Молитва должна быть искренней
Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. /Ин 4:23/ Станем любить не словом или языком, но делом и истиною. /1 Ин 3:18/
Один духовный автор необычайно проницательно посоветовал делать молитву искренней до такой степени, что иногда она может показаться просто бесцеремонной. Если вы, начав молиться, чувствуете, что молитва не нравится вам, скажите Богу об этом прямо. Если размышления о Боге и духовных вещах наводят на вас скуку, признайте это честно. Этот совет может шокировать некоторых щепетильных святых, и все же это правильно. Бог любит бесхитростную душу, даже если в своем невежестве она молится неосмысленно. Господь может быстро исцелить от невежества, но от лицемерия лечение неизвестно.
Цивилизованным людям трудно избавиться от искусственности и наигранности. Это уже у нас в крови, это влияет на образ нашего мышления, поведение и отношения с людьми намного серьезнее, чем мы предполагаем.
Желание произвести хорошее впечатление стало одним из самых сильных побуждений, определяющих человеческое поведение. В наше время совершенно утрачен библейский смысл милосердия, проявлявшийся в почтительности. Теперь она полностью переродилась в поддельный этикет, скрывающий истинную природу человека под блестящей поверхностью, столь же тонкой, как жирная пленка на тихом пруду. Некоторые люди проявляют свою подлинную сущность лишь тогда, когда они сердятся или раздражаются.
С этой искаженной почтительностью люди говорят и делают почти все. Нет ничего удивительного в том, что людям трудно быть честными во взаимоотношениях с Богом. Это живет в нас, подобно некоему бессознательному рефлексу. Тем не менее, это крайне ненаеистно Богу. Христос ненавидел и безжалостно осудил лицемерие фарисеев. Простодушный маленький ребенок остается божественным примером для всех нас. Молитва станет более действенной и сильной, когда мы отречемся от всякого притворства и научимся быть совершенно честными пред Богом так же, как и перед людьми.
Один великий христианин прошлого вдруг достиг в своей жизни такого успеха и победы, что это вызвало удивление среди его друзей. Кто-то спросил, что с ним случилось. Он ответил просто, что для него началась новая жизнь, когда однажды он встал перед Богом и дал торжественное обещание быть всегда честным пред Ним в молитве. Его перевоплощение началось с этого обета и продолжалось, пока он исполнял его. А.У.Тозер.*
*Цитируется по книгам "Честность в молитве" и "Бог говорит озабоченному человеку" А.У.Тозера. Кристиан Пабликэйшнс Инк.,Харрисбург, Пенсильвания 1970.
Использовано с разрешения.
Произношу молитвы часто,
Но я когда-нибудь молюсь?
Желанье сердца совпадает
С тем, что звучит в моих словах?
Они бессмысленны, покуда
В душе не возопит нужда;
Пока молитвы не польются
О том, где ныне теснота.
Богам из камня поклоняться
Могу с тем же успехом я,
Как приношу живому Богу
Молитву из набора слов.
Слова, что не из сердца,
Бог никогда не слышит;
Не будет тем награды,
Кто молит лицемерно.
Г осподь! Открой, чего хочу,
И научи молиться,
Не дай мне злоупотребить
Твоею благодатью:
Рассудочно о том молить,
Чего и нет на сердце.
Избранное
Молитва должна бьггь тем, что человек чувствует, что человек думает, в чем человек нуждается. Она должна останавливаться в тот момент, когда перестает быть действительным выражением нужды, мысли и чувства. Бичер.
Ответы, которые дорого стоят
Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите: можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? /Мк 10:37,38/
“Не знаете, чего просите!" Как часто мы поступаем так. Мы тоже просим о высших благах, и Господь отвечает на наши молитвы, но это так не похоже на тот ответ, которого мы ожидаем: мы оказываемся на трудном и тернистом пути, но это первые плоды милости, ибо ими отмечены дороги, ведущие к вершинам. Однажды я попросил садовника сделать живую изгородь без просветов, плотную и ровную. Ох, какая огромная работа последовала за этой просьбой: какие усилия, какая стрижка, сколько веток было обрезано! Прекрасная изгородь получилась только после того, как было пожертвовано многими ветвями.
Вы просите Господа о высшей радости. Вы не знаете, чего просите. Глубочайшая радость - результат глубочайшего очищения. Поэтому вместо немедленной радости Господь подвергает вас строгому воспитанию, чтобы струны вашей души были настроены более чутко, чтобы они готовы были отразить ликование в Боге. Вы просили о высшей, духовной красоте, вы просили, чтобы “красота Господа на вас пребывала”. Вы не знаете, чего просите, ибо между вами и этой красотой лежит Гефсимания с ее изнурительным, но прекрасным служением заступничества и жертвенности. Вы просите о Небесах, о высшей обители в местах благословенных. Вы не знаете, чего просите!
Они восходят к Небесам крутым подъемом Через страдания, упорный труд и боль!
Небо - это обитель освященных, это место сбора несущих свой крест; тайна Небесной славы отражается в славных чертах характера, которые формируются у нас на этом пути.
Вся суть этого в следующем: престолы - для тех, кто достоин сесть на них. Мы садимся на престол, когда готовы править. Верховная власть приходит к нам через милость и жертву Христа. Как хорошо поднять глаза к горам, к возвышенным примерам человеческого величия, которыми наполнено святое Слово, а затем в силе Божьей благодати и любви приготовиться к трудному восхождению. Нам не нужно дожидаться общения с Господом, пока не достигнем престола, Он с нами уже на пути к нему. Он не ждет возвращения воинов после битвы. Он с нами уже на поле боя. Наше содружество не начинается на вершине, оно начинается у ее подножия. Это обмен чашами в начале: “Я войду и буду вечерять с ним, и он со Мной". Дж.Джоуэтт.
Мало что дает мне такое живое представление о непримиримом противоречии между ветхой и новой природой, как излитие молитв, страдание в которых как часть ответа на них. Дрожь, трепет и содрогание. Один трепещет оттого, какую форму может принять этот ответ, и уже готов трусливо отказаться от желаемого духовного благословения. Другой же продолжает молиться, его желание превозмогает страх, небеса становятся сильнее земных страхов. Человек молится и борется, чтобы быть “очищенным и убеленным”, даже если затем неотделимо следуют слова “и быть испытанным”, дабы “я мог знать Его, и силу Его воскресения”, пусть даже это связано с “участием в Его страданиях”. Ф.Р.Хавергап.
"Не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром." Цар 24:24
"И благословил его там... и хромал он на бедро свое". Быт 32:29,31
Просите от бедности своей
Всякий просящий получает. /Мф 7:8/
Если бы ты знала дар Божий... то сама попросила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. /Ин 4:10/
Нет ничего труднее, чем просить. Мы стремимся, хотим, страстно желаем, страдаем, но пока мы не дойдем до крайности, мы не просим. Беспомощность перед действительностью заставляет нас просить. Мы не можем противостоять духовной реальности - вдруг нас озаряет понимание того, как мы немощны и как сильно нуждаемся в Святом Духе, как невежественны в том, чему учит Иисус Христос. Первый результат столкновения с реальностью - осознание своей нищеты, недостатка мудрости, недостатка Святого Духа, недостатка сил и недостатка упования на Бога. “Если у кого из вас не хватает мудрости, пусть просит у Бога...”, но убедитесь в том, что вам действительно не хватает мудрости. Взывали вы когда-нибудь из пропасти моральной и духовной нищеты?
Если вы сознаете свою духовную бедность, то, значит, вы имеете дело с духовной реальностью. Не натягивайте снова шторы рассудительности: "Проповедуйте нам простое евангелие”, “Не говорите мне, что я должен быть святым, это вызывает чувство нищеты, не очень приятно сознавать свою крайнюю бедность". Некоторые слишком бедны материально, чтоб еще вникать в суть своей бедности, некоторые из нас в таком же положении духовно. “Просить” - значит умолять о милостыне. Нищий просит только из-за своей крайней, мучительной бедности.
Никогда не обманывайтесть, говоря, что не получите, если не попросите (сравните Мф 5:45), хотя вы, действительно, никогда не получите от Бога, пока не будете готовы просить. Прошение значит, что вы вступаете во взаимоотношения с Отцом и осознаете, разумея духовные вещи, что “всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов."
Апостол Иаков говорит: "Просите и не получаете, потому что просите не на добро”. Мы просим неправильно, докучая Богу до тех пор, пока не получаем от Него разрешения сделать то, чего хотим. Просьбы такого рода - просто сентиментальная иллюзия. Мы поступаем неверно, когда просим чего-то от жизни, а не от Бога. Мы просим из желания самоутвердиться, что противоречит христианской жизни. Просим мы Божьего или мирского? Мы никогда ничего не получим, если мы просим не от бедности, а от вожделения. Освальд Чэмберс.
Мы должны проявлять свою признательность Христу тем, о чем просим во имя Его. Бог позволяет нам увидеть мало, если наш Христос мал. Давайте ощутим необходимость показывать превосходящее разумение величие нашего Христа через величие наших просьб! Давайте просить исполнения Божьим Духом, исполнения всею Божьей полнотой, плодами праведности, исполнения невыразимой радостью.
Какой богатый мир предстает верующему, когда он просит Отца во имя Христа! Чтобы показать значительность этого имени, он исследует сокровища личности Христа и трудится. Каждая капля, которая скатилась со лба Господа в Гефсимании, претории или на Голгофе, стоит гораздо больше у престола милости, чем все золотые копи мира. Имя Христа полнее и обширнее, чем могут охватить границы человеческого воображения. Печально, но надо сказать, что некоторые христиане, кажется, уже исчерпали своего Христа. Какой это отрезвляющий укор! Разве имя Христово исчерпаемо?! Что такое вы получили от престола благодати, что теперь полагаете исчерпанной добродетель и щедрость Господню? Джордж Боуэн.
"Никто из вас не спрашивает Меня...” Ин 16:5
"Но они не разумели... а спросить Его боялись." Мк 9:32
Спросить Его о сем слове боялись. Лк 9:45