Роды мучительны, но они дают жизнь

Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! /Гал 4:19/

Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение. /1Фес 2:9/

Рождению ребенка предшествуют месяцы беременности и дни родовых испытаний. Так же протекает и рождение духов­ное. Христос молился за Свою Церковь, но чтобы наступило ее духовное рождение, Он отдал Себя на смерть. Павел "ночь и день всеусердно" молился за Церковь, более того, он тер­пел муки рождения за грешников. Это было, "как Сион, едва начал родами мучиться, - родил сынов своих".

Проповедники взывают каждую неделю: "Вы должны родить­ся заново", но многие ли из них могли бы сказать, как Павел: "Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием"? Он ро­дил их в вере. Он не говорит, что просто молился за них, он имеет в виду, что терпел муки рождения за них.

Если бы в прошлом веке уровень физической рождаемости был так же низок, как уровень духовной, то ныне человечество бы почти вымерло. "Мы должны молиться, чтобы жить христи­анской жизнью,” - говорим мы. Но истина в том, что мы долж­ны жить христианской жизнью для того, чтобы молиться. "Ес­ли пребудете,... просите" (то есть, молитесь). Я знаю, что "про­шение" включает в себя просьбу спасти наших близких, но молитва больше, чем просто прошение. Молитва, конечно же, приводит нас в подчинение Святому Духу, чтобы Он мог рабо­тать в нас и через нас. В первой главе книги Бытия всякая душа живая производит жизнь по роду своему. Так не должна ли каждая рожденная свыше душа, следуя этому, приводить к подобному рождению другие души?

Женщины, упоминаемые сначала Библией как бесплодные, дали жизнь самым прекрасным младенцам. Сара, бесплодная до девяноста лет, родила Исаака. На пронзительный вопль Ра­хили: "Дай мне детей; а если не так, я умираю” — было отве­чено, и она родила Иосифа, который избавил свой народ от голода. Жена Манся выносила Самсона, еще одного избави­теля нации. Анна, истерзанная душа, после рыданий, моле­ний, не взирая на упреки Илии, излила сердце в молитве и дала обет Богу - ответом был Самуил, ставший пророком Из­раиля. Бесплодная и вдовая Руфь, обрела милость и родила Овида, который родил Иессея, отца Давида, из чьего рода про­изошел наш Спаситель. От Елисаветы, бесплодной долгие го­ды, произошел Иоанн Креститель, о котором Иисус сказал, что не было большего пророка меж рожденными женами. Если бы стыд бесплодия не побудил сердца этих женщин воззвать к Всевышнему, то каких могущественных мужей не увидел бы свет!

Верно, что развитие науки позволило уменьшить некоторые из страданий, которые познали наши матери при родах, но наука никогда не сократит долгие месяцы медленного форми­рования зародыша. Похожим образом и мы, проповедники, на­шли более легкие пути для призыва людей к покаянию или исполнению Святым Духом. Чтобы покаяться, им нужно толь­ко сложить молитвенно руки и все - вопль у алтаря завершен. Для исполнения Святым Духом они получают следующее на­ставление: "Просто стойте там, где вы сейчас, и когда еванге­лист начнет молиться за вас, вы будете исполнены." Какой стыд! Братья, прежде чем произойдет чудо, настоящее воз­рождение и рождение духовное по-прежнему должно сопро­вождаться родовыми муками. Л. Рейвенхилл.

"Если бы Бог, - говорит Морис,- не слышал бы этой оди­нокой молитвы, шагая от десятков к тысячам молитв через ве­ка, земля превратилась бы в воровской притон". Мы не знаем, из каких глубин лишения эти моления, непрестанно возноси­мые преданными сердцами, спасли человечество. Мы только начинаем понимать, что совершено христианством в странах, где оно проявило себя со властью. Миллер.

Достижение через муки

На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. /Ис 53:11/

Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение. /1Фес 2:9/

Мы должны помнить, что Иисус спас мир ходатайством не с Небес, в Славе. Он отдал Себя. Наши молитвы за проповедь Евангелия по всему миру будут не более, чем горькая ирония, пока мы жертвуем для этого лишь обилием слов и пасуем пе­ред необходимостью пожертвовать собой. М.Франсуа Коллард.

Не думайте, что Он исполнил Свой труд через страдания души, дабы избавить нас от какого-либо напряжения или стра­даний за Его дело. Он открыл нам путь, по которому нужно следовать. Нам еще нужно узнать, что такое муки рождения за другие души, пока Христос не изобразится в них. Нам нужно еще узнать, что подразумевал апостол, говоря, что восполняет недостаток скорбей Христовых в своей плоти ради Его Тела, которое есть Церковь. У нас много внешней работы, многое нужно организовать, многое нужно сказать и выслушать, мно­гое опубликовать и прочитать, но, боюсь, мы слишком мало вынашиваем души людские в собственной душе с любовью, слезами и в молитве перед Богом. Т.Монод.

Величайшие Божьи дары приходят к человеку через муки. Рассматривая сферу вечного или временного, можем ли мы найти что-нибудь, какую-либо большую реформу или благо­словенное откровение, какое-либо духовное пробуждение, ко­торые не пришли бы через упорный труд и слезы, через ноч­ные бдения и пролитие крови мужчин и женщин, чьи страда­ния были родовыми схватками?

Чтобы воздвигнуть храм, Давид должен был пройти сквозь скорби, чтобы Евангелие благодати Божьей было отделено от иудейских преданий, жизнь Павла должна была стать одним долгим испытанием. Ф.Б.Мейер.

Существует очевидная связь между неотступными страда­ниями и истинным успехом, так же как между муками родов и рождением младенца, сеянием в слезах и жатвой в радости. Один садовник спросил другого: "Как это выходит, что твои семена прорастают так быстро?" "Потому что я замачиваю их,"- был ответ. Мы должны пропитать наши слова слезами, ибо никто не высок, как Бог, и тогда их прорастание удивит и по­радует нас. Избранное.

Джон Эллиот говорил: "Молитва и Страдания вместе с ве­рой в Бога могут совершить все". Он находился среди пионе­ров, отцов-основателей, перебравшихся в Новую Англию, и его волновало положение индейцев. Кто-то назвал его Отцом современных миссионеров. Он первым перевел Писание на местный язык для миссионерского служения, но именно мо­литвою и преодолением лишений он подъял нелегкий труд благовестия. Его последним наставлением тем, кого он поки­дал, умирая в возрасте 87-ми лет, было: "Молитесь, моли­тесь, молитесь!" В этом был секрет его жизни и служения. X.

Лесли Лайэлл вбиографии Джона Санга рассказывает о его молитвенной жизни: "Он был, без сомнения, мужем мо­литвы. Он вставал очень рано, чтобы помолиться. Его посто­янным спутником был почти бесконечный список, а при воз­можности, и фотографии тех, кого он привел к Богу, и он регу­лярно молился за них, часто со слезами на глазах. Везде, где бы ни находился, сн всегда уделял главное внимание постоян­ной потребности молиться. То, что китайская церковь стала молящейся церковью, отчасти плод влияния и примера этого человека, который молился...Он никогда не мог потратить впу­стую и минуты.

Когда Джон Санг был близок к завершению своего земного служения, его последнее пожелание китайской церкви было таким: "Труд для будущего - это молитвенный труд!"

Говард Гуинесс, осбзнавая, какая важная роль должна быть отведена молитве в его миссионерских усилиях в Китае, ска­зал: "С сегодняшнего дня главным в моей жизни будет молит­ва."

Такое редкое бремя

Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляю­щих закон Твой. /Пс 118:53/

Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. До­коле, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь. /Авв 1:1,2/

Бремя - это груз забот или печали. Самое важное дело для чада Божия - молитвенное заступничество. Никто никогда не сможет приобрести души для Христа, пока не будет носить бремя об этих душах в себе. Когда мы несем это бремя, то не просто размышляем о них, а кричим Богу от их имени.

Стоит серьезно задуматься, если у вас нет такого бремени. Это говорит о безразличии, равнодушии и отсутствии Святого Духа в сердце верующего. Многие уклоняются от этого бреме­ни до тех пор, пока имеют поддержку Бога. Но есть такое Его вспоможение, которое доступно лишь испытавшим боль и скорбь душевных мук.

В своей статье я сделал следующее заявление: "Неделями на мне лежало бремя переживания о духовном бесплодии цер­квей и служений, бремя о неспасенных. Оно было очень тяже­лым, временами почти невыносимым, оно побуждало к молит­вам, порою, продолжительным. Иногда во сне молитва дли­лась всю ночь. Вскоре появился угнетающий страх, что это ненормальное состояние и может стать началом умопомеша­тельства. Я тщательно скрывал этот разлад от окружающих, сердце терзалось невыразимым одиночеством, но когда я об­ратился к Слову, то увидел там обетования и описания таких же переживаний: "Сам Дух ходатайствует... воздыханиями не­изреченными".

Три недели молитв и поста Даниила, молитвенное ночное бдение нашего Господа, свидетельство Павла... Итак, моя ве­ра получила ободрение. Затем появилась статья редактора "Санди Скул Таймс", где говорилось, что подобное бремя Бог возлагает на многих христиан. Особенно утешающим был при­мер директора Молитвенной лиги Великого поручения, кото­рый рассказывал о своем "невыразимо тяжком, почти непере-

4 Э. и JI. Харви носимом бремени". Значит, есть еще один человек, испыты­вающий то же самое! Какое облегчение, какие радость и бла­годарность нахлынули на меня вслед за этим известием!

Можно ли заключить, что люди, о которых говорилось вы­ше, стремились произвести впечатление и снискать извест­ность? Или мы должны сделать вывод, что знамения, видимые на них и пережитые ими, были ничем иным, как внешним под­тверждением какой-либо великой сердечной скорби или бре­мени?

Офомная нужда нашего времени - могущественные молит­венные заступники. Если Церковь Христова сможет ухватить­ся за Бога в могучем ходатайстве, множество людей, по-преж­нему идущих широким путем к погибели, будет приобретено для Христа. Да изольет Он на нас дух молитвы и молений! Дж.Д.Дрисдейл.

Наполни, наполни меня,

Внутри меня сотвори

Любовь, что другим сострадает.

Никогда не нуждался в Тебе

Больше я, чем нуждаюсь сейчас,

Наполни меня Святым Духом!

Мольба, борение, страдание должны более мощно входить в наши молитвы, если мы хотим увидеть этих людей обраща­ющимися к Богу. Намного легче работать, чем молиться. Боль­шинство миссионеров усердные работники. Но являемся ли мы всем тем, чем должны - в молитве? Давайте не будем предполагать, что любая молитва сойдет для Китая. Мы все должны одолевать Бога молитвами: "Не отпущу Тебя, пока не благословишь Китай." Такого накала должны достигать молит­вы, чтобы обращение китайцев стало свершившимся фактом. В этом я убежден.

Позвольте мне напомнить вам: упорнейшая неотступность не противоречит глубочайшему смирению Божьей воле. Гриффит Джон.

Дух томления

И не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая... /Рим 8:23/

Духа не угашайте. /1Фес 5:19/

Не оскорбляйте Святого Духа Божия. /Еф 4:30/

Дух открывает нам волю Бога и оставляет душу глубоко неудовлетворенной всем, что противоречит этой воле, потому что наивысшее наслаждение душа наша находит в познании того, "что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная”. Это имел в виду апостол, когда писал: "Вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем”. Фейбер воспел эту высокую и ошеломительную истину простыми словами:

"Нет нигде такого места,

Где земные бы печали

Более мы ощущали,

Чем на Небесах".

Поэтому люди Небес - те, что наиболее остро чувствуют земные скорби и способны вступать в общение с Богом в мо­литве для того, чтобы воссияла победа Его любви.

Преследующее нас томление духа порождается страстным ожиданием прихода Царствия Божия, желанием исполнения Его воли, что означает исцеление ран и освобождение от оков.

Мы должны с готовностью откликаться на призыв Духа внут­ри нас. "Духа не угашайте”. Когда Дух истолковывает Божью волю для нашей жизни, семьи, для нашего города, для наро­да, мы не должны прислушиваться к иным философиям, увле­каться другими идеалами. Когда слава Божьего Царства сия­ет перед нами, нас не должен очаровывать мирской блеск, соблазны плоти и дьявола. Ответьте на призыв Духа. Пусть Он учит вас. Пусть Он покажет видение. Верьте Духу. "Духа не угашайте".

И больше, бесконечно больше этого. Но главное, когда Дух, открывая волю Божью об этом мире, рождает в сердце вели­кую боль и великую жажду, давайте не будем отвергать их. Многие христиане, увы, часто так поступают. Когда они слы­шат о грехе и горе человечества, они закрывают уши и не же­лают разделять эту боль. Это очень печалит Дух. Нам следует слышать. Нам следует знать. Мы должны быть готовы внести в этот агонизирующий мир особую чуткость христианской жиз­ни, пока не ощутим, как собственную, его боль. Дух желает, чтобы мы знали скорби человечества. Работа Духа - раскры­вать для нас значение его вздохов, рыданий и отчаяния. Когда мы чувствуем это, из нашего сердца с новой силой изливает­ся желание молиться о том, чтобы явилось Царство Божие, ибо самое жертвенное служение без такой молитвы - бого­хульство. Поэтому мы будем рыдать вместе с Богом и к Богу, скорбя о страданиях мира. Из такой молитвы берут начало усердное предстояние пред Богом и муки, приближающие Его Царствие. Г. Кэмпбелл Морган.

Прошлой ночью я испытал редкое чувство. Проснулся силь­но подавленным, и когда я лежал под этим мертвым грузом, вдруг меня осенило: я должен молиться. Тогда я встал рабо­тать - молиться за людей, которые отступили от линии фрон­та. Чудесным образом тяжесть оставила меня, на душу сошел невыразимый мир и всплыли слова: "Дом Мой домом молит­вы наречется". Благо - укоренять свою уверенность на основа­нии совершенного Искупления и молиться на этом же основа­нии. Освальд Чэмберс.

Пастор Хеи особо ощущал неудовлетворение, возбуждае­мое Святым Духом. Посреди всепоглощающей работы на него могло сойти беспокойство и неодолимый приступ слабости. Ни отдых, ни пища не приносили ему облегчения, но всегда - молитва. Обычно позже выяснялось, что в тот момент где-то возникала огромная нужда.

Нужны специалисты в молитве

Гиезий... положил жезл на лице ребенка; но не было ни голоса, ни ответа... И вошел (Елисей) и запер дверь за собою, и помолился Господу,... и открыл ребенок глаза свои. /4Цар 4:31,33,35/

Ученые часто затрачивают долгие годы, а иногда и целую жизнь, чтобы сделать важное научное открытие. Как же мы можем рассчитывать на открытие духовной красоты, проводя ежедневно в тишине и молитве лишь пять минут? Некоторые люди устают уже через десять минут или полчаса молитвы. Что они будут делать, проводя вечность в присутствии Божь­ем? Мы должны заложить основу навыка здесь и привыкать быть вместе с Богом. Садху Сундар Сингх.

В этом мире есть множество разного рода специалистов. Поразительно, что у Бога не так уж много специалистов по мо­литве. Велика потребность в тех, кто легко и быстро входит в присутствие Божие и знает, как помочь душам в их страшных нуждах. Госпожа Питер Маршалл была женой пресвитериан­ского священника, который стал капелланом сената США. Когда его, еще в возрасте сорока с небольшим лет, настиг приступ тромбофлебита, госпожа Маршалл записала: "Многие ли из нас, проведших в церкви всю жизнь, знали, как молиться? Я не знала. Наверно, тысячу раз в тот день я плотно смыкала веки и умоляла: "Боже, исцели его. Боже, пожалуйста, рас­твори эту кровяную пробку". Но это не было молитвой, я зна­ла. Напряжение и страх заслоняли Бога, я была испугана, от­чаянно испугана.

Я желала помощи искушенных в молитве людей, которые не расточили драгоценное время, как расточила его я, людей, которые приучали себя использовать обычные дни для духов­ного исследования, людей, которые знали, почемуна одни молитвы приходит ответ, а на другие нет, людей, настолько исполненных Божьим присутствием, что они могли быть спо­койны внутренне и внешне перед лицом коронарного тромбофлебита Внезапно все мои прежние оценки знакомых и друзей поколебались. Я знала прекрасных людей, бывших специали­стами почти во всех областях, кроме молитвы - музыкантов, инженеров, адвокатов, даже докторов. Но при кризисе зако­нодательства никто не зовет инженера. Когда предстоит серь­езная операция, никто не обращается к педагогу, а ищет луч­шего хирурга. Тогда почему, думала я, нельзя применить тот же здравый смысл к искусству молитвы?"

Госпожа Маршалл нашла помощь, в которой так нуждалась, у пожилой женщины, доктора Беард. Она пишет в своей кни­ге: "Доктор Беард не делала попыток разумно объяснить смерть Питера, не давала советов на будущее. Иногда слезы появля­лись на ее глазах. Наконец, когда колодец моих эмоций вы­сох, она тихо сказала: "Как врач, я имею только одно лекарст­во для вас. Давайте расскажем все Христу."

Ее молитва была простым сердечным прошением об ис­полнении обещания Христа исцелять сокрушенные сердца. За­кончив молитву, она без слов обняла меня. В тот день как будто нежная рука легла на мое сердце. С этого момента нача­лось исцеление где-то в глубине моего существа. По мере того, как затягивалась рана внутри, тихо происходило и пол­ное восстановление.

Теперь я знаю, что та конкретная просьба к Великому Док­тору прикоснуться к моим истерзанным чувствам была бесценна. Я также верю, что та молитва не имела бы такого действия, не прозвучи она в моем присутствии или будь она случайной, вроде избытка доброго расположения кого-нибудь из друзей. Молитва об исцелении разбитых сердец должна быть целенаправленным молитвенным действием - в опреде­ленное время и в определенном месте. Это обязанность, ко­торую должны принять на себя окружающие нас братья во Христе в наши скорбные дни. Если они этого не сделают, то подведут нас."

Он... послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, пропо­ведовать пленным освобождение, слепым прозрение. /Лк4:18/

Сила жизни и смерти

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. /1Ин 5:16/

Если мы невнимательны к тому, как Дух Божий работает в нас, то мы становимся духовными лицемерами. Мы видим па­дения других и обращаем свое умение определить причины этих падений в насмешку осуждения вместо того, чтобы обра­тить эту проницательность в заступническое предстояние от имени упавших. Откровение дается нам не остротой ума, а прямым проникновением Духа Божия в нас, и если мы пре­небрежительны к источнику этого откровения, то становимся сосредоточием осуждения, забывая слова Бога: "... пусть мо­лится, и Бог даст... жизнь... согрешающему грехом не к смер­ти". Следите, чтоб вы не лицемерили, пытаясь наставлять дру­гих на путь истинный, прежде чем сами поклонитесь Богу.

Одним из самых тонких бремен, когда-либо налагаемых Бо­гом на святых, является распознавание нужд людей, окружа­ющих нас. Отец дает нам откровение о них для того, чтобы мы могли приносить их перед Ним и обращать к ним внимание Христа. Когда мы ходатайствуем в русле Его воли, то Бог обе­щает нам дать жизнь для тех, кто согрешает не к смерти. Не то, чтобы мы входили в соприкосновение с разумом Бога, но мы встряхиваемся, преодолевая вялость, чтобы Бог мог доне­сти до нас Свои мысли о человеке, за которого мы ходатайст­вуем.

Узнает ли Иисус Христос муки Своей души в нас? Нет, до тех пор, пока мы не уподобимся Ему настолько, что будем спо­собны принять Его видение людей, за которых молимся. Да научимся мы ходатайствовать от всего сердца, чтобы Иисус Христос был доволен нами как заступниками! О. Чэмберс.

Сила жизни и смерти в наших руках /1Ин 5.16/. В ответ на молитву может быть излит Дух, сердца могут обратиться, а верующие - укрепиться. В молитве может быть повержено цар­ство тьмы, души выпущены из темниц во Христову свободу и явлена слава Божья. В молитве меч Духа - Слово Божие - может применяться со властью, и тогда во время проповеди при большом стечении народа так же, как при беседе один на один, самые непокорные склонятся к ногам Иисуса.

Какая особая ответственность наложена на Церковь - труд заступничества. Эндрю Мюррей.

Прости грех народу сему... И сказал Господь Моисею: про­щаю по слову твоему. /Числ 14:19,20/

Способность распознавать - дар, к которому нельзя отно­ситься легкомысленно. С ним нельзя шутить. Его можно пол­ностью утратить из-за боязливости или беззаботности. А по­терянное нелегко восстановить. Немногие дары превосходят драгоценный дар духовного видения - чувства, которое тут же фиксирует понижение нравственной температуры. Часто этот дар становится средством удерживать нас от участия в опас­ных затеях, которые заставляют скорбеть Святой Дух и из-за которых могут быть утрачены не только радость и покой, но свобода и сила служения. Эван Х.Хопкинс.

Джоанна Винстра, миссионерка в Нигерии, была выдаю­щимся "воином" молитвы. Она поддерживала в себе жажду общения с Богом послушанием Духу. Она говорила: "Нам не­обходимо умение различать, но кто, кроме Святого Духа, мо­жет его дать? Нам нужно мужество бороться с грехом перед Святым Богом, и кто, как не Дух Святой, может дать эти дары? Как удается сатане год за годом скрывать грех в сердце церкви,а мы и не знаем этого? Потому что нам не хватает мудро­сти свыше распознать это... Многие из нас подводят не отто­го, что не понимают проблемы, а потому что уклоняются от этой, без сомнения, самой трудной доли нашего труда”.

Храни дружбу с небесами

И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу де­лать!.. Ибо Я избрал его... И подошел Авраам, и сказал: неужели Ты... не пощадишь места сего?... И пошел Гос­подь, перестав говорить с Авраамом. /Быт 18:17-33/

Вы должны быть с обществом, чтобы спасти его - этот двусмысленный аргумент часто склонял честных мужчин и жен­щин к союзу с миром. Пример Авраама и Лота показывает, что Лот, "бывший вместе с миром”, не имел силы заступиться за него, когда пришло время. Именно Авраам, молясь на скло­не холма, стал спасителем, когда пятеро царей грабили Со­дом. Именно молитвы Авраама стали причиной того, что "вспомнил Бог об Аврааме, и выслал Лота из среды истребле­ния".

Авраам никогда не молил за себя и с десятой долей того усердия, с каким он молил за Содом - город, который был в большом долгу перед ним, и которому любой другой человек, более мелкой души, желал бы зла. С другой стороны, и Лот много задолжал Содому, ибо будучи одним из его старейшин, состоя через брак в родстве с его жителями, не терзался болью о его разрушении, не имея предложить Богу ничего, кроме од­ной молитвы. Но когда все сограждане Лота погибли, у него было все необходимое для новой жизни. В те минуты, когда люди, с кем он торговал, от кого получал деньги, за кого отдал замуж своих дочерей, агонизировали в ужасной катастрофе, да так близко, что дым их мучений покрывал место его отдыха, он чувствовал себя свободным от сожалений и сострадания, благодушно взвешивая и сравнивая преимущества городской и сельской жизни. Кто-то подумает, что не заслуживает ува­жения человек, который принял ангельское спасение и не ре­шился разделить смертную участь с теми, чьего общества так домогался прежде.

Примечательно, что в то время, как любвеобильное, вели­кодушное, искреннее ходатайство Авраама оказалось тщетным, жалкая, убогая, эгоистичная просьба Лота была услышана. По­хоже, что иногда Бог как будто терял надежду на людей и бро­сал им в презрении дары, которых они домогались, давая им овладеть убогими, в соответствии с их притязаниями, высо­тами, ибо видел, что они не способны переносить испытания, и таким образом ослаблял натиск их падшей природы.

Отвеченная молитва - не всегда благословение, иногда от­вет бывает роковым: "Послал Он им пищу до сытости... Но... еще пища была в устах их, гнев Божий пришел на них, убил тучных их". Вероятно, ощути Лот хоть какое-то побуждение помолиться за своих сограждан, он бы понял, что ему это не пристало: при его обстоятельствах - долгом общении с со­домлянами, приспособленности к их образу жизни - душа его была изъедена, и он был по отношению к Богу в положении, совершенно отличном от того, которое занимал Авраам.

Человек не может внезапно, как по тревоге, ни подняться над обстоятельствами, в которых он пустил корни, ни сбро­сить свой характер, как кожу. Авраам жил немирской жизнью, его обычным занятием было общение с Богом. Его молитва была цветком его жизни, расцветшим во всей своей преле­сти, заботливо выращиваемым многие годы. Лот же в своей беде смог издать только капризный, жалкий, как у ребенка, крик. Его целью всю жизнь было удобство, и сейчас он не же­лал ничего, кроме удобства. Лишь бы никто не становился меж­ду ним и солнцем, вот и все, что он хотел сказать, держась за руку полномочного посланника Небес, когда грохот битвы между добром и злом заполонял его слух. Благопристойныйчело­век, праведник - но мир выел его сердце до такой степени, что в нем не осталось ничего, что могло бы сохранить его дружбу с Небесами. В такое положение попадают люди и в нашем об­ществе, как в Содоме, рискуя своей духовной жизнью ради того, чтобы взять от мира как можно больше. Маркус Доде.

Ночь бдения пред Богом

Ангел Бога... явился мне в эту ночь. /Деян 27:23/

В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. /Лк 6:12/

Пребывание Иисуса в молитве является замечательным уро­ком для нас. Время, которое Он выбирал, было превосходным. Это были часы молчания, когда толпы народа не беспокоили Его. Время покоя, когда все, кроме Него, оканчивали свои тру­ды. Время, когда сон заставлял людей позабыть свои беды и не искать Его, чтоб получить облегчение от них.

Место выбиралось особое. Он был один, где никто бы не помешал, никто бы не наблюдал. Там Он был избавлен от фа­рисейского лицемерия и назойливости. Долгие ночные часы не были слишком долги, холодный ветер не остужал Его пыл­кости, угрюмый мрак не затмевал Его веры, одиночество не умаляло Его настойчивости. Мы не можем пободрствовать с Ним и часа, а Он ради нас проводил в молитве целые ночи.

Обстоятельства той молитвы были примечательными: тог­да восстали на Него враги, и она была Его убежищем и утеше­нием. Он послал на служение двенадцать апостолов: молитва была воротами в Его Царство, провозвестником Его нового по­двига. Чарльз Сперджен.

Когда ночные молитвенные бдения были распространенны­ми и регулярными, Бог могущественно действовал и в жизни отдельных людей, и в церквах.

Ливингстон из Шоттса рассказывает о двух ночах, прове­денных им и его друзьями в молитве: "Мне никогда не доводи­лось проповедовать, кроме двух случаев, и тогда я хотел изло­жить проповеди письменно. Одна была намечена на понедель­ник, после причастия в Шоттсе, а другая - на следующий по­недельник после причастия в Голливуде. Оба раза накануне я провел целую ночь в молитве вместе с несколькими христиа­нами, что не исключало обычных приготовлений". После про­поведи Ливингстона в Шоттсе в понедельник более пятисот душ обратились к Богу.

Господин Райс, редактор "Меча Господня", записал о бла­гословениях ночных бдений: "Иаков молился ночью, Иисус то­же. Теперь и я решил вступить в полноту молитвенной жизни через ночные предстояния. Я никогда не забуду благослове­ний, полученных при ночных молитвах".

Есть еще похожие примеры того, как великая Божья сила являлась вслед за ночным ходатайством.

Несколько членов церкви Джонатана Эдвардса провели це­лую ночь в молитве накануне его достопамятной проповеди "Грешники в руках гневного Бога". Излияние Святого Духа бы­ло таким мощным, и так сильно была явлена Божья святость и величие, что старейшины церкви обхватывали колонны в зале и кричали: "Господь, спаси нас, мы проваливаемся в ад!"

Чарльз Уэсли в своих дневниках свидетельствует о молит­венных ночах и часах, когда Бог был так близок, что он и его соратники исполнялись силою для спасения Англии от языче­ства. Через них Бог послал пробуждение чистой, победонос­ной веры по всей планете.

Ночные молитвы, ставшие позже важной частью устава Ар­мии Спасения, впервые были введены госпожой Бут.

"Я испытаю, на что способна молитва - Господь, дай мне мерою того духа, в котором Ты пребывал, проводя ночи в мо­литве". Госпожа Флетчер.

Поститься, ища лица Божия

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал... /Деян 13:2/

Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. /Мк 9:29/

Все те, кто обладал духовной властью и побеждал с Богом, были людьми, научившимися твердо отвергать себя и держать в подчинении свое тело. И когда они решались на это, Бог зажигал их души и укреплял их внутреннего человека Своим могуществом, чтобы они могли превозмогать, когда все и вся были против них, и употреблял их для благословения людей и народов.

Человеку не следует лишать себя пищи и питья во вред своему телу. Но духовные посты по библейскому установле­нию будут только благословением для души и тела, если не впадать в крайности. Любой христианин, желающий позабыть о плоти и регулярно поститься ради своей души и душ других, пожнет благословения, которые изумят его и всех, кто его зна­ет. С. Л. Бренгл.

Дж. Г. Моррисон сказал: "Каждый великий подвижник, мо­гущественно приблизивший свой век к Богу, постился."

Мартин Лютер постился еженедельно, и Бог употребил его для снятия завесы тьмы, покрывавшей мир в эпоху "мрачного средневековья". Лютера критиковали за слишком строгий пост, за вероятность ущерба его здоровью, но именно его молитва приблизила человечество к Богу.

Джон Кнокс постился регулярно, и история свидетельству­ет, что "Кровавая Мэри" - королева Шотландии боялась его больше английской армии. Кнокс одержал победу вместе с Богом своей неистовой целеустремленной молитвой и спас Шотландию от католичества.

Чарльз Сперджен, познавший многие благословения Божьи, рассказывает о благотворном действии поста в "Скинии": "Дни наших молитвенных постов в "Скинии" были поистине возвы­шенными: никогда ворота в Небеса не были открыты столь широко, никогда наши сердца не были так близки к средото­чию славы. Я с таким нетерпением ждал предстоящего меся­ца, посвященного особому служению, с каким моряки ждут по­явления земли на горизонте. Несмотря на то, что наши по­вседневные обязанности были отложены в сторону, чтобы ос­вободить время для молитвы, это стало огромным приобрете­нием для наших церквей."

Джон Уэсли ярко описывает, как постились ранние мето­дисты: "Есть нечто замечательное в том, как Бог возрождал их в этой сфере. Еще несколько месяцев назад большинство ве­рующих в этой области духа выглядели безжизненными. Сэ­мюэль Меггот, видя это, посоветовал общине в Бернард Касл каждую пятницу соблюдать пост и молиться. В самую первую пятницу, когда они собрались вместе, Бог чудесным образом коснулся их сердец, и с тех пор Его действие нарастало в их среде. Соседние общины услышали о том, согласились сле­довать этому установлению, и вскоре испытали такое же бла­гословение. Разве пренебрежение этой простой обязанностью (я имею в виду пост, установленный нашим Господом вместе с раздачей милостыни и молитвой) не является одной из ос­новных причин омертвения христиан? Может ли кто-то наме­ренно пренебрегать ею и оставаться без вины?”

Чарльз Г. Финней, лектор, писатель и благовестник, рас­крывает-секрет своей неубывающей силы: "Иногда я обнару­живал, что опустошен и лишен этой силы. Я шел к людям и видел, что не производил никакого побуждения ко спасению. Я узещевал их, молился - успех был прежним. Тогда я выде­лял целый день для поста и личной молитвы, боясь лишиться этой силы, настойчиво вопрошая о причинах своей очевидной опустошенности. После смирения себя, вопля о помощи сила возвращалась ко мне во всей прежней мощи. Так происходи­ло на протяжении всей жизни."

Молитва - это достижение невидимого, пост - избавление от всего, что видимо и временно. Пост помогает выразить, уг­лубить, утвердить решение — нашу готовность пожертвовать всем, даже собой, чтобы исполнить то, чего мы ищем ради Божьего Царства. Эндрю Мюррей.

Упорная молитва торжествует

Много может усиленная молитва праведного. /Иак 5:26/

Это место всегда казалось мне одним из сильнейших в Но­вом Завете. Я не знаю более выразительного утверждения о молитве. Оно означает, что молитва смертельного отчаяния многое может, оно означает, что молитва, возносимая в пре­небрежении пищей и сном, многое может, оно означает, что молитва, возносимая со всепоглощающей страстью, может многое - слезная молитва, когда вы говорите: "Не отпущу Те­бя, пока не благословишь меня". Дж. Уилбур Чэпмэн.

Фрэзер, благословенный миссионер в племени лису, де­лится своим опытом: "Противление можно преодолеть не до­казательствами или доводами, а, в основном, лишь усердной и настойчивой молитвой. Люди не должны сами вступать в схватку с силами тьмы (эти усилия разбивают сердце, как это и было с людьми лису, одержимыми духом страха). Я держу свое лицо, как кремень: если делу грозит провал - молитесь, если служение валится - молитесь больше, если месяцы про­ходят с малой отдачей или вообще бесплодны - молитесь еще больше и зовите других на помощь."

Пастор Хеи, китайский евангелист, могущественно употреб­ленный Богом, устыжает нас своими пылкими молениями. Он пишет: "Из-за множества нападок сатаны мы с женой на про­тяжении трех лет редко раздевались, ложась спать, чтобы быть в большей готовности бодрствовать и молиться. Иногда в уеди­ненном месте я проводил в молитве целые ночи, и Дух Святой сходил на меня. Часто моя мать допоздна видела свет в нашей спальне, из чего заключала, что мы все еще в ожидании пред нашим Небесным Отцом.

Мы старались всегда быть угодными Господу в своих по­мышлениях, словах и поступках, но теперь мы больше осозна­ли собственную слабость и ничтожность и поняли, что только ища Божьей воли и уповая на Святого Духа всегда и везде — отдыхая или работая, в покое или опасностях, в изобилии или нужде мы могли завершить труд, назначенный нам Господом. Если нам сопутствовал успех, мы отдавали всю славу нашему Небесному Отцу, если терпели неудачу, то всю вину брали на себя. Таков был постоянный настрой наших сердец."

Не дам сна очам моим и веждам моим дремоты, доколе... /Пс 131:4,5/

О, сила упорной молитвы,

Что молит и не устает,

Готовит прошенья свои,

Отказ получив, вновь идет:

"Благослови, милость яви!

Или - не отпущу! Благослови!"

Преподобный Томас Раффлс

Будьте... в молитве постоянны. /Рим 12:12/. В греческом языке это слово употребляли, говоря об охотничьих собаках, которые никогда не оставляют гона, пока не поймают добычу. Томас Брукс.

Неотступная молитва преодолевает или сдвигает все пре­пятствия, превозмогает всякое сопротивление перед лицом не­преодолимых преград. Мы ничего не можем делать без молит­вы. Все можно совершить неотступной молитвой.

Неотступность происходит из способности уповать, крепко держаться неослабевающей хваткой, из неугасимого желания и непоколебимого терпения. Неотступная молитва не случает­ся время от времени, она - основная и постоянная. Это не действие, а страдание, это не нужда, а необходимость. И.М. Баундс.

Наши рекомендации