Молитва — время обнажения души
Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. /2Кор 3:18/
И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас. /Пс 89:17/
Молитва - это время обнажения души перед Богом, когда она формируется по Его образу.
В нашем благочестии мы пытаемся поступать по принципу моментальной фотографии. Если уже одна минута молитвы дает нам видение образа Бога, то мы думаем, что этого достаточно. Но наши "фото" бледны, потому что "негатив" очень слаб. Мы не даем Богу долго находиться перед "объективом" нашего внимания, поэтому и не можем добиться сходства. Мы не знакомимся с Ним близко, не наполняемся Его жизнью.
Боговоплощение было не просто разовым вселением Святого Духа в человеческую жизнь на три коротких года - это было вселением Бога во всех Своих детей. Если только мы, как зеркало, отражаем образ Бога, тогда мы преображаемся в Его образ от славы в славу. Великие мысли.
Удивительно, как быстро мы уподобляемся тому, что любим и к чему стремимся... Сердца и жизни принимают подобие людей и вещей, которые преобладают в нашем повседневном окружении.
Пусть то же будет в ваших отношениях с Господом Иисусом, Который есть истинный Свет душ. Думайте о Нем. Подражайте Ему. Спрашивайте постоянно, чего бы Он желал. Пропитайте свой разум Его словами и учением. Живите согласно Его воле по мере того, как она вам открывается. Будьте послушны Ему до конца. И тогда появится все более возрастающее сходство между вами и Господом. Вы будете преображены в Его подобие. Люди по мере общения с вами будут вынуждены признать вас чадом Света.
О! Сходить в мир каждое утро, подобно солнечным лучам перед началом дня, привнося с собой красоту мира, из которого приходим! Пусть наши жизни будут такими же ясными, прекрасными, скромными и полезными по мере сил, какой была жизнь Того, от Которого мы получили все, что имеем и чем являемся. Ф.В.Мейер.
"Смотреть на Христа” - значит отказаться от всего остального, чтобы только один высший свет мог наполнять зрение и радовать душу. Если вы небрежно завешиваете черные шторы в комнате для проявки пленок, позволяя проникать туда уличному свету и находиться там посторонним предметам, то вы не получите четкого отображения любимого лица на чувствительной пленке. "Должно быть темно, чтобы образ отпечатался в сердце". Александр Мак-Ларен.
Чтобы получить закон, Моисей провел на горе сорок дней и сорок ночей /Исх 24:18; Втор 9:9-11/. Стоит процитировать объяснение доктора Джозефа Паркера'по поводу столь долгого отсутствия Моисея на земле: "Несколько заповедей, которые мы когда-то называли Законом, могли быть записаны менее, чем за минуту каждая, но они писались не рукой, а сердцем - на это нужно время."
Время, более всего укрепляющее душу - то, которое она проводит в тишине, повергаясь ниц перед Богом. Когда Давид "предстоял пред лицем Господа", это предстояние было для него священным, в то время его разум становился восприимчивым, как цветок, пьющий солнечные лучи, или чувствительная фотопленка, впитывающая находящийся перед ней образ. Покой, в котором некоторые не могут пребывать потому, что он обнажает их внутреннюю нищету, для мудрых является кедровым дворцом, ибо по его святым чертогам шествует Царь в Своей красоте. Дар слова бесценен, но иногда молчание намного его превосходит. Я убежден, что большинство из нас слишком много думает, как произнести речь, которая, в конце концов, лишь раковина для мысли. Тихое созерцание, спокойное поклонение, невысказанный восторг - все это передо мной, как мои лучшие драгоценности. Братья, не обкрадывайте свои сердца, лишая их глубокого моря радости, не пропускайте истинной жизни ради болтовни среди разбитых раковин и пены прибрежных волн. Сперджен.
Подступающая пустыня
Смотрю- и вот, Кармил — пустыня. /Иер 4:26/
Сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа. /Ис 51:3/
Доктор Гарольд К.Мэйсон говорит: "Человек был сотворен, чтобы жить в саду, но через грех он был изгнан жить в поле, которое он отвоевывал у своих врагов потом и слезами и которое он сохранял только ценой постоянной бдительности и бесконечного труда. Если он только немного расслаблялся, то через несколько лет заросли снова захватывали его поле. Джунгли и лес поглотят его труды и все, о чем он с любовью заботился, пойдет прахом".
Каждому земледельцу знакома ненасытимость джунглей, которой не могут противостоять ни современные сельскохозяйственные машины, ни новые агротехнологии. Если владелец хоть на некоторое время перестает заниматься своей землей, то, как бы прекрасно ни была подготовлена почва или в каком бы хорошем состоянии ни поддерживался забор, как аккуратно ни были бы покрашены постройки, она снова зарастет, превращаясь в джунгли или пустырь. Плодоносного поля природа, сама по себе, никогда не создаст.
Для бодрствующего христианина этот пример - не просто интересное фермерское наблюдение, он - притча, наглядный урок, демонстрирующий закон, которому подчинены все сферы нашего грешного мира, закон, который влияет как на духовные, так и на материальные вещи. Мы не можем избежать влияния этого закона, который приводит все вокруг в дикое состояние и возвращает к нему после облагораживания трудом. То, что истинно для поля, истинно и для души, если нам хватает мудрости понять это.
Моральное стремление падшего мира направлено не к благочестию, но прямо в противоположную сторону. "Разве этот мир - друг милосердия, - риторически вопрошает поэт, - чтобы помочь мне приблизиться к Богу?" "Нет”, - следует печальный ответ, и нам было бы полезно обратить внимание на то, как каждый христианин первым делом после своего обращения приступает к изучению этого урока. Иногда мы производим впечатление, что в момент покаяния у алтаря раз и навсегда обретаем чистоту сердца и силу победоносно прожить отмеренное нам время. Насколько это неверно, доказано бесчисленными поколениями христиан на протяжении веков.
Истина в том, что никакой духовный опыт, каким бы резко меняющим жизнь он ни был, не может избавить нас от соблазна. А что такое искушение, как не стремление диких зарослей захватить наше только что расчищенное поле? Освобожденное от сорняков и камней сердце ненавистно для дьявола и всех сил падшего мира. Они не успокоятся до тех пор, пока не отберут обратно то, что потеряли. Джунгли будут подкрадываться, стараясь поглотить хотя бы небольшие участки, захваченные силой Святого Духа. Только бдительность и постоянная молитва могут сохранить нравственные богатства, которые были отвоеваны для нас по Божьей благодати.
Сердце, оставленное без присмотра, вскоре будет переполнено мирскими мыслями, запущенная жизнь вскоре обернется нравственным хаосом. Церковь без надежной защиты ходатайственной молитвы, не прикрытая жертвенными трудами, вскоре станет гнездом для птиц зла и местом скрытого разложения. Подкрадывающиеся джунгли вскоре возьмут верх над церковью, уповающей на свою собственную силу, забывающей бодрствовать и молиться. А.У.Тозер.*
*Цитируется из книг “Ненасытимость пустыни”и “Корень праведных" А.У.Тозера. Крисчен Пабликейшнс, Харрисбург, Пенсильвания, 1953. Использовано с разрешения.
Для человека, который никогда не молился, мало надежды, что он когда-нибудь обретет прочный опыт общения с Богом. Но для человека, который молится регулярно, даже когда он к этому не расположен - это одна из ловушек религии - Христос непременно станет реальностью. Джеймс Стюарт.
К источнику
Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды. /Иер 2:13/
Жаждущему дам даром от источника воды живой. /Откр 21:6/
Мы больше времени проводим в общении с человеком, чем с Богом! В своих занятиях мы придаем больше значения человеческим писаниям, человеческим мнениям и системам, чем Слову Бога /Ис 8:20; 1Фес 2:13/. Мы пьем больше из человеческих сосудов, нежели из Божественных.
Таким образом, формирование нашего духа, наши жизнь и слова происходят больше от человека, чем от Бога. Мы должны больше вникать в Библию. Мы должны погрузить наши души в нее, должны не только носить ее в своем сердце, но и пропитать ею всю ткань своей души.
Мы не мужи молитвы. Дух молитвы еще дремлет среди нас. Мы редко ищем уединения с Богом. Мы позволяем делам, заботам и учебе стать помехой этому уединению. Лихорадочная атмосфера, охватившая и церковь и государство, проникла и в наши молитвенные комнаты, нарушая их благословенный покой.
Сон, компании, бесполезные визиты, глупые разговоры и шутки, праздное чтение, малополезные занятия, радио, телевидение и т.п. завладевают временем, отведенным для молитвы и спасения душ.
Безмолитвенность - это грех, который можно исповедать в покаянии и очистить кровью Христа, как и любой другой. Почему мы так слабо стремимся найти время для молитвы? Почему, заранее планируя время и дела, не отводим молитве большую часть дня? Почему так много разговоров и так мало молитв?
Почему так много беготни туда-сюда ради встреч, совещаний, собраний и так мало времени для молитвы? Братья, почему так много конференций с людьми и так мало свиданий с Богом? Э.Бонар.
Сестра Ева, настоятельница Фриденшортского сестринства, которая так щедро расточала свои жизненные силы слабым, бедным и больным, говорила: “Главная причина духовного бессилия и чахлых ростков веры в том, что мы мало отводим времени для спокойных размышлений и внутреннего общения с Богом, для черпания живой воды из Его источника... Какой бы стала наша жизнь, если бы мы только поняли, как правильно употреблять эту привилегию благодати!"
Д.Л.Муди, известный своими неустанными усилиями по спасению душ, сказал: “Вторым по силе потрясением после того, как я увижу моего Спасителя, будет изумление тем, как мало я использовал силу молитвы."
Живительная и непрерывная связь с нашим Небесным Отцом - самое удивительное в мире. Генерал-лейтенант сэр Уильям Добби.
О Бог могучий, Твоя сила Всегда нова и молода всегда,
Вовек неисчерпаема, покуда Бегут по кругу вечному года.
Источник вечный Ты, и из Тебя Живой воды напьются наши души,
Надежда же на собственные силы Слабеть и таять будет, и умрет.
Исаак Уоттс
"Блаженны... всем сердцем ищущие Его". Пс 118:2
"Ибо пастыри... не искали Господа, а потому они и поступали
безрассудно, и все стадо их рассеяно". Иер 10:21
Погружаясь в молитву
Ибо так говорит Господь... взыщите Меня - и будете живы. /Ам 5:4/
Взыщите Господа - и будете живы. /Ам 5:6/
Так же верно, как я здесь стою: секрет наибольшего вреда для наших душ заключен в том, что мы ограничиваем, морим голодом, выхолащиваем наши молитвы, внося в них суету и спешку. Молитва должна быть достойна своего названия: молитва, которую Бог назовет истинной и примет как истинную, требует намного больше времени, чем думает большинство из нас.
Позаботьтесь об этом, чтобы не отнестись к собственному спасению слишком легко и не обесценить его. Если вы замечаете, что ваши молитвы всегда коротки, легковесны, так духовны, что не стоят вам ни напряжения, ни пота, можете быть уверены, что вы еще и не начинали молиться. Я уверен, что малое время, проведенное в молитве - причина того, что многие из нас терпят душевное кораблекрушение и наносят ущерб другим душам. Я уверен в этом так же, как в том, что вы сидите там, а я стою здесь.
Если бы кто-нибудь из нас оказался в тюрьме, как Павел, то верю, что благодати хватило бы для того, чтобы нам с толком употребить избыток времени в изоляции и стать великими молитвенниками. Наверно, когда мы состаримся и отойдем от дел, устав от званых застолий и разговоров, когда и церковь, и мир также устанут от нас, забудут о нас и оставят в покое, мы сможем найти время для молитвы и вернуть молитвенные годы
- время, съеденное этими плодовыми червями. Александр Уайт.
Сэмюэль Чэдвик писал: “Величайшее достижение на земле - молиться так, как хочет того Бог. Такая молитвенная жизнь дорого стоит. Она требует времени. Поспешные молитвы, торопливо отбор моченные, никогда не сформируют сильной молитвенной души. Чтобы стать профессионалами в искусстве или науке, студенты проводят несколько часов ежедневно, изучая предмет. Все молящиеся святые проводили ежедневно несколько часов в молитве. В наши дни не хватает времени для молитвы, но если мы не будем уделять этому время, то мы никогда не научимся молиться. Мы должны отдавать хотя бы один час из двадцати четырех полностью Ему.”*
*Из книги “Путь Молитвы” Сэмюэля Чэдвика /Лондон: Ходдер и Стоугтон/ Авторские права, Сэмюэль Чэдвик, 1951г. Права защищены, 1956 г. Ходдер и Стоугтон Лтд.
Для такого занятого человека, как Сэмюэль Чэдвик, было нелегко находить время для молитвы. Из нижеследующего отрывка видно, как протекала его личная молитвенная жизнь: ‘Три раза в день я уединялся для молитвы, остальное время молился в Духе. Привычка молиться три раза в день далась мне нелегко. Обеденное время было коротким, семья большой, а дом - маленьким, но мне все же удавалось."
Чарльз Кингсли описывает жизнь Тернера, одного из величайших пейзажистов всех времен. Он проводил долгие часы один на один с природой, не делая никаких зарисовок. О нем рассказывали, что "он мог провести целый день, сидя на валуне и бросая камешки в озеро". Когда вечером его друзья- художники показывали свои зарисовки и упрекали его за безделье, он говорил: “Во всяком случае, я узнал, как выглядит озеро, когда в него бросают камешки."
Генри Мартин, выдающийся ученый, лингвист, миссионер в Индии, чувствовал настоящую опасность в том, что уделяет мало времени молитве: “Да сохранит меня Господь по Своей милости, чтобы я не ставил никакого идола в Его комнате, как иногда это делаю, предпочитая работу для Него общению с Ним Самим. Как упрямо плотское сердце не желает общения с Богом! О душа моя, не обманывайся: главная работа на земле - обрести освящение и ходить с Богом."