Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
1-е Тимофею 6:11
Одно из важнейших качеств характера духовного руководителя — мудрость, умение безошибочно определить, когда необходимо противостать искушениям, а когда — избегать их. Например, Павел писал Тимофею: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца»(2-е Тимофею 2:22). Здесь не сказано противостать похотям, необходимо убегать от них. Мы должны быть мудрыми и чувствительными, как Тимофей.
Руководителю придется много общаться с людьми, но он не должен зависеть от них. Близкие взаимоотношения, как правило, приводят к тому, что люди начинают контролировать вас. Этого нельзя допустить, потому что тогда вы будете движимы только своими чувствами, а не духом, и будете служить не Богу, а человеку. Любите всех братьев и сестер в церкви, но старайтесь вести себя так, чтобы никому из них не отдавать предпочтения.
Итак, руководитель должен быть усердным и добросовестным, искренним, верным, преданным Богу и своему призванию, бескомпромиссным, мужественным воином Иисуса Христа, примером для всех людей.
...Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
1-е Тимофею 3:17
Я молюсь о том, чтобы, независимо от возраста, вы были достойны звания «духовный руководитель», как был его достоин служитель Божий, истинный ученик Иисуса Христа - Тимофей.
Глава 9
Если вы уверены в своем призвании и с честью исполняете Божью волю, то Бог даст вам силу перенести все испытания и быть успешными и счастливыми даже тогда, когда вам будет казаться, что весь мир против вас.
Руководство на примере служения Павла
В посланиях к Коринфянам апостол Павел обращается к Коринфской церкви. Если вы внимательно читали эти послания, то, наверное, заметили, что в Первом послании Павел учит преимущественно об организации и порядке в церкви, а во Втором послании говорится о личных качествах духовного руководителя и о тех требованиях, которые он предъявлял к лидерам.
Руководителю необходимо знать свое призвание, конкретные цели и задачи, которые он должен исполнить на данном этапе своего служения. Павел знал, что призван быть апостолом. Во многих посланиях (к Римлянам, Ефесянам, Галатам, Колоссянам) он пишет: «...волею Божиею Апостол Иисуса Христа»,тем самым делая акцент на призвании, которое исполняет. Павел по праву называет себя апостолом, так как к этому времени он уже приступил к осуществлению своего призвания и основал много церквей.
Какое положение в церкви занимаете вы? К чему вы призваны? Вы должны знать свое предназначение и цель, иначе не сможете двигаться в правильном направлении и не исполните призвания.
Например, если водитель сядет за руль автобуса и поедет, не зная конечного пункта назначения, то он будет долго ездить по городу и в конце концов остановится посреди дороги. Он не достигнет цели, так как не знает ее.
Однако кроме знания цели необходимо знать, что конкретно Бог ожидает от вас сегодня, на данном этапе, чтобы планировать свое служение на ближайшее время. Пока вы не осилите «маленькое» задание, Бог не доверит вам «большое».
Когда я стал верующим, Бог сказал мне, что мое призвание - служение апостола. Я понимал, что не стану апостолом сразу — это конечная цель, наивысшая стадия моего служения, для достижения которой необходима подготовка. Я молился, и Бог дал мне видение — основать в Украине многотысячную церковь с целью подготовки миссионеров для служения во многих странах мира. Только после осуществления этого видения я смогу приступить к исполнению своего основного призвания.
Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
2-е Коринфянам 1:12
Бог требует от каждого лидера чести и достоинства. Наивысшая похвала для Павла — свидетельство доброй совести. Впослании к Тимофею сказано: «Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью...»(2-е Тимофею 1:3). Павел хвалился только Господом и тем, что получил от Него. Он «ходил» правильно перед Богом и поэтому без ложного стеснения хвалился этим.
Во время учебы в университете на моем курсе, кроме меня, было еще пятеро отличников, и мы всегда соревновались в успеваемости. Мои «соперники», несмотря на свои знания, на экзаменах пользовались шпаргалками (как, впрочем, и большинство студентов). Однажды мне стало досадно: сидишь за книгами дни и ночи, учишь, стараешься, переживаешь, — а у них все так просто и легко! И, честно признаться, был момент, когда у меня было сильное искушение последовать их примеру. Но я тогда уже был верующим и знал, что обманывать грешно. Я просил, чтобы Бог дал мне силу противостать этому искушению, и в течение всех лет учебы я сдавал экзамены на «отлично» без всяких шпаргалок. Я был честен, не уронил свое достоинство и теперь, когда меня спрашивают, как я учился, — с чистой совестью отвечаю, что по окончании университета получил диплом с отличием.
Духовный руководитель должен иметь достоинство и честь, хорошую репутацию и незапятнанную совесть, чтобы служить «...в простоте и богоугодной искренности»(2-е Коринфянам 1:12). Что значит богоугодная искренность? Истинный руководитель ничего не делает напоказ, с целью заслужить одобрение других людей или продемонстрировать свое превосходство. Он желает угодить Богу, «дабы послужить к похвале славы Его»(Ефесянам 1:12). Зная, что Бог видит все его дела, он ожидает похвалы и вознаграждения не от людей, а от Бога.
Вы всегда должны помнить, что Богу известны не только ваши дела, но даже мысли и намерения.
Однажды во время служения Бог обратил мое внимание на то, как некоторые люди делают пожертвования: имеющие одну-две гривни, стараются положить их незаметно, а некоторые из тех, кто побогаче, долго достают из портмоне свои доллары и медленно опускают их в ящик, чтобы их щедрое даяние успели увидеть другие. Это нельзя назвать богоугодной искренностью. Эти люди забыли о том, что Бог всегда видит их, знает намерения их сердец и помышления.
Как и апостол Павел, руководитель обязан всегда быть искренним перед Богом. Он не должен зависеть от мнения людей. Не старайтесь руководить, полагаясь на мирскую мудрость, свое собственное разумение и способности — полагайтесь на мудрость Божью и будьте послушны Святому Духу.