Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.

1-е Тимофею 6:11

Одно из важнейших качеств характера духовного руково­дителя — мудрость, умение безошибочно определить, когда необходимо противостать искушениям, а когда — избегать их. Например, Павел писал Тимофею: «Юношеских похотей убе­гай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призываю­щими Господа от чистого сердца»(2-е Тимофею 2:22). Здесь не сказано противостать похотям, необходимо убегать от них. Мы должны быть мудрыми и чувствительными, как Тимофей.

Руководителю придется много общаться с людьми, но он не должен зависеть от них. Близкие взаимоотношения, как правило, приводят к тому, что люди начинают контролировать вас. Этого нельзя допустить, потому что тогда вы будете дви­жимы только своими чувствами, а не духом, и будете служить не Богу, а человеку. Любите всех братьев и сестер в церкви, но старайтесь вести себя так, чтобы никому из них не отдавать предпочтения.

Итак, руководитель должен быть усердным и добросовест­ным, искренним, верным, преданным Богу и своему призва­нию, бескомпромиссным, мужественным воином Иисуса Христа, примером для всех людей.

...Да будет совершен Божий человек, ко всякому добро­му делу приготовлен.

1-е Тимофею 3:17

Я молюсь о том, чтобы, независимо от возраста, вы были достойны звания «духовный руководитель», как был его досто­ин служитель Божий, истинный ученик Иисуса Христа - Тимофей.

Глава 9

Если вы уверены в своем призвании и с честью исполняете Божью волю, то Бог даст вам силу перенести все испытания и быть успешными и счастливыми даже тогда, когда вам будет казаться, что весь мир против вас.

Руководство на примере служения Павла

В посланиях к Коринфянам апостол Павел обращается к Коринфской церкви. Если вы внимательно читали эти по­слания, то, наверное, заметили, что в Первом послании Павел учит преимущественно об организации и порядке в церкви, а во Втором послании говорится о личных качествах духовного руководителя и о тех требованиях, которые он предъявлял к лидерам.

Руководителю необходимо знать свое призвание, конкрет­ные цели и задачи, которые он должен исполнить на данном этапе своего служения. Павел знал, что призван быть апосто­лом. Во многих посланиях (к Римлянам, Ефесянам, Галатам, Колоссянам) он пишет: «...волею Божиею Апостол Иисуса Христа»,тем самым делая акцент на призвании, которое ис­полняет. Павел по праву называет себя апостолом, так как к этому времени он уже приступил к осуществлению своего призвания и основал много церквей.

Какое положение в церкви занимаете вы? К чему вы при­званы? Вы должны знать свое предназначение и цель, иначе не сможете двигаться в правильном направлении и не испол­ните призвания.

Например, если водитель сядет за руль автобуса и поедет, не зная конечного пункта назначения, то он будет долго ез­дить по городу и в конце концов остановится посреди дороги. Он не достигнет цели, так как не знает ее.

Однако кроме знания цели необходимо знать, что конкрет­но Бог ожидает от вас сегодня, на данном этапе, чтобы планировать свое служение на ближайшее время. Пока вы не осилите «маленькое» задание, Бог не доверит вам «большое».

Когда я стал верующим, Бог сказал мне, что мое призва­ние - служение апостола. Я понимал, что не стану апостолом сразу — это конечная цель, наивысшая стадия моего служения, для достижения которой необходима подготовка. Я молился, и Бог дал мне видение — основать в Украине многотысячную церковь с целью подготовки миссионеров для служения во многих странах мира. Только после осуществления этого виде­ния я смогу приступить к исполнению своего основного призвания.

Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести на­шей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.

2-е Коринфянам 1:12

Бог требует от каждого лидера чести и достоинства. Наи­высшая похвала для Павла — свидетельство доброй совести. Впослании к Тимофею сказано: «Благодарю Бога, Которому слу­жу от прародителей с чистою совестью...»(2-е Тимофею 1:3). Павел хвалился только Господом и тем, что получил от Него. Он «ходил» правильно перед Богом и поэтому без ложного стеснения хвалился этим.

Во время учебы в университете на моем курсе, кроме меня, было еще пятеро отличников, и мы всегда соревновались в успеваемости. Мои «соперники», несмотря на свои знания, на экзаменах пользовались шпаргалками (как, впрочем, и боль­шинство студентов). Однажды мне стало досадно: сидишь за книгами дни и ночи, учишь, стараешься, переживаешь, — а у них все так просто и легко! И, честно признаться, был момент, когда у меня было сильное искушение последовать их приме­ру. Но я тогда уже был верующим и знал, что обманывать грешно. Я просил, чтобы Бог дал мне силу противостать этому искушению, и в течение всех лет учебы я сдавал экзамены на «отлично» без всяких шпаргалок. Я был честен, не уронил свое достоинство и теперь, когда меня спрашивают, как я учился, — с чистой совестью отвечаю, что по окончании уни­верситета получил диплом с отличием.

Духовный руководитель должен иметь достоинство и честь, хорошую репутацию и незапятнанную совесть, чтобы служить «...в простоте и богоугодной искренности»(2-е Коринфянам 1:12). Что значит богоугодная искренность? Истинный руко­водитель ничего не делает напоказ, с целью заслужить одобре­ние других людей или продемонстрировать свое превосходст­во. Он желает угодить Богу, «дабы послужить к похвале славы Его»(Ефесянам 1:12). Зная, что Бог видит все его дела, он ожидает похвалы и вознаграждения не от людей, а от Бога.

Вы всегда должны помнить, что Богу известны не только ваши дела, но даже мысли и намерения.

Однажды во время служения Бог обратил мое внимание на то, как некоторые люди делают пожертвования: имеющие одну-две гривни, стараются положить их незаметно, а некото­рые из тех, кто побогаче, долго достают из портмоне свои дол­лары и медленно опускают их в ящик, чтобы их щедрое дая­ние успели увидеть другие. Это нельзя назвать богоугодной искренностью. Эти люди забыли о том, что Бог всегда видит их, знает намерения их сердец и помышления.

Как и апостол Павел, руководитель обязан всегда быть искренним перед Богом. Он не должен зависеть от мнения людей. Не старайтесь руководить, полагаясь на мирскую муд­рость, свое собственное разумение и способности — полагай­тесь на мудрость Божью и будьте послушны Святому Духу.

Наши рекомендации