Как мне следует ободрять других людей?
Этот вопрос становится особенно важным, потому что если я должен хвалить, поддерживать и ободрять вас, тогда каким образом мне следует это делать, чтобы не воспламенить вашу плотскую природу? Говоря иными словами, поскольку я не хочу, чтобы моя похвала стала для вас соблазном, который спровоцирует вас на бесславие имени Господа, как мне нужно ободрить вас, чтобы не оказать вам медвежьей услуги?
Одно я знаю точно: мы не призваны унижать и оскорблять друг друга. Наше призвание — созидать и возвышать. Если понадобится, Бог Сам займется вашим смирением, мой же долг похвалить и вдохновить вас.
Когда я хвалю и ободряю вас, не моя проблема, как вы отреагируете на это. Вы можете ответить совершенным образом или использовать мою похвалу, чтобы раздуться от гордости. Ваша реакция не находится в области моей ответственности, моя единственная забота — быть верным перед Богом в том, чтобы сказать вам добрые слова поддержки.
Итак, дорогие святые: не сдерживайте слова похвалы! Поддерживайте и вдохновляйте друг друга! Но теперь выясним, как это делать.
Во-первых, глядя на пример Павла, мы узнаем, что хвалить и вдохновлять нужно с различением. Павел хвалил коринфян за одно (см. 1 Кор. 11:2, цитата приведена выше), но в их жизни были и другие поступки, за которые он их не хвалил (1 Кор. 11:17, 22, также см. выше). Поэтому нам нельзя хвалить других людей без оглядки, но делать это нужно осознанно и осторожно.
Иисус, Который также очень обдуманно расточал похвалу, показал нам пример того, как следует хвалить людей.
Я изучил, как Иисус хвалил Своих учеников, и должен сказать, что таких случаев было немного. Иисус не раздавал слова одобрения направо и налево только для того, чтобы Его ученики эмоционально взбодрились. Когда Он хвалил их. Он это делал со стратегическим подтекстом.
Самый значительный случай, когда Иисус похвалил учеников, описывается в следующем отрывке:
Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос; Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16:15-17).
Обратите внимание: Иисус похвалил Петра, подтвердив работу Бога в Петре. Иисус, по сути, сказал: «Отлично! Это сделал Отец! Ты начинаешь понимать, Петр! Как ты благословен, ибо теперь ты принимаешь благодать и откровения с Небес. Это работа Бога в тебе».
Иисус никогда не хвалил их за дела, сделанные силами плоти. «Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Флп. 3:3). Итак, вот принцип, показанный нам Иисусом на конкретных примерах: подтверждайте то, что Бог делает в ком-то по благодати.
Доброе, плохое, уродливое
Иногда мы видим недостатки другого человека, и нам трудно воздать ему заслуженную похвалу в моменты его вдохновения Духом Святым. Позвольте мне объяснить.
В истории, приведенной выше, Петр делится Божьим откровением о личности Иисуса, и Иисус подтверждает истинность этого откровения. Однако здесь также важен контекст этого утверждения. Буквально следующей строкой мы видим противоположную сторону Петра:
С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убитым, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божье, но что человеческое (Мф. 16:21-23).
В шестнадцатом стихе Петр получает прямое откровение от Отца, в двадцать втором стихе он становится устами сатаны. Какие непредсказуемые зигзаги! В течение одной минуты падение с огромной высоты в такие глубины!
Зная уязвимость Петра, я не удивляюсь тому, что сказал ему Иисус: «Отойди от Меня, сатана!» Но удивительно то, что Иисус говорит тому же человеку: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».
Иисус обладал невероятной способностью, отчетливо видя и осознавая слабости Петра, похвалить его за то, что было в нем истинно Божье. Мне не всегда это удается. Иногда я думаю: «Я ничего не скажу тебе о твоем помазании сейчас, потому что знаю, что в сердце твоем еще есть злые помыслы». Но когда Иисус видел в ком-то Отца творящим, Он это подтверждал.
Выводы. Мы должны подтверждать то, что делает Бог в людях вокруг нас, даже если мы видим их недостатки.