Анни Безант – Братство религий
Анни Безант – Братство религий
Введение
Во все времена на протяжении человеческой истории люди искали Бога, и различные религии мира были ответом Бога на эти искания, — ответом, данным через людей, в душе которых Он был более раскрыт, чем в душе обыкновенных людей. Этих людей называли различно: пророками, риши, богочеловеками, Сынами Божьими, и мы можем смотреть на них как на Одно Великое Духовное Братство, состоящее из Боговдохновенных людей, Охранителей и Учителей человечества. К Ним мы должны относиться с благоговением, к какой бы религии мы ни принадлежали, так как каждый из Них принес миру ту же самую божественную весть, учил одним и тем же основным духовным истинам, провозглашал один и тот же неизменный нравственный закон и показывал пример благородной, нравственной жизни. Они провозглашали единую весть различным образом, ибо каждый из Них избрал тот путь, на котором более всего можно было помочь народу, к которому Он пришел, — путь, способный развить в этом народе то качество, в котором наиболее сильно нуждался мир в период Его пришествия. Было время, когда наиболее необходимым являлось выдвинуть долг и чувство законности, в другое время — чистоту, затем — справедливость, далее — красоту, потом — знание, еще позднее — личное начало, сопровождаемое самопожертвованием, и наконец — признание руководящего божественного начала. Вот причина различий, которые мы встречаем в религиях, но все эти различия направлены к улучшению и обогащению мира как целого. Поэтому следует не сожалеть об этих различиях, а пользоваться ими, и, хотя бы мы и любили более всех других нашу собственную религию, мы должны быть готовы воспринять все то, чему нас может научить каждая иная религия. Для народа, исповедующего одну определенную религию, Основатель этой религии является, естественным образом, самым дорогим и самым почитаемым из всех Учителей, и это должно быть так. Но и все остальные Основатели религий и великие Учители человечества, следовавшие за Ним, достойны нашего почитания, ибо:
Лишь через такие души,
Спускаясь к нам, Бог проявляет луч Своего Света,
Чтобы он мог освещать наше восхождение в темноте.
В древние времена различные страны мира были гораздо более разобщены одна с другой, чем теперь, и религии носили национальный и местный характер. Идея прозелитизма была слаба, и человек рождался в определенной религии так же, как и в определенной стране. И как человек случайно, по личным обстоятельствам, мог покинуть свою родную страну и сделаться гражданином чужой страны, так же мог он случайно оставить свою наследственную религию и сделаться последователем другой. Но такие случаи были исключительными, и ни одна религия не делала определенных усилий, чтобы укреплять себя за счет своих соседей.
Оглядываясь назад, на древние народы, мы видим у египтян их собственную религию, и также у ассирийцев и у евреев; полуостров Индостан принадлежал индуизму с его разновидностью — джайнизмом; затем великая буддийская реформа распространилась по Индии; буддизм разослал своих миссионеров и утвердился также и в других странах — это было первое великое миссионерское движение, вышедшее за пределы своей страны и расы, которое известно в истории мира. Христианство, подобно буддизму, покинув свою родину, также распространилось во все стороны и соединило западные народы в христианские церкви. Третья из великих миссионерских религий, ислам, основанный в Аравии, не покинул своей родной страны, подобно двум предшествующим религиям: он твердо укрепился в Азии. И христианство, и ислам были приняты воинственными народами-завоевателями, которые принесли свои религии с собою и насадили их в странах, покоренных их оружием. Религия Зороастра, долго господствовавшая в Персии, была вытеснена со своей родины, и теперь она сохраняется главным образом в парсийских колониях в приютившей ее Индии.
Секты возникали во всех религиях и разделяли последователей этих религий — вследствие различий в учениях и обрядах; индусы имеют своих шайвов, вайшнавов, шактов и много второстепенных сект; христиане имеют свою греко-православную, римско-католическую и иные католические церкви и протестантов различных названий; буддисты различают махаяну и хинаяну, или северную и южную церкви; мусульмане имеют шиитов и суннитов.
И подобно тому как все эти секты группируются под знаменами своих различных религий — индуизма, христианства и т. д., так же можно рассматривать и все религии мира как ветви одного древа жизни — Всемирной Религии, — корни которого проникли глубоко в почву Божественной Мудрости, а листья осеняют народы своей целительной сенью. Все они обладают единым сокровищем — знанием Бога, который есть Вечная Жизнь. Методы их различны, но цель у них одна: помочь человеку через очищение достигнуть совершенства. Они имеют общие для всех основные истины, но, по указанной причине, различаются во многих подробностях и по относительному значению каждой из них.
В наши дни легкость и быстрота сообщений между отдельными странами мира не дозволяет более религиям оставаться вполне изолированными и свободными от влияния соседей. Мысль становится все более и более международной, космополитической, и каждая религия обогащается вследствие соприкосновения с другими религиями, давая и получая взамен плодотворные идеи. Этот взаимный обмен не ограничивается только кругом существующих религий: археологические исследования древности вынесли на свет художественные, скульптурные и литературные остатки ныне вымерших религий, принадлежавших исчезнувшим народам и погибшим цивилизациям; собрав и распределив их, наука установила на непоколебимом основании фактов истину основного единства религий. Некоторые основные учения, символы, обряды и предписания общи для всех религий, тогда как мелкие различия неисчислимы. Благодаря этим исследованиям становится возможным отделить существенное от несущественного, постоянное от преходящего, всеобщее от местного и найти quod semper, quod ubique, quod omnibus.1 Сделав это, мы получаем религиозное и нравственное учение, которое безбоязненно может быть дано юношеству как выражение религиозного сознания человечества, как изложение фактов, касающихся Бога, человека и вселенной, которое засвидетельствовано Избранниками среди человечества2 и может быть проверено всеми, кто достиг известной духовной ступени эволюции. Истинность этих фактов подтверждена авторитетом таким высоким и единодушным, как ничто в мире; авторитет этот восходит в такую глубину веков, которая предшествует самой заре истории, ибо он существовал и играл руководящую роль, по свидетельству древнейших, извлеченных из земли обломков, и все новые свидетельства, касающиеся всех эпох от Оаннеса до Магомета, лишь более и более подкрепляют этот авторитет. Ни одно из утверждений истории или науки в наших школах не имеет на себе печати, столь достойной доверия, а если мы правы, уча наших детей чему-нибудь, чего они не могут проверить сами, то мы правы, преподавая им и эти факты религии, и этот нравственный закон.
Каждая религия имеет свою собственную вдохновенную письменность, т. е. Писания ее Пророков и Учителей; значение, придаваемое этим Писаниям в различных религиях, неодинаково и изменяется в различные эпохи истории данной религии. Все индусы принимают Веды, но они настолько несогласны в их истолковании, что некоторые соперничающие школы придерживаются противоположных толкований; индусы имеют также немало и других Писаний (шастр) различной древности и оспариваемой ценности; последователи Зороастра имеют свои Гаты с Зенд-Авестой и другие священные книги; у евреев имеются свои книги Закона и Пророков; буддисты имеют Трипитаку и много других книг, христиане — Библию и апокрифические Писания, авторитет которых оспаривается; мусульмане обладают Кораном. Все эти книги, а также другие, принадлежащие как вымершим, так и остальным живым религиям, достойны изучения, но их следует читать с открытой, ясной и хорошо настроенной душой. Только ученые могут определять их историческую подлинность, но, с другой стороны, только духовный человек может судить об их вдохновенном значении; и, как бы страстны ни были споры относительно времени их происхождения, их авторов и степени их точности, люди всех вероисповеданий должны бы читать их как документы, достойные глубокого внимания за их внутреннюю связь с эволюцией человечества и за тот свет, который они проливают на историю прошлых времен. Священные Писания различных религий будут приведены в настоящей книге, в подтверждение единства Всемирной Религии; но не как непогрешимые авторитеты, а как свидетельство того, что религия, которой они принадлежат, проповедовала утверждаемое нами единство. Каждый читатель должен решить сам для себя, какой вес могут иметь для него приводимые ссылки. Вопрос этот не относится непосредственно ко Всемирной Религии и должен быть решен последователем определенной религии самостоятельно.
Учения Всемирной Религии, заключенные в различных религиях мира, суть следующие:
Единство Бога — Единой, Самосущей Жизни.
Проявление Бога во вселенной под тремя Аспектами.
Иерархия Духовных Существ.
Воплощение Духа.
Два основных закона (Причинности и Жертвы).
Три мира Человеческой Эволюции.
Братство людей.
Отбрасывая все догматические и сектантские особенности, которые неизбежно различны, приведенные учения должны бы преподаваться в основных чертах всем детям и составлять часть всех школьных и гимназических программ. Школы и училища, принадлежащие отдельным вероисповеданиям, могли бы, по желанию, добавлять соответствующие подробности для своих воспитанников, но общие учения, содержащиеся во всех вероисповеданиях, составляют собственность всех, и они являются единственным надежным основанием для нравственности. Эти общие всем религиям учения образуют первую часть этой книги.
Вторая часть содержит краткое изложение отдельных вероучений различных религий с их главными обрядами, составленное последователями данных религий.
Третья часть посвящена нравственности.
I. ЕДИНСТВО БОГА
Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. "Единый без второго",3 — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть",4 — провозглашает еврей. "Нет иного Бога, кроме Единого",5 — утверждает христианин. "Нет Бога, кроме Бога",6 — говорит мусульманин. И все остальные религии утверждают то же самое. Даже дикари, поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм "Великого Духа", которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность.
Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, Единое Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что существует, пребывает в Нем: "Мы им живем, и движемся, и существуем".7 Он был сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — мириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр — дух; с древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист — отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. "Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания",8 но все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания — выражения Его мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности, таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы, шелест листвы, — все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, — все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он — героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки, Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника. Он наполняет Собою миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу,9 и Он же утешает скорбящего, "как мать утешает сына".10 Он — Отец, Мать, Супруг и Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть "Совершенный Дух", которым все проникнуто.11 И вместе с тем, Он более всех миров: "Построив эту вселенную из частицы Себя, Я остаюсь".12
Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности, осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным. Единая Жизнь выражается в бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает, что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья. По мере того как мы учимся видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы — частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный".13 Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.
Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие, человеческие и низшие, суть все частицы Единого Я, и потому все они предназначены к совершенству.
"Они лишь раздробленный свет Твой".14 Благо заключено в неотвратимой судьбе нашей:
"То — единое, отдаленное божественное событие, к которому двигается все творение".15
Ибо на этой ли земле или на иной, среди блаженства на высочайшем небе, среди скорбей в глубинах ада мы не можем выйти из всеобъемлющего круга божественного Единства, и потому мы навеки в безопасности. В прекрасной передаче библейского певца:
"Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, —
И там рука Твоя поведет меня и удержит меня десница Твоя".16
Более того, будучи частицами божества, мы можем найти Бога, погружаясь в самые сокровенные глубины нашего существа, за пределы изменчивых чувств, мыслей и желаний наших, в самую суть нашего Духа, изошедшего от Него и имеющего свое бытие в Нем. То, что вечно в нас, наше сокровенное Я, — божественно. Индусские Священные Писания учат, что, познав один кусок глины, мы познаем всю глину; познав один кусок золота, мы познаем все золото; познав один кусок железа, мы познаем все железо, какими бы именами люди ни называли предметы, сделанные из них; так же, познав в полноте одно Я, мы познаем Единое Я, мы познаем Бога.17 Поэтому Христос объявил, что познание Бога есть жизнь вечная,18 и сказал: "Ибо вот, царствие Божие внутри вас есть".19
Но божественное Я раскрывается только для тех, жизнь которых чиста, кто исполнен самоотречения, преданности и кто сосредоточен на вечном.
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".20
"Тот, кто не отказался от злых путей, кто не сосредоточен, не кроток душой и не обрел самообладания, тот даже через знание не может прийти к Нему".21
"Воистину Единое Я может быть достигнуто постоянным упражнением в правде, в преданности, в совершенном знании долга ищущего богопознания. Тот, кого созерцают безгрешно поклоняющиеся, воистину пребывает в них самих, воистину Его природа — свет и чистота".22
Таков древний узкий Путь, который бросает свет на кажущееся противоречие в изречении святого Ансельма: "Стань тем, что ты есть".
СВЯЩЕННЫЕ ПИСАНИЯ MИPА
Из Священных Писаний парсов
Ахуре-Мазде,23 Единому без второго... пою славословие.
Агунавад Гата, XXXVIII, 3
Ахура-Мазда, видящий все.
Уштавад Гата, XIV, 4
Ахура-Мазда сказал: "О святейший Зартошт, эта частица Слова Гоновара была до акаши, до воды, до земли, до животных, до деревьев, до огня — очистителя всех вещей Ахуры-Мазды, — до святых, до элементалей (дэв) и злых людей, до всего физического мира и до всех творений Ахуры-Мазды, рожденных чистотой".
Ясна, XIX, 3, 4
Мое первое имя есть "Ахми" — я есмь.
Ормазд Яшт, 7
Тебе, о Мазда-Ахура несравненный. Тебе я пою хвалу.
Ясна, XXVIII, 3
Я возвещаю Его, Который величайший из всех.
Там же, XIV, 6
Ты, Первый Великий Мыслитель, великолепие Которого превосходит все светы. Разум Которого есть Творец всего, Ты поддерживаешь праведность и благой ум. Ты Дух Мазда, Который еси всегда тот же!
Там же, XXXI, 9
Никто не может знать происхождение Мездама. Кто может постигнуть это, кроме Него самого.
Бытие, и единство, и тождественность суть нераздельные свойства Его первичной субстанции и не составляют дополнительных Его свойств.
Он без начала, без конца, без союзника или врага, или подобных Ему, без отца, матери, жены или дитяти, без места, положения, тела или чего-либо плотского, без цвета или запаха.
Он живой, мудрый, могущественный, независимый и справедливый; и Его знание простирается над всем, что слышно, видно и существует.
И все существование постигается Его знанием одновременно, без времени; и для Него нет ничего скрытого.
Дезатир, Книга Пророка; Великий Абад, 4-8
Примечание. Здесь Ахура-Мазда считается Единым. В своих "Этюдах о Парсах" (Essays on the Parsis, p. 13) д-р Гауг говорит о более мистическом представлении Зерван Акаране, Единого до проявления, от Которого изошел Ахура-Мазда, Бытие — Мудрость. Это учение было распространено в Персии, говорит ученый доктор, во времена Сасанидов, но современные последователи Зороастра отвергают его, отдаляясь таким образом от Всемирной Религии.
Из Священных Писаний ислама
Ваш Бог — Бог единый, и нет иного Бога, кроме Него; Он милостив и милосерд.
Коран, 2:158
Мы принадлежим к Богу и к нему возвратимся.
Там же, 2:151
Во власти Бога и Восток и Запад; куда ни обратитесь вы, везде вы встретите Лицо Бога, ибо Бог вездесущий и всеведущий.
Там же, 2:109
Есть только один Бог, нет Бога, кроме Бога, Живого и Неизменного. Ни дремота, ни сон не овладевают Им. Ему принадлежит все, что есть на небесах и на земле. Кто может предстательствовать перед Ним, если не будет на то Его воли? Он знает, что было до них и что будет после них, — люди же постигают из мудрости Его лишь то, чему Он пожелает их научить. Престол Его простирается на небо и на землю, и Он без всякого труда охраняет их. Он Высочайший, Великий.
Коран, 2:256
Нет Бога, кроме Бога Живого, Неизменного.
Там же, 3: 1
Бог един.
Там же, 4:169
Всем нам предстоит вернуться к Богу.
Там же, 5:53
Нет Бога, кроме единого Бога.
Там же, 5:77
Который питает других, а Сам не нуждается в том, чтобы Его питали.
Там же, 6:14
Скажи: существует, конечно, только единый Бог.
Там же, 6:19
У Него есть ключ ко всем тайнам. Он один их знает. Он знает о том, что существует на земле, и о том, что скрыто в глубине морской. Листка не упадет без Его ведома. Нет ни одного зерна в мрачных недрах земли, нет зеленой или высохшей былинки, которая не была бы означена в книге явной.
Там же, 6:59
От Господа ничего не укрывается из всего сущего на небе и на земле.
Там же, 14:41
Все погибнет, кроме Лика Божия... К Нему возвратитесь вы.
Там же, 28:88
Мы ближе к Нему, чем Его собственная становая жила.
Там же, 50:15
Он видит деяния ваши.
Там же, 57:4
Бог обо всем свидетельствует. Разве не видишь ты, что Богу ведомо все сущее на небесах и на земле? Не бывает беседы между тремя лицами так, чтобы Он не присутствовал четвертым, не собирается вместе пятерых без того, чтобы Он не был шестым. Не бывает ни большого, ни меньшего сборища так, чтобы Его не было вместе с ними, где бы они ни находились... ибо Он обо всем осведомлен.
Коран, 58:7-8
Скажи: Бог един, Вечный Бог.
Там же, 112:1-2
Бог говорит: "Я упование того, кто надеется на Меня; и Я с ним и вблизи его, когда он вспоминает обо Мне".
Изречение Магомета
Бог говорит: "Если кто старается приблизиться ко Мне на один вершок,24 то Я приближаюсь к нему на аршин; и если кто силится приблизиться ко Мне на аршин, Я к нему приближаюсь на две сажени; и если кто идет ко Мне, то Я бегу ему навстречу".
Изречение Магомета
Бог говорит: "О человек! Следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, а затем скажи: "Будь", и вот Оно есть".
Изречение Магомета
Бог говорит: "Для любимого Мною человека Я — слух его, которым он слышит, Я — зрение его, которым он видит, Я — руки его, которыми он держит, и Я — ноги его, которыми он ходит".
Изречение Магомета
Бог был, когда ничего не было. Он все знает, что было и будет. Он есть свет без тени, жизнь без смерти и знание без неведения. Таким, какой Он сегодня. Он остается вовеки.
V Имам, Магомет, сын Али
Ты еси абсолютное Бытие; все остальное — призрак.
Джами
Если ты проникновенно всмотришься в корень материи, то ты постигнешь, что Он есть и Видящий, и Око, и Видение.
Гулчан-г-Раз
Из Священных Писаний сикхов
Он Сам есть Единый, и Он Сам есть множество... Он всегда пребывает во всем.
Джанджи
Без примет, непостижимый; не предмет; неприкосновенный времени или действию; нерожденный; из никакого лона; самосущий; безусловный; непоколебимый.
Соратх, 1
Он Сам и бесформенное, и форма; Единый без качества и с качествами. О Нем Одном говорится, о Нанак. Этот Единый есть множество.
Баванаккхри Гуру, V
Что видимо, есть Брахм; что слышно, есть Брахм; Он именуется Единым и только Единым.
Гуру, III
Веда не знает Его величия; Брахма25 не знает Его тайну; Аватары не знают Его границ; Господь Всевышний Парабрахман — без границ.
Раткали Гуру, V
Непроявленный Господь, сокровенный Учитель, наполняющий все сердца и направляющий их изнутри, куда бы я ни взглянул, всюду Ты еси.
Бхарон Гуру, V
Он един есть. Он все во всем. Своими законами Он поддерживает вселенную.
Сукхмани Гуру, V
В каждом сердце пребывает Гари. Так провозглашают мудрецы.
Гуру, IХ
Из Священных Писаний парсов
Армаити, Совершенная Мысль, есть Твоя мысль, о Ахура-Мазда! Твое есть духовное знание творить мир.
Агунавад Гата, XXX, I, 9
О Ахура-Мазда! Я несомненно Тебя признаю как Всемогущего и Кормильца, ибо той Десницей, которой Ты оказываешь помощь и грешнику, и святому, — той самой Ты благословляешь их.
Уштавад Гата, XIII, 4
Ахура-Мазда говорит: "Я — Защитник, Я — Жизнедатель и Кормилец, Я — Ведающий и самый духовный Руководитель... Я от имени Ахуры (Жизнедателя), и Я от имени Мазды (Премудрого)".
Яшт, I, 12
О Ахура-Мазда! Скажи Мне воистину, что Я спрашиваю. Кто был вначале Творец и Отец Истины? Кто указал путь Солнцу и звездам? Кто есть, кроме Тебя, направляющего рост и увядание месяца?
Уштавад Гата, xliv, 3
О Пресвятый Ахура-Мазда! Звезды и Солнце, вестник дня, вращаются лишь ради славы Твоей.
Спентомад Гата, I, 10
Первый Великий Мыслитель, чья сияющая слава проникнута Светами бесконечных сфер. Тот, Кто в силу всеобъемлющего могущественного знания Своего есть Творец, Вседержитель.
Агунавад Гата, XXXI, 7
О Ахура-Мазда! Когда Ты впервые Своим Разумом сотворил все живые существа и создал Законы, тогда Ты одарил нас физической жизнью и разумом, а также дал нам способность к работе и религиозные учения.
Там же, XXXI, 11
Хвала Тебе, Ахура-Мазда, троякая хвала перед лицом всех творений.
Авеста, Кварсет Ньайс, I
О Ахура-Мазда! по Твоей царской праведности Ты пребываешь в одной обители с Аша (Истина) и с Вогу-Мано (благой Разум).
Уштавад Гата, xIix, 9
Тот, Кто известен как самый Премудрый и Жизнедатель в своем неистощимом могуществе и Кто решил в своей сфере, что счастье и бессмертие будут достигаться через Истину и благой Разум.
Там же, хIv, 10
Когда родившиеся в истинном счастье39 вступают в благую обитель Ахура-Мазды, Вогу-Мано и Аша, тогда воистину разбивается власть Дружи (материи).
Агунавад Гата, XXX, 10
Ахура-Мазда говорит: "Вследствие Моего знания и Моей мудрости мир был с самого своего начала, и потому мир и продолжит быть до самого конца".
Яшт, I, 25
Мы вспоминаем Ахура-Мазду, сотворившего животных и хлеба, сотворившего воду и прекрасные деревья, сотворившего Светы (сферы), и землю, и все творения.
Гаптан Яшт (или Яшт, II). Отрыв. III, 1
Арурвиле, Ахура-Мазде и вам, Аша и Вогу-Мано, я пою хвалу, вам, Которых есть растущая мудрость и царствие вечное. Да приблизитесь вы через это поклонение ради моей радости.
Агунавад Гата, XXVIII, 3
Примечание. Ахура-Мазда, Аша (Истина) и Вогу-Мано (Благой Разум) составляют любимую Троицу парсов. Иногда два последних относятся к Амешаспентам.
Один последователь Зороастра пишет: "Эта Троица — Ахура-Мазда, Аша и Вогу-Мано часто встречается в Гатах. Хотя в Авесте Ахура-Мазда, первый Логос, часто употребляется как соединяющий в себе все три Логоса в одном, иногда Он означает собой и Непроявленного; Аша, "олицетворенный Закон", по выражению д-ра Лауренс-Миль, соответствует дхарме, а Вогу-Мано, вселенский Разум, символизирует собою то второй, то третий Логос. Все три пребывают в той же "обители" (hademoi = ha + deman, тот же дом, или план).
Из Священных Писаний ислама
Все, что находится на небе и на земле, — все принадлежит Ему и Ему повинуется. Он один на небе и на земле; возымев желание, Он говорит: "Да будет так!", и делается по слову Его.
Коран, 2:110-111
Господь мой, Который дает жизнь и отнимает.
Коран, 2:28
Который питает других, а Сам не нуждается в том, чтобы Его питали.
Там же, 6:14
Он повелел заняться заре; Он установил ночь для отдыха, а солнце и луну для счета времени.
Там же, 6:96
Он — Бог, ваш Владыка; и нет иных богов, кроме Него. Его, творца вселенной, почитайте. Он бдительно следит за всем. Люди не могли бы достичь Его своими взорами; от Его же взоров ничто не укроется: Он проницателен, Он осведомлен обо всем.
Там же, 6:102-103
На земле нет ни одной твари, которой Господь не позаботился бы обеспечить пищу...
Там же, 11:8
Разве ты не заметил, что Господь повелевает воде снизойти с неба? При помощи ее земля на другой же день покрывается зеленью. Бог преисполнен доброты и осведомлен обо всем.
Там же, 22:62
Он даровал вам жизнь, и Он же повелит вам умереть, а затем снова оживит вас.
Там же, 22:65
Награда Господа твоего стоит большего; Он лучше других распределяет блага.
Там же, 23:74
Он сотворил небеса и землю без всякой видимой опоры; Он бросил на землю горы, как сваи, для того, чтобы она не содрогалась.
Там же, 31:9
Бог — Творец всего мира; Он обо всем заботится; у Него ключ от неба и земли.
Там же, 39:63
Мы построили небо Своими руками и сделали его, конечно, сообразно с желанием Нашим. Подобно ковру распростерли Мы землю... Я создал людей и гениев только для того, чтобы они служили Мне. Я не прошу у них хлеба насущного; Я не прошу у них, чтобы они питали Меня.
Коран, 51:47,56,57
Все сущее на небесах и на земле возносит хвалы Господу. Он Могучий и Мудрый. Ему принадлежит власть над небесами и над землею; Он повелевает и жить и умереть. Он все может. Он первый и последний, видимый и скрытый; Ему все ведомо... все возвращается к Нему.
Там же, 57:1-3,5
Восхваляй имя Господа твоего Всевышнего, Который все создал и во всем установил равновесие, Который всему назначил особую судьбу и все направляет к одной цели. Который повелевает произрастать травам лугов и превращает их в сухое сено.
Там же, 87:1-5
О Боже! Ты создал Свои создания, не видя им подобия. О Боже! Ты раскинул земли без всякой помощи. О Боже! Ты все устроил без сотрудников. О Боже! Ты разрушишь эту вселенную, но не дашь ей погибнуть.
Молитва мусульманская
Превосходен День до дня и до ночи,
Свободный от тревог и усталости;
Мы были в слиянии с Царем Бытия.
Закон разлуки совершенно не действовал...
И никто еще не вкушал существования;
И не был человек отделен от Истины или от человека;
Все были погружены в море единства.
Вдруг океан бытия разбился на волны,
И весь проявился в Себе самом и из себя Самого.
Меснави. Джалал-ид-Дин-Руми
Из Священных Писаний сикхов
Создав существа, Он над ними поставил Время и ходом его стал управлять.
Соратх, 1
Я славлю Первичного Единого, Омкара, распростершего воду, землю и небо; первого Духа, непроявленного, нетленного; чей свет озаряет 14 миров; пребывающий одинаково и в муравье, и в слоне; для которого равны и правитель, и нищий; от формы двойственность; Дух без знамений, непосредственно познающий, сокровенный владыка каждого сердца.
Джапжи Гуру, I
Единый производящий, Единый вседержащий и Единый творящий правосудие.
Там же
Творец посылает радость и страдание, а Сам забывает.
Бэгачарай Ки Вар Гуру, IV
Своим словом создаешь Ты вселенную, и, сотворив ее, Ты проникаешь ее.
Вар-Ману Гуру, V
Когда Он Сам создал форму вселенной, Он проявил Себя в трех качествах.
Сукхмани Гуру, V
Когда Создатель рождает эманацию, тогда творение принимает бесчисленные тела; когда только Ты скрываешься, то все воплощенные погружаются в Тебя.
Чаупаи Гуру, Х
Из Священных Писаний парсов
Что принадлежит Лучезарным Амешаспентам, с чудодейственными глазами, великим, помогающим, сильным. Агурианы нетленны и чисты. Все семь подобного разума, все семь подобного делания; подобен их ум, подобно их слово, подобны их действия, и один у них Отец и Владыка, Творец Ахура-Мазда... они — созидатели и разрушители творений Ахура-Мазды, их творцы и руководители, их защитники и правители. Они поддерживают мир, так что он не стареет и не умирает, не впадает в тление и зловоние, но вечно живой, вечно растущий, царство желанное, в котором и мертвые могут воскреснуть, и бессмертие наступит для живых, царство совершения эволюции мира.
Замъяд Яшт, III, 15-19
С уважением мы вспоминаем Фароаров Мантры, Фароаров неба, Фароаров вод, Фароаров земли, Фароаров деревьев, Фароаров скота, Фароаров души и Фароаров святых творений.
Яшт, XIII, XXIV, 86
Фароары поддерживают небо, поддерживают воду, поддерживают землю, поддерживают детенышей (лоно) матерей, предохраняя их от смерти.
Ясна, XXIII, 1
Эти Фароары помогают прекрасному росту плодовых деревьев, лежавших до этой помощи без роста в течение долгого периода в одном месте в неподвижном состоянии.
Яшт, XIII, XV, 55
Из Священных Писаний ислама
Верующие признают Бога и Ангелов Его.
Коран, 2:285
Он избирает своих вестников среди Ангелов.
Там же, 22:74
Слава Господу, Творцу неба и земли, вестниками Которого являются Ангелы с двумя, тремя и четырьмя парами крыльев.
Там же, 35:1
Он создал гениев из чистого огня, огня без дыма.
Там же, 55:13
Теми, Которые были посланы один за другим, Теми, Которые стремительно, двигаются, Рассеивающими, Устанавливающими различения, Бросающими слово извинения или предостережения, что обещанное вам близко к осуществлению.
Там же, 77:1-7
Исторгающими насильственно, удаляющими осторожно, плавающими по воздуху, опережающими в беге своем, ведущими дела вселенной.
Коран, 79:1-5
Конечно, у Него есть стражи, которые старательно наблюдают за вами. Им известны деяния ваши.
Там же, 82:10-12
Иные из людей искали себе убежища у кое-кого из гениев, но это только увеличило безумие их. Люди эти, как и вы, гении, верили, что Господь никого не воскресит. В полете своем мы дотронулись до неба, мы нашли его наполненным стражами сильными и дротиками пламенеющими. И воссели мы на седалищах, чтобы услышать, что происходит там; но всякий, кто отныне пожелает услышать, найдет пламенеющий дротик, который будет подстерегать его, чтобы поразить. Мы не знаем, было ли это несчастьем, которое назначено людям земли, или же Господь хотел только направить их по пути правому. И среди нас, гениев, есть и добродетельные, и порочные; мы разделены на различные виды. Мы думали, что мы не могли бы ослабить могущества Господа на земле, что мы не сумели бы ослабить Его и своим бегством. Как только мы услышали Книгу направления (Коран), мы уверовали в нее.
Там же, 72:6-13
Из Священных Писаний сикхов
Что это за врата, что за дом, в котором пребывая, Он поддерживает все?
Бесчисленны музыкальные инструменты, бесчисленны музыканты.
Бесчисленны песни и бесчисленны певцы.
Тебе поют ветер, вода, огонь и дхарма-раджа у двери Твоей;
Тебе поет Читра-Гунта, ведущий летопись кармы и знающий ее; написав, он решает согласно дхарме;
Тебя воспевают Шива, Брахма и почитаемые Лучезарные, Тобою созданные;
Восседающий на Своем престоле Индра, вместе с воинством Лучезарных, славословит Тебя у врат Твоих;
Тебе поют молящиеся сиддхи и поклонники Твои, погруженные в медитацию;
Тебе поют джаты, правдивые и довольные;
Тебе поют славные герои;
Тебе поют пандиты, риши из века в век в Ведах;
Тебе поют могущественные духи небес, стран смерти и ада;
Тебе поют Ратны, которые Ты создал вместе со всеми Тиртхами;
Тебе поют герои, и все четыре рода творений славословят Тебя;
Тебе поют области, страны, миры, сотворенные и хранимые Тобою;
Тебе поют угодные Тебе, исполненные счастьем, погруженные в преданность Тебе;
Многие другие еще поют Тебе, не могу вспомнить всех; может ли Нанак мыслить далеко?
Он есть и Он один есть истинный Господь, вечно верный и верного имени.
Он есть и будет вовек, и Ему не будет конца.
Джапжи Гуру, I
IV. ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА
Вся вселенная может быть названа воплощением Духа, так как ни единая частица материи, как бы мала она ни была, не могла бы сохранять своей связи с другой частицей даже на один миг, если бы не было одушевляющей ее жизни. Материя существует лишь для выражения Духа, и сама по себе была бы бесцельна и бесполезна, если бы не служила проводником для такого выражения. Эта истина — непреложная везде и во всем — была выражена различными способами всеми религиями, в особенности же учением о пребывании Бога в сердце некоторых людей, осененных Божьей силой; учением, которое стоит отдельно от общего верования, что всякая Жизнь и всякий Дух исходят от Бога. "Ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"63".
Индусы имеют своих аватар ("аватара" означает: Тот, Кто спускается; Бог с нами), веруя, что время от времени второй Аспект божества проявляет Себя в человеческом виде для помощи миру:
Хотя нерожденный, — Мое Вечное Я, Владыка всего сущего, осеняющий природу, Мною созданную, — Я все же рождаюсь Моей собственной властью.
Когда правда приходит в упадок, о Бхарата, а неправда воцаряется, тогда являюсь Я. Для защиты добрых, для поражения злодеев, для восстановления праведности (дхармы), Я рождаюсь из века в век.64
Индусы имеют также своих мудрецов (риши