Воскресенье. Христос и закон
Прочитайте Рим.10:1–4. С учетом всего вышеизложенного скажите, о чем здесь идет речь. Угрожает ли нам сегодня опасность «поставить собственную праведность»?
Законничество может принимать множество форм, и поэтому его бывает трудно различить. В ловушку законничества попадают те, кто пристально смотрит на себя — на свои добрые дела, правильный рацион питания, строгое соблюдение субботы, на свой отказ от злых поступков. Каждую минуту нашей жизни мы должны взирать на святость Бога в противовес нашей греховности; это самый надежный способ защитить себя от соблазна искать «собственную праведность», которая противоречит праведности Христа.
Рим.10:4 представляет собой важный текст, который передает суть обращения Павла к римлянам. Во-первых, нам нужно знать контекст. Многие евреи силились «поставить собственную праведность» (Рим.10:3) и искали «праведности от закона» (Рим.10:5). Но с приходом Мессии был показан истинный путь праведности. Праведность была предложена всем, кто с верой полагается на Христа. Именно на Него указывала вся древняя церемониальная система.
Даже если включить в определение закона Десять заповедей, это вовсе не означает, что Десять заповедей были отменены. Нравственный закон указывает на наши грехи, ошибки, недостатки и, таким образом, помогает нам осознать нужду в Спасителе, прощении, праведности — все это мы находим только в Иисусе. Христос есть «конец» закона в том смысле, что закон в конечном счете приводит нас к Нему и к Его праведности. Греческое слово telos — «конец» также можно перевести как «цель» или «предназначение». Христос является конечной целью закона, так как закон должен привести нас к Иисусу.
Увидеть в этом стихе указание на то, что Десять заповедей, и прежде всего четвертая заповедь, отменены, значит, сделать ошибочный вывод, противоположный тому, чему учат Павел и Новый Завет.
Вы когда-нибудь гордились тем, какой вы хороший, особенно по сравнению с другими? Возможно, вы и «лучше» кого-то, но разве это дает вам преимущество? Дайте себе оценку в сравнении с Христом!
Понедельник. «По избранию благодати»
Прочитайте Рим.11:1–7. Какое распространенное учение ясно и безоговорочно отрицает этот отрывок?
В первой части своего ответа на вопрос «неужели Бог отверг народ Свой?» Павел указывает на сохраненный «по избранию благодати» Остаток как на доказательство того, что Бог не отверг народа Своего. Спасение открыто для всех, кто принимает его, — и для иудеев, и для язычников.
Следует помнить, что первоначально христианами становились исключительно евреи, как, например, группа обращенных в день Пятидесятницы. Потребовалось особое видение и чудо, чтобы убедить Петра, что благодать Христа доступна и язычникам (см. Деян.10; ср. Деян.15:7–9) и что Евангелие должно быть проповедано и им.
Прочитайте Рим.11:7–10. Говорится ли здесь, что Бог намеренно закрыл путь к спасению тем израильтянам, которые отвергли Иисуса? Почему эта мысль ошибочна?
В Рим.11:8–10 Павел цитирует авторитетный для евреев источник — Ветхий Завет. Цитируемые Павлом стихи говорят о том, что Бог дал израильтянам дух усыпления, лишив их духовного зрения и слуха. Ослепляет ли Бог людей, чтобы они не могли видеть свет, который приведет их к спасению? Никогда! Эти отрывки нужно понимать в свете нашего объяснения Рим.9. Павел говорит не о личном спасении, потому что в деле спасения Бог не отвергает ни одной группы людей. Здесь, как и раньше, речь идет о той роли, которую эти люди играют в Его работе.
Почему в корне неверно думать, что Бог лишает какую-либо группу людей возможности спастись? Почему это противоречит Евангелию, учащему, что Христос умер ради спасения всех людей? Как в случае с евреями эта идея привела к трагическим последствиям?
Вторник. Природные ветви
Прочитайте Рим.11:11–15. Какую великую надежду показывает Павел в этом отрывке?
В этом отрывке мы находим два параллельных выражения: (1) «полнота их [израильтян]» (Рим.11:12) и (2) «принятие [израильтян]» (Рим.11:15). Павел предполагал, что умаление и отвержение евреев носят временный характер и за ними последуют полнота и принятие. Это второй ответ Павла на вопрос, поставленный в начале этой главы: «Неужели Бог отверг народ Свой?». То, что представляется отвержением, говорит он, является лишь временной ситуацией.