Прочитайте Гал.1:1–12. Насколько серьезно Павел отнесся к проблеме, с которой столкнулся в Галатии? Что это говорит нам о важности этого вопроса?

Как уже говорилось, именно ситуация в Галатии побудила апостола написать письмо в Рим. В Послании к римлянам Павел развивает тему Послания к галатам. Некоторые верующие евреи утверждали, что закон, данный Богом через Моисея, важен и обращенные язычники должны его соблюдать. Павел же пытался показать его истинное место и функцию. Он не хотел, чтобы эти люди упрочили свое положение в Риме, как это произошло в Галатии.

Было бы излишне упрощенно задаваться вопросом, говорил ли Павел в посланиях к галатам и римлянам о церемониальных законах или о моральных. Исторически обсуждение касалось вопроса, должны ли обращенные язычники обрезываться и соблюдать закон Моисея. Иерусалимский собор уже вынес решение по этому вопросу, но некоторые отказались следовать его решению.

Некоторые видят в посланиях Павла к галатам и римлянам доказательство, что нравственный закон, Десять заповедей (а в действительности только четвертая заповедь), больше не обязателен для христиан. Тем не менее они упускают саму суть посланий, исторический контекст и те вопросы, которые затрагивал апостол. Павел, как мы увидим, подчеркивает, что спасение достигается только верой, а не соблюдением закона, в том числе нравственного. Однако это не значит, что нравственный закон соблюдать не нужно. Необходимость послушания Десяти заповедям никогда не оспаривалась. Те же, кто ставит их под сомнение, искажают тексты под влиянием современных теорий, с которыми Павел не был знаком.

Как вы отвечаете на утверждения, что христиане не обязаны соблюдать субботу? Как вы можете показать истину о субботе таким образом, чтобы не поставить под угрозу целостность Евангелия?

Пятница. Для дальнейшего изучения

Прочитайте в книге Э. Уайт «Деяния апостолов» главы «Иудей и язычник», с. 188–192, 194–197, и «Богоотступничество в Галатии», с. 383–388; в книге «Патриархи и пророки» — главы «Закон, данный Израилю», с. 310–312, и «Закон и заветы», с. 370–373; в книге «Желание веков» — главу «Избранный народ», с. 27–30.

Без сомнения, наша церковь время от времени сталкивается со спорами и разногласиями. Но в этом нет ничего нового. Сатана всегда восстает на церковь. Даже в самые ранние дни христианства в рядах верующих возникали разногласия. И если бы возникший тогда спор не был решен, церковь была бы уничтожена в младенческом возрасте.

«Из-за влияния лжеучителей, появившихся среди верующих в Иерусалиме, разделение, ересь, сладострастие быстро стали обычным явлением среди верующих Галатии. Эти лжеучители примешивали к евангельским истинам иудейские традиции. Не обращая внимания на решение общего собора в Иерусалиме, они навязывали обращенным из язычников соблюдение обрядового закона» (Э. Уайт. Деяния апостолов, с. 383).

Вопросы для обсуждения:

1. Поделитесь в классе своими ответами на последний вопрос в уроке за среду. Каким образом ваша местная церковь (или вы сами) может возлагать на других (единоверцев, членов семьи или самих себя) ненужные бремена? Как распознать, что мы действительно так поступаем? Существует ли опасность броситься в противоположную крайность? Как избежать опасности увлечения ложной свободой до такой степени, что наша жизнь уже не будет отражать наше высокое призвание во Христе?

2. Какие аргументы приводят сторонники идеи, что Десять заповедей уже необязательны для христиан? Как ответить на эти заявления? Почему их аргументы ошибочны и почему в большинстве случаев эти люди не живут так, как если бы Десять заповедей утратили свою силу?

3. Прочитайте снова Гал.1:1–12. Обратите внимание на то, насколько бескомпромиссен и категоричен Павел в своем понимании Евангелия. Что это должно сказать нам о том, насколько твердо нам следует отстаивать свои убеждения? В каких вопросах ни в коем случае нельзя идти на компромисс?

4. Обсудите в классе причины и цели протестантской Реформации. Какие ее задачи так и не были решены?

Урок 2. Комментарий для учителей

Основной стих: Иоан.1:17

Задачи учителя:

1. Помочь понять суть богословских споров, обусловивших написание Послания к римлянам.

2. Помочь ощутить важность понимания того, как Божий Закон соотносится с личным спасением всех — иудеев и язычников.

3. Побудить молиться о правильном понимании вопросов закона и благодати, связанных со спасением по вере через заслуги Христа.

План урока:

Наши рекомендации