Александрийская богословская школа.
Александрия – столица империи Александра Македонского, эллинистический город на севере Египта. Подробно о нем говорилось по теме «История Септуагинты». В период Римской империи Александрия потеряла статус столицы государства, но фактически приобрела статус культурной столицы Римской империи.
С античных времен здесь была своя философская школа, основанная на платоновском аллегорическом методе. С появлением христианства появилась школа оглашенных (катехуменов). Христианство принимали не только низшие слои населения, но и элита общества, его ученая часть. Происходит слияние античной философии с христианской верой. Философская школа перерастает в богословскую. И богословская школа переняла черты философской школы: в экзегетике – акцент на таинственный смысл, в христологии – на божество Иисуса Христа, в евангельском учении – на Евангелие от Иоанна. Крайность школы – ересь монофизитства.
Представители школы:
Из ересиархов – Евтихий, Диоскор.
Православные представители – святители Афанасий и Кирилл, Григорий чудотворец, Дидим слепец, Петр и Дионисий Александрийские.
Антиохийская богословская школа.
Антиохия – это столица империи Селевкидов, а в римский период один из культурных центров восточного средиземноморья. Здесь также в античности была своя философская школа, основанная на аристотелевском буквальном методе. С возникновением христианства проходили приблизительно такие же процессы, как в Александрии. Богословская школа носила черты философской. В экзегетике акцент на буквальный смысл Священного Писания, в христологии акцент на человеческую природу Христа, в евангельском учении делали акцент на синоптиках. Крайность этой школы – ереси арианства и несторианства. Из ересиархов надо упомянуть Ария и Нестория. Православные представители школы – святитель Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит и преподобный Ефрем Сирин.
Проблема авторства Пятокнижия.
По поводу авторства Пятокнижия написано много томов критической литературы. В семинарском курсе достаточно упомянуть основные пункты возражений против авторства Моисея и аргументы в его пользу.
1. Книга Второзакония заканчивается смертью Моисея.
2. В Пятокнижие Моисеевом ведется повествование от третьего лица, то есть повествуется о самом Моисее и его деяниях.
3. В книге Бытия (14. 14) упоминается город Дан. Наименование города Дан появилось не раньше конца периода Судий (17. 17-18). Книга Судей повествует о захвате и об обстоятельствах захвата коленом Дана этого города, который до этого назывался Лаисом.
1. Относительно первого пункта. Деление Закона на пять книг приписывается 70-ти толковникам. До них и еще долгое время после этого у евреев не существовало этого деления. Была единая книга Закона, которую писал сначала Моисей, а потом продолжал писать Иисус Навин (Нав. 24. 26). Поэтому по логике повествования 34-я глава Второзакония была присоединена к Пятокнижию. Фактически же она является первой главой книги Иисуса Навина.
2. По второму аргументу можно сказать, что от первого лица обращается только Бог. Где говорит Бог, там нет места обращению человека от первого лица. Поэтому Моисей писал от третьего лица.
Кроме того, надо правильно понимать авторство с библейской точки зрения. Если мы говорим об авторстве Моисея, то это не значит, что он сам записывал все в книгу Закона. Он был вождем народа. У него был свой штаб писцов, которые не только записывали его слова, но и описывали его действия.
4. Относительно третьего пункта. Само по себе такое упоминание не может говорить против авторства Моисея, это может говорить о каких-то позднейших редакциях, факт которых никто, видимо, отрицать не будет.
Кроме того, есть ряд данных, прямо или косвенно говорящих в пользу авторства Моисеева.
1. Исследователи считают, что первая глава книги Бытия написана в форме древнеегипетской поэмы, что выдает египетскую образованность Моисея.
2. Подробное описание событий, которое мог сделать только очевидец.
3. С точки зрения верующего человека самое важное – это свидетельство Самого Иисуса Христа (Мф. 8. 2; 19. 8 и др.).
Обзор жизни Моисея.
Моисей прожил 120 лет. Его жизнь можно разделить на три периода. Каждый из них по 40 лет.
1. Жизнь при дворце египетского фараона.
2. Жизнь в изгнании в земле Мадиамской.
3. Главенство над народом.
Жизнь любого праведника – это страдание. Моисей не исключение. Обычно делается акцент в жизнеописании Моисея о том, что он, живя при дворце египетского фараона, стал не вельможей, а вождем своего народа. Но это может быть не так удивительно. Более удивительно то, что Моисей в этой ситуации сохранил верность Богу, хотя евреи его периода были склонны к идолопоклонству. Изготовление золотого тельца явно свидетельствует об этом факте.
Глава 1
Быт. 1. 1-2
Берешит бара Элогим эт hа шамаим вэ эт hа арец.
Элогим – множественное число от Элоаh, являющегося производным от указательного местоимения эле – эти. Это слово указывает на проявления Бога в мире, которые объединяет явления мира. Элогим – Бог всего творения.
Глагол бара употребляется три раза, означает творение существующего из несуществующего (из ничего: Creatio ex nihilo). Другие глаголы означают творение существующего из существующего. Аса можно перевести как делание, иацар – формирование.
Решит – начало не временне (во времени) (тхила) и не отправная точка (коце). Решит – начаток, становление нового. Это новый поворот чего-то, новый путь. Это абсолютное начало мира. Можно также выводить из рош – некий центр всего, мозг. (здесь дать толкование блаженного Августина).
Шамаим – множественное число от указательного местоимения шам – там, указывает на все то, что вне пределов человеческой досягаемости.
Арец – от слова харац – вырезать. Это место, обитель существования, где все с величайшей скрупулезностью разделено, отграничено, выделено.
hа – определенный артикль, употребляется два раза, что указывает на различные типы творения. Небо и земля – два самостоятельных субъекта творения.
Эт – неопределенная частица, состоящая из двух букв – א (алеф) и ת (тав), первой и последней букв еврейского алфавита. Имеет тоже смысл, что и собирательный союз с, означает совмещенность, взаимосвязь творений.
Таким образом, в этой фразе речь идет о небе и о земле во всех их границах и проявлениях.
О небе речь больше не идет.
Вэ hа арец hайта тоhу ва воhу вэ хошэх аль пнэй теhом вэ руах Элоhим мерахефет аль пней hа маим.
Земля же была... hайта буквально означает не «была», а «стала». То есть в творении земля выразилась тем состоянием, которое описано тремя библейскими фразами: тоhу ва воhу, хошэх аль пнэй теhом и руах Элоhим мерахефет аль пней hа маим. Попытаемся разобраться в значении каждой из этих фраз.
Тоhу – состояние предельного неустройства, смятения, нестроения, даже хаоса. Это материал, из которого строится мир. Тоhу земли максимально приближено к тому «ничего», из которого Бог строил мир. Тоhу отгорожено, отделено от света, но и содержит в себе стремление к совершенствованию. Тоhу – хаос и тьма, но и потенция отстройки мира. Таким образом в мире изначально есть ущербность – хаос и тьма. Бог дает закон и порядок, то есть одолевает тоhу, этот хаос.
בּ – еврейская буква бет... Боhу – бо hу буквально переводится «в нем он». Это некоторая потенция, позволяющая осуществить замысел Божий. Тоhу ва воhу – то состояние, когда еще ничего нет, все в потенции, неосуществленности, на стадии становления, но раньше осуществления этого становления.
Теhом обычно переводится как бездна, что не совсем точно. Теhом – производное от тоhу, это некая материализация тоhу. В конце слова стоит буква мем – намек на маим – воду, то есть пучина, наполненная первозданным паром с воздухом.
Аль пнэй – по лицу, часто имеет значение противодействия, противостояния, противоборства. Ср. Пс. 33: Лицe же гDне на творsщыz ѕл†z. Против теhом, имеющей тенденцию к совершенствованию, наложен хошэх, тьма. Хошэх (с философской точки зрения категория отрицательная, отсутствия) – нехватка света, тьма, что сдерживает рост и развитие. Здесь тьма (хошэх) выступает как реальная сила (для сравнения: близкое слово хозэк – сила). Это однако еще не дьявольская сила (такая ассоциация невольно возникает), хотя и отрицательная.
Итак, состояние тоhу переходит в теhом – состояние рвущейся во все стороны праматерии, на которую наложена сдерживающая сила хошэх. Результат: мощь тьмы (тоhу) остановила праматерию, и теhом (бездна, пучина) стала hа маим – «водами» мира, о которых упоминается в конце фразы.
Вода – символ изменения, непостоянства, текучести, нестабильности и олицетворяет изменяемость мира.
Вэ руах Элоhим мерахефет аль пней hа маим.
Ис. 45. 7: «Я образую (формирую) свет и творю (делаю) тьму», то есть свет и тьма – из одного высшего источника. Свет есть в Боге до творения. Состояние тьмы – начальный этап формирования материи. В первую половину первого дня тьма действовала без света и сделала свое дело. Она предварила выход света в мир, но по замыслу Бога не исчезла, а пребывает в мире вместе со светом (отделил свет от тьмы). Свет (ор) и тьма (хошэх) – антонимы. Свет – то, что вырывается на свободу, освобождается. Для сравнения, созвучные слова – херут – свобода, хивер – предельная белизна. Наличие света означает пробуждение к развитию, росту. Тьма – то, что ограничивает, сдерживает, препятствует, останавливает, гасит. Тьма и свет – два начала творения, действующие с разных сторон, но каждое из них играет свою роль в процессе творения.
Быт. 1. 3-5
И сказал Бог (вайомер Элогим): пусть станет свет (ор)… И увидел Бог свет, что он хорош (тов), и разделил (вайавдаль) Бог между светом и тьмой. И назвал (вайкра ла) Бог свет днем (иом), а тьму ночью (лайла). И был вечер (эрев), и было утро (бокер): день (иом) один.
Есть две теории света: волновая и корпускулярная, обе являются правильными, то есть у света две природы, и можно говорить в целом о начале электромагнитных колебаний.
Йомер – всегда сказал кому-то и означает повеление, и требующее немедленного исполнения. Кому в данном случае это говорится? В каком-то смысле земле, так как свет появляется в материальном мире.
Тов – хорош. Хорошо, добро, благо – категории нравственные, то есть свет стал таким, каким должен был стать, соответствующим замыслу и воле Божьей. Каждое творение является основой для последующего творческого акта, и в этом же смысле каждое последующее творение ущемляет, до определенной степени отменяет предыдущее. Свет ущемляет тьму. И это – тов, хорошо. Осуществление и разделение – две стадии процесса творения и его общая схема. Бог увидел, что свет мира, отменяющий тьму, тов, хорош, и поэтому разделил(вайавдаль)между светом и тьмой.Свет в мире не уничтожает тьму, но разделяет. Вайавдаль – не механическое разделение и не означает противопоставления одного другому, а назначение соответствующей функции для одного и для другого. У света есть способность возрастания и убывания. Свет приходит и уходит, уступая место тьме.
Тьма и свет есть в мире, но не для борьбы между собой. У каждого – своя сфера. Тьма есть в мире. Мир выстроен постепенно, не сразу. Состояние тоhу ва воhу сотворено, потомпроисходили изменения. Мир создан не на уничтожение тьмы, а на прохождение света во тьме (Ср: свет во тьме светит, и тьма не объяла его(Ин. 1. 5). Тьма не существует вместе со светом, но свет не уничтожает тьму. Сосуществование света и тьмы – процесс прибывания и убывания.
И назвал (вайкра ла) Бог свет днем, а тьму ночью (ст. 5). Это не наречение нового имени (вайкра эт), а добавление функции, то есть Бог назначил свету исполнять функцию дня, а тьме – функцию ночи.
День (иом) – пора жизни. Ночь (лайла) – когда все сворачивается (луль), то есть значение слов не временное, а прилива и отлива света, подъема и спада жизни, активности и пассивности. Мир в целом – приливно-отливный процесс, заложенный в первом дне творения.
И был вечер(эрев), и было утро(бокер): день один.
Эрев – от арав: это когда все вещи смешиваются, сливаются в одно. Бокер – когда все вещи вырываются на свет, обретают свое лицо. Первое предшествует второму. Вечер и ночь – время темноты – преддверие к выходу на свет и глобально, и каждодневно.
Здесь дать толкование святителя Филарета.
Второй день
Быт. 1. 6-8
Вайомер – всегда сказал кому-то. В данном случае обращение к свету, благодаря которому формируется ракиа.
На пути первозданного света устанавливается некая преграда. Формируясь под воздействием света, ракиа (верхние слои атмосферы, озоновый слой) является одновременно фильтром для излучений, поступающих на землю и теплорегулятором для поверхности земли. Ракиа появляется среди воды, причем разделяет ее так, что часть ее остается под ней, а часть – над ней.
И стало кен (так), то есть так, как есть сейчас. Кен – то, что не изменяется. Нету ки тов – это хорошо: здесь только начало процесса, он еще не завершен.
На греческий язык слово ракиа переведено sterέωma.
И назвал (вайкра ла) Бог твердь небом.
Третий день
Быт. 1.9-13
Соберутся – йкаву, буквально означает «течь вниз», это стремление течь и собираться в одно место.
И назвал (вайкра ла) Бог сушу (ракиа) землей (арец)... Термины шамаим и арец проходят определенную эволюцию, постепенно сужаясь. В начале творения арец – вся материя, весь материальный мир, а шамаим – другое измерение, ангельский мир. Во второй день понятие неба сужается до ракиа, атмосферных слоев, и соответственно понятие арец – до одной планеты. В третий день после оседания воды арец еще более ущемляется – это незатопленные участки поверхности планеты. Обитель, выделенная для жизни, ограничивается двумя твердями – небесной (второго дня) и земной (третьего дня).
Земле повелевается произрастить | Земля произрастила |
Тадше (да отравянится) | Тоце (вывела из себя) |
дешэ – однолетняя трава | дешэ |
эсев мадриа зера – многолетняя трава | эсев мадриа зера леминэху – многолетняя трава по роду ее |
эц (дерево) при (плод) осэ при (делающее плод) лемино (по роду его) ашер заро бо (семя в нем) аль hа арец (на земле) | эц осэ при (дерево, делающее плод) ашер заро (семя в нем) леминэhу (по роду его) |
Таким образом, земля вывела дерево, делающее плод. Замысел Бога был иной. Земля по-своему преломляет повеление Бога, но тем самым не нарушается не только всемогущество Бога, но даже Его конкретное повеление. Бог творит не отдельные предметы, вещи или частицы, а меры и законы. Воля Божья в свою очередь направлена не на подавление, а на раскрытие свойств творений, особенно воли человека. Земля преломляет повеление Бога, показывая, что она – не простой набор химических элементов, а субъект творения, что она тоже в какой-то степени живое существо, живущее своей жизнью по заданным ей законам и носительница этих законов. Предыдущее творение со своими законами является фундаментом, базой для последующего творения, и последующее творение совершается на основании уже существующих законов, подчиняясь им, вписываясь в них, но не отменяя их. Земля по-своему преломляет повеление Божье, и это – тов, хорошо; это соответствует замыслу Бога.
Закон жизни лемино (по роду)
Жизнь строится по тем законам, которые заложены Богом в творении. Каждый биологический вид воспроизводит строго самого себя. Этот закон настолько силен, что даже искусственное скрещивание не дает появление новых видов. Издревле люди скрещивали лошадей и ослов, но мулы и лошаки, получаемые через это скрещивание и имеющие определенные преимущества, не воспроизводят самих себя и не являются таким образом самостоятельными видами. Таким образом скрещивание является нарушением закона лемино.
Этот закон существует и для человека и имеет значение родословной линии, генеалогии. В Ветхом Завете, где позволялось многоженство, наложничество и в целом отношение к случайным связям было очень терпимое, было два случая, за которые предписывалась смертная казнь: связь с замужней женщиной или с обрученной девицей. Первая является продолжательницей рода своего мужа, вторая – потенциальной продолжательницей рода своего жениха. В результате такой связи чужое семя попадает в род, – это нарушение закона лемино и непризнание права рода и соответственно права жизни за другим человеком. Кто не признает право жизни за другим человеком, тот лишается его сам.
Четвертый день
Бытие 1
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.
Мэот – не свет и не источник света, а то, что излучает свет, получая его извне, из светоносного источника. Меорот – усл. светила – соединение света с небесными телами. Меорот управляют физическим временем.
Да будут светила на тверди небесной, – эти слова надо понимать в контексте речи. Надо понимать эти слова не как творение светил в собственном смысле этого слова, а как указание на роль тверди небесной. Можно предположительно говорить о том, что в предыдущий день светила, существуя, не были видны с поверхности земли.
Во второй день создана ракиа посреди воды и воды. В третий день вода, которая под твердью, собралась на поверхность земли. О воде, которая над твердью, ничего больше не говорилось. Теперь эта вода покидает поверхность ракиа, и светила становятся видны с поверхности земли.
Твердь небесная – регулятор поступления света на землю. Светясь преломленным светом, она не пропускает днем свет звезд, они не видны.
Фраза для знамений обозначает естественные природные закономерности (ср. Мф. ), и наивно в ней искать библейское обоснование астрологии.
Бытие 1
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.
19 И был вечер, и было утро: день четвертый.
Ст. 16. Создал – аса. Светила великие – по значимости для земли.
Пятый день
Бытие 1
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.]
Йишрецу hа маим шерец нефеш хая.
Да воскишат воды кишащими – душой живой.
Хая – жизненность, жизненная энергия, заряжающая жизнью тело, делающая его живым существом, обладающим чувством жизни, знающим жизнь в себе, ее динамику. Хая – жизненное движение и жизненное наполнение, способное избирательно воспринимать хорошее, полезное, приятное и отталкивать вредное и неприятное. Хая само по себе – динамическое побуждение жить, желание обладать благом жизни как таковой и стремление к большему обретению и сохранению блага жизни.
Нефеш – усл. душа, то, что каждое живое существо осознает в себе как центр себя, благодаря чему сознает себя единым со своим телом, целостным и оторванным от всего остального. Нефеш связано с нафаш – вырваться, отделиться, оторваться. В отличие от растений, корнями крепко связанных с почвой, живое существо оторвано от земли и обладает хотя бы относительной свободой проживания. В нефеш есть это сознание оторванности, отделенности – составная часть сознания я.
Нефеш хая – усл. душа живая. В отличие от растений она живет еще душевной жизнью, чувством я, желает и не может не желать блага себе, стремиться к увеличению наслаждения жизнью в я и избегать страданий в жизни. В этом основополагающем желании и стремлении я живого существа – движущий мотив его жизни.
Шерец – наименьшее, (низшие виды) обладают обладает нефеш хая, – мелкая кишащая тварь, которая бегает (рац), обладает независимым движением (насекомые, земноводные, рыбы).
Бытие 1
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.
В ст. 21 глагол бара.
Танниним hа гдолим – тоже самое гдолим используется в повествовании четвертого дня о солнце и луне. Таннин – загадочное слово, трудное для перевода.
И благословил(йиварэх) их Бог, говоря(лемор): плодитесь и размножайтесь(пру у рву)…
Понятие браха (благословения) обозначает наложение закона и соответствующего влечения жизни, передачу силы для размножения.
Лемор – говоря – от слова амар указывает на необходимость незамедлительного и безоговорочного исполнения благословения.
Плодитесь и размножайтесь…По-русски синонимы. По-еврейски пру обозначает акт размножения, а рву – заботу о потомстве.
Та материя, посредством которой совершается творение, становится средой обитания. Творение пятого дня совершается посредством воды, и она становится средой –обитания существ, объединяемых понятием шерец. Творение птиц отдельный творческий акт.
Быт. 1. 24. И сказал Бог: да произведет земля душу живую(нефеш хая)по роду ее(лемино), скотов(беhема), и гадов, и зверей земных(хайто эрец)по роду их.
Беhема (по русскому переводу скоты) – особая группа живых существ. Беhема – производное от бама – высота, подставка, подножие, на которое человек может опереться. Беhема – те виды, которые предназначены быть поддержкой человеку, независимо от того, изначально они таковы или одомашнены. Они призваны облегчать труд человека. В каком-то смысле человек обретает свой облик, опираясь на беhема, привязанных к нему не дрессировкой, а устройством нефеш хая. Подробнее об этом во второй главе.
Бытие 1
25 И создал(аса) Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
Здесь речь идет о творении новых форм мехешхая, соответственно живая душа получила благословение в пятый день.
Творение человека
Быт. 1. 26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Вайомер Элогим: наасе (сделаем) адам (человека) бе цальмену ки дмутейну (в образе нашем как подобие наше)…
Целем – образ. Созвучные слова – цель – тень, проекция, отпечаток, отображение; цемель – символ. Тень – это двухмерное отображение трехмерного, и можно сказать, что человек – проекция, отпечаток Творца в материальном мире.
Дмут – подобие. Да владычествуют – йирду. Рада означает властвовать, управлять, но не деспотию, а регентство, партнерство, иначе животный мир выходит из подчинения человеку. Другое значение этого слова – спускаться. Любая власть обозначает ответственность за подчиненных.
Ст. 27. И сотворил (вайвра) Бог человека в образе его (бе цальмо), в образе Бога (бе целем Элогим) сотворил (бара) его, мужчиной и женщиной (захар у некева) сотворил их (бара отам).
В этой фразе трижды используется глагол бара.
Адам родственно слову дома – уподобление.
Осуществление отличается от замысла. Человек замышлялся в образе и как подобие Бога, а сотворен в двух образах: его, то есть самого человека, и в образе Бога.
Образ Бога выражается в разуме, свободной воле, бессмертии (разлучение души от тела является временным и ненормальным состоянием с точки зрения творения), неодносоставности человека (вне зависимости от того, придерживаемся ли мы дихотомии или трихотомии). Подобие же как бы потенциально заложено в человека и выражается в максимальном развитии образа.
Бара отам – сотворил именно их, мужчину и женщину. Мнение о том, что первозданный человек был двуполым, не имеет серьезных оснований в библейском тексте.
Ст. 28. И благословил (вайварэх) их Бог, и сказал им Бог: давайте плод (пру), множьтесь (рву), наполняйте землю (мильту эт hа арец), и ее покоряйте (хившуhа), и владычествуйте (рду) над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
В этом благословении на человека накладываются следующие задачи:
1) пру – закон брака;
2) рву – забота о детях и их воспитание. Дети – как бы продолжение плоти, продолжение жизни родителей. Родители отпечатываются в детях. И не только телесно. Человек – неодносоставное существо (подробнее об этом будет сказано по седьмому стиху второй главы). Детям передаются не только телесные, но и духовные свойства родителей. Соответствующим образом в детях отражаются как достоинства, так и недостатки родителей, причем иногда в многократной форме, поэтому для полноценности рода оба родителя должны быть на высоком нравственном и духовном уровне, воспитывая детей не только и не столько строгостью, а личным примером;
3) наполняйте землю – благословение человеческого общества. Человеческое общество возможно лишь там, где есть много семей. Таким образом семья является основой общества;
4) обладайте. Каждый человек имеет право на кусок земли.
Стт. 29-30. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Первоначальная пища человека – растительная. Первозданный человек был настолько близок к природе, что ему запрещено убивать животных. Но нельзя впадать в другую крайность, утверждая, что и звери жили по другим биологическим законам. Именно всем зверям, а не «каждому зверю» дал Я всю зелень травную в пищу. Здесь говорится лишь о той обычной закономерности, что животный мир живет за счет мира растительного. (Хищники живут, поедая плоть других животных, а те в свою очередь питаются растениями.)
Еще одна трудность – слова «всякую траву» в смысле ядовитых растений. Видимо, ядовитыми растения бывают для человека под грехом. Для первозданного человека таковых, возможно, и не существовало, как и для человека, вышедшего из-под власти греха (Мк. 16. 18).
Ст. 31. И увидел Бог все, что Он создал (аса), и вот, хорошо весьма (тов меод).
Меод – предельная степень. Здесь показывается особая красота завершенного творения мира. Слово меод состоит из тех же букв, что и адам. Здесь можно видеть как бы намек на то, что мир особенно хорош с человеком.
Шестой и седьмой дни особо выделяются в творении. В тексте они обозначены определенным артиклем.
Гл. 2, ст. 1. Так совершены небо и земля и все воинство их (ве коль цеваам).
Корень цава значит служба. Каждое творение как бы самим своим существованием служит Богу, и каждое на своем месте. Это относится среди прочего и к человеку как к разумному существу, задачей которого является сознательное служение Богу, и каждого человека на своем месте, в своем чине.
Слово воинство – лишь один из возможных вариантов перевода слова цеваам. Слово обозначает порядок, строй, чин. Все в мире упорядочено, отделено, индивидуализировано начиная с устройства вселенной и оканчивая самой мелкой тварью. В греческом тексте это слово переведено κόσμος, а в славянском – ўкрашeніе.
Ст. 2. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
Совершил – мелахто от слова малаха, созидательная деятельность, но не труд (авода). Переводя эту фразу на язык Догматического богословия, можно сказать, что Бог не совершает в седьмой день новых творческих актов, но не прекращает попечения о творении.
Почил – йишбот. Буквально – расставил вещи на место. Это касается не только порядка в материальном мире, но и взаимосвязи с духовным миром. Отсюда заповедь о покое субботы, которая и означает попечение о душе, об установлении внутри человека правильного соотношения материального и духовного.
Ст. 3 (букв.) И благословил (вайеварах) Бог седьмой день, и освятил (кадеш), ибо почил (шабат) от всей созидательной работы (мелахто), которую сотворил (бара) Бог чтобы делать (лаасот).
В библеистике всех времен, всегда велась полемика относительно продолжительности дней творения. Выше уже было замечено, что слово иом имеет не временной оттенок, а деятельный. Свято веря во всемогущество Божие, стоит, видимо все-таки говорить о днях творения как периодах. Это мнение подтверждается тем, что седьмой день продолжается и поныне. Но этот вопрос не вероучительный, и здесь может иметь место полемика.
Глава 2
С четвертого стиха начинается новый раздел, то есть здесь фактическое начало второй главы.
Трудно дать однозначное объяснение разнице повествований первой и второй глав. Следует заметить, что первая глава является геоцентрической, акцентируя внимание на творении мира и человека в частности. Вторая глава является антропоцентрической, концентрируя внимание на человеке и оттеняя творение остального мира, описывая его в контексте творения человека.
Другой вариант толкования следующий (с еврейскими терминами): в первой главе описывается творение на уровне бриа (от бара) – общего замысла, во второй – на уровне иецира (от иацар) – формирования, осуществления замысла, идущего, в обратном порядке от земли к небу (ст. 4). Такого толкования придерживался в частности святитель Иоанн Златоуст, не выражаясь, конечно, еврейскими терминами. Здесь каждый волен принимать любое толкование.
Ст. 4. Вот происхождение – эле толедот, буквально эти порождения. Эле – всегда то, что нацелено вперед. Эле – не те, которые были, а которые будут. Это начало повествования о творении, а не его подытоживание (нет слова hине – «вот» в прошедшей форме).
«при сотворении их» – бе hибарам – указывает на пассивную роль неба и земли, то есть они творятся, причем сначала земля, а потом небо.
Остальное представляет трудность для истолкования, так как здесь встречается форма будущего времени.
Ст. 7. Афар мин hа адама – из праха земного. Афар – пыль, тонкий покров, летучая, худшая часть земли, прах.
Создал – иацар, сформировал, «вылепил». Здесь нет противоречия с 27м стихом первой главы. Там повествуется о творении человека как единовременном акте, а здесь рассказывается последовательно.
Вайипах бе апав нишмат хаим, – вдохнул в его лицо дыхание жизней. В человеке два начала, две души: нефеш, выведенная землей, и нешама, дыхание Бога, выводимая Богом. Нешама – высшее начало в человеке, связывающее его с Богом. Для человека полнота жизни – жизнь нешама. Добро, исполнение закона увеличивает ее, а зло и нарушение закона уменьшает, сводя человека к жизни нефеш. Внешне она проявляется в одухотворенности человека.
Апав от апаим – лицо, вбирающее в себя мир, а не обращенное к миру (паним).
Вейhи hа адам ле нефеш хая, – и стал человек душею живою. Нефеш хая есть и у животных, и для них это полнота жизни. Если человек не живет жизнью нешама, он опускается до животного. Но если для животных нефеш является нормой, законом, то человек без нешама противозаконен, мертв и олицетворяет зло. Таким образом жизненность человека не от земли, а от Бога. И сама биологическая жизнь нефеш человека обусловлена жизнью нешама.
Стт. 10-14. В этом разделе ориентировочно указано положение рая по наименованиям рек. Четвертая, последняя река носит современное наименование Евфрат. Относительно третьей реки Хиддекель сделано настолько ясное уточнение она протекает пред Ассириею, что в Септуагинте это название перевели Тигр. Относительно других рек существуют различные другие предположения.
Стт. 8 и 15. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (относительно земли обетованной), и поместил там человека, которого создал. И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
Значит, человек создан вне рая. Поселение человека в раю – благодеяние для него. Возделывать его и хранить его, – по-еврейски леавда улешама, – возделывать ее и хранить ее. Возникает вопрос: кого ее? Слово «сад» (ган) мужского рода. Почву (адама)? – бессмысленно.
К древней литературе нельзя применять современные критерии или литературные требования. В библейской традиции, как и вообще в древней литературе обычным является переход с одной тематики на другую с последующим возвращением к прежней теме. Стих 15 возвращает нас к стиху 7 и говорит о хранении души (нешама). Сад Едемский является таким образом местом возделывания и хранения души.
Ст. 9. Эц hа хаим – дерево жизни.
Эц hа даат (познание) тов (добро, хорошо, благо) ва ра (и зло).
Даат – познание не рационалистическое, не интеллектуальное, а опытное. Это глубинный интимный процесс взаимопроникновения и таинственного соединения. Даат тов ва ра обозначает взаимопроникновение добра и зла, когда добро спутано со злом. Смысл наименования дерева в свете последующей заповеди означает, что с момента вкушения плода человек станет взаимопроникновением, смесью добра и зла. Это слово несет еще ряд смысловых нагрузок. У пророка Исаии при перечислении семи даров Святого Духа это слово переведено как дух ведения (Ис. 11. 2), то есть не простого знания, а проникновения в тайны Божьи. Это же слово обозначает первую супружескую связь.
Ра – понятие, противоположное тов. Это то, что ломает, разрушает.
Следует заметить, что определенный артикль ставится перед тем словом, на которое делается акцент. Здесь он стоит перед словом даат. Таким образом можно дать более точный перевод: дерево познания: добро и зло, и человеку еще в раю предлагается два пути – жизни и смерти.
Среди рая находилось именно дерево жизни.
Стт. 16-17: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
–Буквально от всякого дерева в саду ты едя ешь (ахоль тохэль). Смысл следующий: ешь же, обязательно ешь, ешь в изобилии.
Смертью умрешь (мот тамут). Мот – смерть; тамут – смертность. Акила переводит эту фразу: станешь смертным.
Стт. 19-20. Наречение имен животным
Наречение имен животным – продолжающийся процесс творения человека. Это означает прежде всего формирование психики, которая формируется на основе союза с животным миром, создание человеческого языка. Но ни один из видов не был равен человеку по достоинству, в том числе и беhема, упоминаемые здесь.