Когда Господь изменил Свое намерение
Одна из самых поразительных истин в Библии — это то, что наши молитвы могут изменять намерения Бога. Как священники-ходатаи мы обладаем привилегией писать и переписывать историю перед престолом Бога. Я хочу проиллюстрировать это, рассмотрев молитву, произнесенную величайшим ходатаем — Моисеем. В своей молитве Моисей выиграл святой спор с Богом, дав таким образом Богу возможность явить милость вместо суда.
«И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак, оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: "на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли"; отврати пламенный гнев Твой, и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: "умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно". И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:9-14).
Во время этого разговора Моисей все еще находился на горе, где он получил десять заповедей. Израильтяне только что совершили в долине великий грех с золотым тельцом. Бог сказал Моисею о Своем намерении уничтолсить грешный народ и начать заново — произвести новый народ от Моисея. Давайте исследуем молитву Моисея, чтобы увидеть, как он изменил намерение Бога.
1 Моисей приводил аргументы из истории искупительных деяний Бога. Он сказал Богу, что уничтожение израильского народа не будет согласовываться с великими деяниями Его милости (ст. 11). Моисей напомнил Богу, как Он с торжеством и славой вывел Израиль из Египта. Моисей ходатайствовал за искупительные действия Бога, чтобы они соответствовали Его характеру.
2. Моисей говорил о славе Божьего имени. Моисей сказал: «Не дай Египтянам повода хулить Тебя, будто
Ты не смог позаботиться о Своем народе» (ст. 12). Моисей желал, чтобы святость великого имени Бога была явлена на земле. 3. Моисей говорил о верности Бога Своим рабам. Он напоминал Богу об Аврааме, Исааке и Иакове и об обетованиях, которые Он прежде давал им (ст. 13), и призывал Бога быть ответственным за Свое Слово! В результате смелого ходатайства Моисея Бог изменил Свое намерение! Это действительно потрясающе! Бог послушался человека и передумал!
Почему же Бог позволил, чтобы Его намерения изменились из-за человека? По одной причине. Бог от начала избрал людей как орудие для исполнения Своих планов на земле. Он приглашает нас изменять историю. Как священники Бога через Иисуса Христа мы имеем право и привилегию стоять в проломе между Божьим праведным судом, который должен прийти по закону, и нуждой человечества в милости. Мы стоим перед Богом за людей, умоляя за них, зная о Его верности Своему слову, которое Он говорил прежде; мы молимся, чтобы была явлена Его слава.
Фактор присутствия
Вторая ходатайственная молитва Моисея открывает важность присутствия Бога среди Его народа. В книге Исход (33:1-3) Бог велит Моисею вести народ в Ханаан, но говорит, что Сам Он с ними не пойдет, потому что они жестоковыйные, и Он может истребить их на пути. Все это происходит после того, как народ израильский сделал золотого тельца.
«Моисей сказал Господу: вот, Ты говоришь мне: "веди народ сей", а не открыл мне, кого пошлешь со мною, хотя Ты сказал: "Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих"; итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ. Господь сказал: Сам. Я пойду, и введу тебя в покой. Моисей сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда» (Исх. 33:12-15).
Посмотрите на поступательный характер молитвы Моисея. Он начинает с напоминания Богу о том, что он нашел благоволение в Его глазах (ст. 12). «Итак, если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди Твой народ» (ст. 13). Это важный момент, который мы должны понять. Моисей хотел большего, чем просто благоволения от Бога; он хотел знать Божьи пути. Познавая Божьи пути, он мог познать характер Бога. Чудесно! Научи нас этим путям, Господь!
В последней части стиха тринадцатого Моисей переходит от личного призыва к коллективному ходатайству. Начав с вопроса личного благоволения к нему Бога, Моисей расширяет свою молитву, чтобы вместить весь народ. «Подумай также, что этот народ — Твой».
И Бог изменяет Свое намерение благодаря ходатайству Моисея. «Господь сказал: Сам Я пойду, и введу тебя в покой» (ст. 14).
Ходатайственная молитва включает молитву за высвобождение нескольких вещей. Одна из них — высвобождение даров Духа, что ведет к получению церковью силы совершать дела Иисуса Христа. Другая — это высвобождение плода Духа, что имеет отношение к характеру Христа. Третий элемент и также один из часто пренебрегаемых — это молитва за высвобождение мудрости Бога. Мудрость Бога очень тесно связана со страхом Господним, потому что «начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум» (Пр. 9:10).
Далее Моисей говорит Богу: «Если не пойдешь Ты Сам с нами, то и не выводи нас отсюда» (Исх. 33:15). Отличительное качество народа Божьего — это не то, как мы одеваемся или какие песни поем, но фактор присутствия. Величайшее оружие в духовной войне — это Сам Бог, присутствующий посреди Своего народа в силе и славе. Моисей стоял в проломе, чтобы Бог пребывал среди Своего народа; то же самое нам надо делать, молясь за нашу церковь, за все Тело Христа, за наш город, нашу страну. Нам необходимо молиться за открытие небес и за Божье присутствие на земле.
Помиловал по слову твоему
Есть третья ходатайственная молитва Моисея, которую я хочу кратко рассмотреть. Во многих отношениях она подобна первой молитве (Исх. 32). В Книге Числа (14:1-10) мы читаем, как израильтяне взбунтовались против Бога, прислушавшись к негативному отзыву десяти соглядатаев, посланных разведать землю Ханаана, и пренебрегши отзывом двух других соглядатаев, Иисуса Навина и Халева. Бог заявил, что Он уничтожит народ и начнет заново, произведя новый народ от Моисея. Моисей снова входит в ходатайство за свой народ. Моисей взывает к Богу (ст. 13-18), напоминая Ему обетования завета и Его же собственные слова о милосердии и прощении. Наконец, Моисей достигает (ст. 19), апогея своей молитвы:
«Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля» (Чис. 14:19-21).
Моисей просит Бога помиловать народ, ссылаясь на Его репутацию, Его обетования, на Его милосердную, любящую и прощающую природу. Посмотрите на невероятное утверждение Бога: «Прощаю [народ израильский] по ело- ву твоему» (ст. 20). Бог помиловал народ по слову Моисея. Именно ходатайственная молитва Моисея тронула сердце Бога и изменила Его намерения. Смелый ходатай стоял в проломе перед Богом за свой народ, и Бог прислушался к голосу человека.
Бог установил основание для всех нас как верующих и ходатаев, чтобы мы могли смело приходить к Нему и вставать перед Его лицом. Хотели ли вы когда-либо говорить с Богом? Не стесняйтесь! Помните, что Бог ищет людей, которые стали бы в проломе (см. Иез. 22:30) перед Ним за землю. Давайте отложим всякую пассивность, используем свои права на наследие детей Божьих и в настойчивости смиренной достигнем лица Божьего.