История Новохеттского царства (14-13 в. до н.э.)

В начале XIV в-, до н. э. происходит возрождение Хеттского царства, связанной с деятельностью одного из самых выдаю­щихся хеттских царей Суппилулиумы, ис­кушенного дипломата, способного полко­водца, дальновидного политика. Умело ис­пользуя благоприятную международную си­туацию, сложившуюся в Передней Азии в связи с ослаблением могущества Еги­петского царства, касситского Вавилона, го­сударства Митанни, Суппилулиума наращи­вает военную мощь Хеттского царства. На вооружение хеттов были приняты легкие и быстроходные колесницы, запряженные лошадьми. На такой колеснице находилось три воина (возница, стрелок и щитоно­сец) — целый экипаж, который мог нанести большой урон строю вражеских воинов. Суппилулиума укрепил крепостными соору­жениями ряд хеттских городов, и прежде всего столицу Хаттусу. Первоначально он направил оружие против царства Арцава. Используя дипломатию, Суппилулиума пос­тавил под свой контроль сильное государст­во Киццувадна. Выдав замуж за царя Хайа-сы свою дочь, Суппилулиума закрепился на южных склонах Восточно-Понтийских гор и получил доступ в горный район, бо­гатый металлами, в том числе и железом.

Опираясь на эти успехи, Суппилулиума воспользовался^ ослаблением внешнеполи­тической активности-Ег-идха. во времена Эхнатона и активно вмещалсЛ-Амеждоусоб­ную борьбу мелких княжеств Восточного Средиземноморья. Хетты проникали на Средиземноморское побережье вплоть до устья Иордана, распространяя свое поли­тическое влияние на эти районы, ранее тяготевшие к Египту.

Венцом внешнеполитических успехов Суппилулиумы былсПТокорение Митанни, ' одного из самых опасных соперников хеттов в борьбе за гегемонию в Передней Азии. Сначала он захватил принадлежащие Ми­танни сирийские города и области: Халпу, Нухашше, Нию и Каркемиш. Каркемиш был колонизован хеттскими поселенцами, сильно укреплен и превратился в одну из главных крепостей Новохеттской державы. Управление им было передано хеттскому царевичу. Суппилулиума умело вмешался в борьбу за власть в Митанни, начавшуюся после смерти царя Тушратты, завладел всей страной и посадил на трон сына Тушратты Шаттивасу, который стал его зятем и за­висимым правителем. В результате напря­женной деятельности Суппилулиумы Хет­тское царство превратилось в могуществен­ную военную державу, простиравшуюся от бассейна Чороха и Аракса до Южной Па­лестины и от берегов Галиса до границ Ассирии и Вавилонии.

При втором преемнике Суппилулиу­мы — царе Мурсили II (ок. 1340 г.—1305 г. до н. э.) Хеттская держава еще более уси­ливается. Главные военные события в этот период развернулись в юго-западной части Малой Азии, где сложилась опасная коа­лиция во главе с традиционным против­ником хеттов — царством Арцава. Хеттам удалось ослабить коалицию и привлечь на свою сторону правителей Южной Фригии и Ликии, а также город Милаванда (Мила-ват, позднейший Милет). Однако в целом она оставалась весьма сильным соперником. Решительное сражение между войсками ар-цавской коалиции и хеттами произошло у города Вальмы в Южной Фригии. Войс­ко Арцавы было разбито. Царь Арцавы и его наследник бежали в соседнее царство Аххиява, а хеттские войска захватили го­род Апасу (позднейший Эфес) и вышли к берегам Эгейского моря. Арцава попала в зависимость от хеттского царя. Большая часть Малой Азии перешла под власть хет­тов. Это был апогей военного могущества великой Хеттской державы.

Однако уже в кони$ правления Мур­сили II внешнеполитическая обстановка в Передней Азии осложнилась. При воинст­венных фараонах XIX династии Сети I и особенно при Рамсесе II Египет укрепил свое военно-политическое могущество и на­чал серию войн за возвращение областей Восточного Средиземноморья. Вспыхнула ожесточенная борьба двух великих держав того времени — Египетской империи и Хет­тской державы — за преобладание в Перед­ней Азии. Одно из решительных сражений произошло при Кадеше, в 1296 г. до н". э., где египетская армия во главе с фараоном Рамсесом II потерпела поражение, а самому фараону с большим трудом удалось спас­тись и увести остатки своей армии в Еги­пет. Рамсес II учел уроки своего пораже­ния, вновь собрал значительную армию и, используя ее силу и свое дипломатическое искусство, начал постепенно вытеснять хет­тов из Восточного Средиземноморья. За­висимые от хеттов мелкие княжества Па­лестины и Сирии стали проявлять сепа­ратизм и были не прочь опять перейти на сторону Египта. К тому же осложнялась политическая обстановка в самом Хеттском царстве. После смерти царя престолом на­сильственно завладел его младший брат Хаттусили III, отстранивший от власти своего племянника. Чувствуя непрочность своего положения, Хаттусили III не мог вести решительную борьбу с Египтом. К тому же на юго-восточных границах Хет­тского царства стала усиливаться Ассирия, угрожая владениям хеттов в северной части Восточного Средиземноморья.

В связи с этим между Египтом и Хет­тским царством наметилось сближение, за­кончившееся заключением мирного догово­ра (1280 г. до н. э.). Согласно договору, большая часть Сирии и Северная Финикия стали зоной хеттского влияния, а Палес­тина и Южная Финикия — египетского. Стороны обязались выдавать перебежчиков, поддерживать друг друга военными силами против внутренних и внешних врагов. Еги­пет стал снабжать Хеттское царство хлебом, а хетты ввозили в Египет железо, серебро, строевой лес. Договор был скреплен динас­тическим браком: дочь хеттского царя стала женой Рамсеса II.

Теперь Хаттусили III смог выступить против Ассирии. Попытка остановить асси­рийское продвижение с помощью вавилонян не удалась. Ассирийцы разбили вавилонян, захватили Митанни и дошли до Каркемиша. Хаттусили III с большим трудом сдержи­вал их натиск. Его преемники продолжали активную политику лишь на западе, а на юге и востоке ограничивались оборонитель­ными действиями.

Воспользовавшись тем, чти i реки раз­громили Троянское царство (вторая поло­вина XIII в. до н. э.), хетты захватили Троаду и разрушили Сарды. Однако этот успех, как оказалось, стал последним прояв­лением хеттского могущества. В конце _ХШ _в. до н. э. создалась мощная коалиция народов моря с побережья и островов Эгейского моря), отличающихся пестрым этническим соста­вом, но говоривших на индоевропейских языках. Как смерч, они обрушились^ на государства Передней Азии. Египту с боль­шим трудом удалось отразить их нападение. Но Хеттское царство не выстояло. «Наро-ды~моря» разгромили хеттские войска, не помогли и знаменитые хеттские колесницы. Столица Хаттуса была взята штурмом, под­верглась полному разорению, а Хеттская держава навсегда прекратила свое сущест­вование (около 1140 г. до н. 3.).jia месте рухнувш'ёи^Хёттской державы в XII — VIII вв. до н. э. существовал ряд мелких госу­дарств, сохранявших хеттские традиции и культуру. Наиболее процветающими^ из них были Табал и Хатти со столицей в Кар-кемишё. К концу VIII в. до н. э. большая часть этих государств оказывается в руках Ассирии. Хеттские языки и хеттская пись­менность исчезают, а само название хеттов забывается.

Хеттская культура

Хеттское государство, сложившееся как крупная держава в эпоху, когда древние цивилизации Египта и Месопотамии уже об­ладали устойчивой культурной традицией, испытало определенное культурное воздейс­твие этих высокоразвитых центров. Доволь­но сильным было и хурритское влияние.

Правда, в религии хеттов заметно выс­тупают черты этнического своеобразия. Встречается упоминание о тысяче богов и богинь Хеттской страны, хотя практическое значение имело почитание ограниченного числа небожителей. Так, верховным покро­вителем столичной Хаттусыбыл бог грозы. Наряду с ним почитался и хурритский бог Тесуб, также считавшийся богом грозы. Он изображался с пучком молний и боевым топором в руках, являясь одновременно и богом войны. В Хаттусе почиталась также богиня солнца, считавшаяся супругой бога грозы; упоминается и божество солнца муж­ского рода. Были популярны различные боги плодородия, в первую очередь Телепин, напоминавший египетского Осириса и шу­мерского Думузи; с ним связывались пред­ставления о смене времен года. Местным киликийским богом плодородия был Сан-дан, изображавшийся с огромной кистью спелого винограда,— в какой-то мере про­образ греческого бога виноделия Диониса. Супругой бцга плодородия была богиня-мать Ма, которая нередко называлась ак­кадским именем Иштар. Известен также бог

ворот Ariyjijiyjm, возможно, ставший прооб­разом греческого Аполлона. Большую роль играл культ священных быка, льва и других животных и птиц. Постепенно происходила известная унификация религиозных предс­тавлений, создавался единый пантеон богов. С усилением царской власти храмы и жре­ческие коллегии все более попадали под ее контроль, царь стал отождествляться с солнечным богом.

Среди сохранившихся хеттских пись­менных произведений весьма интересны подробные и развернутые царские «автобиографии, скорее всего составлявшиеся не самими царями, а придворными писцами. В них есть яркие эмоциональные образы отмечены глубокие переживания и прово­дится своеобразная этическая концепция. Так, в детальной «автобиографии» Хаттуси-ли III делается попытка оправдать отстра­нение от власти племянника, ссылаясь на его коварство и неблагодарность (мораль­ный момент), а также на волю богини Иштар (религиозное обоснование). J8 хет­тских летописях делались попытки разде-"лить историю~страньГ]н|Г три периода. Об­разованная хеттская верхушка интересо­валась прошлым не только своей страны. В хеттских архивах сохранились литератур­ные произведения, повествующие, напри­мер, о событиях из истории Аккада.

Распространение в Хеттском царстве (в связи с развитием давних историчес­ких связей, например с Месопотамией) чу­жеземных языков вызвало необходимость в соответствующих пособиях: имелись трехъязычные, шумеро-вавилоно-хеттские словари. Известен_замечательныи_учебник по коневодству, составленный главным ко-"нюшенным хеттского царя митаннийцем Киккули.

Хеттское государство, будучи прежде всего военной державой, усиленно заботи­лось о развитии фортификации. Характер­ной особенностью укреплений хеттских го­родов было наличие двойных-стед. В Хат-тусе был воздвигнут еще дополнительный вал, облицованный камнем. Стены соору­жались из огромных каменных блоков, тща­тельно подогнанных друг к другу. К ус­лугам царя и его приближенных в городе было четыре дворца, причем в «нижнем дворце» имелось специальное святилище. Хеттские статуи и рельефы, подобно хур-ритским, отличались некоторой массивнос­тью и тяжеловесностью, своего рода мону­ментальностью, давящей на зрителя. Для примера можно назвать скальные рельефы Язылы-Кая неподалеку от Богазкёя, где изображены две встречные процессии муж­ских и женских фигур, стоящих на зверях и птицах. Обе процессии возглавляются бо­гом и богиней, видимо, вступающими в священный брак. В целом для хеттской культуры характерна рациональная дело­витость, несколько прагматическая ориен­тация на главные нужды монархии, в кото­рой успехи на поле брани и возвеличение царской власти составляли основные заботы.

Наши рекомендации