Беседа о четвертом дне творения
За образованием земли следует устройство светил небесных. И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной... И увидел Бог, что это хорошо. И быль вечерь, и было утро: день четвертый(1, 14-19).
Творческое повеление: да будут светила, очевидно равнозначительно прежним повелениям Творца: да будет свет... да соберется вода, и как там разумеется не первоначальное творение, а творческое образование предметов, так и здесь надобно разуметь не новое создание, а только полное образование тел небесных.
Как нужно представлять происхождение светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила небесные существовали уже и до четвертого дня; они-то и были та вода над твердью, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй день творения. В четвертый же день некоторые из этих Тел были так устроены, что первозданный свет сосредоточился в них в высшей степени, и стал напряженнейшим образом действовать -- это самосветящиеся тела, или светила в собственном смысле, таково, напр., солнце, и неподвижные звезды. Другие же из темных шарообразных тел так и остались темными, но приспособлены Создателем к отражению полившегося на них света от других светил, - это светила в несобственном смысле, или так называемый планеты, блестящие заимствованным светом, напр., Луна, Юпитер, Сатурн и прочие планеты.
В пятый "день" мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились в воде слизняки, насекомые, пресмыкающиеся и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы.
Беседа о пятом дне творения
В пятый день созданы животные, живущие в воде и летающие в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И стало так. И сотворил Бог рыб больших... И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый. (1, 20-23).
Творческое повеление Божие, конечно, образует эти виды тварей из стихий земных; но как везде, так и здесь, даже здесь больше, чем в предыдущих случаях. Ему, а не стихиям вещественным, принадлежит образовательная сила: потому что, с образованием животных, в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа.
Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в собственность их ту силу, чрез которую они получили бытие свое, т. е. дает им способность производить от себя новые существа, каждый по роду своему.
Подробнее творческое действие пятого дня можно представить себе предположительно в следующем виде:
Небо украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность, но не было еще на земле живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, т. к. воздух был насыщен вредными испарениями, которые могли способствовать лишь царству растительному. Атмосфера содержала в себе еще столько посторонних примесей, и по преимуществу угольной кислоты, что еще невозможно было существование животной жизни. Нужно было очистить атмосферу от вредных для жизни примесей. Задачу эту и исполнила гигантская растительность под влиянием заблиставшего в четвертый день солнца. Угольная кислота составляет один из существеннейших элементов растительной жизни, и так как ею была насыщена атмосфера, то созданная растительность быстро и грандиозно стала развиваться, поглощая угольную кислоту и очищая от нее атмосферу. Громаднейшие каменноугольные залежи суть не что иное, как та же атмосферическая угольная кислота, превращенная процессом растительности в твердое тело. Так совершилось очищение атмосферы и, когда подготовились условия для существования животной жизни, она не замедлила явиться в силу нового творческого акта.
"И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной". В силу этого Божественного веления совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущее дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества - из ничего.
Тут создавалась "душа живая", вводилось нечто такое, чего не было в существующем первобытном веществе, и действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара - творить из ничего. "И сотворил Бог рыб больших, и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее".
Новейшие геологические исследования разъясняют и дополняют это краткое повествование бытописателя.
Спускаясь в глубь земных наслоений, геологи достигают такого слоя, в котором впервые появляется "душа живая". Этот слой, следовательно, колыбель животной жизни, и в нем встречаются простейшие животные организмы.
Самая древняя "душа живая", какая только известна геологии, есть, так называемый, Эозоон канадский, найденный в самых нижних наслоениях, так называемого, Лаврентийского периода. Затем появляются кораллы и инфузории, а также ракообразные организмы различных пород, а еще выше выступают исполины пресмыкающиеся чудовища и ящерицы. Из них особенно известны ихтиозавр, гилеозавр, плезиозавр и птеродактиль. Все они поражают своими исполинскими размерами.
Ихтиозавр имел до 40 футов длины, с видом ящерицы, с головой дельфина, с зубами крокодила и хвост снабжен кожистым рыбьим плавником. Гилеозавр имел до трех саженей в рост и представлял страшный вид ящерицы. Плезиозавр имел вид гигантской черепахи с длинною шеею в 20 футов, с маленькой змеиной головой и жалом в 6 футов длины. Птеродактиль - был как бы летающий дракон, с крыльями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, - вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров. Некоторые из этих чудовищ встречаются еще и теперь, но только теперешние представители их - ничтожные карлики в сравнении со своими предками. Так ослабла производительная сила стареющей земли!
"И увидел Бог, что это хорошо! И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечерь, и было утро: день пятый".
В шестой "день" мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека - мужчину и женщину, по образу и подобию Своему, то есть по духу похожими на Себя.
Закончив сотворением человека создание всего видимого мира, Бог увидел, что все, что Он создал - весьма хорошо.