История разделения Царства Соломона на Израиль и Иудею
Личность Иеровоама, не раскрывется полностью как в случае Давида и Соломона, но его нравственно-религиозный уровень достаточно ясен.
3 Цар 11:26-40 И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, - имя матери его вдовы: Церуа, - раб Соломонов, поднял руку на царя.
27 И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего.
28 Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова.
29 В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нем была новая одежда. На поле их было только двое.
30 И взял Ахия новую одежду, которая была на нем, и разодрал ее на двенадцать частей,
31 и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен,
32 а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых.
33 Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его.
34 Я не беру всего царства из руки его, но Я оставлю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои;
35 но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен;
36 а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицем Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего.
37 Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царем над Израилем;
38 и если будешь соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твердый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля;
39 и смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни.
40 Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой.
Иеровоам был из колена Ефремова. Он отличался деловыми качествами, был хорошим организатором. Соответственно пряовил себя и был поставлен на руководящую роль над работниками из колена Ефрема. После духовного падения Соломона, Ахея из Силома предсказал ему царство.
Как мы знаем из других мест это пророчество должно было случиться после смерти Соломона, и Иеровоам видимо это знал. Надо правильно понимать здесь мягкие уклончивые выражения: «поднял руку на царя», не значит, что хотел его ударить, но в смысле, что совершил покушение на царя, желая ускорить пророчество. Сразу проявил себя отрицательно, не так как Давид, который много раз имел возможность убить Саула, но не делал этого.
Спасается бегством, к Фараону Шешонк (Сусаким). Этот Фараон был противником Соломона, женой его была дочь предыдущей династии. Уже при Иеровоаме он совершает поход на Иерусалим. До смерти Соломона И. отсиживается в Египте. После смерти Соломона вернулся в Иерусалим, в Израиль.
Как видим, обетования ему были даны условно, чтобы его дом и его праление было утверждено на века, он должен находиться на должной высоте в религиозном и нравственном отношении. Он на такой высоте не находился. Если говорить не с религиозной точки зрения, а политической, взлет был основан на моментальной популярности в народе и на неопытности Ровоама и его личном высокомерии. Ровоам не препринял никаких мер для достижения своего авторитета в народе, результат разделение Израиля. Неверие в обетование Божие, Иеровоам не пошел тем путем указанным Богом, путем хранения верности Богу. Он пошел совершенно противоположным путем, устроил в Израильском Царстве полуязычество или фактическое язычество, т.е. при признание закона Моисеева организовал поклонение тельцам. Организовал неумело, непродуманно. Неуемное, безумное желание сделать свое государство во всем отличное от Иудеи и Царство Соломона, сделал не одно святилище, а два на севере (Вифеле, на границе с язычниками) и на юге (Дане, на границе с Иудеей), не в столице. Проявил себя не дальновидно, следствием разобщенность в Израильском царстве, нет единого центра религиозной и политической жизни. Получалось 3 жизненноважных центра, политическая столица Сихем (далее Самария), и две религиозных столицы. То, что создано Иеровоамом, подтачивало единство Израиля, его могущество, предопределило многократные дворцовые перевороты и гибель династии самого Иеровоама.
Наличие языческих капищ в Иерусалиме (религиозное разделение) символизирует уже внутреннюю болезнь общества, внутреннее разделение, которое уже было в обществе и ослабление военного могущества в царстве. Самое, пожалуй, значимое событие – это отделение сирийцев. К концу правления Соломона обострились уже отношения и с Египтом. Египет совершенно явно занимал недружескую позицию по отношению к Соломону, потому что фараон стал давать приют противникам Соломона. Эти противники были – некто Адет (11,14) из царского рода и Иеровоам из колена Ефремова.
11,26-40. Т.е.сначала Иеровоам поднял руку на Соломона, т.е.совершил покушение. Хронологически надо начинать с того, что пророк Ахия предсказывает ему царство, отдает ему 10 колен после смерти Соломона и обещает утвердить его дом в случае верности Богу.
Во-первых, сразу совершил покушение на Соломона, тот хотел казнить его, и он спасся бегством в Египет. Во-вторых, Иеровоам ввел у себя в царстве культ тельцов, т.е.не сохранил верности Богу.
Что характерно для каждого из этих царств. Во-первых, для северного израильского царства – большая территория, чем у южного, красивые плодородные земли, красивая природа, но в то же время слабое политическое обустройство, постоянные дворцовые перевороты, частые внутренние междоусобицы. Никто из царей не сохранил верности Богу. Все придерживались культа тельцов, все были язычниками. Судя по книге пророка Осии, была низкая нравственность, идолопоклонство процветало.
Что касается Иудейского царства. Территория была меньше, там и пустыня, и земли куда менее плодородные, но были здесь свои преимущества – духовного порядка. Это Святилище, храм, который объединял всех израильтян, хранивших верность Богу. И священство, и все остальное, что с этим связано. Храм был духовным стержнем. В период Иеровоама, установления культа тельцов и последующие периоды многие израильтяне, особенно левиты, переселились в Иудею, чтобы хранить верность Богу. Т.о., Иудейское царство, будучи меньше по территории, было куда более сплоченным. И оно просуществовало с момента отделения на 125 лет больше израильского. Прекратило свое существование в 597 г, т.е.до вавилонского плена, пережила сирийское могущество. Израильское же – прекратилось в 722 г.
586 г. - царь Седекия уже полный вассал Вавилона, вновь поднимает восстание, тоже отказывается подчиняться Вавилону, нарушает клятву, крую дал Навуходоносору. Здесь уже крайние меры – переселение народа.
4 Цар.17 – постоянные дворцовые перевороты в северном израильском царстве. На чем это основано? В это время Израиль – полный вассал Ассирии. Понятно, чтобы отделиться от Ассирии. С этим связано и полное разрушение Самарии и переселение израильтян как крайняя и последняя мера. Т.е.переселение всегда является следствием постоянных восстаний.