Роды мучительны, но они дают жизнь
Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! /Гал 4:19/
Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение. /1Фес 2:9/
Рождению ребенка предшествуют месяцы беременности и дни родовых испытаний. Так же протекает и рождение духовное. Христос молился за Свою Церковь, но чтобы наступило ее духовное рождение, Он отдал Себя на смерть. Павел "ночь и день всеусердно" молился за Церковь, более того, он терпел муки рождения за грешников. Это было, "как Сион, едва начал родами мучиться, - родил сынов своих".
Проповедники взывают каждую неделю: "Вы должны родиться заново", но многие ли из них могли бы сказать, как Павел: "Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием"? Он родил их в вере. Он не говорит, что просто молился за них, он имеет в виду, что терпел муки рождения за них.
Если бы в прошлом веке уровень физической рождаемости был так же низок, как уровень духовной, то ныне человечество бы почти вымерло. "Мы должны молиться, чтобы жить христианской жизнью,” - говорим мы. Но истина в том, что мы должны жить христианской жизнью для того, чтобы молиться. "Если пребудете,... просите" (то есть, молитесь). Я знаю, что "прошение" включает в себя просьбу спасти наших близких, но молитва больше, чем просто прошение. Молитва, конечно же, приводит нас в подчинение Святому Духу, чтобы Он мог работать в нас и через нас. В первой главе книги Бытия всякая душа живая производит жизнь по роду своему. Так не должна ли каждая рожденная свыше душа, следуя этому, приводить к подобному рождению другие души?
Женщины, упоминаемые сначала Библией как бесплодные, дали жизнь самым прекрасным младенцам. Сара, бесплодная до девяноста лет, родила Исаака. На пронзительный вопль Рахили: "Дай мне детей; а если не так, я умираю” — было отвечено, и она родила Иосифа, который избавил свой народ от голода. Жена Манся выносила Самсона, еще одного избавителя нации. Анна, истерзанная душа, после рыданий, молений, не взирая на упреки Илии, излила сердце в молитве и дала обет Богу - ответом был Самуил, ставший пророком Израиля. Бесплодная и вдовая Руфь, обрела милость и родила Овида, который родил Иессея, отца Давида, из чьего рода произошел наш Спаситель. От Елисаветы, бесплодной долгие годы, произошел Иоанн Креститель, о котором Иисус сказал, что не было большего пророка меж рожденными женами. Если бы стыд бесплодия не побудил сердца этих женщин воззвать к Всевышнему, то каких могущественных мужей не увидел бы свет!
Верно, что развитие науки позволило уменьшить некоторые из страданий, которые познали наши матери при родах, но наука никогда не сократит долгие месяцы медленного формирования зародыша. Похожим образом и мы, проповедники, нашли более легкие пути для призыва людей к покаянию или исполнению Святым Духом. Чтобы покаяться, им нужно только сложить молитвенно руки и все - вопль у алтаря завершен. Для исполнения Святым Духом они получают следующее наставление: "Просто стойте там, где вы сейчас, и когда евангелист начнет молиться за вас, вы будете исполнены." Какой стыд! Братья, прежде чем произойдет чудо, настоящее возрождение и рождение духовное по-прежнему должно сопровождаться родовыми муками. Л. Рейвенхилл.
"Если бы Бог, - говорит Морис,- не слышал бы этой одинокой молитвы, шагая от десятков к тысячам молитв через века, земля превратилась бы в воровской притон". Мы не знаем, из каких глубин лишения эти моления, непрестанно возносимые преданными сердцами, спасли человечество. Мы только начинаем понимать, что совершено христианством в странах, где оно проявило себя со властью. Миллер.
Достижение через муки
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. /Ис 53:11/
Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение. /1Фес 2:9/
Мы должны помнить, что Иисус спас мир ходатайством не с Небес, в Славе. Он отдал Себя. Наши молитвы за проповедь Евангелия по всему миру будут не более, чем горькая ирония, пока мы жертвуем для этого лишь обилием слов и пасуем перед необходимостью пожертвовать собой. М.Франсуа Коллард.
Не думайте, что Он исполнил Свой труд через страдания души, дабы избавить нас от какого-либо напряжения или страданий за Его дело. Он открыл нам путь, по которому нужно следовать. Нам еще нужно узнать, что такое муки рождения за другие души, пока Христос не изобразится в них. Нам нужно еще узнать, что подразумевал апостол, говоря, что восполняет недостаток скорбей Христовых в своей плоти ради Его Тела, которое есть Церковь. У нас много внешней работы, многое нужно организовать, многое нужно сказать и выслушать, многое опубликовать и прочитать, но, боюсь, мы слишком мало вынашиваем души людские в собственной душе с любовью, слезами и в молитве перед Богом. Т.Монод.
Величайшие Божьи дары приходят к человеку через муки. Рассматривая сферу вечного или временного, можем ли мы найти что-нибудь, какую-либо большую реформу или благословенное откровение, какое-либо духовное пробуждение, которые не пришли бы через упорный труд и слезы, через ночные бдения и пролитие крови мужчин и женщин, чьи страдания были родовыми схватками?
Чтобы воздвигнуть храм, Давид должен был пройти сквозь скорби, чтобы Евангелие благодати Божьей было отделено от иудейских преданий, жизнь Павла должна была стать одним долгим испытанием. Ф.Б.Мейер.
Существует очевидная связь между неотступными страданиями и истинным успехом, так же как между муками родов и рождением младенца, сеянием в слезах и жатвой в радости. Один садовник спросил другого: "Как это выходит, что твои семена прорастают так быстро?" "Потому что я замачиваю их,"- был ответ. Мы должны пропитать наши слова слезами, ибо никто не высок, как Бог, и тогда их прорастание удивит и порадует нас. Избранное.
Джон Эллиот говорил: "Молитва и Страдания вместе с верой в Бога могут совершить все". Он находился среди пионеров, отцов-основателей, перебравшихся в Новую Англию, и его волновало положение индейцев. Кто-то назвал его Отцом современных миссионеров. Он первым перевел Писание на местный язык для миссионерского служения, но именно молитвою и преодолением лишений он подъял нелегкий труд благовестия. Его последним наставлением тем, кого он покидал, умирая в возрасте 87-ми лет, было: "Молитесь, молитесь, молитесь!" В этом был секрет его жизни и служения. X.
Лесли Лайэлл вбиографии Джона Санга рассказывает о его молитвенной жизни: "Он был, без сомнения, мужем молитвы. Он вставал очень рано, чтобы помолиться. Его постоянным спутником был почти бесконечный список, а при возможности, и фотографии тех, кого он привел к Богу, и он регулярно молился за них, часто со слезами на глазах. Везде, где бы ни находился, сн всегда уделял главное внимание постоянной потребности молиться. То, что китайская церковь стала молящейся церковью, отчасти плод влияния и примера этого человека, который молился...Он никогда не мог потратить впустую и минуты.
Когда Джон Санг был близок к завершению своего земного служения, его последнее пожелание китайской церкви было таким: "Труд для будущего - это молитвенный труд!"
Говард Гуинесс, осбзнавая, какая важная роль должна быть отведена молитве в его миссионерских усилиях в Китае, сказал: "С сегодняшнего дня главным в моей жизни будет молитва."
Такое редкое бремя
Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой. /Пс 118:53/
Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь. /Авв 1:1,2/
Бремя - это груз забот или печали. Самое важное дело для чада Божия - молитвенное заступничество. Никто никогда не сможет приобрести души для Христа, пока не будет носить бремя об этих душах в себе. Когда мы несем это бремя, то не просто размышляем о них, а кричим Богу от их имени.
Стоит серьезно задуматься, если у вас нет такого бремени. Это говорит о безразличии, равнодушии и отсутствии Святого Духа в сердце верующего. Многие уклоняются от этого бремени до тех пор, пока имеют поддержку Бога. Но есть такое Его вспоможение, которое доступно лишь испытавшим боль и скорбь душевных мук.
В своей статье я сделал следующее заявление: "Неделями на мне лежало бремя переживания о духовном бесплодии церквей и служений, бремя о неспасенных. Оно было очень тяжелым, временами почти невыносимым, оно побуждало к молитвам, порою, продолжительным. Иногда во сне молитва длилась всю ночь. Вскоре появился угнетающий страх, что это ненормальное состояние и может стать началом умопомешательства. Я тщательно скрывал этот разлад от окружающих, сердце терзалось невыразимым одиночеством, но когда я обратился к Слову, то увидел там обетования и описания таких же переживаний: "Сам Дух ходатайствует... воздыханиями неизреченными".
Три недели молитв и поста Даниила, молитвенное ночное бдение нашего Господа, свидетельство Павла... Итак, моя вера получила ободрение. Затем появилась статья редактора "Санди Скул Таймс", где говорилось, что подобное бремя Бог возлагает на многих христиан. Особенно утешающим был пример директора Молитвенной лиги Великого поручения, который рассказывал о своем "невыразимо тяжком, почти непере-
4 Э. и JI. Харви носимом бремени". Значит, есть еще один человек, испытывающий то же самое! Какое облегчение, какие радость и благодарность нахлынули на меня вслед за этим известием!
Можно ли заключить, что люди, о которых говорилось выше, стремились произвести впечатление и снискать известность? Или мы должны сделать вывод, что знамения, видимые на них и пережитые ими, были ничем иным, как внешним подтверждением какой-либо великой сердечной скорби или бремени?
Офомная нужда нашего времени - могущественные молитвенные заступники. Если Церковь Христова сможет ухватиться за Бога в могучем ходатайстве, множество людей, по-прежнему идущих широким путем к погибели, будет приобретено для Христа. Да изольет Он на нас дух молитвы и молений! Дж.Д.Дрисдейл.
Наполни, наполни меня,
Внутри меня сотвори
Любовь, что другим сострадает.
Никогда не нуждался в Тебе
Больше я, чем нуждаюсь сейчас,
Наполни меня Святым Духом!
Мольба, борение, страдание должны более мощно входить в наши молитвы, если мы хотим увидеть этих людей обращающимися к Богу. Намного легче работать, чем молиться. Большинство миссионеров усердные работники. Но являемся ли мы всем тем, чем должны - в молитве? Давайте не будем предполагать, что любая молитва сойдет для Китая. Мы все должны одолевать Бога молитвами: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь Китай." Такого накала должны достигать молитвы, чтобы обращение китайцев стало свершившимся фактом. В этом я убежден.
Позвольте мне напомнить вам: упорнейшая неотступность не противоречит глубочайшему смирению Божьей воле. Гриффит Джон.
Дух томления
И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая... /Рим 8:23/
Духа не угашайте. /1Фес 5:19/
Не оскорбляйте Святого Духа Божия. /Еф 4:30/
Дух открывает нам волю Бога и оставляет душу глубоко неудовлетворенной всем, что противоречит этой воле, потому что наивысшее наслаждение душа наша находит в познании того, "что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная”. Это имел в виду апостол, когда писал: "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем”. Фейбер воспел эту высокую и ошеломительную истину простыми словами:
"Нет нигде такого места,
Где земные бы печали
Более мы ощущали,
Чем на Небесах".
Поэтому люди Небес - те, что наиболее остро чувствуют земные скорби и способны вступать в общение с Богом в молитве для того, чтобы воссияла победа Его любви.
Преследующее нас томление духа порождается страстным ожиданием прихода Царствия Божия, желанием исполнения Его воли, что означает исцеление ран и освобождение от оков.
Мы должны с готовностью откликаться на призыв Духа внутри нас. "Духа не угашайте”. Когда Дух истолковывает Божью волю для нашей жизни, семьи, для нашего города, для народа, мы не должны прислушиваться к иным философиям, увлекаться другими идеалами. Когда слава Божьего Царства сияет перед нами, нас не должен очаровывать мирской блеск, соблазны плоти и дьявола. Ответьте на призыв Духа. Пусть Он учит вас. Пусть Он покажет видение. Верьте Духу. "Духа не угашайте".
И больше, бесконечно больше этого. Но главное, когда Дух, открывая волю Божью об этом мире, рождает в сердце великую боль и великую жажду, давайте не будем отвергать их. Многие христиане, увы, часто так поступают. Когда они слышат о грехе и горе человечества, они закрывают уши и не желают разделять эту боль. Это очень печалит Дух. Нам следует слышать. Нам следует знать. Мы должны быть готовы внести в этот агонизирующий мир особую чуткость христианской жизни, пока не ощутим, как собственную, его боль. Дух желает, чтобы мы знали скорби человечества. Работа Духа - раскрывать для нас значение его вздохов, рыданий и отчаяния. Когда мы чувствуем это, из нашего сердца с новой силой изливается желание молиться о том, чтобы явилось Царство Божие, ибо самое жертвенное служение без такой молитвы - богохульство. Поэтому мы будем рыдать вместе с Богом и к Богу, скорбя о страданиях мира. Из такой молитвы берут начало усердное предстояние пред Богом и муки, приближающие Его Царствие. Г. Кэмпбелл Морган.
Прошлой ночью я испытал редкое чувство. Проснулся сильно подавленным, и когда я лежал под этим мертвым грузом, вдруг меня осенило: я должен молиться. Тогда я встал работать - молиться за людей, которые отступили от линии фронта. Чудесным образом тяжесть оставила меня, на душу сошел невыразимый мир и всплыли слова: "Дом Мой домом молитвы наречется". Благо - укоренять свою уверенность на основании совершенного Искупления и молиться на этом же основании. Освальд Чэмберс.
Пастор Хеи особо ощущал неудовлетворение, возбуждаемое Святым Духом. Посреди всепоглощающей работы на него могло сойти беспокойство и неодолимый приступ слабости. Ни отдых, ни пища не приносили ему облегчения, но всегда - молитва. Обычно позже выяснялось, что в тот момент где-то возникала огромная нужда.
Нужны специалисты в молитве
Гиезий... положил жезл на лице ребенка; но не было ни голоса, ни ответа... И вошел (Елисей) и запер дверь за собою, и помолился Господу,... и открыл ребенок глаза свои. /4Цар 4:31,33,35/
Ученые часто затрачивают долгие годы, а иногда и целую жизнь, чтобы сделать важное научное открытие. Как же мы можем рассчитывать на открытие духовной красоты, проводя ежедневно в тишине и молитве лишь пять минут? Некоторые люди устают уже через десять минут или полчаса молитвы. Что они будут делать, проводя вечность в присутствии Божьем? Мы должны заложить основу навыка здесь и привыкать быть вместе с Богом. Садху Сундар Сингх.
В этом мире есть множество разного рода специалистов. Поразительно, что у Бога не так уж много специалистов по молитве. Велика потребность в тех, кто легко и быстро входит в присутствие Божие и знает, как помочь душам в их страшных нуждах. Госпожа Питер Маршалл была женой пресвитерианского священника, который стал капелланом сената США. Когда его, еще в возрасте сорока с небольшим лет, настиг приступ тромбофлебита, госпожа Маршалл записала: "Многие ли из нас, проведших в церкви всю жизнь, знали, как молиться? Я не знала. Наверно, тысячу раз в тот день я плотно смыкала веки и умоляла: "Боже, исцели его. Боже, пожалуйста, раствори эту кровяную пробку". Но это не было молитвой, я знала. Напряжение и страх заслоняли Бога, я была испугана, отчаянно испугана.
Я желала помощи искушенных в молитве людей, которые не расточили драгоценное время, как расточила его я, людей, которые приучали себя использовать обычные дни для духовного исследования, людей, которые знали, почемуна одни молитвы приходит ответ, а на другие нет, людей, настолько исполненных Божьим присутствием, что они могли быть спокойны внутренне и внешне перед лицом коронарного тромбофлебита Внезапно все мои прежние оценки знакомых и друзей поколебались. Я знала прекрасных людей, бывших специалистами почти во всех областях, кроме молитвы - музыкантов, инженеров, адвокатов, даже докторов. Но при кризисе законодательства никто не зовет инженера. Когда предстоит серьезная операция, никто не обращается к педагогу, а ищет лучшего хирурга. Тогда почему, думала я, нельзя применить тот же здравый смысл к искусству молитвы?"
Госпожа Маршалл нашла помощь, в которой так нуждалась, у пожилой женщины, доктора Беард. Она пишет в своей книге: "Доктор Беард не делала попыток разумно объяснить смерть Питера, не давала советов на будущее. Иногда слезы появлялись на ее глазах. Наконец, когда колодец моих эмоций высох, она тихо сказала: "Как врач, я имею только одно лекарство для вас. Давайте расскажем все Христу."
Ее молитва была простым сердечным прошением об исполнении обещания Христа исцелять сокрушенные сердца. Закончив молитву, она без слов обняла меня. В тот день как будто нежная рука легла на мое сердце. С этого момента началось исцеление где-то в глубине моего существа. По мере того, как затягивалась рана внутри, тихо происходило и полное восстановление.
Теперь я знаю, что та конкретная просьба к Великому Доктору прикоснуться к моим истерзанным чувствам была бесценна. Я также верю, что та молитва не имела бы такого действия, не прозвучи она в моем присутствии или будь она случайной, вроде избытка доброго расположения кого-нибудь из друзей. Молитва об исцелении разбитых сердец должна быть целенаправленным молитвенным действием - в определенное время и в определенном месте. Это обязанность, которую должны принять на себя окружающие нас братья во Христе в наши скорбные дни. Если они этого не сделают, то подведут нас."
Он... послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение. /Лк4:18/
Сила жизни и смерти
Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. /1Ин 5:16/
Если мы невнимательны к тому, как Дух Божий работает в нас, то мы становимся духовными лицемерами. Мы видим падения других и обращаем свое умение определить причины этих падений в насмешку осуждения вместо того, чтобы обратить эту проницательность в заступническое предстояние от имени упавших. Откровение дается нам не остротой ума, а прямым проникновением Духа Божия в нас, и если мы пренебрежительны к источнику этого откровения, то становимся сосредоточием осуждения, забывая слова Бога: "... пусть молится, и Бог даст... жизнь... согрешающему грехом не к смерти". Следите, чтоб вы не лицемерили, пытаясь наставлять других на путь истинный, прежде чем сами поклонитесь Богу.
Одним из самых тонких бремен, когда-либо налагаемых Богом на святых, является распознавание нужд людей, окружающих нас. Отец дает нам откровение о них для того, чтобы мы могли приносить их перед Ним и обращать к ним внимание Христа. Когда мы ходатайствуем в русле Его воли, то Бог обещает нам дать жизнь для тех, кто согрешает не к смерти. Не то, чтобы мы входили в соприкосновение с разумом Бога, но мы встряхиваемся, преодолевая вялость, чтобы Бог мог донести до нас Свои мысли о человеке, за которого мы ходатайствуем.
Узнает ли Иисус Христос муки Своей души в нас? Нет, до тех пор, пока мы не уподобимся Ему настолько, что будем способны принять Его видение людей, за которых молимся. Да научимся мы ходатайствовать от всего сердца, чтобы Иисус Христос был доволен нами как заступниками! О. Чэмберс.
Сила жизни и смерти в наших руках /1Ин 5.16/. В ответ на молитву может быть излит Дух, сердца могут обратиться, а верующие - укрепиться. В молитве может быть повержено царство тьмы, души выпущены из темниц во Христову свободу и явлена слава Божья. В молитве меч Духа - Слово Божие - может применяться со властью, и тогда во время проповеди при большом стечении народа так же, как при беседе один на один, самые непокорные склонятся к ногам Иисуса.
Какая особая ответственность наложена на Церковь - труд заступничества. Эндрю Мюррей.
Прости грех народу сему... И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему. /Числ 14:19,20/
Способность распознавать - дар, к которому нельзя относиться легкомысленно. С ним нельзя шутить. Его можно полностью утратить из-за боязливости или беззаботности. А потерянное нелегко восстановить. Немногие дары превосходят драгоценный дар духовного видения - чувства, которое тут же фиксирует понижение нравственной температуры. Часто этот дар становится средством удерживать нас от участия в опасных затеях, которые заставляют скорбеть Святой Дух и из-за которых могут быть утрачены не только радость и покой, но свобода и сила служения. Эван Х.Хопкинс.
Джоанна Винстра, миссионерка в Нигерии, была выдающимся "воином" молитвы. Она поддерживала в себе жажду общения с Богом послушанием Духу. Она говорила: "Нам необходимо умение различать, но кто, кроме Святого Духа, может его дать? Нам нужно мужество бороться с грехом перед Святым Богом, и кто, как не Дух Святой, может дать эти дары? Как удается сатане год за годом скрывать грех в сердце церкви,а мы и не знаем этого? Потому что нам не хватает мудрости свыше распознать это... Многие из нас подводят не оттого, что не понимают проблемы, а потому что уклоняются от этой, без сомнения, самой трудной доли нашего труда”.
Храни дружбу с небесами
И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!.. Ибо Я избрал его... И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты... не пощадишь места сего?... И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом. /Быт 18:17-33/
Вы должны быть с обществом, чтобы спасти его - этот двусмысленный аргумент часто склонял честных мужчин и женщин к союзу с миром. Пример Авраама и Лота показывает, что Лот, "бывший вместе с миром”, не имел силы заступиться за него, когда пришло время. Именно Авраам, молясь на склоне холма, стал спасителем, когда пятеро царей грабили Содом. Именно молитвы Авраама стали причиной того, что "вспомнил Бог об Аврааме, и выслал Лота из среды истребления".
Авраам никогда не молил за себя и с десятой долей того усердия, с каким он молил за Содом - город, который был в большом долгу перед ним, и которому любой другой человек, более мелкой души, желал бы зла. С другой стороны, и Лот много задолжал Содому, ибо будучи одним из его старейшин, состоя через брак в родстве с его жителями, не терзался болью о его разрушении, не имея предложить Богу ничего, кроме одной молитвы. Но когда все сограждане Лота погибли, у него было все необходимое для новой жизни. В те минуты, когда люди, с кем он торговал, от кого получал деньги, за кого отдал замуж своих дочерей, агонизировали в ужасной катастрофе, да так близко, что дым их мучений покрывал место его отдыха, он чувствовал себя свободным от сожалений и сострадания, благодушно взвешивая и сравнивая преимущества городской и сельской жизни. Кто-то подумает, что не заслуживает уважения человек, который принял ангельское спасение и не решился разделить смертную участь с теми, чьего общества так домогался прежде.
Примечательно, что в то время, как любвеобильное, великодушное, искреннее ходатайство Авраама оказалось тщетным, жалкая, убогая, эгоистичная просьба Лота была услышана. Похоже, что иногда Бог как будто терял надежду на людей и бросал им в презрении дары, которых они домогались, давая им овладеть убогими, в соответствии с их притязаниями, высотами, ибо видел, что они не способны переносить испытания, и таким образом ослаблял натиск их падшей природы.
Отвеченная молитва - не всегда благословение, иногда ответ бывает роковым: "Послал Он им пищу до сытости... Но... еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их". Вероятно, ощути Лот хоть какое-то побуждение помолиться за своих сограждан, он бы понял, что ему это не пристало: при его обстоятельствах - долгом общении с содомлянами, приспособленности к их образу жизни - душа его была изъедена, и он был по отношению к Богу в положении, совершенно отличном от того, которое занимал Авраам.
Человек не может внезапно, как по тревоге, ни подняться над обстоятельствами, в которых он пустил корни, ни сбросить свой характер, как кожу. Авраам жил немирской жизнью, его обычным занятием было общение с Богом. Его молитва была цветком его жизни, расцветшим во всей своей прелести, заботливо выращиваемым многие годы. Лот же в своей беде смог издать только капризный, жалкий, как у ребенка, крик. Его целью всю жизнь было удобство, и сейчас он не желал ничего, кроме удобства. Лишь бы никто не становился между ним и солнцем, вот и все, что он хотел сказать, держась за руку полномочного посланника Небес, когда грохот битвы между добром и злом заполонял его слух. Благопристойныйчеловек, праведник - но мир выел его сердце до такой степени, что в нем не осталось ничего, что могло бы сохранить его дружбу с Небесами. В такое положение попадают люди и в нашем обществе, как в Содоме, рискуя своей духовной жизнью ради того, чтобы взять от мира как можно больше. Маркус Доде.
Ночь бдения пред Богом
Ангел Бога... явился мне в эту ночь. /Деян 27:23/
В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. /Лк 6:12/
Пребывание Иисуса в молитве является замечательным уроком для нас. Время, которое Он выбирал, было превосходным. Это были часы молчания, когда толпы народа не беспокоили Его. Время покоя, когда все, кроме Него, оканчивали свои труды. Время, когда сон заставлял людей позабыть свои беды и не искать Его, чтоб получить облегчение от них.
Место выбиралось особое. Он был один, где никто бы не помешал, никто бы не наблюдал. Там Он был избавлен от фарисейского лицемерия и назойливости. Долгие ночные часы не были слишком долги, холодный ветер не остужал Его пылкости, угрюмый мрак не затмевал Его веры, одиночество не умаляло Его настойчивости. Мы не можем пободрствовать с Ним и часа, а Он ради нас проводил в молитве целые ночи.
Обстоятельства той молитвы были примечательными: тогда восстали на Него враги, и она была Его убежищем и утешением. Он послал на служение двенадцать апостолов: молитва была воротами в Его Царство, провозвестником Его нового подвига. Чарльз Сперджен.
Когда ночные молитвенные бдения были распространенными и регулярными, Бог могущественно действовал и в жизни отдельных людей, и в церквах.
Ливингстон из Шоттса рассказывает о двух ночах, проведенных им и его друзьями в молитве: "Мне никогда не доводилось проповедовать, кроме двух случаев, и тогда я хотел изложить проповеди письменно. Одна была намечена на понедельник, после причастия в Шоттсе, а другая - на следующий понедельник после причастия в Голливуде. Оба раза накануне я провел целую ночь в молитве вместе с несколькими христианами, что не исключало обычных приготовлений". После проповеди Ливингстона в Шоттсе в понедельник более пятисот душ обратились к Богу.
Господин Райс, редактор "Меча Господня", записал о благословениях ночных бдений: "Иаков молился ночью, Иисус тоже. Теперь и я решил вступить в полноту молитвенной жизни через ночные предстояния. Я никогда не забуду благословений, полученных при ночных молитвах".
Есть еще похожие примеры того, как великая Божья сила являлась вслед за ночным ходатайством.
Несколько членов церкви Джонатана Эдвардса провели целую ночь в молитве накануне его достопамятной проповеди "Грешники в руках гневного Бога". Излияние Святого Духа было таким мощным, и так сильно была явлена Божья святость и величие, что старейшины церкви обхватывали колонны в зале и кричали: "Господь, спаси нас, мы проваливаемся в ад!"
Чарльз Уэсли в своих дневниках свидетельствует о молитвенных ночах и часах, когда Бог был так близок, что он и его соратники исполнялись силою для спасения Англии от язычества. Через них Бог послал пробуждение чистой, победоносной веры по всей планете.
Ночные молитвы, ставшие позже важной частью устава Армии Спасения, впервые были введены госпожой Бут.
"Я испытаю, на что способна молитва - Господь, дай мне мерою того духа, в котором Ты пребывал, проводя ночи в молитве". Госпожа Флетчер.
Поститься, ища лица Божия
Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал... /Деян 13:2/
Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. /Мк 9:29/
Все те, кто обладал духовной властью и побеждал с Богом, были людьми, научившимися твердо отвергать себя и держать в подчинении свое тело. И когда они решались на это, Бог зажигал их души и укреплял их внутреннего человека Своим могуществом, чтобы они могли превозмогать, когда все и вся были против них, и употреблял их для благословения людей и народов.
Человеку не следует лишать себя пищи и питья во вред своему телу. Но духовные посты по библейскому установлению будут только благословением для души и тела, если не впадать в крайности. Любой христианин, желающий позабыть о плоти и регулярно поститься ради своей души и душ других, пожнет благословения, которые изумят его и всех, кто его знает. С. Л. Бренгл.
Дж. Г. Моррисон сказал: "Каждый великий подвижник, могущественно приблизивший свой век к Богу, постился."
Мартин Лютер постился еженедельно, и Бог употребил его для снятия завесы тьмы, покрывавшей мир в эпоху "мрачного средневековья". Лютера критиковали за слишком строгий пост, за вероятность ущерба его здоровью, но именно его молитва приблизила человечество к Богу.
Джон Кнокс постился регулярно, и история свидетельствует, что "Кровавая Мэри" - королева Шотландии боялась его больше английской армии. Кнокс одержал победу вместе с Богом своей неистовой целеустремленной молитвой и спас Шотландию от католичества.
Чарльз Сперджен, познавший многие благословения Божьи, рассказывает о благотворном действии поста в "Скинии": "Дни наших молитвенных постов в "Скинии" были поистине возвышенными: никогда ворота в Небеса не были открыты столь широко, никогда наши сердца не были так близки к средоточию славы. Я с таким нетерпением ждал предстоящего месяца, посвященного особому служению, с каким моряки ждут появления земли на горизонте. Несмотря на то, что наши повседневные обязанности были отложены в сторону, чтобы освободить время для молитвы, это стало огромным приобретением для наших церквей."
Джон Уэсли ярко описывает, как постились ранние методисты: "Есть нечто замечательное в том, как Бог возрождал их в этой сфере. Еще несколько месяцев назад большинство верующих в этой области духа выглядели безжизненными. Сэмюэль Меггот, видя это, посоветовал общине в Бернард Касл каждую пятницу соблюдать пост и молиться. В самую первую пятницу, когда они собрались вместе, Бог чудесным образом коснулся их сердец, и с тех пор Его действие нарастало в их среде. Соседние общины услышали о том, согласились следовать этому установлению, и вскоре испытали такое же благословение. Разве пренебрежение этой простой обязанностью (я имею в виду пост, установленный нашим Господом вместе с раздачей милостыни и молитвой) не является одной из основных причин омертвения христиан? Может ли кто-то намеренно пренебрегать ею и оставаться без вины?”
Чарльз Г. Финней, лектор, писатель и благовестник, раскрывает-секрет своей неубывающей силы: "Иногда я обнаруживал, что опустошен и лишен этой силы. Я шел к людям и видел, что не производил никакого побуждения ко спасению. Я узещевал их, молился - успех был прежним. Тогда я выделял целый день для поста и личной молитвы, боясь лишиться этой силы, настойчиво вопрошая о причинах своей очевидной опустошенности. После смирения себя, вопля о помощи сила возвращалась ко мне во всей прежней мощи. Так происходило на протяжении всей жизни."
Молитва - это достижение невидимого, пост - избавление от всего, что видимо и временно. Пост помогает выразить, углубить, утвердить решение — нашу готовность пожертвовать всем, даже собой, чтобы исполнить то, чего мы ищем ради Божьего Царства. Эндрю Мюррей.
Упорная молитва торжествует
Много может усиленная молитва праведного. /Иак 5:26/
Это место всегда казалось мне одним из сильнейших в Новом Завете. Я не знаю более выразительного утверждения о молитве. Оно означает, что молитва смертельного отчаяния многое может, оно означает, что молитва, возносимая в пренебрежении пищей и сном, многое может, оно означает, что молитва, возносимая со всепоглощающей страстью, может многое - слезная молитва, когда вы говорите: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня". Дж. Уилбур Чэпмэн.
Фрэзер, благословенный миссионер в племени лису, делится своим опытом: "Противление можно преодолеть не доказательствами или доводами, а, в основном, лишь усердной и настойчивой молитвой. Люди не должны сами вступать в схватку с силами тьмы (эти усилия разбивают сердце, как это и было с людьми лису, одержимыми духом страха). Я держу свое лицо, как кремень: если делу грозит провал - молитесь, если служение валится - молитесь больше, если месяцы проходят с малой отдачей или вообще бесплодны - молитесь еще больше и зовите других на помощь."
Пастор Хеи, китайский евангелист, могущественно употребленный Богом, устыжает нас своими пылкими молениями. Он пишет: "Из-за множества нападок сатаны мы с женой на протяжении трех лет редко раздевались, ложась спать, чтобы быть в большей готовности бодрствовать и молиться. Иногда в уединенном месте я проводил в молитве целые ночи, и Дух Святой сходил на меня. Часто моя мать допоздна видела свет в нашей спальне, из чего заключала, что мы все еще в ожидании пред нашим Небесным Отцом.
Мы старались всегда быть угодными Господу в своих помышлениях, словах и поступках, но теперь мы больше осознали собственную слабость и ничтожность и поняли, что только ища Божьей воли и уповая на Святого Духа всегда и везде — отдыхая или работая, в покое или опасностях, в изобилии или нужде мы могли завершить труд, назначенный нам Господом. Если нам сопутствовал успех, мы отдавали всю славу нашему Небесному Отцу, если терпели неудачу, то всю вину брали на себя. Таков был постоянный настрой наших сердец."
Не дам сна очам моим и веждам моим дремоты, доколе... /Пс 131:4,5/
О, сила упорной молитвы,
Что молит и не устает,
Готовит прошенья свои,
Отказ получив, вновь идет:
"Благослови, милость яви!
Или - не отпущу! Благослови!"
Преподобный Томас Раффлс
Будьте... в молитве постоянны. /Рим 12:12/. В греческом языке это слово употребляли, говоря об охотничьих собаках, которые никогда не оставляют гона, пока не поймают добычу. Томас Брукс.
Неотступная молитва преодолевает или сдвигает все препятствия, превозмогает всякое сопротивление перед лицом непреодолимых преград. Мы ничего не можем делать без молитвы. Все можно совершить неотступной молитвой.
Неотступность происходит из способности уповать, крепко держаться неослабевающей хваткой, из неугасимого желания и непоколебимого терпения. Неотступная молитва не случается время от времени, она - основная и постоянная. Это не действие, а страдание, это не нужда, а необходимость. И.М. Баундс.