Как справиться с отверженностью и похвалой людей

Как справиться с отверженностью и похвалой людей

Боб Сордж

Оглавление

Предисловие

Глава 1

Отверженность: универсальная болезнь

Глава 2

Даже Иисус испытывал отверженность

Глава 3

Отверженность: особое орудие Бога

Глава 4

Реальный источник исцеления

Глава 5

Ваш источник принятия

Глава 6

Ловушка человеческого признания

Глава 7

Иисус и признание людей

Глава 8

Как Даниил справлялся с признанием людей

Глава 9

Важные результаты победы

Глава 10

Бог обещал помочь в достижении победы

Глава 11

Как я должен признавать других людей

Глава 12

Как реагировать на хвалу других людей

Предисловие

Существует два способа исцеления от ран отверженно­сти из прошлого:

1) через суверенную работу благодати, которая излива­ется в наши сердца силой Святого Духа. Когда мы испове­дуем наши грехи (особенно грех обиды и гнева) и с готов­ностью прощаем тех, кто обидел нас. Святой Дух немед­ленно восстанавливает поврежденные сферы нашей души. Мы не знаем, как Бог делает это, мы просто знаем, что Его благодать очистила нас;

2) через просвещение нашего разума истиной. Когда истина Божьего слова находит в наших сердцах добрую почву, она укореняется внутри нас и обновляет наш разум (см. Рим. 12:2). Мы начинаем испытывать силу обетования Иисуса: «Познаете истину, и истина сделает вас свободны­ми» (Ин. 8:32). Божья истина обладает способностью ос­вобождать нас от запутанных уз прошлой отверженности.

Цель данной книги состоит в раскрытии второй кон­цепции и через служение истины в обретении целостно­сти и свободы.

В книге вы не найдете легких ответов. Божьи истины проникнут в глубины ваших отношений и мотивов. Я убеж­ден, что если вы присоединитесь ко мне в желании обрести эти истины и устремитесь к ним в личном поиске, то от­правитесь в путь, который поведет вас к постоянно возрас­тающим уровням свободы в вашем хождении с Христом. «Стезя праведных — как светило лучезарное, которое бо­лее и более светлеет до полного дня» (Прит. 4:18).

Давайте вместе исследуем Божье Слово с молитвенным сердцем и ожиданием. В процессе обретения истин Божь­его Слова, предлагаемых в данной книге, к вам придут ис­целение и свобода. Пусть Божьи истины освободят вас от ран отверженности и от ловушек человеческой хвалы.

Отверженность со стороны людей и их признание мо­гут стать в равной степени смертельными ловушками. Мы все пытаемся избежать падения в обе эти ямы. Истины, способные освободить от обеих опасностей, удивительно схожи друг с другом.

ВАЖНО! Начните чтение с первой главы и прочитай­те всю книгу с начала до конца. Истины в этой книге из­ложены в последовательном порядке, и это преимущество вы можете утратить, если начнете чтение с середины или с конца книги.

Боб Сордж,

Канзас, штат Миссури,

Август 1999 года

Глава 1

Преодолеть боль

Мы все искали пути и способы защиты от отвержен­ности и возможность справиться с болью прошлых обид.

Однажды я наткнулся на письмо, которое помогло мне увидеть проблему отверженности с творческих пози­ций. Оно привлекло мое внимание, потому что напомни­ло о многих обидах, которые пережил мой брат Шелдон после окончания обучения в докторантуре. Он поступил в докторантуру, чтобы получить возможность препода­вать в университете. После получения докторской степе­ни он разослал свое резюме в разные университеты стра­ны, надеясь на получение предложений от потенциальных работодателей. Однако в ответ он получил большую стоп­ку писем с отказом. Студенты аспирантуры занимаются, не щадя себя, но затем в попытке найти работу им прихо­дится переживать отказ за отказом.

Ниже представлен шутливый ответ молодого выпуск­ника докторантуры, пославшего заявления во многие уни­верситеты на предмет соискания должности преподавате­ля. После получения огромного количества отказов, он, наконец; отчаялся и написал нижеследующий ответ на от­казное письмо одного из университетов:

Дорогой профессор Достойных!

Спасибо за Ваше письмо от 23 марта сего года.

После тщательных раздумий я с прискорбием со­общаю Вам о невозможности принять Ваш отказ на мое заявление на соискание должности препода­вателя во вверенном Вам учебном заведении.

В этом году мне особенно повезло в получении не­обычайно большого числа писем с отказами. С таким разнообразием и многообещающими перспективами и возможностями я просто не могу принять все отказы.

Несмотря на выдающиеся заслуги университета Уитсона и предыдущий мой опыт в получении от­казов, я пришел к выводу что Ваш отказ на данный момент не может удовлетворить мои потребности. Поэтому в августе сего года я все же намерен занять позицию преподавателя на Вашем факультете. С не­терпением ожидаю встречи с Вами.

Желаю удачи в отказных письмах будущим претен­дентам на эту должность.

Искренне Ваш,

Т. Дж. Бэггинс

Согласитесь, было бы прекрасно, если бы нам удалось так легко справляться со всеми случаями отверженности. Просто пожать плечами, в шутливой манере сказать: «Ваш отказ на данный момент не удовлетворяет моих потребно­стей» и быстро отпустить накатывающую боль. Раз, два — и готово!

Однако на самом деле все не так-то легко.

Боль отверженности

Отверженность оказывает на нас более глубокое воз­действие, чем мы можем предположить. Нам удается убе­дить себя, что нам не больно, когда нас оттолкнули или обидели, но затем мы начинаем осознавать, что невольно построили вокруг себя системы защиты, чтобы предот­вратить подобного рода удары. Защитные стены, которые мы строим вокруг своей души, являются доказательством того, что обиды причиняли нам боли, чём мы думали. В результате от этого страдают наши отношения с дру­гими людьми. Мы отдаляемся от них из-за прошлых ран, и теперь нам трудно получить удовлетворение от общения с людьми, которых дарует нам Бог. Отверженность остав­ляет на нашей душе свои шрамы.

Весьма соблазнительно ответить на отверженность внутренней клятвой: «Последний раз я позволяю людям причинить мне такую боль». Мы думаем, что защищаем себя от дальнейших ударов, но вместо этого попадаем в ло­вушку и вырабатываем стиль поведения, который накреп­ко привязывает нас к ранам прошлого. Когда мы подчиня­емся потребности защитить себя, то общаемся с другими людьми таким образом, что объем ударов, отверженности и обид в наш адрес только увеличивается.

Когда мы получаем раны отверженности, наши взаимо­отношения сразу подвергаются серьезному риску. Мы не­вольно начинаем подсчитывать, насколько риск отвержен­ности перевешивает потенциальные преимущества в конк­ретных отношениях. И тогда мы решаем, насколько широко или ограниченно можно приоткрыть свою душу перед тем или иным человеком. Новые отношения тоже становятся загадкой, которую мы пытаемся заранее разгадать.

Даже брак может превратиться в арену торга. Мы дума­ем, что нашли человека, которому можно доверять, и свя­зываем с ним свою судьбу. Мы открываемся перед ним и делаем себя уязвимыми. Затем разводимся и, как правило, страдаем от самых сильных ран отверженности со сторо­ны тех, кто любит нас больше всех!

Я сам испытал это

Я пишу об отверженности не с позиции стороннего на­блюдателя. Мне самому пришлось переживать долгий пе­риод отверженности со стороны других христиан, а так­же пережить боль, когда я понял, что сам причинил много боли другим людям. Когда Бог стал учить меня об отвер­женности, Он использовал этот метод — Он позволил мне почувствовать себя отверженным и допустил, чтобы я за­ставил людей в своем окружении испытать эту боль в ре­зультате моих несовершенных попыток наладить с ними отношения.

Когда я думаю о тех, кто отверг меня, я понимаю, что среди них не было ни одного человека, который намерен­но хотел сделать мне больно. И когда я вспоминаю всех тех, кто испытал отверженность с моей стороны, я также не могу припомнить ни одного, кого я намеренно хотел бы обидеть. Я не испытывал ни к кому негативных чувств, и эти люди также не испытывали таких чувств ко мне. Мы не хотели сделать больно друг другу, не хотели отталкивать друг друга, более того, мы подходили друг к другу с наме­рением проявить любовь. Но, так или иначе, в результате мы испытывали отверженность.

Да, так бывает, что иногда мы испытываем отвержен­ность со стороны других людей. Иногда мы испытываем это чувство, хотя на самом деле нас принимают. В любом случае чувство отверженности является результатом на­шей человеческой порочности, падшей природы, неспо­собности налаживать отношения в совершенстве Христа. Более того, вполне возможно, что вы будете относиться к другим людям в совершенной любви, как Иисус отно­сился к фарисеям, и все равно они почувствуют себя от­верженными вами.

Я стал понимать, что в моей сфере влияния огромное количество людей чувствовали себя отверженными по той или иной причине. Я стал подсчитывать их число и пришел в изумление, увидев, насколько большим был составленный мной список! Не было ни единого случая, когда я хотел на­меренно причинить людям боль. В каких-то случаях я знал, что они именно так воспримут мое поведение, в других случаях их реакция меня удивляла. Я сполна пережил не­приятный синдром моего искреннего неведения в ситуа­циях, когда я выражал особую признательность и приня­тие по отношению к каким-то людям, но позже обнаружи­вал, что они воспринимали мои слова как неприятие.

Я также вкусил небольшую долю того, о чем писал апос­тол Павел верующим в Коринфе: «Я охотно буду издержи­вать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» (2 Кор. 12:15). Павел любил коринфян настолько сильно, что го­тов был рисковать их привязанностью, чтобы послужить им исправлением и критикой, приправленной любовью. Он изливал на них искреннюю любовь, но по причине их незрелости они воспринимали его любовь как неприятие. В этом состоит риск духовного отцовства. Когда Бог при­зывает нас к духовному наставничеству, бывают времена, когда наши духовные дети не видят любви в нашем к ним отношении. Все дело в том, что они просто не могут осо­знать, что мы любим их еще больше, чем раньше. Родители должны знать, что дети часто отвергают их из-за той пози­ции, которую они вынуждены занять.

При самых лучших обстоятельствах и с самыми доб­рыми намерениями мы все равно делаем что-то такое, из- за чего другие люди чувствуют себя отверженными. Пока мы живем здесь, на этой земле, отверженность всегда будет самой острой проблемой, присутствующей в наших меж­личностных взаимоотношениях.

Мы все переживали ее в прошлом. И мы все идем по до­роге, над которой большими и яркими буквами начерта­но «ОТВЕРЖЕННОСТЬ». 0на неизбежна, и потому мы гарантированно почувствуем ее снова. По этой при­чине наша реакция на нее становится постоянным и важ­ным вопросом, с которым нам следует разобраться честно и с практических позиций.

Огромная тема

Проблема отверженности и принятия людей представ­ляет собой разностороннюю и сложную тему. Мы все про­ходим через уникальные обстоятельства и ситуации, с ко­торыми пытаемся разобраться. Кто-то из вас, читая эту книгу, может подумать: «Да, я понимаю, о чем вы говори­те, но вы не знаете, что произошло в моем случае».

Поскольку эта тема исключительно масштабна, совер­шенно невозможно описать все вероятные сценарии с от­верженностью или принятием людей. Поэтому мы не ста­нем делать акцент на конкретных ситуациях, но высветим общие принципы.

Если в данном учении вы обнаружите ситуации, перекли­кающиеся с вашими конкретными обстоятельствами, и вам покажется, что этот материал был освещен недостаточно, я направлю вас к словам Иисуса Христа, Который сказал: «Пойдите, научитесь, что это значит» (Мф. 9:13). Иисус ве­лел Своим ученикам самостоятельно изучать Библию.

Итак, воспряньте духом, ибо вы имеете Духа Святого, Который был дан вам для того, чтобы привести вас к позна­нию всякой истины. Используйте Писание и принципы, приведенные в этой книге, в своей жизни и поверьте, что Святой Дух поможет вам получить конкретные ответы, не­обходимые для вашей конкретной ситуации.

Эта книга невелика по объему, но я молюсь, чтобы она помогла вам увидеть правильный путь к сердцу Бога. Да­вайте приступим к изучению и исследованию этого важ­ного предмета.

Глава 2

Иисус был отвергаем

«Сердце знает горе души своей» (Прит. 14:10) Никто, кроме вас, не знает глубины вашей сердечной боли. Вы по­знали горечь отверженности, глубину которой никто дру­гой сполна не поймет. Вы несли в себе раны личных обид и страданий, о которых знает только Бог. Однако в выше — приведенном стихе из Книги Притчей речь идет не только о нас, там также имеется в виду Сам Бог. Только Бог зна­ет горечь, которую Он Сам испытал. Никто на самом деле не знает горечи сердца, которую пришлось пережить Богу, когда Люцифер предал Его и Его ангелов. Никто, кроме Иисуса, не знает той горечи души, которую Он пережил и результате мятежа человечества.

Никто не понимает боли отверженности лучше Иисуса. Пророк предсказывал, что Иисус будет «презрен и ума­лен пред людьми» (Ис. 53:3), а авторы Евангелий приво­дят много свидетельств того, как это пророчество испол­нилось. Иоанн писал: «Пришел к своим, и свои Его не при­няли» (Ин. 1:11). Иисус сказал: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» (Ин. 15:18).

Однажды Иисус вскоре после начала Своего земного служения остановился в родном городе Назарете. Жители этого города знали Его с детства, и именно поэтому они с большим цинизмом отнеслись к Его посланию и служе­нию. Иисус в связи с этим сказал глубокую истину о том, что к пророкам относятся с большим почтением везде, кроме родного дома. Когда Он подтвердил Свои слова Писанием, соседи пришли в ярость и хотели сбросить Его со скалы. Иисус избежал расправы, но несомненно Он пе­режил острую боль в результате того, что друзья детства оттолкнули Его.

Вся жизнь Иисуса является иллюстрацией одной прос­той истины: даже если вы совершенны, вы все равно будете испытывать отверженность.

Самую сильную отверженность Иисус испытал со сто­роны религиозных лидеров тех дней, — книжников, фари­сеев, саддукеев и учителей закона (людей, которые толко­вали и объясняли тонкости закона Моисея). Ниже следует один из многих примеров:

Когда Он говорил им это, книжники и фарисеи нача­ли сильно приступать к Нему, вынуждая у Него от­веты на многое, подыскиваясь под Него и стараясь уловить что-нибудь из уст Его, чтобы обвинить Его (Лк. 11:53,54).

Вот это я называю отверженностью!

Некто однажды сказал: «Когда я стану больше похо­дить на Иисуса, может, я не буду так часто сталкиваться с непониманием». Истина состоит в противоположном. Чем более вы похожи на Иисуса, тем большую отвержен­ность вы испытаете.

Так что приготовьте свое сердце к тому, что по мере большего отражения образа Христа в будущем вы встре­тите еще больше отчуждения. Однако учтите: тот факт, что вы испытываете это негативное чувство, не значит, что вы отражаете Христа. Но помните, что чем больше вы будете преобразовываться в Его образ, с тем большим непониманием вы столкнетесь. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12).

Отверженность Иеремии

Говорят, что Иисус во многом повторил судьбу Иере­мии, и, пожалуй, в Ветхом Завете нет пророка, который в большей степени пострадал бы от отверженности, чем Иеремия. Он верно пророчествовал обо всем, что говорил ему Бог, но в результате его возненавидели практически все. Иеремия выразил свою боль, когда писал: «Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спо­рит и ссорится со всею землею! никому не давал я в рост, и мне никто не давал в рост, а все проклинают меня» (Иер. 15:10). Здесь он имеет в виду, что никому ничего плохого не сделал, но люди все равно его проклинали, потому что он говорил им пророчества от имени Господа.

Для Иеремии это был очень болезненный опыт, и он го­ворит об этом в следующих стихах:

Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего; ибо имя Твое нарече­но на мне Господи Боже Саваоф. Не сидел я в собрании смеющихся и не веселился: под тяготеющею на мне ру­кою Твоею я сидел одиноко, ибо Ты исполнил меня не­годования. За что так упорна болезнь моя, и рана моя так не исцеляется и отвергает врачевание? Неужели Ты будешь для меня как бы обманчивым источником, неверною водою? (Иер. 15:16-18).

Иеремия говорит, что он «сидел одиноко», в соци­альной изоляции из-за гонений, которые он переживал по причине того, что Бог использовал его для передачи Своих посланий народу. Единственной радостью в его жизни было слово от Бога, которое он с готовностью съел (то есть принял). Он испытывал постоянную боль из- за этого одиночества и упреков людей, и теперь он даже осмелился усомниться в том, что прежние обетования, ко­торые Бог дал ему, когда-нибудь сбудутся.

Бог ответил на стенания Иеремии так: «Если ты обра­тишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред ли­цом Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15:19). Бог, по сути, сказал ему: «Если ты оставишь свои сомнения и сосредоточен­ность на самом себе, ты будешь стоять в Моем непосредс­твенном присутствии, лицом к Моему лицу. Ты будешь ви­деть Мое лицо, и ты станешь Моими устами». Это при­звание было ошеломляющим, однако Иеремии пришлось заплатить за него невыразимой отверженностью со сторо­ны своих соотечественников.

Но стоили ли награды Иеремии той боли, которую ему пришлось испытать? На самом деле полную награду за вер­ность Иеремия не увидел во время своей земной жизни.

Вознаграждение за посвящение можно будет полностью увидеть только с пришествием Христа. Мы читаем об этом в Евангелии от Матфея: «Придя же в страны Кесарии Фи­липповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иере­мию или за одного из пророков» (Мф. 16:13, 14). Иисус испытывал такое масштабное отвержение, что люди гово­рили, что Он подобен Иеремии. Ученики, по сути, сказали: «Когда люди смотрят на Тебя, Иисус, некоторые думают, что Ты напоминаешь им Иеремию». Какое ужасающее сравнение! Представьте, как дрогнуло сердце у Иеремии, когда он услышал на Небесах такие слова.

Люди не говорили, что Иеремия напоминал им Иисуса. Они говорили, что Иисус напоминает им Иеремию. Ко­гда они видели, как много непонимания и обид терпит Иисус, они решили, что Иисус этим очень похож на Иере­мию. Эти слова стали венцом награды, приготовленным на Небесах для Иеремии. Отверженность никого не раду­ет, но я думаю, что стоит пережить любую обиду и боль, чтобы услышать такое сравнение! О, как бы я хотел быть подобным Иисусу!

Награда отверженности

Когда мы смиряемся с отверженностью, как Иисус, и ко­гда решаем принять ее ради Его имени, то разделяем с Ним награду в этих страданиях. Земная отверженность, пра­вильно принятая, становится возможностью для полу­чения Небесных сокровищ.

Писание говорит о жемчуге как ярком примере этой ис­тины. Жемчуг представляет собой результат болезненно­го и мучительного трения песчинки о тело устрицы. Когда в раковину моллюска попадает инородное тело и моллюск не может избавиться от него при помощи струи воды, то­гда он использует защитную систему от внешнего раз­дражителя. Он выделяет вещество, которое покрывает песчинку мягким и гладким перламутром. Со временем песчинка оказывается слой за слоем покрытой этим пер­ламутром. Наконец, то, что досаждало и причиняло мол­люску боль, становится чем-то очень дорогим и красивым.

Точно так же жемчуг в Писании символизирует вечные сокровища, которые производят в нас испытания и страда­ния. Иисус сказал: «Не давайте святыни псам и не бросай­те жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попра­ли его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7:6). Здесь Он имеет в виду следующее: «Не дели­тесь драгоценными уроками, которые вы извлекли из пла­мени испытаний во время шлифовки в суровых тисках от­верженности, с непонимающими людьми. Если не будете достаточно осторожными, вы возьмете то, что приобрели в кризисное время испытаний, и отдадите не тому челове­ку, и вместо обретения благословений от всего, что вы при­обрели, они будут презирать вас за все, что вы говорите, и будут унижать вас за то, что для вас особенно ценно».

Иисус хочет, чтобы мы превратили нашу боль в дра­гоценный жемчуг.Этот жемчуг будет воистину драгоцен­ным в Его глазах, но непонимающие люди его не оценят, и будут презирать.

В книге Откровение о небесных вратах сказано следу­ющим образом: «А двенадцать ворот — двенадцать жем­чужин: каждые ворота были из одной жемчужины. Улица города — чистое золото, как прозрачное стекло» (Отк. 21:21). Другими словами, мы входим в Небесный град через ворота, сделанные из жемчуга. Есть единственный путь, которым мы можем попасть на Небеса, и это путь превращения наших жизненных испытаний в вечные со­кровища (жемчуг). Апостолы подтвердили это, когда ска­зали: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божье» (Деян. 14:22).

Иисус ожидает, что Его Невеста будет иметь такой жем­чужный характер. Он указывал на это в одной из Своих притч: «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищуще­му хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45,46). Иисус — это Купец, Который, найдя жемчужину превосходной ценности, отдал все для того, чтобы приоб­рести ее. Эта жемчужина величайшей ценности есть Невес­та Христа, народ Божий, люди, прошедшие через великие страдания и превратившие свою боль в жемчуг. Иисус за­платил за это сокровище Своей смертью на Кресте, и этой смертью Он искупил нас для Себя. Иисус смотрит на Свою искупленную Невесту как на «драгоценную жемчужину», и Он искренне восторгается ею. Он любуется ее сверкаю­щей красотой и говорит: «О, как она прекрасна!»

Ни одно творение из всего пантеона небесных существ не переживало такой же отверженности, как Сын Божий, то есть никто, кроме Его Невесты. Его сердце тянется в не­выразимой привязанности к той, которая разделила с Ним Его страдания. Конечно, в этом мире стоит принять любое страдание ради того, чтобы быть привлекательным в гла­зах нашего возлюбленного Жениха в эти последние дни, ибо мы разделили с Ним многие переживания и бедствия!

Глава 3

Отверженность Давида

Очень немногие пережили столько отверженности, сколько выпало на долю Давида. Учитывая, что Бог дей­ствительно очень любил этого человека, интересно отме­тить, как много людей отталкивали и не принимали его. Вот лишь несколько примеров отверженности, с которой столкнулся Давид.

• Когда Самуил пришел в дом Иессея, чтобы помазать одного из его сыновей на царство в Израиле, Иессей позвал на встречу с пророком всех сыновей, кроме самого младшего, Давида. Иессей изначально отверг его даже в качестве потенциального кандидата на роль царя! Однако Бог все равно помазал Давида, хотя Давид был достаточно умен, чтобы видеть неприятие со стороны собственного отца.

• Когда отец отправил Давида навестить братьев на поле битвы, Давид получил от них очередные удары. Елиав так и не смог забыть помазание Давида, и потому завидовал ему. Когда Давид пришел к ним, мы узнаем, что «услышал Елиав, старший брат Давида, что говорил он с людьми, и рассердился Елиав на Давида и сказал: зачем ты сюда пришел и на кого оставил немногих овец тех в пустыне? Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое, ты пришел посмотреть на сражение» (1 Цар. 17:28). Это жестокие и жалящие слова отвержения.

• Его тесть, царь Саул, пытался убить его. Не раз и не два, постоянно (вот это неприятие!).

• Его жена, Мелхола, унизила его в сердце своем, когда увидела, как он танцует перед Господом. Она сказала: «Как отличился сегодня царь Израиля, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!» (2Цар. 6:20). Он испытал отверженность даже со стороны своей жены!

• Двое его сыновей, которых он искренне любил (Авессалом и Адония), попытались в разное время сбросить собственного отца с трона, убить его и завладеть царским престолом. Не может быть более болезненного жала отверженности и боли, чем то, что испытал Давил в результате заговора сыновей.

Но как Давид справлялся со всей этой отверженностью?

Все существующие свидетельства показывают, что по­среди всех этих и многих других подобных случаев Давид постоянно удалялся в тайное место и обновлялся в надеж­де и уповании на Бога. Он сумел сохранить перспективы, несмотря на неприятие со стороны людей, потому что получал внутри себя взрывную уверенность и принятие со стороны Бога. Могу представить, как Давид говорит: «Я могу справиться с любой отверженностью, когда имею в себе принятие моего Бога с любовью».

Глава 4

Реальный источник исцеления

Это процесс

Чтобы научиться реагировать на отверженность правильно, нам нужно пройти через процесс, который часто длится долгие годы. Библия говорит, что став новообра­щенными христианами; мы становимся «детьми». И как дети мы не можем зрелым образом реагировать на отвер­женность, поэтому Господь призывает нас расти и учить­ся духовной реакции зрелых людей на подобное отноше­ние. Этот процесс роста измеряется не месяцами, но го­дами.

Дети очень болезненно реагируют на отверженность. Иисус имел в виду детей, когда сказал: «Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они прихо­дят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов по­весили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк. 17:1, 2).

У детей нет средств и способов, при помощи которых они могли бы правильно реагировать на обиды. Некото­рым детям требуется много лет, чтобы справиться с отверженностью, которую им пришлось пережить. Точно таким же образом нам как духовным детям понадобят­ся годы, чтобы полностью усвоить истины, относящиеся к этой области. Я представляю собой живой пример этой реальности. И хотя я вижу некоторые вещи и все больше научаюсь нужным образом отвечать на отверженность, я еще не прошел весь процесс обучения. И думаю, что буду продолжать учиться этому еще многие годы.

Я говорю все это для того, чтобы вы поняли: надо дать себе время для овладения принципами преодоления отвер­женности. Христианская зрелость не постигается мгновенно, она приобретается в процессе всей жизни.

Отверженность всегда следует рассматривать как дар от Бога. Отчуждение со стороны людей всегда было средством, которое Бог использовал для того, чтобы многие люди испытывали духовное банкротство в результате чего Он приводил их к подножию Креста в истинном покаянии и вере. Слава Богу за отверженность в таких случаях.

Если мы позволим отверженности сделать свое дело то она приведет нас туда, где мы сможем найти Бога. Вкачестве примера рассмотрим историю рыбки, которую отверг рыбак. Рыбак бросил пойманную рыбку обратно в море, потому что она была слишком маленькой. Рыбка испытала боль отверженности, тем более учитывая, что ее старший брат уже лежал на дне рыбацкой лодки и ры­бак его принял. Но маленькая рыбка тогда не понимала, что эта отверженность была для нее благословением. Подоб­ным же образом отчуждение со стороны других людей мо­жет стать для нас благословением, если мы позволим ему высвободить нас в Царство истины и свободы. Простые истины в этой книге благодаря силе Святого Духа облада­ют потенциалом помочь в искуплении эмоциональных ран прошлой отверженности, чтобы нам войти в жемчужное Царство благословений.

А теперь давайте рассмотрим принципы, необходимые для искупительной реакции на отверженность.

Источник исцеления

Иисус назвал отверженность напастью. В последние дни Своего земного служения Он сказал Своим ученикам: «Но вы пребыли со Mhoю в напастях Мoих» (Лк. 22:28). Мы склонны видеть в трех годах служения Иисуса исклю­чительно волнующее и вдохновляющее время. Иисус, од­нако, сказал, что это время для Него изобиловало «напас­тями». Здесь мы получаем уникальную возможность уви­деть, как Он Сам воспринимал Свое хождение по земле. Для Иисуса все эти три года были временем боли. И глав­ный источник Его боли состоял в непрекращающейся от­верженности, с которой Он сталкивался в лице Своих кле­ветников.

Иисус сказал, что отверженность — это напасть, это муки души. Но хотя Иисус испытывал боль из-за отвер­женности, Его душа никогда не была ранена по этой причи­не. Он никогда не озлоблялся и не обижался на отношение к Себе людей. Он нашел способ преодоления отверженно­сти, так что она жалила Его, не причиняя Ему никаких ран.

Отверженность причиняет боль, но она не должна ранить.Это болезненный опыт, но испытываемая боль не должна пронзать сердце.

Отверженность всегда будет жалить, но у нас есть ис­целяющий бальзам. Это несравненная любовь, которую Отец изливает без меры на Своих детей. Не важно, в чем источник отверженности, не важна ее природа, потому что у меня всегда есть внутренний родник принятия, который течет ко мне из сердца моего Небесного Отца.

Он принимает меня, когда другие отвергают. Он при­нимает меня со всеми недостатками, изъянами и без при­крас. Он принимает, даже когда я терплю неудачу за неуда­чей. Он принимает меня даже тогда, когда я согрешаю. Он принимает меня независимо от моих духовных свершений. Он принимает меня на основании пролитой крови Иисуса Христа и подвига, который Он совершил на Кресте. Я при­нят Небесами, как принят Сам Единородный Божий Сын! Когда это принятие омывает мою душу изнутри, тогда никакие дозы внешней отверженности уже не могут ра­нить меня. Я получаю постоянное исцеление бесконечной и вечной любовью Творца всей вселенной. Который также приходится мне Отцом!

Когда отверженность в очередной раз наносит удар, нам нужно научиться уходить в тайное место и получать там об­новление и очищение в принятии и привязанности к нам любящего Небесного Отца, источника нашего исцеления.

Прощение

Первым шагом на пути к исцелению того опустоше­ния, что причинила нам отверженность, будет полное прощение в адрес тех, кто причинил нам боль. О проще­нии говорить можно много, однако эта тема не является главной для данной книги. О ней написано много, и каж­дый христианин должен мастерски овладеть этим оруди­ем зрелости. Однако позвольте мне сделать одно неболь­шое замечание.

Иисус проявил истинное прощение, когда в момент Своего распятия молился: «Отче! прости им, ибо не зна­ют, что делают» (Лк. 23:34).

Раньше я думал, что Иисусу было легко простить Сво­их палачей, потому что это были простые воины, выпол­нявшие данный им приказ. Но более внимательный взгляд заставил меня посмотреть на это событие с другой пер­спективы. Тщательное исследование допроса Иисуса и Его распятия показывает, что эти воины нарушили все грани­цы того, что предписывал им воинский долг, и в результа­те они старались причинить как можно больше боли и как можно сильнее оскорбить нашего Господа. Они возложили на Него терновый венец, вогнали шипы колючек в Его голо­ву, одели Его в пурпур (цвет королевских одеяний), насме­хались над Ним и неоднократно Его избивали. Эти римские воины были недовольны своим назначением в Иерусалим. Общение с иудеями приводило к бесконечным конфликтам и неприятностям, и, похоже, они пытались выместить всю свою злобу и раздражение на молодом Иудее, у Которого, как они думали, был мессианский комплекс. Воины вышли за границы данного им приказа, со всей ненавистью издева­ясь над Иисусом, однако Он все равно простил их!

Иисус не просто даровал им прощение. Он сделал еще один шаг. Он сказал: «Отец, Я не только прощаю их, но прошу также и Тебя простить этих людей».

Вполне можно простить, не делая второго шага. Вполне можно простить кого-то, но в то же время подумать: «Ну, подожди. Наступит твой черед. День суда грядет. Однаж­ды ты встанешь перед троном Всемогущего Бога. Все твои тайны станут явными, и ты получишь сполна! О да, я про­щаю тебя; но наступит день, и ты за все ответишь!»

Иисус говорил: «Отец, Я прошу Тебя изгладить из Тво­их записей на Небесах грех, который они совершили про­тив Меня. Когда они встанут перед Тобой, пусть этот грех не будет вопиять против них». Точно так же молился Сте­фан, первый христианский мученик, когда его забивали до смерти камнями за его веру: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).

А теперь посмотрим на все это с практических пози­ций. Предположим, что ваш земной отец отверг вас. Вы не просто молитесь: «Господи, я прощаю своего отца». Скажите: «Господи, я прошу Тебя изгладить из Твоих не­бесных записей каждый грех, который когда-либо совер­шал мой отец против меня. Я прощаю его и теперь прошу Тебя также простить его». Когда вы освобождаете сво­их обидчиков от суда за их грехи, вы разрушаете власть непрощения и выходите на новый уровень избавления для свободного общения с другими людьми, которые согрешили против вас.

Примите любовь своего Отца

Следующим шагом на пути к свободе от отверженно­сти будет принятие любви к вам Небесного Отца. Когда Его любовь реально коснется вашего сердца, она сожжет псе путы и все оковы, которыми отверженность сковывала ваше сердце.

Но здесь имеется один ключ. Вам нужно поверить в ут­верждение апостола Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, веру­ющий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Бог настолько сильно вас любит, что Своего Сына, Сына, которого Он любит всем сердцем. Он отдал на смерть па Кресте. Вы должны поверить в эту Благую весть о том, что Бог так сильно вас любит.

Когда вы поверите в эту любовь, вам нужно будет ее принять. Если вы примете Его нежную и горячую привя­занность к вам, она омоет вас «в бездонных волнах люб­ви» (так говорится в старой евангельской песне). Его лю­бовь обновит, насытит, укрепит, поддержит, возвысит вас и наделит силой. Его любовь есть величайшая сила во всей вселенной.

Ваш враг дьявол сделает все, что угодно, чтобы помешать вам и не дать признать и принять любовь Отца. Именно по­этому Павел предупреждал нас: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). Бесы хотят, чтобы вы поверили в то, что Бог на самом деле вас не любит. Если вы примете «учения бесовские», то­гда «отступите от веры», от уверенности в беспредельной Божьей любви, какой Он любит Самого Иисуса Христа. Когда вы усомнитесь в Божьей любви, вы отойдете от веры.

О, сколько силы высвобождается в нас, когда мы верим и принимаем Его любовь к нам! Он любит вас, несмотря на вашу незрелость. Он любит вас даже с вашими перепа­дами настроения. Он любит вас даже с вашим избыточ­ным весом. Он любит вас, даже если вы сражаетесь с по­хотью. Он принимает вас со всеми вашими недостатками и странностями. Он принимает вас, благодаря тому. Кто Он, а не тому, кто вы. Пусть Святой Дух вложит эту ис­тину глубоко в ваше сознание: Бог искренне и беско­нечно любит вас и радуется вам!

Пусть эта уверенность в Божьем принятии еще раз омо­ет вашу душу и обновит разум.

• Издали явился мне Господь и сказал: любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение (Иер. 31:3).

• Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37).

• В похвалу славы благодати Сво

Наши рекомендации