О разделении заповедей на две скрижали
Тема «Заповеди»
Источник:
http://verapravoslavnaya.ru/?Katehizis
О Законе Божием и заповедях
481. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ?
Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний - свидетельство совести, и закон Божий внешний - заповеди Божии.
482. ЧТО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ?
В Священном Писании о внутреннем законе говорится: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).
483. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ?
Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан «по причине преступлений» (Гал 3:19).
484. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ?
Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян пророка Моисея.
485. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО?
Главные и всеобщие заповеди закона Божьего - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках):
Заповеди Моисея
1. Я - Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя - Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:1-17).
486. СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПОСТУПАТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, ЕСЛИ ДАНЫ ОНИ ДРУГОМУ НАРОДУ?
Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему.
487. УЧИЛ ЛИ ИИСУС ХРИСТОС ПОСТУПАТЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ?
Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф. 19:17 и гл. 5).
Заповеди Иисуса Христа
433. КАК ЧИТАЮТСЯ ЗАПОВЕДИ О БЛАЖЕНСТВЕ?
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3-12).
434. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ?
Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: «Отверзши уста Свои, учил». Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто его свободно примет и будет исполнять. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь; ублажение, или обещание награды.
О пятой заповеди блаженства
456. КАКАЯ ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ ГОСПОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАЖЕНСТВА?
Желающие блаженства должны быть милостивы.
457. КАК СЛЕДУЕТ ИСПОЛНЯТЬ ЭТУ ЗАПОВЕДЬ?
Исполнить эту заповедь следует посредством телесных и духовных дел милости. Святой Иоанн Златоуст замечает, что «есть различные виды милости и широка эта заповедь» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).
458. КАКИЕ ДЕЛА МИЛОСТИ ТЕЛЕСНЫЕ?
Дела милости телесные следующие: накормить голодного; напоить жаждущего; одеть нагого (имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде); посетить находящегося в темнице; посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти; странника принять в дом и предоставить отдых; погребать умерших в бедности и нищете.
459. КАКИЕ ДЕЛА МИЛОСТИ ДУХОВНЫЕ?
Дела милости духовные таковы: увещанием обратить «грешника от ложного пути его» (Иак. 5:20); незнающего научить истине и добру; ближнему дать добрый и благовременный совет в затруднении или в случае не замечаемой им опасности; молиться о ближнем Богу; утешить печального; не воздавать за зло, сделанное нам другими; всем сердцем прощать обиды.
460. НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ЛИ ЗАПОВЕДИ О МИЛОСТИ НАКАЗАНИЕ ПОДСУДИМЫХ?
Наказание подсудимого не противоречит заповеди о милости, если делается по долгу и с добрым намерением, т.е., чтобы исправить виновного или оградить невиновных от его преступлений.
461. ЧТО ГОСПОДЬ ОБЕЩАЕТ МИЛОСТИВЫМ?
Господь обещает милостивым, что они помилованы будут.
462. КАКОГО РОДА ПОМИЛОВАНИЕ ЗДЕСЬ ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ?
Здесь подразумевается помилование от вечного осуждения за грехи на суде Божием.
Тема «Заповеди»
Источник:
http://verapravoslavnaya.ru/?Katehizis
О Законе Божием и заповедях
481. КАК ДОБРЫЕ ДЕЛА ОТЛИЧИТЬ ОТ ЗЛЫХ ДЕЛ?
Средства для распознавания добрых и злых дел: закон Божий внутренний - свидетельство совести, и закон Божий внешний - заповеди Божии.
482. ЧТО В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ГОВОРИТСЯ О ВНУТРЕННЕМ ЗАКОНЕ БОЖИЕМ?
В Священном Писании о внутреннем законе говорится: «Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).
483. ЗАЧЕМ ДАН ВНЕШНИЙ ЗАКОН, ЕСЛИ В ЛЮДЯХ ЕСТЬ ВНУТРЕННИЙ?
Внешний закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушили в себе голос духовного закона. Поэтому им дано внешнее напоминание о нём в виде заповедей. Внешний закон дан «по причине преступлений» (Гал 3:19).
484. КАКИМ ОБРАЗОМ ДАН ЛЮДЯМ ВНЕШНИЙ ЗАКОН БОЖИЙ?
Когда происшедший от Авраама еврейский народ был чудесно освобожден от египетского рабства, тогда на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синае, Бог явил Свое присутствие в огне и облаке и дал закон через вождя израильтян пророка Моисея.
485. КАКОВЫ ГЛАВНЫЕ И ВСЕОБЩИЕ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО?
Главные и всеобщие заповеди закона Божьего - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях (каменных досках):
Заповеди Моисея
1. Я - Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день покоя, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой, покоя - Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20:1-17).
486. СЛЕДУЕТ ЛИ НАМ ПОСТУПАТЬ ПО ЭТИМ ЗАПОВЕДЯМ, ЕСЛИ ДАНЫ ОНИ ДРУГОМУ НАРОДУ?
Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, чтобы все поступали по нему.
487. УЧИЛ ЛИ ИИСУС ХРИСТОС ПОСТУПАТЬ ПО ДЕСЯТИ ЗАПОВЕДЯМ?
Господь Иисус Христос наставлял для приобретения вечной жизни хранить заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (см. Мф. 19:17 и гл. 5).
О разделении заповедей на две скрижали
488. ЧТО ОЗНАЧАЕТ РАЗДЕЛЕНИЕ ЗАПОВЕДЕЙ НА ДВЕ СКРИЖАЛИ?
Разделение заповедей на две скрижали означает то, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему и поэтому предписываются два рода обязанностей.
489. НА ВОПРОС: КАКАЯ НАИБОЛЬШАЯ ЗАПОВЕДЬ В ЗАКОНЕ?
- Господом Иисусом Христом дан ответ:
«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:36-40).
490. КТО ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМИ БЛИЖНИМИ?
Все люди являются нашими ближними. Потому что все - создания единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере особенно близки нам, как чада единого Отца небесного по вере в Господа Иисуса Христа.
491. ПОЧЕМУ НЕТ ЗАПОВЕДИ О ЛЮБВИ К СЕБЕ САМОМУ?
Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5:29).
492. КАКОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПОРЯДОК В ЛЮБВИ К БОГУ, К БЛИЖНЕМУ И К САМОМУ СЕБЕ?
Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно больше всего и для Него Самого. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним, а любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня», - говорит Иисус Христос,- «не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37).
493. ЕСЛИ ВЕСЬ ЗАКОН ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ, ТО ЗАЧЕМ РАЗДЕЛЕНИЕ ЕГО НА ДЕСЯТЬ?
Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему.
494. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?
Обязанности по отношению к Богу изложены в первых четырех заповедях.
495. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ?
В первой заповеди предписывается познавать и чтить истинного Бога. Во второй - избегать ложного богопочитания. В третьей - не нарушать богопочитания даже словом. В четвертой - соблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.
496. В КАКИХ ЗАПОВЕДЯХ ИЗЛОЖЕНЫ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?
Обязанности к ближним изложены в последних шести заповедях.
497. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БЛИЖНИМ?
В пятой заповеди предписывается любить и почитать ближних, особенно близких наших, начиная с родителей. В шестой заповеди - не вредить жизни ближних. В седьмой - не вредить чистоте их нравов. В восьмой - не вредить их собственности. В девятой - не вредить им словом. В десятой - даже не желать вредить им.
498. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ НАШИ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К САМИМ СЕБЕ?
Что касается обязанностей к самим себе, то они заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.
Заповеди Иисуса Христа
433. КАК ЧИТАЮТСЯ ЗАПОВЕДИ О БЛАЖЕНСТВЕ?
Заповедей о блаженстве девять:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:3-12).
434. О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ ЭТИ ЗАПОВЕДИ?
Для правильного понимания заповедей о блаженстве следует помнить, что Господь нам вручил их так, как говорит Евангелие: «Отверзши уста Свои, учил». Будучи кротким и смиренным сердцем, Он предложил учение Свое не повелевая, а ублажая тех, кто его свободно примет и будет исполнять. Поэтому в каждом изречении о блаженстве следует рассматривать: учение, или заповедь; ублажение, или обещание награды.