Прочитайте Рим.9:1–12. Что говорит Павел о верности Бога на фоне человеческих ошибок?
Павел выстраивает свою аргументацию, показывая, что обещание, данное Израилю, не нарушено. Существует Остаток, через который Бог по-прежнему проявляет Себя. Чтобы доказать обоснованность идеи Остатка, Павел обращается к истории Израиля. Он показывает, что Бог всегда был избирателен: (1) для заключения завета Бог избрал не всех потомков Авраама, а только потомков Исаака; (2) Он выбрал не всех потомков Исаака, а только Иакова.
Важно также понимать, что наследственное право или происхождение не гарантирует спасения. Вы можете иметь единокровное родство, происходить из уважаемой семьи и даже посещать правильную церковь и тем не менее оказаться потерянным и лишиться обетования. Только вера, действующая любовью, показывает тех, кто является «детьми обетования» (Рим.9:8).
Обратите внимание на фразу в Рим.9:6: «Ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля». Какой важный урок мы можем почерпнуть из этих слов для нас, адвентистов, которые во многом играют сегодня ту же роль, что и древние израильтяне в свою эпоху?
Понедельник. Избранные
«Сказано было ей: “больший будет в порабощении у меньшего“, как и написано: “Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел“» (Рим.9:12-13).
Как было сказано в предисловии к теме недели, правильно понять Рим.9 можно, если иметь в виду, что Павел не говорит здесь о спасении конкретных людей. Здесь речь идет о конкретных ролях, которые Бог отводит тем или иным людям. Бог хотел, чтобы Иаков стал основателем народа, который совершал бы особую миссионерскую работу в мире. В этом отрывке не подразумевается, что Исав не мог быть спасен. Бог хотел спасти его так же, как Он хочет спасти всех людей.
Прочитайте Рим.9:14-15. Как мы понимаем эти слова в контексте уже прочитанного?
Опять же Павел говорит не о спасении отдельных людей, поскольку в этом смысле Бог простирает милость ко всем, ибо Он «хочет, чтобы все люди спаслись» (1Тим.2:4). «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков» (Тит.2:11). Но Бог может избрать людей для выполнения определенной задачи, и хотя они могут отказаться выполнять ее, они не могут предотвратить выбор Бога. Как бы сильно Исав ни хотел этого, он не мог стать ни прародителем Мессии, ни основателем избранного народа.
В конце концов, Бог не выбирал случайным образом и не издавал Божественного указа, лишавшего Исава права на спасение. Дары Его благодати открыты для всех через Христа. Мы все были избраны к спасению, а не к погибели (см. Ефес.1:4-5; 2Петр.1:10). Наш собственный выбор, а не выбор Бога не дает нам воспользоваться обетованием вечной жизни во Христе. Иисус умер за каждого человека. Тем не менее Бог определил в Своем Слове условие, при соблюдении которого каждая душа наследует вечную жизнь. Это наличие веры во Христа, которая приводит оправданного грешника к послушанию.
Вы были избраны во Христе еще до основания мира, чтобы иметь спасение. Это ваше призвание, ваше избрание, данное вам Богом через Иисуса. Какая привилегия, какая надежда! С учетом всех обстоятельств, почему все остальное меркнет по сравнению с этим великим обетованием? Почему величайшей ошибкой было бы позволить греху, эгоизму и плотским желаниям отнять у вас все то, что обещано вам в Иисусе?
Вторник. Тайны
«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис.55:8-9). Прочитайте Рим. 9:17–24. Учитывая прочитанное ранее, как понять то, о чем говорит Павел?
Поступая с Египтом во время Исхода именно так, Бог действовал ради спасения человеческого рода. Божье откровение о Самом Себе, явленное в египетских язвах и спасении Своего народа, должно было показать египтянам, а также другим народам, что Бог Израиля — истинный Бог. Оно должно было стать приглашением для других народов, чтобы они оставили своих богов и поклонились Ему.
Очевидно, что фараон уже сделал свой выбор против Бога, поэтому, ожесточая его сердце, Бог не лишал его возможности спасения. В данном случае его сердце ожесточилось в ответ на призыв отпустить Израиль, а не в ответ на Божий призыв принять личное спасение. Христос умер за фараона так же, как за Моисея, Аарона и остальных сынов Израилевых.
Ключевым моментом во всем этом является то, что как падшие человеческие существа мы имеем весьма ограниченное представление о реальном мире, Боге и о том, как Он действует в мире. Как можно рассчитывать понять все пути Бога, если наш природный мир полон загадок? В конце концов, лишь 171 год назад врачи поняли, что перед выполнением операции лучше мыть руки! Вот какими невежественными мы были! И кто знает, что еще мы узнаем в будущем, что покажет, насколько мы невежественны сегодня?
Конечно, мы не всегда понимаем Божьи пути, но Иисус пришел, чтобы показать нам, каков Бог (см. Иоан.14:9). Почему же тогда среди всех тайн жизни и неожиданных событий нам так важно размышлять о характере Христа, о том, что Он открыл нам о Боге и Его любви к нам? Как может знание Божьего характера помочь нам оставаться верными в тяжелых испытаниях?
Среда. Ammi — «Мой народ»
В Рим.9:25 Павел цитирует Ос.2:23, а в Рим.9:26 он цитирует Ос.1:10. Речь идет о том, что Бог повелел Осии взять «жену блудницу» (Ос.1:2), дабы этот брак иллюстрировал отношения Бога с Израилем, увлекшимся чужими богами. Детям, рожденным от этого брака, были даны имена, указывающие на Божье отвержение и наказание идолопоклоннического Израиля. Третий ребенок был назван Loammi (Ос.1:9), что буквально означает «не Мой народ».
Тем не менее Осия предсказал наступление дня, когда, наказав Свой народ, Бог облагодетельствует его, уберет прочь ложных богов и заключит с ним завет (см. Ос.2:11–19.) Тогда те, кто был Loammi («не Мой народ»), станут Аmmi («Мой народ»).
Во времена Павла «Аmmi» составляли те, кого Бог «при-звал не только из Иудеев, но и из язычников» (Рим.9:24). Какое ясное провозглашение Евангелия, которое с самого начала было предназначено для всего мира! Неудивительно, что мы, адвентисты, частично почерпнули свое призвание из Откр.14:6: «И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу». Сегодня, как во времена древнего Израиля и Павла, благая весть о спасении должна распространяться по всему миру.
Прочитайте Рим.9:25–29. Обратите внимание, как часто Павел цитирует Ветхий Завет, осмысливая то, что происходило в его время. Какова главная мысль этого отрывка? Какая надежда предлагается его читателям?
Тот факт, что некоторые из соотечественников Павла отвергли призыв Евангелия, причинял ему «великую печаль и непрестанное мучение» (Рим.9:2). Но, по крайней мере, был Остаток. Бог всегда сдерживает Свои обещания, даже тогда, когда люди подводят. Мы надеемся, что в конце концов обетования Божьи будут исполнены как в истории, так и в нашей личной жизни!