Ii. проявление бога во вселенной

Все теологии различали между Богом в Его истинной природе и Богом в проявлении. Сама религия не придает особого значения этой разнице, так как имеет дело с отношением человека к Богу, а не с метафизическими умозрениями, которые требуются теологией. Эти требования вызываются потребностью разума ответить на возникающие перед ним задачи, тогда как сердце ищет только одного: объекта для любви, и поклонения. "Логос Души един"; Слово, говорящее человеческому Духу, не нуждается в объяснительной теологии, чтобы защитить Себя перед Своим подобием.

Но религии обладали всегда своими теологиями, и в последних заключались глубокие, истины, выраженные в умозрительных терминах, причем форма этих истин видоизменялась с каждой особой религией и даже с каждым отдельным учителем. Религиозные распри разгораются вокруг этих терминов, а не вокруг самих истин, для которых термины служат лишь частичными и неполными выражениями. Дух един, тогда как интеллект многообразен и, подобно призме, разлагает белый свет истины на его составные цвета, из которых каждый отличается от остальных, оставаясь в то же время нераздельной частью единого белого света.

Во главе этих неизменных истин стоит истина о божественном Самопроявлении во вселенной, и это Самопроявление признается мыслью, способною проникать в глубину, троичным: Бог проявляет Себя в трех Аспектах, в трех основных Видах, тремя существенными Качествами, которые выполняют три первичные Деятельности по отношению к Его вселенной. На основании этой истины возникла идея божественной Троицы во многих религиях, как древних, так и современных; отрицание этой идеи в мусульманской религии обязано, с одной стороны, тому грубому антропоморфизму, с которым идея эта была представлена, а с другой стороны, сказавшейся во времена пророка Магомета великой необходимости подчеркнуть Единство Бога, ввиду того хаоса многобожия, в котором утрачено было сознание Единства. Разумно установленная, эта истина не может вызвать никакого возражения. Но ее понимание, эмоционально выраженное невежественным, хотя бы и любящим поклонником, может действительно возмутить философа.

Индус говорит о непроявленном Боге, о Бесконечном и Абсолютном, неизменно Самосущем и Безусловном, как о "Неимеющем качеств", тогда как проявленного Бога, верховного Владыку вселенной, он представляет "имеющим качества". Этими основными качествами он считает Бытие, Сознание и Блаженство, и в троичности человеческого Духа с его тремя свойствами — деятельностью, познаванием и волей — он видит ограниченное отражение или образ Господа и в то же время доказательство троичности того объекта, который Дух человеческий отражает в себе. В Писаниях последователей Зороастра идея Бога выражается тремя понятиями: "Я есмь", "Мудрость" и "Блаженство", рядом со многими иными качествами.26 Точно так же и еврейская религия заявляет, что человек сделан по подобию Божию, а в своем внутреннем учении — скрытом от народа по той же причине, которая повлияла и на арабского Пророка, — она говорит: об Эйн-Соф, о Едином, проявляющемся как Кетер, Корона,— Аспект Блаженства Бога, корень Воли в человеке; о Бина, Разуме, — Аспект Сознания у Бога, корень Познания у человека; о Хокма, Вселенском Разуме, — Аспект Бытия Бога, корень Деятельности у человека. В этом заключается коренная истина, лежащая в основе всех троичных Ипостасей, какими бы именами они ни назывались в различных религиях: Отец, Сын, Святой Дух у христиан; Шива, Вишну и Брама у индусов; Амитаба, Авалокитешвара, Манжусри у китайских и тибетских буддистов; Ахура-Мазда, Спента- и Ангро-Майнью и Армаити у последователей Зороастра; Могучий, Мудрый и Милосердый у мусульман, а также различные названия Троицы у египтян, халдеев и в других мертвых религиях; все в один голос провозглашают эту внутреннюю троичность, обнаруженную Богом в проявлении и отраженную в троичности сознания той вселенной, в которой Он проявляется. Три Аспекта божества, раскрывающихся во вселенной, становятся для обитателей этой вселенной тремя Сущностями; употребляя же слова известного христианского исповедания, — "тремя Лицами единого Бога". За всеми этими представлениями скрывается глубочайшая метафизическая истина — вселенская и отвлеченная, применимая ко всем мирам, прошедшим, настоящим и будущим, которые являют собой не более как выражение этой истины во Времени и Пространстве: Истина эта может быть выражена как "Единое Я", как Не-Я, или вселенная, которая есть Его Мысль, и как Его мышление о ней, которое представляет собой отношение между Мыслителем и Мыслью, благодаря чему последняя живет и приносит плоды.





Наш разум не может избежать троичности, присущей проявлению, и эта основная истина была выражена всевозможными способами — и первобытным, и философским, и мистическим, и антропоморфическим; выражения ее разнообразны, но сама истина остается всегда одна и та же, внедренная в самую суть нашего существа. Верно понятая, она не может быть отвергнута.

Проявленный Бог есть Корень вселенной; некоторые религии говорят об эманации, другие о творчестве; верно лишь одно, что нет ничего, кроме Бога, а самый метод, которым Он осуществляет вселенную, есть второстепенный вопрос. Он — Создатель, Строитель, Архитектор Своих миров. Его жизнь зарождает их и сохраняет во все время, положенное для их существования, а когда время это заканчивается, Он возвращает их из состояния раздельности в Свое Единство. "А затем (наступает) конец", дабы был "Бог все во всем"27 или, как говорит мусульманин, "все погибнет, кроме Его Лица".28

Дело осуществления вселенной, одарение ее участием в Его Бытии, внедрения в нее, если можно так выразиться, части Его Жизни принадлежит по необходимости третьему божественному Аспекту: "И Дух Божий носился над водою",29 — говорит еврейское Писание. Брама, говорит индус, есть Создатель, "Предок всех Миров".30 "Тот Господь есть Создатель... чье Имя есть невидимо Развивающий, Бог",31 — говорит последователь Зороастра. "Бог есть ваш Господь... Создатель всех вещей",32 — говорит мусульманин. Не существует никакого разногласия в религиях относительно того, что Бог есть Источник жизни, что все существующее обязано своим бытием Ему. Эта творческая деятельность Бога есть проявление Его третьего Аспекта, христианин сказал бы — Его третьего Лица.

Бог поддерживает и сохраняет миры, и этот второй вид Его деятельности есть то, что называется проявлением Его второго Аспекта или Лица по отношению к Его вселенной. "Он заботится обо всех вещах",33 — заявляет мусульманин. "Его жизнью поддерживается вселенная",34 — говорит индус. Еврейские Писания переполнены заявлениями о непрестанном присутствии в мире Бога, руководящего, правящего и наставляющего.35 А когда наступает период покоя, Он призывает снова к Себе Духов, исшедших из Него, разрушая созданные Им миры. "Я есмь имя Разрушителя всего",36 — возвещает Ахура-Мазда Зороастру. "В твоем Господе будет конец всех вещей, — говорит Магомет, — и к Богу возвратятся все вещи".37 Для индусов Шива есть Разрушитель всех форм и Освободитель всех Духов, конечный мир и Блаженство. "Таким образом один и тот же единый Бог... принимает назначение Брамы, Вишну и Шивы по мере того, как Он создает, сохраняет или разрушает... Он есть Причина создания, сохранения и разрушения".38

В этом учении о трех божественных Аспектах — о Боге по отношению к Его вселенной — мы имеем первичную истину о божественном Единстве, выраженную конкретно и примененную к основным деятельностям Бога в Его мирах. Как один человек может быть одновременно и супругом, и отцом, и господином и может быть виден с одной стороны своей жене, с другой — своим детям, с третьей — своим слугам и все же во всех своих сношениях с людьми оставаться одним и тем же человеком, так же и Бог в Своих трех Аспектах, как Создатель, Охранитель и Освободитель, остается одним и тем же Богом. Он есть Отец нашего духовного Начала, Покровитель наших жизней, Источник наших деятельностей; в этом тесном отношении мы стоим к Нему как индивидуальности, тогда как Его собственная природа познается нами как глубочайшая Суть.

Наши рекомендации