Глава 49. Пророческое благословение Иаковом 12-ти патриархов.
Ст. 3-4. Рувим лишается первородства за свой грех. Пророчество осуществилось после поселения Израиля в Ханаане. Еще в конце странствования колено Рувима с коленом Гада выбрало заиорданскую долину. Удел Рувима оказался таким образом на восточной стороне Мертвого моря, и колено поселилось на самом отшибе Земли Обетованной и осталось вне средоточия политической жизни Израиля.
Ст. 5-7. Симеон и Левий лишаются прав первородства за жестокость в Сихеме. Но колено Левия потом проявило религиозную ревность и получило священство. Левиты не имели собственного удела и жили среди других колен.
А колено Симеона получило удел внутри колена Иуды (Нав. 19. 1, 9). Его удел был недостаточным, и колено Симеона вынуждено было искать новые пастбища, участки земли и скоро расселилось по различным колена и землям (1 Пар. 4. 38-43).
Ст. 8-12. Права первородства передаются Иуде. Его колено стояло во главе израильских колен. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Эти слова исполнились главным образом на Давиде. Именно ему в Хевроне была выражена покорность колен (2 Цар. 5. 1-3). Именно он одержал наиболее яркие победы и вывел Израиль на верх военного могущества.
Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? – эти слова исполнились на Соломоне, правление которого было мирным, и в период которого царство наслаждалось миром и необычайным богатством.
Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. В то время, как в других государствах имели место государственные перевороты, в том числе в северном Израильском царстве, в Иудее было преемство престолонаследия, которое не мог прервать даже поступок Гофолии. После плена в определенный период во главе государства встали Маккавеи из левитов. Но все равно колено Иуды оставалось во главе, и лишь перед пришествием Христа в мир во главе государства был поставлен идумеянин Ирод Великий.
Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока. Эти слова показывают богатство удела Иуды.
Ст. 16-18. Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля. Эти слова исполнились на Самсоне.
Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи! Змей в Ветхом Завете – символ мудрости и символ коварства (вспомнить грехопадение). Эти слова перекликаются с первоевангелием. В 7‑й главе Апокалипсиса при перечислении 12‑ти колен Израиля колено Дана не упоминается. Все это вместе косвенно может указывать на то, что из колена Дана произойдет антихрист.
Ст. 19. См. карту расселения колен израильских. Колено Гада вместе с коленом Рувима поселилось к востоку от Иордана. К востоку от него жили злейшие враги Израиля – аммонитяне. По территории колена проходили самые оживленные караванные пути, которые в военное время превращались в военные дороги. В худшие времена колено Гада первым подвергалось нашествию врагов, но, как известно из истории, каждый раз ему с помощью Божьей удавалось освободиться от них.
Ст. 27. Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу. Хищный нрав колена Вениамина проявился в истории с наложницей левита. Из колена Вениамина происходил первый израильский царь Саул. Из него же происходил апостол Павел.
Иаков пожил всего сто сорок семь лет (Быт. 47. 28) и был похоронен в пещере Махпеле. Иосиф прожил 110 лет, был набальзамирован и погребен в Египте. Предвидя исход из Египта, он завещал вынести его кости, что и было исполнено (Исх. 13. 19). Потом он был похоронен в Сихеме (Нав. 24. 32).
1 Применительно к Православию надо иметь в виду, что часто ошибочно произносится фраза «каноны отлучают от причастия на ... лет». Каноны не отлучают от причастия. От причастия отлучает совершенный грех, а каноны лишь определяют оптимальный срок для покаяния.
[1] В этом отношении, правда не оправдываются слова архидиакона Стефана, говорившего, что Аврам переселился в Ханаан «по смерти отца его» (Деян. 7. 4). Библейская хронология показывает иное.
[2] Исаак родился, когда Сарре было 90 лет, а умерла Сарра в 127 лет (Быт. 23. 1).