Женщины веры от Реформации до наших дней (1500-1900 гг.)
Анна Хатчинсон (1591-1643 гг.). Воспитанная в пуританской семье в Англии, Анна рано научилась самостоятельно читать Библию и размышлять над ней. Она регулярно записывала проповеди своего пастора Джона Коттона и путем тщательного изучения сама получила богословское образование. В 1634 году Анна со своим мужем Вильямом последовала за Коттоном в колонию Массачусетс-Бэй, где они поселились в Бостоне. Анна сразу же начала открывать свой дом для еженедельных собраний женщин, чтобы обсуждать текст и смысл проповедей пастора Коттона. Эти собрания вскоре стали очень популярны, быстро росла численность их участников, через какое-то время в них стали участвовать и мужчины. Кроме того, что Анна была опытным учителем с глубокими откровениями и личным духовным посвящением, она была также первой женщиной-проповедником в американских колониях. Однако ее успех и «неженское» поведение вызвали оппозицию официального, мужского духовенства колоний. В 1638 году деятельность Анны запретили. Во всем этом муж Анны всегда поддерживал свою жену. Хатчинсоны переехали в Род-Айленд, где было больше религиозной свободы.
Маргарет Фелл (1614-1702 гг.) и квакеры. Называемая «матерью квакерского движения», Маргарет Фелл открыла свой английский дом, Свартмур Холл, как место пристанища и восстановления для гонимых квакеров почти на 50 лет. Однажды она была арестована за проведение собраний квакеров у себя в доме и четыре года провела в тюрьме. После освобождения Маргарет Фелл и четыре ее дочери начали служение проповеди. Через несколько лет после смерти своего первого мужа Томаса Фелла Маргарет вышла замуж за Джорджа Фокса. Фокс стал одним из главных руководителей раннего квакерства, и он полностью поддерживал свою жену в служении проповедника. (О Господь, подними много Джорджей Фоксов сегодня, которые положат руки на плечи своих жен и скажут: «Иди и делай то, что Бог положил тебе на сердце!» )
Квакеры делали упор на важности «внутреннего света», который есть в каждом человеке. Спасение приходит к тем," кто следует за своим «внутренним светом».
Поскольку «внутренний свет» был всеобщим, квакеры отказывались признавать принятое в обществе разделение между бедными и богатыми или между мужчинами и женщинами. Они также предпочитали не присваивать никаких титулов ни себе, ни другим людям, включая правителей и светских вождей. Это чувство равенства давало квакерам возможность быть особенно открытыми для полного и активного проповеднического служения женщин. Для многих женщин-квакеров «внутренний свет» был источником силы и власти, которые давали им возможность переносить великие физические трудности, отрицать установленные светские и религиозные авторитеты и принимать самостоятельные решения в своей жизни ради того, чтобы остаться верными своим убеждениям и совести.
Феб Уоррал Палъмер (1807-1874 гг.). Феб Пальмер начала свое служение в 1835 году «вторничными собраниями святости», которые продолжались вплоть до ее смерти — в течение тридцати девяти лет. Эти собрания стали центром растущего «движения святости» в Америке, последователи которого учили и искали христианского совершенства через «второе благословение» Божьей благодати в освящении. В 1850-е годы Феб и ее муж-врач каждый год путешествовали на восток Соединенных Штатов Америки и Канады, посещая палаточные служения методистов и проводя собственные «служения пробуждения святости». Осенью 1857 года Пальмеры поехали в Гамильтон, Онтарио, где запланированное дневное молитвенное собрание превратилось в десятидневное служение пробуждения, на котором четыреста человек обратились к Христу. Подобный же успех сопровождал их собрания в Нью-Йорке и в Англии, где Пальмеры проповедовали и работали четыре года. Их периодическое издание «Руководство к святости», купленное мужем Феб Уолтером имело большой успех, количество подписчиков в 1858 году выросло с 13 тысяч до 30 тысяч человек под квалифицированным редакторским руководством Феб. Установлено, что Феб Пальмер привела ко Христу более 25000 человек за свою жизнь. Ее служение во многом заложило основание для пятидесятническо- го пробуждения в начале двадцатого века.
Кэтрин Бут (1829-1890 гг.). С'ооснователь «Армии спасения» вместе со своим мужем Уильямом, Кэтрин Бут стала одной из самых известных и влиятельных женщин- проповедников своего времени — ее последняя проповедь произносилась в аудитории, состоящей из 50000 человек. Буты были твердо убеждены в равенстве мужчин и женщин во всех областях жизни. Даже их брак был основан на этом принципе. Кэтрин была защитником права женщины проповедовать. Она говорила: «Если у женщины есть необходимые дары и она чувствует себя водимой Духом, чтобы проповедовать, то нет ни единого слова во всей Книге Божьей, чтобы запретить ей это, но много, очень много слов, чтобы побудить и ободрить ее. Бог говорит, что такая женщина ДОЛЖНА это делать. И Павел пишет, что она должна это делать, и Феба, и Юния, и четыре дочери,Филиппа фактически это делали, и многие другие женщины проповедовали и говорили в первой церкви». Уильям и Кэтрин Бут провозглашали право женщины проповедовать Евангелие, и я говорю на это: «Да и аминь!»
Мария Б. Вудстворт-Эттер (1844-1924 гг.). Как и служение Кэрри Джад Монтгомери, служение Марии Вудст- ворт-Эттер началось в девятнадцатом веке в рамках «движения святости» и приобрело еще большую значимость в начале пятидесятнического пробуждения. В 1884 году Мария получила от «Церквей Божьих» лицензию на право проповедовать, и почти сразу же ее собрания стали привлекать внимание всей нации. Необычайные проявления Божьей силы, включая множество исцелений и великое число обращений к Христу, сопровождали эти собрания.
В начале пятидесятнического движения Марию Вудст- ворт-Эттер приглашали проповедовать во многие места. В 1918 году она основала «Скинию Вудстворт-Эттер» в Индианополисе, где она была пастором до своей смерти в 1924 году.
Кэрри Джад Монтгомери (1858-1946 гг.). Сама получив чудесное исцеление от болезни, Кэрри Монтгомери стала известным исцеляющим евангелистом. Ее служение выросло из «движения святости» девятнадцатого века, но продолжалось гораздо дольше. В 1887 году Кэрри Монтгомери стала сооснователем вместе с А. Б. Симпсоном «Христианского и Миссионерского Союза». Кэрри имела большое влияние во время пятидесятнического пробуждения в начале 1900-х годов, и она была рукоположена как служитель «Ассамблеей Божьей» в 1917 году. Ее активное служение продолжалось до ее смерти в 1946 году.
Кэтрин Кульман (1907-1976 гг.). Она считается одной из основных исцеляющих евангелистов мира. Кэтрин Кульман начала свое служение в 1923 году как рукоположенный служитель в «Союзе Евангельских Церквей». К середине 1940-х она трудилась как проповедник и ра- дио-евангелист в Пенсильвании. В 1947 году проявился мощный исцеляющий аспект ее служения, что продолжалось до ее смерти в 1976 году.
Хочу добавить, что я помню, как видел Последнюю телевизионную передачу этой необыкновенной женщины Божьей. Она утверждала, что Бог первоначально предлагал ее дар некоему мужчине, но тот отказался. Затем она сказала: «Итак, Бог пришел ко мне — женщине. Некрасивой, презираемой да еще к тому же рыжей! И я сказала: Да!» Послушание — это всегда лучшая из способностей.
Так как же насчет женщин?
Этот обзор — только лишь верхушка айсберга в отношении роли и места женщины в церкви, но даже этого немногого достаточно, чтобы показать, что в самом начале Божий план для женщины заключался в ее участии во всех сторонах жизни Тела Христова. То, что большая часть женщин никогда не имела такой возможности на протяжении двух тысячелетий истории церкви, — это печальная ситуация, которая требует исповедания с сокрушенным сердцем и покаяния со стороны мужчин в церкви и особенно среди духовенства.
Простая историческая истина в том, что во времена пробуждения женщины более полно входили в жизнь и служение церкви во всех областях, включая проповедь, тогда как во времена духовного упадка свобода и роль женщины в служении бывали более ограничены. Другими словами, степень, до которой женщины высвобождались в полное служение в церкви, — это непосредственное отражение степени пробуждения или упадка, в котором церковь находилась. Одна из причин этого заключается в том, что во время пробуждения различия между священниками и мирянами, а также различия между полами становятся менее важными из-за экстремальной ситуации. В такое время все способные люди привлекаются к делу евангели- зации и миссионерства — будь то мужчины или женщины, служители или прихожане, рукоположенные или неруко- положенные, имеющие богословское образование или нет. В таких обстоятельствах имеет значение личный призыв, а не дипломы. Начало пятидесятнического движения — хороший тому пример.
Вот что пишет писательница Эдит Бламхофер:
«В начале пятидесятнического движения помазание было куда важнее, чем то, какого человек пола. Когда группы евангелистов несли полное Евангелие по всей стране, женщины, у которых было признано помазание Святого Духа, участвовали наряду с мужчинами в служении проповедников... Призван ли человек — и как остальные люди рассматривают это, — было куда важнее, чем документы и официальный допуск к служению.
Вековые традиции и закоснелые установки нелегко изменить, но Христос остается Господом Своей церкви. Он и в наши дни приводит новое поколение женщин-христианок в полноту жизни как членов Тела Христова. Древние стены рушатся; ржавые цепи падают, старые ограничения уничтожаются. Господь восстанавливает Свою церковь такой, какой хочет видеть ее Он, а не церковные лидеры (в основном мужчины)».
Доказательства этого высвобождения женщин можно видеть в масштабе всей церкви, практически в каждой группе или деноминации. Один пример — это римско- католическая церковь. В своем «Письме к женщинам», опубликованном в июне 1995 года, Иоанн Павел II сделал следующее заявление:
«Достоинство женщин часто не признавалось, и их права не были представлены; женщины часто оттеснялись на задворки общества и даже превращались в рабынь... И об этом я поистине сожалею. Пусть это сожаление будет преобразовано со стороны всей церкви в обновленный завет верности евангельскому видению».
В последнем письме Папа сказал о месте женщины в служении следующее:
«Посвященные Богу женщины... по праву надеялись на то, что их достоинство, способности, миссия и ответственность будут признаны как в глазах церкви, так и в повседневной жизни... Поэтому настоятельно необходимо предпринять конкретные шаги, начав с обеспечения женщинам места для участия в различных областях и на всех уровнях, включая процессы принятия решений прежде всего по вопросам, которые касаются самих женщин».
Изменение понимания
Теперь некоторые из вас уже, наверное, готовы на этом месте выйти из себя — некоторые от радости, а некоторые от мысли: «Ну, на этот раз ты хватил лишку, Джим Голл!» Но да будет вам известно, что я не всегда имел такое понимание. Одно время моя жена спрашивала у меня разрешения сделать или сказать что-либо по любому поводу. Она также покрывала голову, чтобы присоединиться ко мне в молитве! Но потом Бог пришел Своим явным присутствием и помазал это маленькое, 5 футов 3 дюйма, существо, и превратил его в святой Божий вулкан.
Да, теперь я женат на рукоположенном проповеднике- женщине. Так что я понимаю до определенной степени разные стороны этого явления. Но что касается меня и моей семьи, я решил благословлять все, что, как я вижу, делает Отец.
Это не просто что-то, случившееся в нашей жизни и служении. Когда я имел привилегию путешествовать по разным странам, мне довелось видеть некоторые всеобщие тенденции в тех вопросах, которые, как мы видим, подчеркивает Святой Дух. Одна из них — оказание чести женщинам.
Осенью 1999 года я был приглашен служить на национальной конференции лидеров «Церкви Христа» в Рирес- До-Рио, Бразилия. Было великим благословением быть там и видеть, как выглядит настоящее пробуждение страны в самом начале. На последнем собрании лидеров, где присутствовало 2000 человек, старший пастор Улиссес вызвал вперед всех жен пасторов этого быстро растущего служения. Затем на португальском языке он продолжал просить у женщин прощения за мужчин и лидеров в церкви, особенно за то, что они не принимали женщин как соработников во Христе. Это был потрясающий момент, когда люди разразились рыданиями, и началось очищение и исцеление. Кульминация наступила, когда все пасторы этого национального движения возложили руки на жен пасторов и публично рукоположили их как сопасторов своим мужьям в деле служения. Это был поистине чудесный, святой и исторический момент.
Так что теперь с убежденностью и опытом пережитого смещения парадигмы (изменения понятий) я делаю следующие заявления.
Женщины в церкви, вами достаточно долго пренебрегали! Как мужчина в церкви я хочу исповедать вам, что мы, мужчины Тела Христова, боялись вас и держались за свои права, свои позиции и свои функции из страха, что мы упустим их и они перейдут к вам. В нашей неуверенности и грехе мы не были готовы полностью признать ваши права, призвание и помазание в Святом Духе или принять вас как полностью равных в жизни и служении церкви. Это, быть может, звучит несколько жестко, но я считаю, что время «мужских клубов» прошло!
Поэтому я прошу вас, женщины, простить нас за то, что мы удерживали вас, не одобряли вас, не помогали вам, не оснащали вас и не пускали вас выполнять Божье призвание для вашей жизни. Простите нас за то, что мы оказывали только плохую услугу вашей ценности, вашим дарам, вашему призванию и вашему помазанию. Простите за то, что мы обращались с вами как с второсортными гражданами Царства и не признавали равного с нами положения.
Отец, прости нас! Мы согрешили и поступали нечестиво! Мы неправедно связали наших сестер, Твоих дочерей, и не давали им. участвовать в жизни церкви, в которой и мы и они — равные части. Прости нас, Господи, и пошли свет откровения и изменения, чтобы они пришли в Твое Тело. О Господи, освободи Своих дочерей!
Вопросы для размышления:
1. Каковы причины того, что некоторые женщины были угнетаемы и не допущены до того, чтобы играть большую роль в служении?
2. По вашему мнению, какие шаги следует предпринять, чтобы построить мост через пропасть между полами?
3. Остановитесь прямо сейчас и начните исповедовать перед Отцом исторический грех церкви — мужчин, боящихся женщин, и женщин, презирающих мужчин.
Глава 7
Геноцид евреев
Одно из огромных грязных пятен на одеждах Невесты Христа — это история ненависти, гонений и убийства наших старших братьев, еврейского народа. Нанесены глубокие раны, и текут темные потоки крови. Исторически отношение и действия церкви по отношению к евреям бесчестили святое имя Христа, извращали истинное Евангелие Господа и постоянно разрушали всякое сколько-нибудь успешное свидетельство о Христе, оставляя вместо этого вековое наследие горечи, подозрительности и ненависти с обеих сторон. Церковь, пробудись! Не забыли ли мы, что наш Мессия — еврей?
Барьер гордости между христианами и евреями должен быть удален по двум главным причинам. Первая причина: бесчестие, которое церковь навлекла на имя Иисуса, как и ложное представление о Его характере и благодати, должно быть удалено. Вторая причина: судьба церкви связана с судьбой Израиля. Несмотря на то, чему учат и верят разные группы теологов, Бог не порвал с израильским народом; церковь не заменила Израиль в планах и целях Бога. Обетования завета, который Бог заключил с сынами Авраама, по-прежнему стоят, потому что «дары и призвание Божии непреложны» (Рим. 11:29). Хотя апостол Павел ясно дает понять, что истинные духовные сыны Авраама — это люди веры, а не закона (Гал. 3:1-7), он также говорит о будущем собрании иудеев (Рим. 11). Это собрание евреев будет как физическим исполнением обетования о восстановлении государства Израиль, так и духовным исполнением, когда завеса упадет с их глаз и они радостно примут Мессию.
Каждая из сфер, к которой я специально обращаюсь в этой книге, — это груз и бремя на моем сердце. Возможно, данное бремя во мне заявляет о себе громче всего в данный момент моей жизни. Я хочу видеть измененную историю — ибо, Отец, мы согрешили!
Одна, из самых темных глав во всей истории церкви — это период крестовых походов с одиннадцатого по тринадцатый век. Эти военные кампании для «освобождения» Святой земли послужили средством для великой жестокости в отношении иудеев, мусульман и православных христиан. Ужасные вещи совершались не только на Святой земле, но и по всей Европе и в Малой Азии — во всех странах, которые крестоносцы проходили по пути в Иерусалим. Дикая, варварская жестокость и зверства тех, кто действовал «во имя Христа», сеяли семена страха, горечи и недоверия к христианам со стороны иудеев и мусульман, что приносит горькие плоды сегодня, почти тысячелетие спустя.
Трагический пример этого — история народов, населяющих Балканский полуостров в Южной Европе. Разные группы народов в этом регионе — хорваты, сербы, боснийцы и другие — веками переживали политическое и религиозное притеснение. Этническая ненависть и религиозные предрассудки были постоянными источниками напряжения и конфликта, многие войны велись на этой почве.
Я был в этих странах. Я ходил с молитвой по улицам их городоз. Давайте отправимся вместе со мной в небольшое историческое путешествие.
Летом 1914 года убийство великого герцога Франциска Фердинанда и его жены националистом-сербом в городе Сараеве было искрой, из которой разгорелась Первая мировая война, которая унесла 10 миллионов жизней. Как Королевство Сербское, Хорватское и Словенское с 1918 года по 1945 год, регион ужасно пострадал во время Второй мировой войны. С 1945 года по 1980-е годы эта страна существовала как коммунистическая Югославия. С момента разделения Югославии республики Словения, Хорватия, Босния-Герцеговина и Македония объявили о своей независимости, тогда как Сербия, Монтенегро и Воеводина остались частями Югославии. В 1980-е и 1990-е годы один конфликт следовал за другим в этих странах, что добавило совершенно новый термин — «этническая чистка» — в мировой лексикон.
С моим дорогим другом и евангелистом Махешем Чав- дой я пришел на то самое место, где великий герцог Фердинанд был убит. Я плакал, принося заместительное покаяние, пока не почувствовал, что внутри меня ничего не осталось.
Вековой конфликт между этими народами по природе своей — религиозный конфликт: Хорватия преимущественно католическая, Сербия — православная, Босния — исламская страна. Многие из семян ненависти были посеяны во времена крестовых походов. Я убежден, что нехристианское поведение «христиан»-крестоносцев весьма способствовало созданию атмосферы, которая дала демоническим силам и территориальным духам законное основание действовать. Поэтому я считаю, что не будет окончания этническим и религиозным конфликтам в этом регионе (или на Ближнем Востоке), пока церковь не поднимется в искреннем, сердечном заместительном ходатайстве и не покается за зверства крестоносцев. Христианское исповедание и покаяние за них — это наш долг. Отец, прости нас!
«Поход примирения»
Но в настоящее время пишется новая история! 15 июля 1999 года жители Иерусалима наблюдали кульминацию «Похода примирения», четырехлетней акции, во время которой группы простых христиан воспроизвели и заново прошли пешком все маршруты, по которым шли первые крестоносцы. Во время своего шествия участники «похода» разговаривали с евреями, мусульманами и православными христианами и просили у них прощения за бесчеловечность крестоносцев. Дата того «Похода» была очень важна: 900 лет со дня взятия Иерусалима крестоносцами. Участники «Похода» встречались с лидерами мусульманской, еврейской и православной общин Иерусалима и просили прощения за жестокость других людей.
«Поход примирения» является примером замещения (отождествления) в ходатайстве и исповедания наследственного греха. Согласно Линн Грин, директору и организатору «Похода примирения», эта идея родилась в разговоре двух молодых людей, которые были озабочены напряженностью и конфликтом, существующими между христианами, мусульманами и иудеями, и ролью крестоносцев в возникновении этой проблемы. Цель «Похода» была в том, чтобы христиане могли встать лицом к лицу с мусульманами и евреями, выражая им свое сожаление за грехи прошлого и исповедываясь.
«Поход» был рассчитан так, чтобы совпасть с 900-й годовщиной Первого крестового похода. «Поход примирения» официально начался 27 ноября 1995 года с молитвы на Клермон-Ферран во Франции. Именно на этом месте и в тот самый день 900 лет назад Папа Урбан II сделал знаменательный призыв, с которого начался Первый крестовый поход.
Весной 1996 года несколько малых групп участников «Похода примирения» начали путешествие из Германии и Франции вверх по Рейну и вниз по Дунаю, тогда как другие пошли через Италию и Балканы, воспроизводя путь крестоносцев. Участники «Похода» шли с целью просить прощения у оставшихся в городах жителей-евреев и молиться в таких городах и местечках, как Колонь, Майнц и Вормс, где так много евреев были казнены во время Первого крестового похода.
По мере продвижения «Похода» количество его участников росло. В 1997 и 1998 годах они прошли через Турцию, в 1999-й — через Сирию и Ливан к Израилю. К тому времени, как «Поход» завершился в Иерусалиме в июле 1999 года, сотни христиан из разных стран уже принимали в нем участие — некоторые шли всего несколько дней, тогда как другие были уже несколько месяцев в пути.
Каждый участник был снабжен обращением, составленным на языке жителей того региона, где проходил маршрут «Похода». Обращение содержало просьбу простить за то, как неверно «христиане» представляли Христа во время крестовых походов. Обращение звучало так:
«Девятьсот лет назад наши предки прошли с именем Иисуса военным маршем через весь Ближний Восток. Подогреваемые страхом, алчностью и ненавистью, они предавали имя Христа, ведя себя противоположно Его повелениям и характеру. Крестоносцы поднимали знамя креста над вашим народом. Этим они извратили и осквернили его истинное значение примирения, прощения и бескорыстной любви.
В годовщину Первого крестового похода мы также несем имя Христа. Мы хотим пройти по путям крестоносцев, чтобы просить прощения за их дела, проявляя истинное значение креста. Мы глубоко сожалеем о зверствах, совершенных во имя Христа нашими предшественниками. Мы отрекаемся от алчности, ненависти и страха и осуждаем насилие, совершенное во имя Иисуса Христа.
Если они были побуждаемы ненавистью и предрассудками, то мы предлагаем любовь и братство. Иисус (Мессия) пришел, чтобы дать жизнь. Простите нас за то, что мы позволили Его имени быть связанным со смертью. Пожалуйста, примите снова истинное значение слов Мессии:
"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня бла- говествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное" (Лук. 4:18)».
Марк Элиотт, мой друг из Нэшвилла, Теннесси, был в Иерусалиме при завершении «Похода примирения». Он выразил отношение всех его участников, когда сказал: «Для народа Ближнего Востока не было большей бесчеловечности, большего зла, чем то, которое христиане принесли своими крестовыми походами. Горький корень крестовых походов оставался 900 лет. Но Иисус сказал: "Блаженны миротворцы". Мы хотим быть миротворцами».