Обличение Спасителем фарисеев в грехе - хулы на Духа Святого и прославление Им Божией Матери
Враги Христовы - фарисеи, имели совещание между собою, как бы погубить Иисуса Христа. Но Спаситель, узнав об этом, удалился оттуда. За Ним последовало великое множество народа, и Он, по милосердию Своему, исцелил всех больных.
Когда Спаситель и ученики Его вошли в один дом, то там собралось столько народу, что им невозможно было даже подкрепить себя пищею.
В это время привели к Спасителю бесноватого - слепого и немого. Господь исцелил его так, что слепой и немой стал говорить и видеть.
Весь народ дивился и говорил: "Не это ли Христос, сын Давидов?"
Услышав такие слова в народе, фарисеи ожесточенно стали говорить: "Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула (диавола, сатаны), князя бесовского".
Христос и фарисеи
Тогда Иисус Христос сказал: "Как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, то не может устоять. Если дом разделится сам в себе, то не может устоять; или как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитить дом его. И если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел его конец. Если же (вы скажете) Я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие".
"Поэтому истинно говорю вам: "Всякий грех и хула (осуждение, клевета) простятся человекам; а хула на Духа Святого не простится человеком ни в сем веке ни в будущем".
Милосердие Божие бесконечно и если человек сознает свой грех и кается, то нет такого греха, который бы победил милосердие Божие. Часто бывают грехи и хула от заблуждения, которые легко омываются покаянием.
Но кто сознательно, упорно отвергает самое спасающее милосердие Божие (которое есть благодать Святого Духа), тот сознательно дела всемогущества Божия называет делами диавола, у того неоткуда взяться покаянию, а без покаяния нет и не может быть спасения.
Св. Церковь так и определяет: хула на Духа Святого есть сознательное, ожесточенное противление истине "Дух же Святый наставляет на всякую истину" (Иоан. 16, 13; 14, 26; 15, 26), Он есть "Дух Истины" (Иоан. 14, 17) - так именует Его Сам Господь.
Во время этой беседы пришли к Спасителю Матерь и братья Его и стояли вне дома, так как не могли подойти к Нему по причине народа. ("Братьями" в то время, как по-еврейски, так и вообще по восточному обычаю, назывались все близкие родственники).
Фарисеи воспользовались этим случаем, чтобы помешать продолжению Его проповеди и возбудить недоверие в народе к Его небесному происхождение, сказали: "Вот Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои стоят вне дома, и хотят говорить с Тобою".
Тогда Иисус Христос пожелал еще раз напомнить людям, что Он Сын Пресвятой Марии только по человечеству, но в то же время Он, от вечности, есть Сын Божий и пришел в мир для того, чтобы спасти грешный род человеческий, - исполнить волю Отца Своего Небесного. Поэтому, как Ему Самому, так и Его Пречистой Матери и всем верующим надлежит прежде всего творить волю Отца Небесного. Для этого необходимы высшие вечные духовные обязанности поставить выше временных, земных.
Господь знал, что Матерь Его сохраняет в сердце Своем все Его слова. Она самая внимательная слушательница и исполнительница Его Божественного учения, и ставя Ее всем в пример, Он сказал: "Кто Матерь Моя и братья Мои?" И указав рукою на учеников Своих сказал: "Вот Матерь Моя и братья Мои, ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного (как исполняет ее Матерь Моя), тот Мне брат, и сестра и Матерь".
Так Господь возвысил достоинства Своей Пречистой Матери, Которая блаженна не только потому, что Она родила Бого-человека, но еще более блаженна потому что Она стала первой и совершенной исполнительницей Его Божественной воли.
Он, как Сын Божий, знал, что Матерь Его, и сейчас, пришла к Нему не для того, чтобы помешать Ему проповедовать Евангелие Царства Божия, но для того, чтобы вместе с Ним сострадать. Поистине, жестокая внутренняя боль пронзала Ее сердце: по любви к Божественному Сыну Своему, Она страшилась видеть Его страдания; но повиновение воле Божией, любовь к грешникам, для искупления которых от вечной смерти приносил Себя Ее Сын и Бог в жертву умилостивления, побуждали Ее принимать безропотно все, что предопределено было Троическим Советом Божиим от создания мира.
Иисус Христос, как Сын Человеческий, скорбел скорбью Своей Матери, а как Бог, дал Ей силу для перенесения этого тяжкого испытания. Страдала Мать о возлюбленном Сыне Своем, окруженном поруганиями и бесчестием, но, как Мать Богочеловека, желала Ему сподобиться перенести эти вышеестественные страдания и, во всем положившись на Него, Она с твердостью ожидала этого часа.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея 12, 22-37, 46-50; от Марка 3, 20-35; от Луки 11, 14-23; 8, 19-21.
Пресвятая Богородица совершила высочайший подвиг на земле - подвиг совершеннейшего смирения, который есть любовь. Она или говорила слова Божии, или молчала. "И при жизни Сына Она была в глубокой тени", - пишет автор "Смирение во Христе", - "и по вознесении Его осталась в незаметности. Однако, имеющие теперь Единую Заступницу в Пресвятой Богородице, мы знаем, что жизнь Ее была лучшая из всех, какие были только на земле". Она, по успении Своем, превознесена Богом не только выше всех святых угодников Божиих, но и выше всех сил небесных: "честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".
Так в лице Пречистой Божией Матери осуществлены непреложные слова Господа: "Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам" (Матф. 6, 33; Лук. 12, 31).
Кто именуется в Евангелии "братьями" Господа Иисуса Христа
"Братья и сестры" Господа, именуемые в Евангелии совершенно не означают, что они были родными братьями и сестрами Господа в нашем современном понимании. По обычаю восточных народов того времени (как это и теперь еще сохраняется в жизни арабского народа, живущего в Палестине и Малой Азии), "братьями" называются не только родные братья, но и двоюродные и троюродные и вообще близкие родственники.
Родных братьев у Господа не могло быть т. к. Божия Матерь имела Единственного Сына, Господа Иисуса Христа и именуется Святою Церковью Приснодевою, потому что Она до рождества Христова была Дева и в рождестве и после рождества Христова осталась такою же, так как Она дала обет (обещание) Богу никогда не вступать в брак. Св. Иосиф был мнимым Ее мужем, был только обручником - хранителем Ее девства. Значит, "братьями и сестрами" Господа по плоти могут доводиться Ему братья двоюродные или троюродные и то только лишь по линии женской, т. е. по линии Его Пречистой Матери; потому что кровного (по плоти) родства по линии мужской ни с кем Спаситель иметь не может, ибо у Него не было отца по плоти.
В самом Евангелии не дается никаких пояснений в каком родстве находятся "братья
Иисуса", хотя некоторые из них даже упоминаются по именам: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Матф. 13, 54-56). Много писалось о "братьях Господних", много предлагалось решений и теорий, но все они имели в себе противоречия и неточности.
Если эти "братья" Господа являются в буквальном смысле, т. е. действительными родственниками по плоти, то тогда они могут доводиться Спасителю троюродными братьями: Ап. Матфей называет матерью их Марию Иаковлеву (она же и Клеопова), которая, как говорят исследователи, является двоюродною сестрою Пресвятой Марии. Ап. Иоанн так и называет ее "сестрою Матери Его" (19, 25).
Но эти "братья" Господа могут быть и мнимыми "сводными" братьями по мнимому отцу
Иосифу Обручнику, т. е. они могли быть сыновьями Св. Иосифа, от его первого брака,
(т. е. от его действительного брака, бывшего раньше, до обручения его Пресвятой Деве Марии). В этом нет ничего удивительного, так напр. Ап. Марк родословную Спасителя ведет по линии Иосифа Обручника, согласно еврейским законам. На это также могут указывать и слова иудеев, сказанные о Спасителе: "Откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?" (Матф. 13, 54-56). Указание, подходящее к такому положению, есть и у Ап. Иоанна: "Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда (из Галилеи, из дома Своего) и пройди в Иудею, чтоб и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь" (7, 3). Известно также, что указание на то, что "братья" Господа есть дети Иосифа от его первого брака есть самое древнее предание.
Это древнее продаже не имело бы никаких возражений, если бы Ап. Матфей не упомянул, что матерью Иакова и Иосии была Мария, которую Ап. Иоанн называет Марией Клеоповой, сестрою Матери Его (Матф. 27, 56; Иоан. 19, 25); поэтому некоторые исследователи приходят к заключению, что "братья" Господа были Ему троюродными братьями по плоти.
Но, так как Св. Православная Церковь не отвергает вышеуказанное древнее предание, то мы считаем необходимым сказать о нем.
В "Житиях Святых" (Четьи-Минеи) на 26 декабря говорится, что св. Иосиф Обручник был сыном Иакова. Иаков же был сыном Матфата. Но Иаков был женат, по закону ужичества, на жене своего брата Илия, который умер бездетным. Закон ужичествапредписывал, что если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и "восставит семя (потомство) брату своему" (Второз. 25, 5-6). По этому закону Иосиф был сыном Илии, хотя по природе он был сыном Иакова. Вот почему Св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, называл отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: "Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов..." (Лук. 3, 23).
Церковное предание указывает, что Св. Иосиф имел жену и детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя Св. Ипполиту, передает, что Св. Иосиф женился на Саломии; но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа; эта была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а эта была дочь Аггея, брата Захарии, отца Предтечи.
Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию
Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду,
Иосию, и двух дочерей, Есфирь и Фомарь, или, как говорят другие, - Марфу; а синаксарь
(церковное поучение в богослужебных книгах, поясняющее празднуемое событие) Недели Мироносиц присовокупляет еще и третью дочь, именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта; но та Мария, как кажется, то же лицо, что и Марфа и Фамарь (в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и Св. Фамарь, под именем Тамары). Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, - во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей.
По кончине же жены своей Саломии, Иосиф жил в вдовстве продолжительное время, проводя дни свои в чистоте.
Во Св. Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: "Иосиф же, муж Ее, праведен сый"... (Матф. 1, 19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцев и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была такая честь, - сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине он был достоин такой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего Девства. И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и как своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который явился ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу, добывая Им пропитание от трудов рук своих. Скончался Св. Иосиф ста десяти лет.
Исцеление слепорожденного
Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного).
Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей.
Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: "Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?"
Иисус Христос ответил: "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии".
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому.
Потом Спаситель сказал слепому: "пойди, умойся в купальне Силоам (такназывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит "посланный").
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим.
Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: "не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?"
Одни говорили: "это он". Другие говорили: "только похож на него". Сам же он говорил: "это я, тот самый, который был слеп".
Тогда все стали спрашивать его: "как же открылись у тебя глаза?"
Исцеленный ответил: "Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел".
Его спросили: "где этот Человек?"
Исцеленный ответил: "не знаю".
Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его.
Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел.
Исцеленный сказал им: "брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу".
Некоторые же из фарисеев стали говорить: "не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы".
Другие же говорили: "как может человек грешный творить такие чудеса?"
И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: "ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?"
Исцеленный же сказал им: "Это Пророк".
Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: "это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?"
Родители исцеленного отвечали им: "мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет".
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за ХристаМессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.
Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: "Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)".
Исцеленный же сказал им: "грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу".
Фарисеи стали снова спрашивать его: "что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?"
Исцеленный ответил: "Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?"
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: "ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он".
Тогда исцеленный сказал им в ответ: "это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего".
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: "во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?"
И выгнали его вон.
Иисус Христос, услышав, что исцеленного фарисеи выгнали вон, нашел его и сказал ему:
"ты веруешь ли в Сына Божия?"
Исцеленный спросил: "а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?" Иисус Христос сказал ему: "и видел ты Его, и Он говорит с тобою".
Тогда исцеленный с великою радостью сказал: "верую, Господи!" и поклонился Ему.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Иоанна, гл. 9, 1-38.
Притча о неразумном богаче
Иисус Христос учил: "смотрите, берегитесь любостяжания, (т. е. берегитесь любить приобретать богатство, берегитесь пристрастия к богатству), ибо жизнь человека не зависит от избытка его имения.
А чтобы люди лучше поняли это, Господь сказал притчу о неразумном богаче.
У одного богатого человека был хороший урожай в поле. И он стал рассуждать сам с собою: "что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих". И, решив, сказал: "вот что сделаю: сломаю житницы мои, и построю новые большие прежних, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе своей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь, пей и веселись!"
Но Бог сказал ему: "безумный! В эту ночь душу твою возьмут у тебя (т. е. ты умрешь); кому же достанется то, что ты заготовил?"
Окончив эту притчу, Господь сказал: "так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет", т. е. так должно случиться с каждым человеком, который собирает богатство только для себя, для своих удобств и удовольствий, а не для Бога, т. е. не для добрых, угодных Богу дел - не помогает ближним и не облегчает их страдания. Придет смерть к человеку, и земное богатство его не принесет душе его на том свете, в будущей жизни, никакой пользы.
"Поэтому говорю вам" - сказал Спаситель, "не заботьтесь (чрезмерно) о том, что вам есть, что пить и во что одеваться. Душа больше пищи, и тело - одежды. Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам", т. е. прежде всего заботьтесь о спасении души вашей исполнением заповедей Божиих, - проявляйте милосердие к ближним, сделайте душу свою праведною, достойною быть в Царстве Божием. Тогда все остальное, все, что требуется для тела вашего, для жизни земной, Господь пошлет вам.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 12, 15-31.
Дарование молитвы ученикам
Однажды, когда Иисус Христос молился и окончил Свою молитву, один из учеников сказал Ему: "Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих".
Иисус Христос сказал им: когда молитесь, говорите так: Отче(Отец)наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день. И прости нам долги(грехи)наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 1, 1-4; от Матфея, гл. 6, 9-13.