Изъятие церковных ценностей и вскрытие мощей святых
В 1922 г. по всей Советской России, а значит и Беларуси проводится кампания по конфискации церковных ценностей. Относительно этих событий существуют две точки зрения:
1. Изъятие – это вынужденная мера, для борьбы с голодом, который охватил страну в 1921-1922 гг. Предполагалось, что конфискованные ценности будут пущены на закупку продовольствия;
2. Голод – это лишь повод или, в лучшем случае, второстепенная причина. На самом деле, большевики стремились укрепить свое финансовое положение, создать золотой запас.
Юридически решения о начале изъятия было оформлено специальным декретом ВЦИК. Аналогичное решение принимается на заседании ЦИК ССРБ. Проведение кампании было возложено сразу на несколько структур: Комиссия помощи голодающим, Народный комиссариат финансов, партийные органы и Государственное Политическое Управление (ГПУ).
В БССР руководителем этой кампании был назначен А. Червяков (в то время председатель ЦИК). Накануне изъятия власти потребовали, чтобы верующие предоставили инвентарные описи имущества. Естественно, верующие в массовом порядке занимались фальсификацией этих описей. Как результат, были представлены неполные списки. Кроме того, буквально за несколько дней до изъятия власти пригласили на встречу представителей духовенства, и потребовали, чтобы духовенство не только не сопротивлялось, но и оказало всевозможную помощь при изъятии. Представители православной церкви, иудеи и протестанты согласились с этим требованием. При этом протестанты сразу заявили, что у них вообще нет никаких ценностей. Православные согласились, но поставили условие сохранить в церквях сакраментальные предметы, т.е. особо почитаемые верующими. Что касается католиков, то они ответили категорическим отказом. Позиция католиков объяснялась следующим образом: во-первых, им оказывалась поддержка со стороны Ватикана и мирового сообщества; во-вторых, для католиков намного ближе, чем для православных такое понятие как «священное право частной собственности».
Все католические приходы получили циркуляры архиепископа Яна Цепляка, в которых он категорически потребовал ценности не отдавать. Буквально накануне изъятия ГПУ проводило аресты. Так, в Минске были арестованы более 10 человек. Первоначальный приговор был достаточно суровый – расстрел, но впоследствии был смягчен. Ксендзы получили сроки от 3 до 5 лет, остальные отделались незначительными сроками.
Тем временем, в конце апреля - начале мая начался процесс изъятия. В первую очередь, ценности изымались в иудейских синагогах, во вторую, в православных храмах, и только после этого в католических костелах. В абсолютном большинстве случаев все проходило тихо и без конфликтов. В случае с православными один инцидент был зафиксирован в Мозырском уезде Буйновичской волости. Именно там священник был арестован, а толпу возмущенных верующих кавалеристы разогнали нагайками. В случае с православными церквями, абсолютное большинство духовенства пошло на сотрудничество. Более того, воззвание Минского епископа Мельхиседека было опубликовано в советской прессе. Тоже самое сделали епископ Могилевский и Гомельский Константин. Однако, эти заслуги перед советской властью впоследствии не были учтены и уже после завершения кампании в 1922-1923гг. прокатилась волна арестов. Арестованных священников обвиняли в сокрытии церковных ценностей.
Максимальные трудности возникли в ходе изъятия в костелах. Духовенство отказалось провести разъяснительную работу среди верующих. Более того, они наоборот настраивали прихожан против изъятия. Поэтому в большинстве костелов власти столкнулись с сопротивлением пассивной или активной формы. В первом случае прихожане закрывали костел и отказывались выдавать ключи. Поэтому в ходе изъятия пришлось взламывать двери. Во втором случае верующие нередко вступали в прямой конфликт с властью. Так было в Гомеле, Витебске и Минске. Все участники сопротивления были арестованы.
Дальнейшая судьба ценностей была различна. Часть передали в Гохран, другую часть распределили по музеям, третью часть вернули верующим т.к. они не содержали драгметаллов. В результате экспертизы было установлено, что некоторые предметы, заявленные как серебреные, оказались сделанными из других менее ценных металлов. Более того, часть сакраментальных предметов была временно оставлена в храмах. Вместе с церковными предметами, конфискации подлежали и деньги. Сопротивление изъятию в Беларуси не носило ожесточенный характер. В России эти события нередко заканчивались перестрелкой. Типичный пример, расстрел прихожан в г. Шуя.
Кампания по вскрытию мощей святых была так же проведена в 1922 г. Однако первое решение о необходимости вскрытия мощей принято в 1919 г. Юридически его оформление в 1920 г. Но практические мероприятия стали проводить в 1922 г. В Беларуси вскрытия были проведены в г. Полоцке. В первую очередь – это мощи св. Е. Полоцкой и св. А. Боболи. Для вскрытия привлекались специалисты в области судебно-медицинской экспертизы. После вскрытия мощи отправлялись на атеистическую выставку. При этом с мощами А. Боболи опять случился международный скандал. В адрес советской власти посыпались протесты со стороны Ватикана. Большевики были вынуждены пойти на уступки, и передали мощи А. Боболи руководству католической церкви, т.е. Ватикану.