию атмосферы, которая дала демоническим силам и территориальным духам законное основание действовать. Поэтому я считаю, что не будет окончания этническим и религиозным конфликтам в этом регионе (или на Ближнем Востоке), пока церковь не поднимется в искреннем, сердечном заместительном хода­тайстве и не покается за зверства крестоносцев. Христиан­ское исповедание и покаяние за них — это наш долг. Отец, прости нас!

«Поход примирения»

Но в настоящее время пишется новая история! 15 июля 1999 года жители Иерусалима наблюдали кульминацию «Похода примирения», четырехлетней акции, во время которой группы простых христиан воспроизвели и заново прошли пешком все маршруты, по которым шли первые крестоносцы. Во время своего шествия участники «похо­да» разговаривали с евреями, мусульманами и православ­ными христианами и просили у них прощения за бесче­ловечность крестоносцев. Дата того «Похода» была очень важна: 900 лет со дня взятия Иерусалима крестоносцами. Участники «Похода» встречались с лидерами мусульман­ской, еврейской и православной общин Иерусалима и про­сили прощения за жестокость других людей.

«Поход примирения» является примером замещения (отождествления) в ходатайстве и исповедания наследс­твенного греха. Согласно Линн Грин, директору и ор­ганизатору «Похода примирения», эта идея родилась в разговоре двух молодых людей, которые были озабочены напряженностью и конфликтом, существующими между христианами, мусульманами и иудеями, и ролью кресто­носцев в возникновении этой проблемы. Цель «Похода» была в том, чтобы христиане могли встать лицом к лицу с мусульманами и евреями, выражая им свое сожаление за грехи прошлого и исповедываясь.

«Поход» был рассчитан так, чтобы совпасть с 900-й го­довщиной Первого крестового похода. «Поход примире­ния» официально начался 27 ноября 1995 года с молитвы на Клермон-Ферран во Франции. Именно на этом месте и в тот самый день 900 лет назад Папа Урбан II сделал знаме­нательный призыв, с которого начался Первый крестовый поход.

Весной 1996 года несколько малых групп участников «Похода примирения» начали путешествие из Германии и Франции вверх по Рейну и вниз по Дунаю, тогда как дру­гие пошли через Италию и Балканы, воспроизводя путь крестоносцев. Участники «Похода» шли с целью просить прощения у оставшихся в городах жителей-евреев и мо­литься в таких городах и местечках, как Колонь, Майнц и Вормс, где так много евреев были казнены во время Перво­го крестового похода.

По мере продвижения «Похода» количество его участ­ников росло. В 1997 и 1998 годах они прошли через Тур­цию, в 1999-й — через Сирию и Ливан к Израилю. К тому времени, как «Поход» завершился в Иерусалиме в июле 1999 года, сотни христиан из разных стран уже принима­ли в нем участие — некоторые шли всего несколько дней, тогда как другие были уже несколько месяцев в пути.

Каждый участник был снабжен обращением, состав­ленным на языке жителей того региона, где проходил мар­шрут «Похода». Обращение содержало просьбу простить за то, как неверно «христиане» представляли Христа во время крестовых походов. Обращение звучало так:

«Девятьсот лет назад наши предки прошли с именем Иисуса военным маршем через весь Ближний Вос­ток. Подогреваемые страхом, алчностью и ненавис­тью, они предавали имя Христа, ведя себя противо­положно Его повелениям и характеру. Крестоносцы поднимали знамя креста над вашим народом. Этим они извратили и осквернили его истинное значение примирения, прощения и бескорыстной любви.

В годовщину Первого крестового похода мы так­же несем имя Христа. Мы хотим пройти по путям крестоносцев, чтобы просить прощения за их дела, проявляя истинное значение креста. Мы глубоко сожалеем о зверствах, совершенных во имя Хрис­та нашими предшественниками. Мы отрекаемся от алчности, ненависти и страха и осуждаем насилие, совершенное во имя Иисуса Христа.

Если они были побуждаемы ненавистью и пред­рассудками, то мы предлагаем любовь и братство. Иисус (Мессия) пришел, чтобы дать жизнь. Простите нас за то, что мы позволили Его имени быть связан­ным со смертью. Пожалуйста, примите снова истин­ное значение слов Мессии:

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня бла- говествовать нищим и послал Меня исцелять сокру­шенных сердцем, проповедовать пленным освобож­дение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприят­ное" (Лук. 4:18)».

Марк Элиотт, мой друг из Нэшвилла, Теннесси, был в Иерусалиме при завершении «Похода примирения». Он выразил отношение всех его участников, когда сказал: «Для народа Ближнего Востока не было большей бесчело­вечности, большего зла, чем то, которое христиане принес­ли своими крестовыми походами. Горький корень кресто­вых походов оставался 900 лет. Но Иисус сказал: "Блажен­ны миротворцы". Мы хотим быть миротворцами».

Наши рекомендации